Опубликовано: 08.04.2021 г.
Автор: Захарова Лариса Владимировна,
Педагог дополнительного образования,
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида
с приоритетным осуществлением художественно-эстетического
развития детей №62» г. Чита
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей. Целью государственной политики в области образования, является повышение доступности качественного образования.
В «Концепции дошкольного воспитания» отмечается, что «искусство является уникальным средством формирования важнейших сторон психической жизни – эмоциональной сферы, образного мышления, художественных и творческих способностей». В художественно-эстетической деятельности, ребёнок наиболее полно может раскрыть себя, свои возможности, ощутить продукт своей деятельности, одним словом реализовать себя как творческая личность.
Основные компетенции педагога заключаются в обеспечении эмоционального благополучия через: непосредственное общение с каждым ребёнком и уважительное отношение к каждому ребёнку, к его чувствам и потребностям. Так как художественно-эстетическая деятельность в силу своей эмоциональности, обраной насыщенности воздействует особенно эффективно на развитие личности. В процессе художественной деятельности ребёнок получает широкие возможности для самовыражения, раскрытия и совершенствования творческих способностей.
Эта деятельность может осуществляться успешно, если будет:
* Тесная связь с искусством.
* Индивидуальный и дифференцированный подход к детям.
* Взаимосвязь обучения и творчества, как фактор формирования творческой личности.
* Освоение детьми доступных им средств художественной выразительности.
*Интеграция разных видов искусства и разнообразных видов художественно-творческой деятельности детей.
* Создание эстетической развивающей среды.
Изобразительная деятельность в младшей группе:
- Подготовка к восприятию произведений искусства.
- Приобщение к декоративной деятельности.
- Интерес к процессу рисования как деятельности, дающей результа.
- Знакомство с материалами для рисования (карандаш,краски) и приёмами пользования ими.
- Понимание рисунка взрослого как изображения предмета.
Изобразительная деятельность в средней группе:
- Приобщение детей к восприятию искусства, развитие интереса к нему.
- Знакомство с профессией художника.
- Знакомство с архитектурой.
- Развитие интереса к изобразительной деятельности.
- Обогощение представления детей об искусстве.
Изобразительная деятельность в старшей группе:
- Выделять, называть, группировать произведения по видам искусства.
- Знакомство с жанрами изобразительного искусства.
- Знакомство с произведениями искусства.
- Подведение к понятие «народное искусство», «виды и жанры народного искусства».
- Развитие эстетического восприятия.
- Созерцание красоты окружающего мира.
- Совершенствование изобразительных навыков и умений.
- Создание сюжетных композиций.
- Знакомство с изделиями народных промыслов.
- Знание особенностей изобразительных материалов.
Изобразительная деятельность в подготовительной группе:
- Формирование основы художественной культуры.
- Развитие художественного восприятия произведений изобразительного искусства.
- Знакомство со спецификой храмовой архитектуры.
- Создание коллективных и индивидуальных рисунков.
- Создание декоративной композиции.
Цели и задачи в рисовании красками
- Обучение умению правильно и аккуратно использовать краски, обмакивать в них кончик кисточки или пальчика, правильно пользоваться кисточкой, держать кисточку, лёгкими движения проводить линии, рисовать точки и т.д., мыть кисточку хранить щетинкой вверх.
- Обучение умению ориентироваться на листе бумаги.
- Развитие чувство цвета.
- Развитие эмоций и фантазии.
- Развитие мелкой моторики.
- Развитие речи.
- Ознакомление с окружающем миром.
Цели и задачи рисования карандашом
- Обучение умению правильно держать карандаш.
- Ориентироваться на листе бумаги, рисовать прямые, волнистые линии, кружочки и овал.
- Развитие мелкой моторики.
- Ознакомление с окружающем миром.
- Развитие речи.
- Формирование интереса к рисованию.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования
Ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в изобразительной деятельности, достаточно хорошо владеет устной речью, может выразить свои мысли и желания, у него развита мелкая моторика, ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно - следственными связями, склонен наблюдать, экспериментировать, способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в изобразительной деятельности.
Успешность художественно-эстетической деятельности определяется увлечённостью и способностью детей свободно использовать приобретённые знания, умения и навыки в самом процессе деятельности и находить оригинальные решения поставленных задач. У детей постоянно развивается творческое, гибкое мышление, фантазия и воображение.Творческий поиск в конкретном виде деятельности приводит к положительным результатам.