Опубликовано: 27.03.2021 г.
Авторы: Климова Светлана Владимировна,
учитель-логопед,
Клещёва Елена Александровна,
учитель-логопед,
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 107» г.Прокопьевск
«Игра пронизывает всю жизнь ребенка,
это норма даже тогда, когда малыш делает
серьёзное дело. Вся его жизнь – это игра».
А.С. Макаренко
Цель: познакомить родителей с игровыми приемами обогащения, уточнения и активизации словарного запаса детей, научить применять их в домашних условиях.
Многие родители считают, что для развития ребенка нужен специально обученный педагог или какое-нибудь детское учреждение – школа, детское учреждение или детский клуб. Конечно, грамотно оборудованная среда и специальные знания о развитии малыша будут полезны, однако не стоит недооценивать собственные силы и возможности домашней обстановки. Милые мамочки и папочки – это первые и самые важные учителя и воспитатели в жизни детей. Вам только необходимо внимательно осмотреться вокруг себя, подключить свою фантазию, вспомнить свое детство и понять, что совсем необязательно мчаться в магазин покупать новую игрушку, чтобы на какое-то время отвлечь ребенка и успеть сделать свои домашние дела.
Мы предлагаем вашему вниманию ряд игр, в которые можно играть с ребенком, не отрываясь от домашних дел.
«Угадай по запаху»
Это упражнение выполняется с завязанными глазами. Участникам предлагается понюхать и определить по запаху овощ или фрукт.
«Угадай на вкус»
Овощи и фрукты нарезаются небольшими кусочками (яблоко, груша, апельсин, огурец, морковь и т.п.), и кладутся на тарелку. Участникам закрывают глаза и дают разжевать дольку овоща или фрукта. Затем предлагают ответить, что он съел и какой был вкус (кислый, сладкий, горький, солёный).
«Угадай предмет»
Выбирается любой предмет и дается краткая ему характеристика, участники должны отгадать какой предмет вы задумали. Например: «Я думаю о чём-то круглом, оранжевом, сладком и очень вкусном. Этот фрукт хранится в холодильнике, из него можно выжать полезный сок».
Когда участники отгадают, им предлагается самим загадать какой-либо овощ, фрукт или что-то другое.
«Запоминалки»
Участники определенное время смотрят на какой-либо предмет (птица, куртка), запоминают его в деталях, а затем отвечают на вопросы:
- Что на голове у птицы? - Какого цвета куртка?
- Какого цвета хвост? - Сколько пуговиц на куртке?
- Что у птицы в клюве? - Чем украшен карман у куртки?
«Цепочка слов» (с мячом)
Участники встают в круг и называют слова на заданную тему, передавая мяч друг другу, слова не должны повторяться.
Темы: овощи, фрукты, одежда, цветы и др.
«Снежный ком»
Участники встают в круг и называют слова на заданную тему по кругу, каждый последующий игрок должен назвать слово предыдущего игрока и свое.
«Раскрась предложение»
Называются два существительных, нужно составить с ними предложение и «раскрасить» его прилагательными.
Мухомор – грибник, осень – волшебник, овощи – огороди т.д.
«Поварята»
Перед участниками раскладываются муляжи или карточки с изображением овощей, фруктов, затем предлагается «приготовить» из них блюдо.
Например:
Из картофеля я приготовлю картофельное (ый) пюре (суп).
Из апельсина выжму (приготовлю) апельсиновый сок.
«Четвертый лишний»
Перед участниками разложены предметы или карточки с изображением овощей, фруктов, ягоды, мебели и т.д. Участнику предлагается определить лишний предмет и объяснить свой выбор.
Например: Яблоко, апельсин, морковь, груша.
Половинка груши, лимон, лук, абрикос.
Мастер-класс проводился на родительском собрании в МБДОУ «Детский сад № 107 «Ромашка» города Прокопьевск.