Опубликовано: 23.02.2021 г.
Автор: Ковалева Анастасия Николаевна,
Концертмейстер, педагог,
МБУДО НГДМШ им. П. И. Чайковского,
Великий Новгород
Цели:
- познакомить детей с понятиями мажор и минор
- различать разные эмоции в музыке
- сопоставить разные эмоции в музыки и в жизни, обсудить их необходимость.
Возраст детей на занятии: 5-6 лет.
Технологии, применяемые в ходе занятия: ТРИЗ
Необходимый материал для проведения занятия: устройство для слушания музыки, музыкальные треки по теме урока.
Ход занятия
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами совершим путешествие в мир музыки и постараемся понять – как устроена жизнь музыкальных звуков. Чтобы путешествие прошло удачно, нам нужно внимательно слушать, смело размышлять и высказывать свои идеи. Вы готовы быть такими путешественниками? Тогда отправляемся в мир музыки.
Сейчас мы с вами перенесемся в лес и послушаем «Ёжика» (слушание - Кабалевский «Ёжик»). Какой ёжик был перед нами? Колючий? А в каком он настроении? Как думаете, это молодой ёжик или ёжик-старичок? (Дискуссия про услышанное музыкальное произведение). Запомнили ёжика?
А сейчас перенесемся в комнату девочки – у девочки заболела кукла. Послушаем (слушание – Чайковский «Болезнь куклы»). Какую куклу вы представили? А какое настроение у её хозяйки? А у вас бывали похожие ситуации? А какое было настроение?
Ребята, давайте вспомним ёжика. Ёжик и кукла – совершенно разные. Музыка изобразила нам разных героев, вызвала у нас разные эмоции и мысли. Как интересно! Почему так получается? Дело в том, что музыкальные звуки между собой ладят. Прямо, как люди в жизни, - мы тоже с вами ладим (живем, знакомимся, помогаем друг другу, что-то рассказываем). Звуки, как и люди, ладят по-разному. Иногда у них это получается весело, радостно, бодро. И такой лад в музыке называется МАЖОР. А в других случаях звуки ладят грустно, тревожно. И такой лад называется МИНОР.
Далее педагог дискутирует с детьми, задавая вопросы, например: «Как думаете, ёжика к какому ладу можно отнести?» (к мажору). «А куклу?» (минор).
«А в своей жизни как вам нравится ладить с людьми?» (выслушать ответы детей). «Мы стараемся сохранять хорошее радостное настроение, быть энергичными. А давайте представим, что звуки тоже решили ладить только в мажоре…То есть звучит всегда только веселая, радостная музыка. Представили? Как думаете, может и не нужна музыка в миноре?» (Ответы детей).
В итоге дискуссии сделать вывод, что в музыке важен и мажор, и минор. Звуки по-разному ладят и поэтому отражают разные настроения из жизни человека, разные события, а это очень интересно и ценно.