Опубликовано: 06.04.2021 г.
Автор: Алексашина Надежда Валерьевна,
воспитатель,
ГБДОУ детский сад № 1 Василеостровского района
Санкт-Петербурга
«Каждый ребенок в свое время – есть настоящий гений»
К. И. Чуковский
В последнее десятилетие в России в сфере дошкольного образования вышли в свет различные инновационные программы и технологии. Одной из современных и популярных педагогических технологий, адаптированной к дошкольному детству является Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), созданная Генрихом Сауловичем Альтшулером. Принципы и аксиомы общей теории сильного мышления позволяют педагогам учить детей решать проблемные ситуации в различных видах деятельности. Классическая технология ТРИЗ имеет многолетний опыт в разных странах: Азии, Европы и Америки и убедительно показывает полезность и эффективность предлагаемых ТРИЗ моделей для решения различных задач.
Все программы дошкольного образования включают в себя развитие творческих способностей детей, но не дают методов и приемов. Поскольку технология ТРИЗ – это система методов и приемов, то она максимально увеличивает эффективность любой программы.
С 1999 года я начала изучать методы и приемы ТРИЗ технологии, а затем использовать их в работе с дошкольниками, в развитии творческих способностей. Накопление и анализ полученных знаний постепенно вели меня к интуитивному пониманию того, в каком направлении необходимо двигаться, чтобы процесс развития дошкольников проходил успешно. Я пришла к пониманию того, что методы и приемы ТРИЗ технологии можно использовать во всех разделах образовательной программы. Дидактические и наглядные пособия, развивающая среда выступают основой реализации технологии ТРИЗ.
Мировой фонд методов и приемов развития мышления и воображения насчитывает около 70 единиц и производных от них. Мною сделана попытка адаптировать и проверить на практике некоторые методы и приемы технологии ТРИЗ. Методика располагает как индивидуальными, так и коллективными приемами активизации деятельности.
Метод проб и ошибок – наш врожденный метод мышления. Поняв задачу, мы поочередно выдвигаем идеи, оцениваем их, и если они нам не нравятся, отбрасываем и выдвигаем новые. В образовательной практике с детьми подбираем звуки к какому-нибудь предмету или явлению (шуршание листьев, тиканье часов, музыка дождя, звон капели).
При использовании в работе с детьми метода активизации мышления –Морфологического анализа – для большей наглядности использую Морфологическую таблицу. По горизонтали ставлю картинки с изображением пиктограмм, по вертикали – героев литературных произведений. Дети с легкостью вспоминают название сказки и рассуждают о его характере. Использую Морфологическую таблицу для придумывания с детьми нового рассказа: по горизонтали картинки с изображением предметов, по вертикали – героев, про которых будем придумывать новые истории. На соединении осей координат получается новый образ. Кроме того, дети придумывают название новым, несуществующим героям (например, коробочка + колобок = корбок, клубок +мышь = клубышь).
Еще один вид Морфологического анализа – Круги Луллия. Сам круг сделан из нескольких кругов разного диаметра, нанизанных на общий стержень. Все круги разделены на одинаковое количество секторов. Круги подвижны. С помощью Кругов Луллия закрепляю и систематизирую знания детей о рабочих инструментах, прослушанных литературных произведениях. В разделе речевого развития использую такой круг Луллия: первый – кольцо – сказочные герои, второй – кольцо – движения в виде символов – раскрутив оба круга – выполнить движение в характере выпавшего героя. Круг Луллия – на исполнительское творчество: первый круг – сказочные предметы, второй круг – литературные герои, в дальнейшем используются для сочинения рассказа, третий круг – пиктограммы с настроением. Раскрутив оба кольца и соединив героя и предмет, придумать историю в характере выпавшей пиктограммы. Круг Луллия на знакомство с предметами, из каких частей они состоят.
Очень интересный метод для активизации мышления, расширения словарного запаса у детей – Метод фокальных объектов: выбирается предмет, который мы хотим усовершенствовать или придать другие обычные и необычные свойства. Например, «Приобщение к художественной литературе». Предлагаю детям придумать несколько слов, объектов. Например, «фея», «шар», «костер». Эти предметы характеризуются, а затем сформулированные свойства переносятся на выбранный нами фокальный объект. Этот метод очень эффективно используется в разделе «Речевое развитие», когда дети с трудом подбирают слова для характеристики литературных произведений. А с этим методом активизируется словарный запас, дети начинают размышлять, рассуждать о характере и содержании литературного произведения.
Метод Мозгового Штурма я использую на каждом занятии, для активизации мыслительных операций, развития ассоциативных связей, как групповое и индивидуальное обсуждение разнообразных проблемных ситуаций. Например, нужно придумать и сочинить необычную сказку, а героев нет. Как быть? Что же делать? То есть, ставится некая задача, решение которой дети предлагают сами. Главное в том, чтобы ребенок сам мог выдвигать разные, даже самые невероятные и нереалистические идеи и решения.
Синектика – возможности метода – незнакомое сделать знакомым, а привычное – чуждым. В основе такой работы лежат прием: Эмпатии – личностного уподобления – способности ребенка отождествлять себя с кем-либо или чем-либо, уметь сопереживать объекту. Очень удачен этот прием на творческих занятиях. Дети перевоплощаются в движениях в клоунов грустных и веселых, в смелого, преодолевшего все преграды наездника, в весеннюю радостную птичку.
Очень удачно на занятиях проходят приемы разучивания и чтения стихотворений по схемам по методу Символическая аналогия. Дети сами придумывают ассоциации к тем или иным словам и легко запоминают их.
Интересно на занятиях проходит игра « Хорошо – плохо». Мы рассуждаем с детьми, например, осень – это хорошо или плохо. Плохо – почему? Хорошо – почему? Или самодельный музыкальный инструмент это хорошо? А плохо – почему? (нет нот, может легко сломаться и т. п.)
Так же я использую ряд приемов, которые помогают и определяют мою практическую работу по развитию у детей творческих способностей:
- делай вместе с нами;
- эти звуки обо мне– элементарная импровизация. Импровизация – акт самовыражения, сиюминутным психическим состоянием человека;
- игры со звуками – шумовые инструменты участвуют в развитии основ интонационного слуха и образно-ассоциативного мышления;
- речевое музицирование – элементарная музыкальная композиция – игры с фонемами, фонемными слогами;
Показателем своей работы, я считаю тот факт, что мои воспитанники и выпускники, в работе с которыми апробировались и внедрялись методы и приемы технологии ТРИЗ, ярко демонстрируют свой высокий творческий потенциал.
Технология ТРИЗ и используемые в ней методы и приемы помогают мне в работе с родителями нашего ДОУ. Ведь как сказал Я. Каменский: «взрослые могут научить ребенка всему, что они умеют делать сами: творчески научить может только творческий человек». Очень важно строить работу в тесном контакте с родителями. Интересно прошел конкурс среди родителей нашего детского сада на лучший самодельный музыкальный инструмент. Мамы, папы, бабушки и дедушки охотно откликнулись, а на празднике вместе с детьми смогли исполнить на придуманных и изготовленных своими руками самодельных шумовых музыкальных инструментах свою придуманную музыку.
Работа в данном направлении дает мне творческую энергию, радость и творческое удовлетворение от общения с детьми.
Литература
- Альтшуллер Г.С. «Найти идею: введение в теорию решения изобретательских задач». Новосибирск: Наука, 1986.
- Ардяцева Н.И., Сидорчук Т.А. «Садко» Научно-методический центр развивающего образования (сборник материалов).
- Боровик Т. «Звуки, ритмы и слова». Учебно-методическое пособие.