0+



 

Опубликовано: 25.03.2021 г.

Автор: Зайцева Мария Михайловна,
Преподаватель музыкально-теоретических дисциплин,
МАУДО ДШИ СП “Камертон”
г. Протвино

В данной статье мы рассмотрим урок по ритмике, тема которого «Понятие о длительностях. (Четверти, восьмые). Ритмический рисунок». Эта тема достаточно обширна, и на нее с группой младшего возраста (3-4 года) уходит несколько уроков. В данной работе рассматривается первое занятие по этой теме, с началом изучения нового материала. Длительность занятия  − 30 минут. Все упражнения выполняются под музыку.

Ход  занятия:

Разминка (маршировка и ходьба по кругу, упражнения на месте; «интеллектуальная» разминка)

Теоретическая часть (объяснение нового материала)

Практические задания по новому материалу (работа с ритмическим рисунком)

Релаксационные упражнения: Пальчиковая гимнастика («Паучок»); движение в характере музыки (упражнения с атрибутами) «Осень»; игровое упражнение (на смену деятельности и умение останавливаться при окончании музыки) «Где же ручки?»

Окончание занятия.

Подробное описание урока.

Начало урока −  разминка:

Маршировка и ходьба по кругу. Исполняется под маршевую музыку. (Например, «Марш деревянных солдатиков» П.И. Чайковского из «Детского альбома», или «Спортивный марш» И. О. Дунаевского)

Маршировка может исполняться с определенными заданиями: марш может перемежаться бегом, прыжками на обеих ногах, подскоками с ноги на ногу, спокойным шагом, ходьбой на носках. Цель этих заданий – тренировка смены деятельности в характере звучащей музыки, выполнение активных упражнений разного вида.

Построение в круг. Упражнения, стоя на месте.

Руки на поясе, выставление пяточки вперед и обратно (попеременно левая и правая ноги). Выставление ног поочередно на носочек вперед и обратно. Выполняется под активную, ритмичную музыку. Топание ножками на месте поочередно. Целью этих упражнений служит разминка конечностей, развитие умения ритмично двигаться и чувствовать сильную долю.

Упражнение «Головами покиваем». Оно включает вращение головой, разминку плечевого аппарата, рук, ног. Выполняется под активную музыку.

Головами покиваем, носиками помотаем,

И зубами постучим, и немножко помолчим.

Плечиками мы покрутим, и про ручки не забудем,

Пальчиками потрясем, и немножко отдохнем.

Мы ногами поболтаем, и чуть-чуть поприседаем,

Ножкой ножку подобьем, и сначала все споем1.

Движения следует выполнять в ровном темпе, с одинаковой частотой, что помогает формировать навык ощущения метра и ритма, что поможет в понимании материала будущей новой темы урока.

«Интеллектуальная» разминка, с элементами повтора материала предыдущих уроков. Перед теоретической частью стоит провести предварительную подготовку к новой форме работы: прохлопать вслед за учителем ритмический фрагмент хорошо знакомой детской песни (например, фразу «Маленькой елочке холодно зимой» из песни М. Красева «Елочка»). Хлопки методически целесообразно вводить с самых первых занятий, поскольку это легкое и естественное движение для детей. Хлопками на предыдущих уроках обозначались сильные и слабые доли звучащей музыки. Цель задания с прохлопыванием ритма состоит в том, что оно дает элемент повторения умений с предыдущих уроков и подготавливает к новой теме.

Теоретическая часть. Тема «Понятие о длительностях (четверти, восьмые). Ритмический рисунок».

Теоретическая часть, объяснение нового материала:

- обратить внимание на существование длинных и коротких нот;

 

1.Упражнение и стихи из видеоуроков по ритмике с детьми 2.5-4-х лет по программе Е. Железновой «Музыка с мамой». (Url.: https://www.youtube.com/watch?v=AvVNtJjmfu4, дата обращения.: 14.10.2015)

 

- объяснение разницы между длинными и короткими нотами, приведение примеров;

- показ нарисованных на доске четвертных и восьмых длительностей2 и красочных наглядных пособий с нарисованными длительностями;

- введение ритмослогов к длинным и коротким длительностям (ТА, ТИ-ТИ);

- введение новой формы работы: прохлопывание длинных и коротких длительностей.

Из темы занятия дети должны усвоить наличие длинных и коротких длительностей, знать их названия (четверти, восьмые), уметь называть длительности ритмослогами (та, ти-ти), уметь хлопать и шагать четвертными и восьмыми длительностями, а также уметь прохлопывать вслед за педагогом несложные ритмические рисунки.

При ознакомлении детей с ритмическими длительностями следует начать работу с четвертей и восьмых, поскольку им легче отобразить эти длительности в движениях, чем половинные и целые3. При этом нужно нарисовать длительности, показать их детям4. Объяснить, что существуют длинные звуки и короткие. Затем ввести названия длинных нот – четверти, и коротких – восьмые. Далее ввести ритмослоги: ТА, ТИ-ТИ, и установить соответствие между длительностями и ритмослогами.

Практические задания:

- прохлопывание отдельно четвертных длительностей

- хождение по кругу, шаг каждую четвертную длительность

- прохлопывание отдельно восьмых длительностей

- пробежка по кругу, шаг каждую восьмую длительность

- прохлопывание вслед за учителем ритмического рисунка небольшой продолжительности (с участием ритмослогов).

 

2. Целые и половинные длительности – на следующих уроках.
3. Конечно, теоретически удобнее и нагляднее показывать детям длительности от целой к более мелким (целая нота как аналог целого яблока; половина яблока – половинная длительность, четверть яблока – четвертная нота, и т.д.). Но при распознавании длительностей в движении дети из моих групп целую длительность не улавливали (делали больше шагов, чем надо). Поэтому я попробовала начать с четвертей (шаги) и восьмых (бег) – и тогда им стало все понятно.
4. Восьмые длительности следует рисовать в инструментальной группировке, поскольку эта группировка легче для понимания и восприятия. А о вокальной группировке (каждая восьмая отдельно) речь будет идти в дальнейшем обучении, и можно будет объяснять такую группировку особенностями взаимодействия слова и музыки (с поиском эпизодов «слог-нота» и «слог-распев из нескольких нот»).

 

Выполнять хлопки необходимо на каждую длительность. С этим возникают сложности, поскольку дети могут не сразу уловить важное точное  соответствие между длительностью и хлопком. Особенно это касается восьмых длительностей. 

Педагог хлопает ритм известной мелодии (например, «Маленькой елочке холодно зимой») по одному такту. Даже зная мелодию полностью, детям такого возраста сложно простучать ее правильно всю от начала до конца. Поэтому следует давать отдельно каждый такт, постепенно соединяя все такты и повторяя. Дети повторяют вслед за педагогом. В целях лучшей запоминаемости и осознанности важно не давать сразу целую фразу, а постепенно прибавлять по одному такту (доходя до 4-х, а затем и до 8-ми тактов, так как вторая фраза полностью повторяет первую по ритмическому рисунку). Итогом этого задания должно быть воспроизведение хлопками всей ритмической фразы. Методической целью этого задания служит ознакомление с ритмическими рисунками и введение способов работы с ними5.

Затем можно предложить детям пройти шагами этот ритмический рисунок с произнесение ритмослогов этой фразы (та, ти-ти, та, ти-ти, ти-ти-ти-ти, та).

Методическая цель этого действия – закрепление умения осознавать ритмические длительности, а также смена деятельности, поскольку изменяются импульсы контроля над телом: контроль над руками − контроль над ногами.

Усложнение задания: разделение длительностей песни  «Елочка» между руками и ногами. Четверти – хлопают руки, восьмые – топают ноги. Методической целью этого является развитие у учеников сознательного контроля над координацией между частями тела, а также добавление еще одного способа закрепления в сознании детей теоретического материала.  В зависимости от способностей детей данной группы это усложнение задание может быть сделано либо на этом же уроке, либо на следующем.

Далее возможно применить другую разновидность упражнения: озвучить ритмослогами и прохлопать не известный детям ритм вслед за педагогом. Длинные звуки – четверти, короткие звуки – восьмые. При этом возможны два варианта ритмических фраз: либо фраза может быть придумана педагогом, либо это может быть фрагмент какой-либо не знакомой детям песни, которая, например, будет изучаться впоследствии. Педагог прохлопывает небольшую ритмическую фразу, которую нужно повторить сначала всем детям вместе, затем по одному. Методической целью этого является контроль правильности выполнения задания каждым ребенком, усиление внимания ребенка к собственным действиям.

Релаксационные упражнения:

Пальчиковая гимнастика

Методически целесообразно после физической и умственно активной части занятия дать упражнения на расслабление мышц и ослабление мыслительного процесса (поскольку дети маленькие и не могут держать внимание долгое время; кроме того, им нужна смена деятельности). Можно посадить детей на стульчики и сделать упражнение на пальчиковую гимнастику.

Но и такие расслабляющие упражнения возможно связать с основной темой занятия – длительностями и ритмическим рисунком. Покажем это на примере упражнения «Паучок» (из практического пособия Е.Железновой, № 11 в списке литературы).  Одной из своих рук дети изображают веточку (руку вытягивают вперед, пальцы растопырены). Вторая ручка – паучок, который гуляет по этой ветке.

Пример 1. Фрагмент музыки (1 куплет)

 

5. Дети здесь открывают для себя ту область, существование которой они могли интуитивно ощущать с раннего детства, напевая или слушая песенки. Сейчас же они начинают мысленно вычленять область ритма из синтетического целого песни – с узнаванием соответствующих терминов и постепенной выработкой способности сознательно использовать элементы ритмики в движениях.

1

Паучок ходил по ветке, А за ним ходили детки.

«Паучок» бегает по предплечью, а затем по плечу другой руки.

Дождик с неба вдруг полил,

Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик).

Паучков на землю смыл.

Хлопок ладонями по коленям.

Солнце стало пригревать, Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, качаем руками (солнышко светит).

Паучок ползет опять / А за ним ползут все детки, / Чтобы погулять на ветке.

«Паучки» ползут по голове.

Для связи с основной темой урока «Понятие о длительностях (четверти, восьмые). Ритмический рисунок» можно выполнить сначала упражнение в медленном темпе, при этом «паучок» будет двигаться четвертными длительностями,  и все  движения будут выполняться также четвертными длительностями. Можно обыграть этот момент, сказав, что паучок устал и двигается более медленными шагами. А затем выполнить это же упражнение, только «паучок» будет ползти восьмыми длительностями. При этом сказать, что он набрался сил и ползет быстрее.

Движение в характере музыки (продолжение релаксации)

Помимо упражнения «Паучок» в состав релаксационного блока входят и другие: «Осень», «Утром солнышко встает». Эти упражнения обладают общими задачами: организовать смену деятельности, успокоить эмоциональное состояние, научить двигаться в характере музыки.

Упражнения выполняются под музыку, с атрибутами, в данном случае «Осень» – с вырезанными из картона кленовыми листьями, «Утром солнышко встает» – с вырезанным из картона солнышком. Подробно рассмотрим одно из упражнений.

Пример 2. Слова И. Плакиды, музыка И. Кишко

2

Это упражнение предполагает две методические цели: во-первых, это задание на определение характера музыки и соответствующий характер движения. Во-вторых, это интересная смена деятельности для ребенка, поскольку действие выполняется с участием атрибутов (картонных осенних листьев). Для закрепления знаний, полученных на уроке, следует обратить внимание детей на ритмические длительности, из которых состоит музыкальное сопровождение этого упражнения. В данном случае музыкальное сопровождение состоит из только что пройденных длительностей: четвертей и восьмых. Для наглядности этих выводов можно записать ритмический рисунок одной-двух музыкальных фраз на доске и пропеть песенку с указанием на каждую длительность. Ритмические рисунки фраз повторяются, что способствует более легкому запоминанию. В дальнейшем можно использовать эту музыку как знакомую для задания с прохлопыванием ритмического рисунка.

С точки зрения пластики, «Осень» – это ритмичное, но плавное покачивание, отражающее плавный характер музыки. Дети показывают  движениями, как колышутся веточки деревьев вместе с листочками на ветру, как листья падают под ноги.

Дует, дует ветер, дует-задувает, (движение с поднятыми над головой руками из стороны в сторону)

Желтые листочки с дерева срывает. (движение обеими руками вверх и вниз)

И летят листочки, кружат по дорожке, (движение каждой рукой вверх-вниз по очереди)

Падают листочки прямо нам под ножки. (плавно сесть и опустить листья под ноги)

Для закрепления темы урока и знаний по длительностям можно предложить детям разделить движения в песне между руками и ногами: подъем и опускание рук на восьмых длительностях, а две четвертных длительности в конце каждого предложения протопать поочередно правой и левой ногой. Следует отметить, что это достаточно сложное упражнение для таких маленьких детей. Их координация не так хорошо развита, как у старших, а во-вторых, нужно правильно разделить длительности.  Поэтому сразу не получается практически ни у кого, но в процессе повторения этого упражнения дети постепенно понимают и делают с меньшим трудом.

Музыкально-ритмические игры, с сюжетом и без него, должны даваться на занятиях с дошкольниками почти на каждом уроке, обычно ближе к окончанию. Это методически целесообразно, так как к концу урока дети устают и нужно выполнять с ними менее сложные задания, не несущие большой теоретической нагрузки. Но в них можно повторять то, что было изучено как новая тема, тем самым соединяя игровой и образовательный элементы. 

Завершение занятия. Два варианта окончания ритмической части занятия (в зависимости от настроения и физического состояния детей). Первый вариант: активное окончание занятия. Под маршевую музыку пройти круг высоким шагом, перестроиться в одну шеренгу, поклониться.  Либо второй вариант: спокойное окончание занятия, релаксация. Под спокойную музыку один круг спокойным шагом, перестроение в шеренгу и поклон.

Так заканчивается ритмическая часть занятия. По ней видно, что новая теоретическая тема готовится при выполнении упражнений разминки, и работа над ней продолжается после теоретической части, когда наступает черёд  закрепления теоретических положений на практике, и даже в следующих, релаксационных упражнениях. Более того, в ритмической части смешанного группового занятия можно уже осуществлять подготовку к хоровой части.

          Некоторые упражнения, описанные в предыдущих разделах, можно считать переходными к хоровой части. Одно из них было уже продемонстрировано раньше – это релаксационное упражнение «Осень». Его мелодию, занимающую небольшой диапазон, можно спеть и как отдельное хоровое упражнение, и исполнить как смешанный, вокально-пластический номер.

Рассмотрим  в этом плане и второе из релаксационных упражнений ритмического блока занятия − «Где же ручки?».

Игровое упражнение «Где же ручки?» (Е. Железнова «Музыка с мамой»)6.

 

6. Фрагмент видеоурока с малышами. (Url.: http://www.youtube.com/watch?v=NoIIW6yigJo, дата обращения: 24.10.2015)

 Слова: Где ручки, наши ручки? /Пляшут, пляшут наши ручки./Пляшут, пляшут наши ручки/Поплясали, стоп.

 

3

Во время исполнения этого упражнения дети прячут сначала ручки за спиной и потом показывают их, а затем прячут ножки и тоже показывают их в соответствии со словами песни. При этом на слове «стоп» дети должны остановить все движения, так как в музыке тоже пауза.

Кроме игровой направленности, с дополнительной  методической целью  − обучением синхронизации остановки движения с остановкой музыки − это упражнение может также исполняться и как хоровая песня. Мелодии этих упражнений хорошо запоминаемы и, выучив слова, можно исполнять эти песни не только на хоровой части урока, но и в концертах.  

Также существуют упражнения переходного типа от ритмики к хору, которые могут быть востребованы не в связи с темой «Длительности и ритмические рисунки», а в связи с другими темами курса – ритмическими и хоровыми. Одно из таких упражнений – «Колыбельная». На хоре выучиваются слова этой колыбельной («Баю-баю-баю, куколку качаю, куколка устала, целый день играла», музыка М. Красева, слова М. Чарной), а на ритмике обращается внимание детей на то, что можно не только петь колыбельную, но и плавно двигаться в характере музыки. 

Следующий пример будет дан для задачи умения двигаться в характере жанра колыбельной, а также выполнять движения, отражающие слова песни и передающие особенности мелодии. 

И. О. Дунаевский «Колыбельная» из кинофильма «Цирк», на стихи В. Лебедева-Кумача. (1 куплет).

В случае этого упражнения музыку нужно давать со словами, так как движения в некоторых случаях отражают особенности фраз стихотворного текста. Например, на словах «Сто путей, сто дорог для тебя открыты» (т. 7-8) прямые руки поднимаются ладонями вверх на уровень груди, разводятся в стороны и опускаются вниз. Это движение рук как бы открывает пространство.

Так же, на словах «Ветер затихает» (т. 11-12) движение рук замедляется, теперь руки поднимаются на один такт, опускаются на второй. (в т. 9-10 движение рук менялось каждые полтакта).

На словах «Небо спит, солнце спит» (т. 13-14) голова кладется попеременно на правое и левое плечо, тем самым показывая «спящее» положение.

Важно, чтобы ученики ощутили  мягкий и спокойный  характер музыки колыбельной, и этому характеру соответствовали бы их  движения при выполнении упражнения. Движения должны быть плавными, спокойными. Темп музыки ровный, умеренный, поэтому нужно следить за темпом исполнения движений, чтобы не было ускорений и замедлений.

В движениях отражаются и особенности мелодических фраз. В тактах 15-16 мелодия движется поступенно вверх и останавливается на высокой ноте, замирая (фермата). Движение при этом – поднять плавно руки вверх над головой, подняться на носочки и тянуться вверх, глазами следить за руками,  замереть на пару секунд в таком положении.

Последовательность движений:

            т. 1 -2        - плавное певучее движение правой рукой: вперед - в сторону - вперед - опустить вниз;

            т. 3 -4        - то же левой рукой;

            т. 5 -6        - покачаться (пружинка), руки вперед - назад - вперед -назад;

            т. 7 -8       - развести руки в стороны и опустить вниз;

            т. 9 -10     - пружинки - руки вперед - назад, вперед – назад (на каждый такт по два движения);

т. 11  - руки плавно поднять на уровень груди

т. 12 - руки плавно опустить вниз

           т. 13 -14    - движение головой:

                                 направо (на плечо положить голову)

                                 налево

т. 15 -16    - вырасти вверх, подняться на носки, руки поднимаются вверх, голова                                следит за кистями рук;

т. 17 -18    - движение головой:

                                 направо (на плечо положить голову)

                                 налево

т. 19 - 20   - развести руки в стороны и опустить их вниз.

Заключение.

В данной работе был представлен развернутый план-конспект одного урока ритмики

в музыкальной школе у детей дошкольного возраста.  Данный урок является частью

прохождения темы «Понятие о длительностях. (Четверти, восьмые).

Ритмический рисунок». При правильном подборе упражнений, соответствующих 

возрасту, возможностям и потребностям учеников, происходит их активное

музыкально-ритмическое развитие.

Как опубликовать статью?

Уважаемые педагоги, для того, чтобы разместить на страницах интернет-издания собственные работы необходимо сделать несколько простых шагов:

  1. Ознакомьтесь с требованиями к размещаемым материалам.
  2. Заполните заявку на публикацию (скачать Заявку).
  3. Оплатите за размещение материала (скачать квитанцию для оплаты) или пополните кошелек Яндекс Деньги 410015930905285.  Стоимость организационного взноса за изготовление диплома и свидетельства о публикации всего 150 рублей.
  4. На электронный адрес редакции 5.izmerenie@mail.ru отправьте письмо с темой «Публикация статьи».

    К письму должны быть прикреплены три файла:
    - статья для публикации,
    - заявка на публикацию (скачать Заявку).
    - копия оплаты оргвзноса (скан или фото).

  Как оплатить счет на сайте:

1. В личном кабинете выберите мероприятие (Педагогический электронный журнал «Пятое измерение» (Размещение публикаций) и нажмите "Оплатить".

2. Выберите способ оплаты: 

  • Оплата PayAnyWay (Монета) Возможные варианты оплаты:

- Банковские карты (VISA, MasterCard, СБП, Yandex Pay) 

- Электронные деньги (MONETA.RU, ЮМoney)

- Переводы (Почтовый перевод, Банковский перевод)

- Платежные терминалы (Московский кредитный Банк, Элекснет)

  • Оплата квитанцией через банк

 3. Укажите количество участников и нажмите "Оформить заказ".

 4. После оплаты организационного взноса,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отправьте на электронный адрес 5.izmerenie@mail.ru

 

Как оплатить по квитанции на оплату через банк:

1. Скачайте квитанцию на сайте.

2. Оплатите организационный взнос: изготовление диплома и свидетельства о публикации составляет всего 150 рублей (скачать квитанцию для оплаты) При перечислении можно воспользоваться услугами любого банка. Обязательно укажите фамилию, имя,  отчество плательщика оргвзноса!

4. После оплаты,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отсканированную или сфотографированную квитанцию необходимо отправить на электронную почту 5.izmerenie@mail.ru

 

На страницах нашего электронного журнала Вы сможете найти полезный для себя материал, обрести единомышленников, поделиться с более молодыми коллегами из других городов и регионов России своими наработками и опытом, а также опубликовать оригинальные статьи и материалы по педагогической тематике.

 Редакция сетевого издания Центра интеллектуального развития «Пятое измерение» всегда открыта к диалогу и рада сотрудничеству!

Желаем Вам успехов!

Войти

Регистрация