Опубликовано: 16.03.2021 г.
Автор: Твердохлеб Оксана Михайловна,
Педагог дополнительного образования,
МБУ ДО ЦДЮ “Созвездие” ДЮК “Ровесник”
Тип занятия – изучение нового материала, первичное применение и закрепление полученных знаний.
Цель: Освоение практических навыков аккомпанирования в музыкальном произведении.
Задачи занятия:
Обучающие:
-познакомить с жанром частушка;
-обучить новому приему аккомпанемента;
-продолжить формировать простейшие приемы игры;
Развивающие:
-развивать музыкальные способности;
-развивать интерес детей к занятиям музыкальным и исполнительским творчеством;
Воспитательные:
-формировать устойчивый интерес к самостоятельной деятельности;
-воспитывать усидчивость, трудолюбие, целеустремленность.
Ход занятия
- Организационный этап
- Здравствуйте, ребята! Проверьте все ли у вас на парте. Настроен ли инструмент?
Сегодня мы с вами научимся играть частушки.
- Актуализация ранее изученного материала. Проверка усвоения знаний предыдущего занятия
Начнем занятие с небольшого опроса.
- Из каких частей состоит гитара?
-Чем и на что делится гриф?
-Сколько струн у гитары? Какая сверху?
-Какие струны басовые?
-Сколько рабочих пальцев на обеих руках и как называются?
-А сейчас я буду назвать полное название аккорда. Ваша задача определить буквенные обозначения аккордов.
Игра «Проверь меня».
Один из участников игры называет аккорд, а другой должен поставить его на гитаре. Затем участники меняются ролями.
Перед тем как начать играть, сделаем разминку для рук.
Упражнение «ступеньки», выполняем под метроном.
- Изучение нового материала
- Давайте перейдем к теме урока.
Сегодня мы с вами разучим частушки.
Давайте вспомним с вами, что же такое частушки.
Частушки возникли в России в конце 60-х годов ХIХ в. А название произошло от того, что эти короткие песенки было принято петь очень быстро – скороговоркой, частить, т.е. часто проговаривать слова. Вот от сюда и возникло название – частушка.
Частушки всегда создаются и исполняются только на современные темы, на события, которые волнуют человека сегодня и сейчас, в данную минуту.
Самые первые частушки исполнялись только во время молодёжных вечеринок и сочинялись главным образом юношами. А главными героями первых частушек были парень и девушка. Большинство частушек тогда было посвящено теме любви. Затем стали сочинять частушки о солдатской жизни, о рабочих, о войне. Вот так, ребята, и возникли частушки на Руси.
Принято считать, что частушка - исконно русский народный жанр, которая провела с нашим народом всю его историю существования. Единственное место, где ее не принимали, и даже пробовали бороться - Донские земли. Казаки Были категорически против нее, считая ее песенкой некультурных, необразованных крестьян.
Частушки чаще поют под балалайку или гармонь. Но кто нам мешает спеть под гитару?
В русской традиции есть два варианта частушек – мажорные и минорные. Мажорные играются на трех мажорных аккордах, зажигательные плясовые./
A E H7 E
Минорные соответственно на минорных аккордах, более напевные, лирические и имеют ещё другое название – страдания.
Изначально это был плясовой цыганский наигрыш или цыганочка с выходом.
Цыганочка стала такой популярной, что стала бесконечной музыкальной темой для частушек, веселых частушек на минорных аккордах
Dm Am E Am
И так, для того чтоб нам сыграть частушку, нужно вспомнить аккорды и разучить ритмический рисунок.
В частушке всего 3 аккорда:
А Е Н7 Е
Давайте прибавим правую руку и разучим ритмический рисунок или простой бой. Посмотрите на схему:
V^V^ - это означает, что большим пальцем правой руки проводили по всем струнам вниз, а указательным пальцем по струнам снизу вверх.
Все вместе играем вниз верх вниз верх
Давайте сыграем. Вернемся к нашей частушке.
В частушках на каждый аккорд приходится 4 удара — V^V^
Берем аккорд А и начинаем играть V^V^ затем берем следующий аккорд Е
— V^V^, и так же на аккорде Н7
и Е и начинаем всё сначала с аккорда А. Играем под счет.
- Давайте попробуем сыграть частушку вместе со словами. Сначала будем просто проговаривать.
Для нашего занятия я специально выбрала частушку про гитару.
-Давайте все вместе споем частушку под собственный аккомпанемент.
Как нельзя исполнять частушку? Скучно, серо, монотонно. Частушка - это уже самостоятельный маленький праздник.
- А сейчас я раздам каждому по частушке, а вы попробуете по очереди их исполнить.
Даю немного времени на подготовку.
«Викторина»
Я буду задавать вам вопросы, каждый из которых будет начинаться словами “Верите ли вы что…”, а вы должны будете ответить: “Да” или “Нет”.
И так начинаем.
- Верите ли вы, что в частушке как бы объединились несколько фольклорных жанров? (Да, в них стихи лирической песни слились с афористичностью поговорки.)
- Верите ли вы, что частушки, исполняемые на гуляньях, назывались хороводными, на покосе – покосными, при сборе грибов – грибными? (Нет, частушки, исполняемые при сборе грибов, назывались лесными.)
- Верите ли вы, что скоморошина – это тоже частушка?(Да, в старину частушку называли по-разному: матаня, тараторка, проходная, прибаска и т. д.)
- Верите ли вы, что частушки возникли в мужской среде? (Да, первоначально собирались парни тесным кружком, и горланили частушки.)
Верите ли вы, что термин “частушка” появился в народе? (Нет, он был введен писателем Г. И. Успенским при характеристике народных стишков.)
- Верите ли вы, что этот жанр народного творчества не может петься с припевом? (Нет, некоторые частушки поются с припевом.)
- Верите ли вы, что в некоторых местах России частушки вообще не поются? (Да, частушки совершенно отсутствуют на Дону, так как. казаки пренебрежительно относились к Российским “лапотникам”, поэтому и не перенимали жанр частушки, да они и не нужны были, потому что в этот период у казаков гораздо выше, чем в Центральной России, была развита плясовая культура, заменявшая частушки.)
- Верители вы, что слово “частушка” вошла в словари многих языков без перевода? (Да, это слово, как и слово “самовар”, “матрешка” иноязычные словари не переводят.)
- Верите ли вы, что в “Словаре живого великорусского языка” В. И. Даля есть толкование этого слова? (Нет, тогда это понятие не существовало.)
- Верите ли вы, что во многих частушках отражается время ее создания и даже история страны? (Да, это так.)
- Заключительная часть. Подведение итогов занятия.
-Вам понравилось играть частушки?
Домашнее задание:
- Дома играть и петь частушку сначала медленно, затем ускоряйтесь. Используйте метроном, держите ритм.
- Попробуйте дома сочинить свою собственную частушку про наши занятия, про гитару, про соседа по парте.
Помните, в частушке чаще всего рифмуются 2 и 4 строчки. Написание частушки отличается простотой, лаконичностью и юмором. Частушка не требует высоких поэтических изысков, витиеватых образов и красивых строк. Она пишется по принципу :"о чем вижу, о том пою". Быстро, просто, не загружая восприятие зрителя сложными текстами.