Опубликовано: 08.04.2021 г.
Автор: Колосова Лариса Евгеньевна,
Воспитатель,
Муниципальное дошкольное образовательное
автономное учреждение «Детский сад № 222»
Аннотация. В статье рассматривается проблема формирования коммуникативных умений у старших дошкольников. Автор раскрывает эффективные методы работы с детьми, в процессе которой формируются коммуникативные умения в области взаимодействия ребенка со сверстниками и воспитателями.
Ключевые слова. Коммуникативные умения, общение, коммуникативное развитие, образовательный процесс, комплекс мероприятий.
Коммуникативная деятельность, являясь сложной и многогранной, требует специфических знаний и умений, которыми ребенок овладевает в процессе обучения и социализации.
Актуальность формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста на педагогическом уровне обусловлена социальным заказом общества – формированием социально развитой личности ребенка.
Одним из пяти приоритетных направлений деятельности дошкольного учреждения (в соответствии с ФГОС ДО) является социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста, которое направлено на развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации.
Старший дошкольный возраст является сензетивным периодом для формирования коммуникативных умений. Этот период также характеризуется процессом, связанным с формированием различных психологических механизмов, связанных с деятельностью дошкольника и с характером его поведения. Для старшего дошкольного возраста характерно появление новых типов образований. Например, это могут быть новые типы произвольных психических процессов, связанных с развитием внимания, памяти, восприятия. Ребенок начинает контролировать собственное поведение, меняется его представление о самом себе, при чем не только самосознание ребенка, но и его самооценка. В деятельности ребенка можно наблюдать появление произвольных процессов, выступающих в качестве регулятора поведения, выполнявшие эту роль внешние факторы заменяются внутренними.
В работах Л.С. Выготского не раз отмечалось, что процесс общения должен восприниматься как достаточно сложный метод установления и последующего развития контакта, который вызывают существующие потребности, связанные с выполнением общего рода деятельности. Общение подразумевает обмен информацией, выработку определенной стратегии в действий, а также восприятие и последующее понимание оппонента. Также Л.С. Выготский утверждал, что коммуникация, которая предлагает обмен необходимой информацией, является лишь неотъемлемым компонентом процесса общения. Коммуникацию можно приравнять к интеракции, т.е. процессу организации взаимодействия между личностями или с перцепцией, т.е. процессом восприятия одного индивида другим, через общение [1].
М.И. Еникеев, создатель одного из крупнейших психологических словарей, отмечал, что под коммуникацией понимается акт общения, устанавливаемый между индивидами за счет использования системы определенных знаков, что соответствует отождествляемым нами понятиям. При этом, под процессом общения, в словаре, предлагается понимать любые социальные взаимоотношения, которые могут быть между людьми, предполагающие использование системы знаков, необходимых для передачи опыта, полученного в процессе существования общества, его культурного наследия и организации различных совместных работ [4].
Существует еще более широкий подход к пониманию процесса общения. Его авторами являются М.И. Лисина и Д.Б. Эльконин, которые под общением понимали коммуникативную деятельность. В их работах, общение и коммуникативная деятельность являются синонимичными понятиями. Процесс общения дошкольников между собой и со взрослыми может быть рассмотрен как процесс более качественных [6].
Если рассматривать весь дошкольный возраст, то можно проследить, как происходит изменения процесса общения, как ребенок приобретает и использует новые для себя коммуникативные навыки и умения. Развитие коммуникативного общения является одним из главных компонентов степени психологической готовности ребенка к школьному обучению. Дошкольник более внимательно относится к общению со старшими, он учиться правильно выстраивать эти отношения, понимать их отношение к себе, чего от него ожидают.
В том случае, если уровень развития коммуникативных умений низкий, то дошкольник не сможет эффективно удовлетворить все свои потребности в общении. Следовательно, при проведении занятий по развитию диалогической речи в группах дошкольных учреждений, отдельное внимание необходимо уделять выбираемым технологиям. Такие образовательные технологии должны актуализировать личностные особенности детей, максимально задействовать их в процессе обучения, обеспечивать реализация получаемых коммуникативных умений и навыков.
В результате сделанного анализа понятия «коммуникативные умения» была выбрана предложенная В.А. Тищенко позиция, согласно которой, под коммуникативными умениями необходимо понимать именно умение общаться. Оно подразумевает, что ребенок получает навыки о посредственной и опосредованной межличностной коммуникации, умения, которые связаны с правильной, грамотной и доходчивой формой организации собственных мыслей в словесную форму. Также такие навыки позволяют адекватно воспринимать сообщаемую партнером информацию [7].
А.Н. Леонтьев достаточно много писал о проблемах, связанных с формированием коммуникативных умений, в результате им были выделены следующие умения [5]: установление взаимопонимание с каждым из участников процесса; понимание внутренний позиции каждого из участников общения; настраивание взаимоотношений с участниками и изменение их в случае необходимости; собственное эмоциональное отношение к учебному процессу; управление своим психологическим состояние при реализации учебного процесса.
Л.А. Дубина писала о том, что включено в понятие коммуникативных детей, применяемого в отношении дошкольников [3, с. 32]: сотрудничество; восприятие информации; умение слушать и слышать передаваемую информацию; умение самостоятельно выражать собственные мысли.
Приходя в детский сад, большая часть детей не достаточно владеют речевыми оборотами для установления контактов, зачастую испытывают трудности при общении как со сверстниками, так и со взрослыми. Все чаще дети проявляют недоверие к сверстникам и взрослым, уходят в себя, становятся замкнутыми. Исходя из этого, я считаю важным проводить систематическую и целенаправленную работу по формированию коммуникативных умений у дошкольников.
С этой целью, в ходе учебных занятий мы использовали как коммуникативные, так и подвижные игры, организовывали беседы, чтение, обсуждение прочитанного материала, обыгрывание различных эмоциональных состояний.
Работа, связанная с образовательной деятельностью также была связана с использование этюдов, упражнений, которые были простыми и доступными по своему содержанию каждому из детей. В ходе организации работы был использован принцип от простого к сложному. Для периодического отдыха были использованы подвижные игры, которые отвлекали внимание детей, что позволяло им расслабиться, переключиться с одного вида деятельности на другой. Для работы с детьми использовались игровые ситуации, которые позволяли детям более близком познакомиться друг с другом, а также с воспитателем, осуществлявшим сопровождение игры. За счет использования занятий игр у детей формировались знания и умения, которые нужны для доброжелательного общения, воспитывались хорошие манеры, формировалась культура общения. При проведении занятий отдельно внимание уделялось тому, как выстраиваются отношения внутри группы дошкольников, важно было выработать чувство, что каждый ребенок принадлежит к этой группе. Содержание игровых ситуаций было нацелено на привлечение внимания к коммуникантам, их внешности, настроению, поведению. Для таких занятий основным методом становится метод взаимодействия с окружающими.
Для того, чтобы научить детей согласовывать свои действия с потребностями своих товарищей, умения находить выход из конфликтных ситуаций, нами были использованы такие приемы как:
- Для исследования нами была использована методическая диагностика «Необитаемый остров», «Делись / не делись игрушкой»;
- методики были включены в проводимую сюжетно-ролевую игру, носившую коллективный характер и проводимую в течении длительного времени.
Для того, чтобы преодолеть, присущий всем детям дошкольного возраста эгоизм, для этого были использованы разнообразные приемы:
- методика О.В. Дыбиной предполагает использование таких заданий для диагностики, как: «Отражение чувств», «Зеркало настроений»[2].
- противопоставление эгоистическому мотиву усиленного самоутверждения в игре социально полезного мотива в ходе выполнения ребенком заданий, имеющих общественную направленность;
- практически все дети, которые обладали ярко выраженными признаками эгоистического поведения были включены в длительную сюжетно-ролевую игру, целью которой было развитие чувства коллективизма.
В процессе организации непосредственно образовательной деятельности нами активно были использованы приемы обыгрывания проблемных ситуаций («Я обидел маму», «У меня забрали игрушку»). В ходе решения этих проблем, дети пробовали себя в различных ролях, предлагали свои варианты из сложившейся ситуации, часто спорили, решали проблемные вопросы (сначала с помощью взрослого, затем самостоятельно), благодаря чему дети стали лучше понимать друг друга, ярче проявлять положительные эмоции, сочувствовать, сопереживать сверстникам.
Помимо проблемных ситуаций нами были активно использованы игры направленные на формирование умения использовать невербальные средства общения («Изобрази подарок», «Разговор без слов»). Играли в игры-ситуации для развития умения вступать в разговор, вести и заканчивать его («Рассказ по кругу», «Продолжи фразу»).
Особое место занимали беседы на темы из личного опыта, с целью развития способностей вести партнерский диалог, слушать другого, адекватно реагировать на высказывания сверстника, не перебивать, быть доброжелательным к собеседнику, умение передавать информацию устно.
Особое внимание мы придавали формированию положительного отношения к сверстникам в процессе игры, как ведущего вида деятельности.
Реализация второго условия, создания развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающая всю полноту развития личности ребёнка, должна включать ряд базисных комплектов, необходимых для полноценного развития дошкольников. С этой целью нами были соблюдены требования к развивающей предметно-пространственной среде [3]:
- Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы.
- Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
- Развивающая предметно-пространственная среда должна быть: содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной,
вариативной, доступной, безопасной.
Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:
-реализацию различных образовательных программ;
-в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия;
-учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей.
Образовательное пространство должно быть организовано с учетом как воспитательных и образовательных задач, так и с учетом сбереженья здоровья дошкольников. Фактически речь идет о том, что образовательное пространство не должно наносить ущерб физическому развитию ребенка и расширению его возможностей адаптации. С целью моделирования необходимых развивающих ситуаций, которые нацелены на развитие речи и коммуникации, ребенку требуется специально отведенное свободное место, чтобы ребенок мог менять собственное положение, т.е. занятия могут проводиться сидя на полу, на ковре, движения, при проведении сюжетно ролевых игр должны проводится в разных направлениях, также занятия могут проходить за столом и т.д.
При насыщении пространства группы различными предметами и объектами воспитатели не должны забывать о том, что дети, находясь в группе должны удовлетворять свои потребности в передвижении, в познании окружающего мира, в том числе и в общении. В группах должно быть современное оборудование, которое используется детьми при организации различных игр, это могут быть ТСО, материалы демонстрационного или игрового характера. Использование такого материала позволит воспитателям достичь высокого уровня в развитии познавательной активности у дошкольников, разнообразные материал будет провоцировать детей на речевую активность.
Работа по развитию коммуникации предполагает более эффективное использование процессов интеграции в любой из образовательных областей. Сама интеграция должна учитывать возрастные и психологические особенности детей. При организации развивающей среды, необходимо учитывать, что ее главная цель – это предоставление максимального количества возможностей для более активного и целенаправленного общения, а также организация разнообразных видов деятельности.
Социально-коммуникативное развитие направлено на развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых.
Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит через игру как ведущую детскую деятельность, поэтому нами были созданы и дополнены следующие центры: центр с/р игры, центр настольно-печатных игр, математики, центр физического воспитания, центр драматизации, центр конструирования, уголок патриотического воспитания или уголок родного края, центр ПДД и ОБЖ
В центре сюжетно – ролевых игр должны быть созданы соответствующие условия для возникновения и развёртывания сюжета игр. Игры дают возможность ребенку проявить себя. В играх дети, сами того не замечая, начинают справляться со своими недостатками: застенчивые – раскрепощаются, импульсивные становятся более сдержанными. В наш комплекс упражнений по формированию коммуникативных умений вошли такие игры как « Пресс-конференция», « Интервью», «Я знаю пять имен своих друзей».
Следует отметить, что для организации различных форм коммуникативной деятельности в группе также могут организовываться уголки для театрализованных игр. В них отводится место для режиссерских игр с пальчиковым театром, театра на рукавичках, театра шариков и кубиков, настольного театра, стендового театра, костюмов для игр-драматизаций, кукольный, теневой театры, организуются игры-драматизации по литературным произведениям, материалы для чтения и заучивания стихотворений. Для театрализованных игр подбираются различные куклы-бибабо, режиссерские куклы, плоскостные изображения кукол, деревьев, речки и т.п. Дети разыгрывают небольшие сюжеты речевого общения: вопросы - ответы, краткие монологи, диалоги на разные темы, выступления и заучивание речевок, пословиц и поговорок.
Помимо вышеперечисленных центров нами было создано специальное игровое пространство, в котором дети могли бы не просто вступать в различные взаимоотношения, но и активно усваивать нормы и правила общества, помимо традиционных игр и требований к игровому пространству мы оформили «Уголок дружбы», с целью формирования дружеских взаимоотношений в нашей группе. Он совмещен с «Уголком уединения», который помогает детям снять нагрузку на зрительное и слуховое восприятие, почувствовать себя в покое, восстановить психологические ресурсы. Для этого в группе есть «коврик-примирения», с помощью которого дети учатся выходить из неприятных ситуаций, находить пути решения конфликта. Так же в группе нами была создана «Коробочка добрых дел» - это накопление детьми «сердечек» за добрые дела, сделанные ими в течение недели (помощь товарищу, воспитателю; выполнение правил поведения в течение дня без замечаний и т.д.).
Игровое пространство необходимо обновлять играми, беседами, помогающими понимать разные эмоциональные состояния сверстника по мимике, жестам, позе, воспитывать эмоциональную отзывчивость, умение сопереживать, сочувствовать. Например, мы включили в картотеку игру “Комплименты”, позволяющую развивать умение оказывать положительные знаки внимания сверстникам, игра «Солнечные лучики» - снять эмоциональное и физическое напряжение.
Таким образом, развивающая предметно-пространственная среда является эффективным и действенным средством развития коммуникативной компетентности дошкольников, соответствуя ФГОС, вызывает у детей чувство радости, эмоционально-положительного отношения к детскому саду, обогащает новыми знаниями и впечатлениями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию.
Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод о том, что важное влияние на формирование коммуникативных умений оказывает обогащение предметно-пространственной, развивающей среды, формирование положительного отношения к сверстникам в образовательном процессе ДОО, а так же в процессе совместной деятельности ребенка со сверстником и педагогом.
Список литературы
1. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. М.: Эксмо, 2003. 512 с.;
2. Дыбина, О.В. Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников: Для работы с детьми 5-7 лет / О. В. Дыбина. М.: Просвещение, 2008. 231 с.;
-
Дубина, Л.А. Коммуникативная компетентность дошкольников: сборник игр и упражнений / Л.А. Дубина. М.: Книголюб, 2006. 64с.;
-
Еникеев, М.И. Психологический энциклопедический словарь / М.И. Еникеев. М.: Проспект, 2010. 560 с.;
5. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев. М.: МГУ, 1981.;
- Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка / Под ред. Рузской А.Г. М.: Изд-во «Институт практической психологии», 2001. 384 с.;
- Тищенко, В.А. Коммуникативные умения: к вопросу классификации / В.А. Тищенко // Казанский педагогический журнал. – 2008. – № 2. – С. 15-22.