Опубликовано: 23.02.2021 г.
Автор: Иванова Ирина Викторовна,
воспитатель,
МАДОУ «Детский сад «ПАРМА» г. Перми
Содержание технологической карты
- Аннотация для родителей
Самая распространенная в мире игрушка – это кукла – знак человека, его игровой образ-символ. В этой роли она фокусирует время, историю культуры, историю страны и народа, отражая их движение и развитие. Кукла – это уникальный способ познания жизни и для тех, кто ее создает, и для тех, кто с ней общается. Известно множество технологий изготовления куклы (от древних до новейших). Однако в этой цепочке технологий не устарела традиционная лоскутная кукла.
В давние времена тряпичные куклы делали как обереги, ритуальные и обрядовые символы. Люди верили, что куклы способны защитить, отвести беду, вылечить болезни, избавить от бессонницы, помочь вырастить богатый урожай, привлечь в дом счастье. В процессе изготовления лоскутных куколок не использовали ни ножниц, ни иголок. Детали кукол их костюма не сшивали, а связывали между собой, приматывали, свивали, скручивали, сплетали.
Раньше маленьких детей туго укутывали в пеленочку – пеленали. Отсюда и пошло название «пеленашка». Малыша называли пеленашкой, и тряпичную куколку, которую клали в колыбель или люльку, где он спал, тоже называли пеленашкой. Уже в 3-4 года дети учились мастерить куклу-пеленашку из старых тряпочек, полотенец, платков или пеленочек. Причем это с равным интересом и успехом делали как девочки, так и мальчики.
- Цель: формирование умения создавать куклу-пеленашку из лоскутков.
- Количество часов: 3 встречи по 30 мин 1 раз в неделю.
- Максимальное количество участников: 10
- Перечень материалов и оборудования: прямоугольные лоскуты для скрутки туловища куклы, по два лоскута цветной ткани для платка и пеленки, прочные нитки для фиксации скрутки, тесьма или узкие ленточки для обвязывания пеленашки.
- Предполагаемый результат: умение создавать из лоскутков ткани куклу-пеленашку.
№ п/п и тема |
Задачи встречи |
Содержание встречи |
1. «Россия – страна традиций» |
Знакомить детей с предметами быта русской избы. |
Посещение «Трогательного музея» в детском саду. Познакомить с некоторыми предметами быта русской избы (мебель, посуда, одежда, игрушки). Просмотр презентации «Русская изба» |
2. «Куклы из бабушкиного сундучка» |
Знакомство с обрядовой народной куклой. |
Тряпичная кукла как традиционная игрушка русского народа. Знакомство с разными видами тряпичных кукол-оберегов и их функциями. (Купавка, Десятиручка, Крупеничка, Веппская кукла) |
3. «Изготовление куклы-пеленашки» |
Научить детей мастерить традиционную народную куклу «Пеленашку», совершенствовать навыки работы с тканью и нитками. |
1. Туловище-основа. Берём прямоугольный лоскут светлой или любой другой ткани, туго сворачиваем трубочкой и связываем в двух местах как сноп (или обматываем по всей длине). Стараемся передать условные пропорции «голова-туловище». 2. Платок. Берём цветной лоскут (красный, пёстрый или любой другой) треугольной формы и надеваем на голову куколки: надвигаем на лоб, симметрично закладываем по бокам и фиксируем на шее узлом – спереди или сзади. 3. Пелёнка. Расстилаем на столе квадратный лоскут – это пелёнка. Сверху лицом вверх укладываем куклу-основу. 4. Пеленашка. Пеленаем куклу: сначала берём пеленку с одной стороны и укутываем один бочок куклы, направляя лоскут вниз; затем захватываем пелёнку с другой стороны и укладываем поверх первого слоя, укутываем второй бочок куклы, также направляя лоскут вниз; затем аккуратно расправляем пелёнку и поднимаем её вверх – укутываем ноги. Закрепляем концы пелёнки (сзади крест-накрест) и перевязываем красивой лентой, тесьмой, ниткой. |
- Список литературы:
- Зимина З.И. «Текстильные обрядовые куклы», М.2007 г.
- Лыкова И.А. Лоскутные куколки. Любимые игрушки своими руками. М.2009 г.