0+



 

Опубликовано: 06.04.2021 г.

Автор: Алексашина Надежда Валерьевна,
воспитатель,
ГБДОУ детский сад № 1 Василеостровского района
Санкт-Петербурга

 

«Каждый ребенок в свое время – есть настоящий гений»

К. И. Чуковский

В последнее десятилетие в России в сфере дошкольного образования вышли в свет различные инновационные программы и технологии. Одной из современных и популярных педагогических технологий, адаптированной к дошкольному детству является Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), созданная Генрихом Сауловичем Альтшулером. Принципы и аксиомы общей теории сильного мышления позволяют педагогам учить детей решать проблемные ситуации в различных видах деятельности. Классическая технология ТРИЗ имеет многолетний опыт в разных странах: Азии, Европы и Америки и убедительно показывает полезность и эффективность предлагаемых ТРИЗ моделей для решения различных задач.

Все программы дошкольного образования включают в себя развитие творческих способностей детей, но не дают методов и приемов. Поскольку технология ТРИЗ – это система методов и приемов, то она максимально увеличивает эффективность любой программы.

С 1999 года я начала изучать методы и приемы ТРИЗ технологии, а затем использовать их в работе с дошкольниками, в развитии творческих способностей. Накопление и анализ полученных знаний постепенно вели меня к интуитивному пониманию того, в каком направлении необходимо двигаться, чтобы процесс развития дошкольников проходил успешно. Я пришла к пониманию того, что методы и приемы ТРИЗ технологии можно использовать во всех разделах образовательной программы. Дидактические и наглядные пособия, развивающая среда выступают основой реализации технологии ТРИЗ.

Мировой фонд методов и приемов развития мышления и воображения насчитывает около 70 единиц и производных от них. Мною сделана попытка адаптировать и проверить на практике некоторые методы и приемы технологии ТРИЗ. Методика располагает как индивидуальными, так и коллективными приемами активизации деятельности.

Метод проб и ошибок – наш врожденный метод мышления. Поняв задачу, мы поочередно выдвигаем идеи, оцениваем их, и если они нам не нравятся, отбрасываем и выдвигаем новые. В образовательной практике с детьми подбираем звуки к какому-нибудь предмету или явлению (шуршание листьев, тиканье часов, музыка дождя, звон капели).

При использовании в работе с детьми метода активизации мышления –Морфологического анализа – для большей наглядности использую Морфологическую таблицу. По горизонтали ставлю картинки с изображением пиктограмм, по вертикали – героев литературных произведений. Дети с легкостью вспоминают название сказки и рассуждают о его характере. Использую Морфологическую таблицу для придумывания с детьми нового рассказа: по горизонтали картинки с изображением предметов, по вертикали – героев, про которых будем придумывать новые истории. На соединении осей координат получается новый образ. Кроме того, дети придумывают название новым, несуществующим героям (например, коробочка + колобок = корбок, клубок +мышь = клубышь).

Еще один вид Морфологического анализа – Круги Луллия. Сам круг сделан из нескольких кругов разного диаметра, нанизанных на общий стержень. Все круги разделены на одинаковое количество секторов. Круги подвижны. С помощью Кругов Луллия закрепляю и систематизирую знания детей о рабочих инструментах, прослушанных литературных произведениях. В разделе речевого развития использую такой круг Луллия: первый – кольцо – сказочные герои, второй – кольцо – движения в виде символов – раскрутив оба круга – выполнить движение в характере выпавшего героя. Круг Луллия –  на исполнительское творчество: первый круг – сказочные предметы, второй круг – литературные герои, в дальнейшем используются для сочинения рассказа, третий круг – пиктограммы с настроением. Раскрутив оба кольца и соединив героя и предмет, придумать историю в характере выпавшей пиктограммы. Круг Луллия на знакомство с предметами, из каких частей они состоят.

Очень интересный метод для активизации мышления, расширения словарного запаса у детей – Метод фокальных объектов: выбирается предмет, который мы хотим усовершенствовать или придать другие обычные и необычные свойства. Например, «Приобщение к художественной литературе». Предлагаю детям придумать несколько слов, объектов. Например, «фея», «шар», «костер». Эти предметы характеризуются, а затем сформулированные свойства переносятся на выбранный нами фокальный объект. Этот метод очень эффективно используется в разделе «Речевое развитие», когда дети с трудом подбирают слова для характеристики литературных произведений. А с этим методом активизируется словарный запас, дети начинают размышлять, рассуждать о характере и содержании литературного произведения.

Метод Мозгового Штурма я использую на каждом занятии, для активизации мыслительных операций, развития ассоциативных связей, как групповое и индивидуальное обсуждение разнообразных проблемных ситуаций. Например, нужно придумать и сочинить необычную сказку, а героев нет. Как быть? Что же делать? То есть, ставится некая задача, решение которой дети предлагают сами. Главное в том, чтобы ребенок сам мог выдвигать разные, даже самые невероятные и нереалистические идеи и решения.

Синектика – возможности метода – незнакомое сделать знакомым, а привычное – чуждым. В основе такой работы лежат прием: Эмпатии – личностного уподобления – способности ребенка отождествлять себя с кем-либо или чем-либо, уметь сопереживать объекту. Очень удачен этот прием на творческих занятиях. Дети перевоплощаются в движениях в клоунов грустных и веселых, в смелого, преодолевшего все преграды наездника, в весеннюю радостную птичку.

Очень удачно на занятиях проходят приемы разучивания и чтения стихотворений по схемам по методу Символическая аналогия. Дети сами придумывают ассоциации к тем или иным словам и легко запоминают их.

Интересно на занятиях проходит игра « Хорошо – плохо». Мы рассуждаем с детьми, например, осень – это хорошо или плохо. Плохо – почему? Хорошо – почему? Или самодельный музыкальный инструмент это хорошо? А плохо – почему? (нет нот, может легко сломаться и т. п.)

Так же я использую ряд приемов, которые помогают и определяют мою практическую работу по развитию у детей творческих способностей:

  • делай вместе с нами;
  • эти звуки обо мне– элементарная импровизация. Импровизация – акт самовыражения, сиюминутным психическим состоянием человека;
  • игры со звуками – шумовые инструменты участвуют в развитии основ интонационного слуха и образно-ассоциативного мышления;
  • речевое музицирование – элементарная музыкальная композиция – игры с фонемами, фонемными слогами;

Показателем своей работы, я считаю тот факт, что мои воспитанники и выпускники, в работе с которыми апробировались и внедрялись методы и приемы технологии ТРИЗ, ярко демонстрируют свой высокий творческий потенциал.

Технология ТРИЗ и используемые в ней методы и приемы помогают мне в работе с родителями нашего ДОУ. Ведь как сказал Я. Каменский: «взрослые могут научить ребенка всему, что они умеют делать сами: творчески научить может только творческий человек». Очень важно строить работу в тесном контакте с родителями. Интересно прошел конкурс среди родителей нашего детского сада на лучший самодельный музыкальный инструмент. Мамы, папы, бабушки и дедушки охотно откликнулись, а на празднике вместе с детьми смогли исполнить на придуманных и изготовленных своими руками самодельных шумовых музыкальных инструментах свою придуманную музыку.

Работа в данном направлении дает мне творческую энергию, радость и творческое удовлетворение от общения с детьми.

 

Литература

  1. Альтшуллер Г.С. «Найти идею: введение в теорию решения изобретательских задач». Новосибирск: Наука, 1986.
  2. Ардяцева Н.И., Сидорчук Т.А. «Садко» Научно-методический центр развивающего образования (сборник материалов).
  3. Боровик Т. «Звуки, ритмы и слова». Учебно-методическое пособие.

Как опубликовать статью?

Уважаемые педагоги, для того, чтобы разместить на страницах интернет-издания собственные работы необходимо сделать несколько простых шагов:

  1. Ознакомьтесь с требованиями к размещаемым материалам.
  2. Заполните заявку на публикацию (скачать Заявку).
  3. Оплатите за размещение материала (скачать квитанцию для оплаты) или пополните кошелек Яндекс Деньги 410015930905285.  Стоимость организационного взноса за изготовление диплома и свидетельства о публикации всего 150 рублей.
  4. На электронный адрес редакции 5.izmerenie@mail.ru отправьте письмо с темой «Публикация статьи».

    К письму должны быть прикреплены три файла:
    - статья для публикации,
    - заявка на публикацию (скачать Заявку).
    - копия оплаты оргвзноса (скан или фото).

  Как оплатить счет на сайте:

1. В личном кабинете выберите мероприятие (Педагогический электронный журнал «Пятое измерение» (Размещение публикаций) и нажмите "Оплатить".

2. Выберите способ оплаты: 

  • Оплата PayAnyWay (Монета) Возможные варианты оплаты:

- Банковские карты (VISA, MasterCard, СБП, Yandex Pay) 

- Электронные деньги (MONETA.RU, ЮМoney)

- Переводы (Почтовый перевод, Банковский перевод)

- Платежные терминалы (Московский кредитный Банк, Элекснет)

  • Оплата квитанцией через банк

 3. Укажите количество участников и нажмите "Оформить заказ".

 4. После оплаты организационного взноса,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отправьте на электронный адрес 5.izmerenie@mail.ru

 

Как оплатить по квитанции на оплату через банк:

1. Скачайте квитанцию на сайте.

2. Оплатите организационный взнос: изготовление диплома и свидетельства о публикации составляет всего 150 рублей (скачать квитанцию для оплаты) При перечислении можно воспользоваться услугами любого банка. Обязательно укажите фамилию, имя,  отчество плательщика оргвзноса!

4. После оплаты,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отсканированную или сфотографированную квитанцию необходимо отправить на электронную почту 5.izmerenie@mail.ru

 

На страницах нашего электронного журнала Вы сможете найти полезный для себя материал, обрести единомышленников, поделиться с более молодыми коллегами из других городов и регионов России своими наработками и опытом, а также опубликовать оригинальные статьи и материалы по педагогической тематике.

 Редакция сетевого издания Центра интеллектуального развития «Пятое измерение» всегда открыта к диалогу и рада сотрудничеству!

Желаем Вам успехов!

Войти

Регистрация