Опубликовано: 09.04.2021 г.
Автор: Кочнева Елена Васильевна,
Старший воспитатель,
МБОУ СОШ № 162 ДО «Медвежонок»
Город Новосибирск
Фундаментом развития человека, который закладывается практически с рождения ребенка, является дошкольный период, определяющий старт всех человеческих помыслов и начал. Как правило, этот возраст соотносится с быстрым вхождением в социум и формирует у детей первичные представления о себе, природе и обществе, расширяя эмоциональный опыт познания.
В современном обществе есть опасность растерять то, что годами создавали наши предки. Часто современные дети не знают, как жили русские люди, как отдыхали и как работали, о чем размышляли, во что верили, какие праздники отмечали, с какими игрушками играли.
Приобщение детей к истокам народной культуры - одна из первостепенных задач современной дошкольной педагогики, для нас важно сохранить народные традиции, обычаи, промыслы, сделать так, чтобы наши дети знали свою культуру и гордились ею.
Соприкосновение с народным творчеством и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории, культуре.
Человек, незнакомый с традициями, историей и культурой своего народа – человек без прошлого, а значит, и без полноценного настоящего.
Следовательно, необходимость приобщения дошкольников к национальной культуре, воспитание у них любви, уважения к своей малой Родине очевидна. Однако добиться положительных результатов в этом направлении возможно только в том случае, если работу начинать с младшего возраста. Учитывая это, мы поставили перед собой цель – приобщить детей к истокам русской народной культуры.
Большое значение в приобщении малышей к народной культуре отводится развивающей среде. В каждой группе ДОУ оформлен уголок по духовно-нравственному воспитанию дошкольников, где дети могут познакомиться с устным народным творчеством.
Совместными усилиями педагогов нашего детского сада, родителями и просто жителями нашего микрорайона, в группах были созданы мини-музеи народного творчества:
- «Музей деревянной игрушки». В данном мини-музее собраны матрешки разных размеров, видов и расписанные народными росписями, игрушки, сделанные руками русских умельцев.
- В музее «Ложечка точеная» есть ложки, которые сделал своими руками дедушка нашего воспитанника. А есть и такая ложечка, которую сделал прадедушка, а затем ею кушал много лет.
- «Волшебный мир народной игрушки». Здесь собраны альбомы с русскими народными росписями, народные игрушки, посуда – всё, что расписано в народном стиле.
В одной из групп создан уголок «Русская изба», где детей знакомят с предметами быта, которыми пользовались их предки, обрядами, устным народным творчеством. В избе собраны предметы русской старины: полотенца, железный утюг, керамические крынки, прялка и многое другое. Подобранные предметы русского народного творчества, являясь частью группы, служат местом для игр, развлечений, праздников и бесед с детьми.
Многие названия: лапти, кушаки, утюги, крынки, выражения «Полное лукошко дам тебе горошка», «Позолоченная прялица», – знакомы детям по сказкам, потешкам, но не всегда понятны. А вот когда можно поиграть с реальными предметами, взять их в руки, образы оживают, становятся понятными и родными, после этого по-иному звучат песенки, потешки, поговорки из уст детей.
Великолепным средством приобщения детей к народной культуре является устное народное творчество: сказки, песенки, поговорки, потешки, хороводы и т. д. В устном народном творчестве, как нигде, сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, зле, уважительное отношение к труду, в них восхваляются положительные качества и т. д.
Приобщение детей к народной культуре осуществляется и через знакомство с народными праздниками и традициями. С детьми разучиваются различные игры, хороводы, знакомим их с русскими обрядами, которые в последствие выливаются в веселые праздники, развлечения: «Покровская ярмарка», «Осенины», «Колядки», Масленица».
Ознакомление детей с народной декоративной росписью позволяет увлечь их национальным изобразительным искусством. Своими руками дети изготавливают куклы-обереги, игрушки, расписывают поделки из папье-маше, вместе делают игрушки из соленого теста, из природного материала.
Огромную роль в приобщении малышей к истокам русской народной культуры играет и реализуемые нами проекты: «Папа, мама, я – вместе мы Семья!», «Бабушки и дедушки», «Капусточка», «Матрёшечка», «Родные люди», «Румяный каравай», «Народные росписи», «Волшебный завиток».
Для педагогов и родителей в нашем детском был проведен мастер-класс по изготовлению русской народной куклы «Берегинюшка».
Совместно с родителями организованы выставки:
- «Бабушкины куклы» (выставка русских народных кукол, сделанных своими руками по народным традициям)
- «Сибирские умельцы» (выставка изделий ручной работы)
Родителями к групповым родительским собраниям по теме «Духовно-нравственное воспитание в семье» были подготовлены презентации «Традиции моей семьи», где они делились своим опытом: рассказывали о своих семейных праздниках, любимых занятиях в кругу семьи и местах, которые они любят посещать все вместе.
При поддержке родителей, педагогами были изготовлены лэпбуки и альбомы:
- «Здесь Родины моей начало»
- «Моя малая Родина»
- «Детский сад – мой второй дом»
В рамках данного направления нами было разработано, подготовлено и проведено районное методическое объединение «Музыкально-игровой фольклор как экология детства». Дети старшего возраста, совместно с педагогами группы и музыкальным руководителем представили празднование «Кузьминских посиделок». Костюмы детей и педагогов были сшиты, в соответствии с народными традициями. Дети показали, как проходили празднования на Руси. С музыкальными руководителями был проведен мастер-класс «Народные игры в ДОУ»
Работа по приобщению детей к русской народной культуре еще не закончена, но уже сегодня, наблюдая за детьми, можно утверждать, что результаты проводимой работы положительные. У детей появился живой интерес к русской народной культуре; они знают много потешек, закличек, сказок и с удовольствием их читают, пересказывают. Наши дети играют в русские народные игры, водят хороводы, участвуют в развлечениях, посвященных народным праздникам и традициям. И мы надеемся, что смогли пробудить чувство патриотизма у своих детей. Начало есть, и работу по данной теме мы будем продолжать и дальше.
Дети - самый доброжелательный народ: им даешь – они берут. Наша задача – дать именно то, что нужно. Современные дети живут в то время, когда рушатся традиции, передаваемые веками от поколения к поколению. К счастью, десятилетиями внушаемое «отречение от старого мира» кануло в лету. И хочется надеяться, что та, уцелевшая «старина», что осталась жить в танцах, играх, песнях, воспоминаниях, - сохранится для потомков. Тогда, молодому поколению будет легче разобраться во всем и выбрать нужные ориентиры для воспитания своих детей, ориентиры, которые помогут любить Родину – такой, какая она есть…
«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующими поколениями, может любить Родину, узнать ее, стать подлинным патриотом!» (Сергей Михалков)