Опубликовано: 23.02.2021 г.
Авторы: Шутова Вера Григорьевна,
учитель начальных классов,
Горбунова Людмила Викторовна,
учитель начальных классов,
Крупская Бэлла Владимировна,
зам. директора по УВР,
МАОУ «Лицей № 58»,
г. Новоуральск
Учебные предметы:
- литературное чтение «Сказочные человечки»;
- риторика «Как мы говорим»;
- русский язык «Конструирование текстов».
- Класс: 2
Тип проекта: творческий
Планируемый результат:
- ученики, работая в группах, познакомятся с понятиями «портрет», «характер», «образ»;
- отберут материал в тексте для составления характеристики героя;
- выяснят, как можно передать художественный образ героя;
- используя собранный материал, нарисуют портреты сказочных героев и напишут письма от имени сказочных героев;
- представят результаты работы в виде презентации и публикации (буклета);
- используя критерии оценок, оценят полученные результаты.
Дидактические цели:
- формировать навыки работы с авторским текстом;
- продолжить развитие творческого воображения, устной и письменной речи;
- развивать умения делиться полученной информацией с другими членами группы;
Основополагаюший вопрос:
Как можно передать художественный образ героя?
Методические задачи:
- познакомить с понятиями «портрет», «характер», «образ»;
- выяснить, как можно передать художественный образ героя;
- познакомить с несловесными средствами общения;
- отбирать материал в тексте для составления характеристики героя;
- сформулировать вывод о способах передачи образа героя;
- передать образ героя через составление текста в виде письма и рисование портрета;
- учиться давать адекватную оценку полученным результатам (как собственных, так и чужих).
Проблемные вопросы:
О чем нам может рассказать портрет?
|(группа «Юные художники»; отчёт в виде презентации)
Что может нам рассказать герой о себе в письме?
(группа «Юные писатели»; отчёт в виде публикации (буклет)
Сроки реализации:
Вводный урок -1 час (определение творческого названия проекта).
Самостоятельная работа учащихся в группах с дидактическим материалом -
12 академических часов (уроки по учебно-тематическому планированию).
Индивидуальные консультации и самостоятельная работа дома (создание портретов и писем,
оформление в виде презентации и публикации) - в течение работы над проектом.
Защита проектов на обобщающем уроке – 1 час.
Комплект дидактических материалов для учащихся 2 класса по теме: «Сказочные человечки»
Цель: развивать умение находить в тексте материал для создания художественного образа и передавать этот образ разными способами;
Задания для группы «Юные художники»
Цель:
- выясните, как можно передать литературный образ героя;
- передайте образ сказочного человечка через рисование портрета.
Задания:
1 Выясните значение слова «портрет», «характер», «образ»;.
- Прочитайте предлагаемые произведения.
- По ходу чтения собирайте материал для составления рассказа о герое:
- Как зовут героя? _____________________________________________
- Что означает его имя?_________________________________________
- Возраст_____________________________________________________
- Описание внешности_________________________________________
- Привычки и любимые занятия_________________________________
- Поступки___________________________________________________
- Характер____________________________________________________
- Как относится к своему герою автор?____________________________
- Вырази своё отношение к герою________________________________
- Подумайте, как можно в изображении любимого героя передать его характер?
Если будет трудно, обратитесь за помощью к учебнику риторики для 2 класса
нас.41-43.
- Нарисуйте портрет любимого героя, используя собранный материал.
- Выполненную работу представьте в виде презентации.
- Выполните самооценку своей работы по предложенным критериям.
Задания для группы «Юные писатели»
Цель:
- выясните, как можно передать литературный образ героя;
- передайте образ сказочного человечка, написав письмо от имени сказочного героя через рисование портрета.
Задания:
- Выясните значение слова «письмо», «портрет», «характер», «образ».
- Прочитайте предлагаемые произведения.
- По ходу чтения собирайте материал для составления рассказа о герое:
Как зовут героя? __________________________
Что означает его имя?_______________________
Возраст___________________________________
Описание внешности________________________
Привычки и любимые занятия________________
Поступки__________________________________
Характер__________________________________
Как относится к своему герою автор?___________
Вырази своё отношение к герою__________________
4.Используя собранный материал, напишите мини-сочинение о герое в форме письма ребятам о себе по данному началу:
Здравствуйте, ребята!
Давайте познакомимся. Меня зовут...
Я живу...
Я люблю...
Для помощи в работе используйте памятку № 1.
Памятка №1.
Как подготовиться к сочинению.
- Определи речевую ситуацию (с кем, зачем, о чём ты будешь говорить, писать).
- Уточни тему и основную мысль будущего текста.
- Отбери материал, необходимый для раскрытия темы; языковые средства, которые помогают убедить слушателей (читателей).
- Напиши сочинение на черновик. Не забывай, что каждая микротема - это новый абзац.
- Не забудь, что ты - автор сочинения, а автор всегда выражает своё отношение к тому, о чём рассказывает.
- Проверь свой черновик (знаки препинания, орфограммы).
- Перепиши работу на чистовик.
- Выполненную работу представьте в виде публикации (буклета)
- Выполните самооценку своей работы по предложенным критериям.
Отчёт группы «Юные писатели»
Послания сказочных человечков.
Наша задача:
- выяснить, как можно передать художественный образ героя,
- прочитать предлагаемые произведения и собрать материал о герое,
- написать письмо от имени сказочного героя,
- представить результаты работы в виде публикации (буклета).
Что мы сделали:
- познакомились с понятиями «портрет», «характер», «образ», «поступок», «письмо»;
- выяснили, как можно передать художественный образ героя;
- прочитали предложенные произведения;
- отобрали материал о сказочном герое;
- написали письмо от имени сказочного героя;
- представили результаты работы в виде публикации.
Что мы узнали:
Письмо - написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь.
Портрет -
- изображение человека на картине, фотографии, в скульптуре,
- описание внешности персонажа в литературном произведении.
Характер - совокупность основных, наиболее устойчивых психических и духовных качеств, свойств человека, которые проявляются в его поведении.
Поступок - намеренное действие человека.
Образ -
- вид, подобие, изображение.
- живое наглядное представление о ком(чём) - нибудь.
- в художественном произведении: тип, характер.
Художественный образ можно передать: музыкой, живописью, скульптурой, литературой.
Вывод; художественным словом можно создать образ героя.
Отчёт группы «Юные художники»
Галерея сказочных человечков.
«Портрет должен быть картиной и характеристикой лица»
Репин И. С.
Наша задача:
- выяснить, как можно передать художественный образ героя,
- прочитать предлагаемые произведения и собрать материал о герое,
- нарисовать портрет сказочного героя,
- представить результаты работы в виде презентации.
Что мы сделали:
- познакомились с понятиями «портрет», «характер», «образ», «поступок»;
- выяснили, как можно передать художественный образ героя;
- прочитали предложенные произведения;
- отобрали материал о сказочном герое;
- нарисовали портрет сказочного героя;
- представили результаты работы в виде презентации.
Что мы узнали:
Портрет -
- изображение человека на картине, фотографии, в скульптуре,
- описание внешности персонажа в литературном произведении.
Характер - совокупность основных, наиболее устойчивых психических и духовных качеств, свойств человека, которые проявляются в его поведении.
Поступок - намеренное действие человека.
Образ -
- вид, подобие, изображение.
- живое наглядное представление о ком(чём) - нибудь.
- в художественном произведении: тип, характер.
Художественный образ можно передать: музыкой, живописью, скульптурой, литературой.
Вывод; линиями и красками можно передать образ героя.
Литература:
- Ладыженская Т А., Никольская Р. И. Детская риторика в рассказах и рисунках 2 класс. М.: «Баллас», 1999.
- Ожегов С. И, Толковый словарь русского языка.
- М., 1999. Лапатухин М. С. Школьный толковый словарь русского языка. М.: «Просвещение»,1981.
- Сокольникова н. М. Краткий словарь художественных терминов. Обнинск «Титул», 1996
- Дж. Родари Приключения Чиполлино
- Толстой А.Н. Приключения Буратино
- Линдгрен А. Малыш и Карлсон, который живёт на крыше.