Опубликовано: 01.03.2021 г.
Автор: Нижегородова Наталия Валериевна,
воспитатель,
МДОУ д/с 109 Г. Рыбинск
Цель: обобщение представлений о потребностях человека.
Игровой реквизит: игровое поле, волчок со стрелками, конверты и игровые карточки с заданиями, аудиозапись музыкального сопровождения передачи «Что? Где? Когда?», аудиозапись песни «Из чего же..сделаны наши девчонки…», черный ящик, мольберт, магнитная доска и магниты, картинка – панно «Сова», призы для награждения команд.
Ход игры: на столе – игровом поле конверты с заданиями, юла и панно «Сова». Педагог - ведущий показывает детям панно и рассказывает, что эта птица является символом телевизионной передачи - игры.
- Как называется эта игра? («Что? Где? Когда?»)
- Почему символом игры выбрали именно «Сову»?» (Мудрая). На эту игру собираются игроки - знатоки. Вы тоже знаете много интересного, смогли бы вы стать участниками такой игры?
Звучит музыка из передачи «Что? Где? Когда?»
Предлагаю собрать 2 команды по 6 желающим принять участие в игре. Дети выбирают капитанов команд.
- Позвольте представить знатоков и капитанов команд. (Ведущий перечисляет участников игры).
Правила игры:
Капитан команды запускает юлу (стрелка показывает конверт с № задания).
Очки, заработанные командой, фиксируются фишками - магнитами на магнитной доске.
Перед каждым заданием звучит музыка «Дикая лошадь» из передачи «Что? Где? Когда?»
На обсуждение задания игрокам предоставляется время 1 минута (использовать часы), ответ можно озвучить и досрочно.
Ведущий озвучивает правильный ответ после ответа команды, в случае затруднения команды, отвечает капитан.
Задания в конвертах (по 5 для каждой команды):
- 1. «Блицтурнир» Отгадайте слово, оно может означать:
Дом, одежду, обувь, воду,
Свет, тепло и чистый воздух,
Телевизор, самокат, конфету-
Все нам в жизни нужно это!
Правильный ответ: «Потребности»
- «Блицтурнир» Что означает слово «потребности»?
Правильный ответ: Потребности – это то, без чего человек не сможет жить – человеку «надо» и то, что он желает иметь – «хочет»
- «Блицтурнир» Назовите, потребности человека, без которых он не можете жить?
Правильный ответ: «Физиологические потребности: воздух, пища, вода, тепло, сон, отдых, движение»
- «Блицтурнир» Назовите потребности, которые есть и у человека и у животного?
Правильный ответ: «Физиологические потребности: воздух, пища, вода, тепло, сон, отдых, движение»
- Приведите примеры «духовных потребностей»
Правильный ответ: потребность в познании окружающего мира, творчество, спорт, религия.
- Приведите примеры «социальных потребностей»?
Правильный ответ: труд, общение, любовь
- Динамическая пауза. «Черный ящик» Ассистент выносит черный ящик. В нем находятся картинки для задания: кукла, машинка, мяч, заколка для волос, инструменты для ремонта, пища…
Цель: уточнить гендерные различия потребностей
Ведущий предлагает детям встать врассыпную и поднятой вверх рукой обозначать свой положительный ответ: если эта потребность важна для девочек, руку поднимают девочки, для мальчиков - мальчики. Ассистент показывает картинки – потребности из черного ящика. Игроки руками обозначают ответ.
Правильный ответ: потребности для девочек и мальчиков неодинаковы.
- Музыкальная пауза.
Игрокам обеих команд предлагается исполнить танец «Из чего же…сделаны наши девчонки…»
Цель: уточнить гендерные различия потребностей
- «Черный ящик» Игра «Хочу и надо»
Цель: познакомить детей с многообразием потребностей и ограниченными возможностями, показать разницу между «хочу» и «надо».
Материал в черном ящике: карточки с изображением (дом, продукты питания, одежда, лекарства, велосипед, конфеты, кукла, телевизор, автомобиль, пианино, компьютер, собака); игровое поле в виде кругов: «хочу», «надо».
Ведущий: «Со знатоками играет педагог по математике (Ф.И.О.) Звучит видеовопрос. Внимание на экран:
« Участникам игры предлагается определить, к какому понятию относится изображенный на карточке предмет и приложить на соответствующее игровое поле. Ответ засчитывается при наличии обоснования».
Вариант игры с использованием диаграммы «Круги Эйлера». Понятие «хочу» и «надо» совмещаются: пианино для пианиста и компьютер для программиста – рабочий инструмент, собака – поводырь для слепого человека и специальный автомобиль для маломобильного человека – необходимость.
Правильный видеоответ: «надо» – дом, пища, одежда, лекарства; «хочу» - велосипед, конфета, кукла, телевизор; пианино для пианиста и компьютер для программиста – рабочий инструмент, собака – поводырь для слепого человека и специальный автомобиль для маломобильного человека – необходимость.
- Динамическая пауза. Игра «Что нельзя купить за деньги?»
Цель: уточнить представления детей о духовных потребностях (по аналогии с игрой «Съедобное - несъедобное»)
Ход: дети встают полукругом. Ведущий бросает мяч ребенку и проговаривает потребность, ребенок ловит мяч, если это «можно купить» или отбрасывает мяч, если это «нельзя купить»
Педагог: книга, конфеты, честность, телевизор, вежливость, здоровье, совесть, диван, доброта, дружба, милосердие, хлеб, смелость.
Правильный ответ: то, что нельзя купить за деньги – это духовные потребности, самое дорогое богатство человека, которое мы должны беречь и приумножать.
Рефлексия: Звучит музыка из передачи «Что? Где? Когда?».
Ведущий: Уважаемые знатоки, вы справились со всеми заданиями. Уверена, что вы провели время интересно и полезно. Большое спасибо всем участникам игры.
Звучит музыка из передачи «Что? Где? Когда?». Знатокам торжественно вручаются призы.