0+



 

Опубликовано: 16.03.2021 г.

Автор: Твердохлеб Оксана Михайловна,
Педагог дополнительного образования,
МБУ ДО ЦДЮ “Созвездие” ДЮК “Ровесник”

Тип занятия – изучение нового материала, первичное применение и закрепление полученных  знаний.

 Цель:  Освоение практических  навыков аккомпанирования в музыкальном произведении.

Задачи занятия:

Обучающие:

-познакомить с жанром частушка;

-обучить новому приему аккомпанемента;

-продолжить формировать простейшие приемы игры;

Развивающие:

-развивать  музыкальные способности;

-развивать интерес детей к занятиям музыкальным и исполнительским творчеством;

Воспитательные:

-формировать устойчивый интерес к самостоятельной деятельности;

-воспитывать усидчивость, трудолюбие, целеустремленность.

 

Ход занятия

  1. Организационный этап

- Здравствуйте, ребята! Проверьте все ли у вас на парте. Настроен ли инструмент?

Сегодня мы с вами научимся играть частушки.

  1. Актуализация ранее изученного материала. Проверка усвоения знаний предыдущего занятия

Начнем занятие с небольшого опроса.

- Из каких частей состоит гитара?

 -Чем и на что делится гриф?

-Сколько струн у гитары? Какая сверху?

-Какие струны басовые?

-Сколько рабочих пальцев на обеих руках и как называются?

-А сейчас я буду назвать  полное название аккорда. Ваша задача определить буквенные обозначения аккордов.

Игра «Проверь меня».

Один из участников игры называет аккорд, а другой должен поставить его на гитаре. Затем участники меняются ролями.

Перед тем как начать  играть, сделаем разминку для рук.

Упражнение «ступеньки», выполняем под метроном.

  1. Изучение нового материала

- Давайте перейдем к теме урока.

Сегодня мы с вами разучим   частушки.

Давайте вспомним  с вами, что же такое частушки.

Частушки  возникли в России в конце 60-х годов ХIХ в. А название произошло  от  того,  что  эти  короткие  песенки  было  принято  петь  очень  быстро  –  скороговоркой,  частить,  т.е.  часто  проговаривать  слова.  Вот  от  сюда  и  возникло название – частушка.

Частушки всегда создаются и исполняются только на современные темы, на события, которые волнуют человека сегодня и сейчас, в данную минуту.

Самые первые частушки исполнялись только во время молодёжных вечеринок и сочинялись главным образом юношами. А главными героями первых частушек были парень и девушка. Большинство частушек тогда было посвящено теме любви. Затем стали сочинять частушки о солдатской жизни, о рабочих, о войне. Вот так, ребята, и возникли частушки на Руси.

Принято считать, что частушка - исконно русский народный жанр, которая провела с нашим народом всю его историю существования. Единственное место, где ее не принимали, и даже пробовали бороться - Донские земли. Казаки Были категорически против нее, считая ее песенкой некультурных, необразованных крестьян.
Частушки чаще поют под балалайку или гармонь. Но кто нам мешает спеть под гитару?
В русской традиции есть два варианта частушек – мажорные и минорные. Мажорные играются на трех мажорных аккордах, зажигательные плясовые./

                                  A   E  H7  E
Минорные соответственно на минорных аккордах, более напевные, лирические и имеют ещё другое название – страдания.

Изначально это был плясовой цыганский наигрыш или  цыганочка с выходом.

Цыганочка стала такой популярной, что стала бесконечной музыкальной темой для частушек, веселых частушек на минорных аккордах

                                 Dm  Am  E  Am   

И  так, для того чтоб нам сыграть частушку, нужно вспомнить аккорды и разучить ритмический рисунок.

В частушке всего 3 аккорда:

                       А    Е   Н7   Е

Давайте прибавим правую руку и  разучим ритмический рисунок или простой бой.  Посмотрите на схему:

V^V^  - это означает, что большим пальцем правой руки проводили по всем струнам вниз,  а указательным пальцем по струнам снизу вверх.

 Все вместе играем вниз верх вниз верх

Давайте сыграем. Вернемся к нашей частушке.

В частушках на каждый аккорд приходится 4 удара — V^V^

Берем аккорд  А  и начинаем играть V^V^ затем берем следующий аккорд  Е

— V^V^, и так же на аккорде Н7

 и  Е и начинаем всё сначала с аккорда  А.  Играем  под  счет.

 - Давайте   попробуем сыграть частушку вместе со словами. Сначала будем просто проговаривать.

Для нашего занятия я  специально выбрала частушку про гитару.

-Давайте все вместе споем частушку под собственный аккомпанемент.

Как нельзя исполнять частушку? Скучно, серо, монотонно. Частушка - это уже самостоятельный маленький праздник.

- А сейчас я раздам каждому по частушке, а вы попробуете по очереди их исполнить.

Даю немного времени на подготовку.

«Викторина»

Я буду задавать вам вопросы, каждый из которых будет начинаться словами “Верите ли вы что…”, а вы должны будете ответить: “Да” или “Нет”.

И так начинаем.

  1. Верите ли вы, что в частушке как бы объединились несколько фольклорных жанров? (Да, в них стихи лирической песни слились с афористичностью поговорки.)
  2. Верите ли вы, что частушки, исполняемые на гуляньях, назывались хороводными, на покосе – покосными, при сборе грибов – грибными? (Нет, частушки, исполняемые при сборе грибов, назывались лесными.)
  3. Верите ли вы, что скоморошина – это тоже частушка?(Да, в старину частушку называли по-разному: матаня, тараторка, проходная, прибаска и т. д.)
  4. Верите ли вы, что частушки возникли в мужской среде? (Да, первоначально собирались парни тесным кружком, и горланили частушки.)

Верите ли вы, что термин “частушка” появился в народе? (Нет, он был введен писателем Г. И. Успенским при характеристике народных стишков.)

  1. Верите ли вы, что этот жанр народного творчества не может петься с припевом? (Нет, некоторые частушки поются с припевом.)
  2. Верите ли вы, что в некоторых местах России частушки вообще не поются? (Да, частушки совершенно отсутствуют на Дону, так как. казаки пренебрежительно относились к Российским “лапотникам”, поэтому и не перенимали жанр частушки, да они и не нужны были, потому что в этот период у казаков гораздо выше, чем в Центральной России, была развита плясовая культура, заменявшая частушки.)
  3. Верители вы, что слово “частушка” вошла в словари многих языков без перевода? (Да, это слово, как и слово “самовар”, “матрешка” иноязычные словари не переводят.)
  4. Верите ли вы, что в “Словаре живого великорусского языка” В. И. Даля есть толкование этого слова? (Нет, тогда это понятие не существовало.)
  5. Верите ли вы, что во многих частушках отражается время ее создания и даже история страны? (Да, это так.)
  6. Заключительная часть. Подведение итогов занятия.

-Вам понравилось играть частушки?

Домашнее задание:

  1. Дома играть и петь частушку сначала медленно, затем ускоряйтесь. Используйте метроном, держите ритм.
  2. Попробуйте дома сочинить свою собственную частушку про наши занятия, про гитару, про соседа по парте.

Помните, в частушке чаще всего рифмуются 2 и 4 строчки.  Написание частушки отличается простотой, лаконичностью и юмором. Частушка не требует высоких поэтических изысков, витиеватых образов и красивых строк. Она пишется по принципу :"о чем вижу, о том пою". Быстро, просто, не загружая восприятие зрителя сложными текстами.

Как опубликовать статью?

Уважаемые педагоги, для того, чтобы разместить на страницах интернет-издания собственные работы необходимо сделать несколько простых шагов:

  1. Ознакомьтесь с требованиями к размещаемым материалам.
  2. Заполните заявку на публикацию (скачать Заявку).
  3. Оплатите за размещение материала (скачать квитанцию для оплаты) или пополните кошелек Яндекс Деньги 410015930905285.  Стоимость организационного взноса за изготовление диплома и свидетельства о публикации всего 150 рублей.
  4. На электронный адрес редакции 5.izmerenie@mail.ru отправьте письмо с темой «Публикация статьи».

    К письму должны быть прикреплены три файла:
    - статья для публикации,
    - заявка на публикацию (скачать Заявку).
    - копия оплаты оргвзноса (скан или фото).

  Как оплатить счет на сайте:

1. В личном кабинете выберите мероприятие (Педагогический электронный журнал «Пятое измерение» (Размещение публикаций) и нажмите "Оплатить".

2. Выберите способ оплаты: 

  • Оплата PayAnyWay (Монета) Возможные варианты оплаты:

- Банковские карты (VISA, MasterCard, СБП, Yandex Pay) 

- Электронные деньги (MONETA.RU, ЮМoney)

- Переводы (Почтовый перевод, Банковский перевод)

- Платежные терминалы (Московский кредитный Банк, Элекснет)

  • Оплата квитанцией через банк

 3. Укажите количество участников и нажмите "Оформить заказ".

 4. После оплаты организационного взноса,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отправьте на электронный адрес 5.izmerenie@mail.ru

 

Как оплатить по квитанции на оплату через банк:

1. Скачайте квитанцию на сайте.

2. Оплатите организационный взнос: изготовление диплома и свидетельства о публикации составляет всего 150 рублей (скачать квитанцию для оплаты) При перечислении можно воспользоваться услугами любого банка. Обязательно укажите фамилию, имя,  отчество плательщика оргвзноса!

4. После оплаты,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отсканированную или сфотографированную квитанцию необходимо отправить на электронную почту 5.izmerenie@mail.ru

 

На страницах нашего электронного журнала Вы сможете найти полезный для себя материал, обрести единомышленников, поделиться с более молодыми коллегами из других городов и регионов России своими наработками и опытом, а также опубликовать оригинальные статьи и материалы по педагогической тематике.

 Редакция сетевого издания Центра интеллектуального развития «Пятое измерение» всегда открыта к диалогу и рада сотрудничеству!

Желаем Вам успехов!

Войти

Регистрация