0+



 

Опубликовано: 09.04.2021 г.

Автор: Кочнева Елена Васильевна,
Старший воспитатель,
МБОУ СОШ № 162 ДО «Медвежонок»
Город Новосибирск

Фундаментом развития человека, который закладывается практически с рождения ребенка, является дошкольный период, определяющий старт всех человеческих помыслов и начал. Как правило, этот возраст соотносится с быстрым вхождением в социум и формирует у детей первичные представления о себе, природе и обществе, расширяя эмоциональный опыт познания.

В современном обществе есть опасность растерять то, что годами создавали наши предки. Часто современные дети не знают, как жили русские люди, как отдыхали и как работали, о чем размышляли, во что верили, какие праздники отмечали, с какими игрушками играли.

 Приобщение детей к истокам народной культуры - одна из первостепенных задач современной дошкольной педагогики, для нас важно сохранить народные традиции, обычаи, промыслы, сделать так, чтобы наши дети знали свою культуру и гордились ею.

Соприкосновение с народным творчеством и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории, культуре.

Человек, незнакомый с традициями, историей и культурой своего народа – человек без прошлого, а значит, и без полноценного настоящего.

Следовательно, необходимость приобщения дошкольников к национальной культуре, воспитание у них любви, уважения к своей малой Родине очевидна. Однако добиться положительных результатов в этом направлении возможно только в том случае, если работу начинать с младшего возраста. Учитывая это, мы поставили перед собой цель – приобщить детей к истокам русской народной культуры.

Большое значение в приобщении малышей к народной культуре отводится развивающей среде. В каждой группе  ДОУ оформлен уголок по духовно-нравственному воспитанию дошкольников, где дети могут познакомиться с устным народным творчеством.

Совместными усилиями педагогов нашего детского сада, родителями и просто жителями нашего микрорайона, в группах были созданы мини-музеи народного творчества:

  • «Музей деревянной игрушки». В данном мини-музее собраны матрешки разных размеров, видов и расписанные народными росписями, игрушки, сделанные руками русских умельцев.
  • В  музее «Ложечка точеная» есть ложки, которые сделал своими руками дедушка нашего воспитанника. А есть  и такая ложечка, которую сделал прадедушка, а затем ею кушал много лет.
  • «Волшебный мир народной игрушки». Здесь собраны альбомы с русскими народными росписями, народные игрушки, посуда – всё, что расписано в народном стиле.

В одной из групп создан уголок «Русская изба», где детей знакомят с предметами быта, которыми пользовались их предки, обрядами, устным народным творчеством. В избе собраны предметы русской старины: полотенца, железный утюг, керамические крынки, прялка и многое другое. Подобранные предметы русского народного творчества, являясь частью группы, служат местом для игр, развлечений, праздников и бесед с детьми.

Многие названия: лапти, кушаки, утюги, крынки, выражения «Полное лукошко дам тебе горошка», «Позолоченная прялица», – знакомы детям по сказкам, потешкам, но не всегда понятны. А вот когда можно поиграть с реальными предметами, взять их в руки, образы оживают, становятся понятными и родными, после этого по-иному звучат песенки, потешки, поговорки из уст  детей.

Великолепным средством приобщения детей к народной культуре является устное народное творчество: сказки, песенки, поговорки, потешки, хороводы и т. д. В устном народном творчестве, как нигде, сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, зле, уважительное отношение к труду, в них восхваляются положительные качества и т. д.

Приобщение детей к народной культуре  осуществляется и через знакомство  с народными праздниками и традициями. С детьми разучиваются  различные игры, хороводы, знакомим их с русскими обрядами, которые в последствие выливаются в веселые праздники, развлечения: «Покровская ярмарка», «Осенины», «Колядки», Масленица».

Ознакомление детей с народной декоративной росписью позволяет увлечь их национальным изобразительным искусством. Своими руками дети изготавливают куклы-обереги, игрушки, расписывают поделки из папье-маше, вместе делают игрушки из соленого теста, из природного материала.

Огромную роль в приобщении малышей к истокам русской народной культуры играет и реализуемые нами проекты: «Папа, мама, я – вместе мы Семья!», «Бабушки и дедушки», «Капусточка», «Матрёшечка», «Родные люди», «Румяный каравай», «Народные росписи», «Волшебный завиток».

Для педагогов и родителей в нашем детском был проведен мастер-класс по изготовлению русской народной куклы «Берегинюшка».

Совместно с родителями организованы выставки:

  • «Бабушкины куклы» (выставка русских народных кукол, сделанных своими руками по народным традициям)
  • «Сибирские умельцы» (выставка изделий ручной работы)

Родителями к групповым родительским собраниям по теме «Духовно-нравственное воспитание в семье» были подготовлены презентации «Традиции моей семьи», где они делились своим опытом: рассказывали о своих семейных праздниках, любимых занятиях  в кругу семьи и местах, которые они любят посещать все вместе.

При поддержке родителей, педагогами были изготовлены лэпбуки и альбомы:

  • «Здесь Родины моей начало»
  • «Моя малая Родина»
  • «Детский сад – мой второй дом»

В рамках данного направления нами было разработано, подготовлено и проведено районное методическое объединение «Музыкально-игровой фольклор как экология детства». Дети старшего возраста, совместно с педагогами группы и музыкальным руководителем представили празднование «Кузьминских посиделок». Костюмы детей и педагогов были сшиты, в соответствии с народными традициями. Дети показали, как проходили празднования на Руси. С музыкальными руководителями был проведен мастер-класс «Народные игры в ДОУ»

Работа по приобщению детей к русской народной культуре еще не закончена, но уже сегодня, наблюдая за детьми, можно  утверждать, что результаты проводимой работы положительные. У детей появился живой интерес к русской народной культуре; они знают много потешек, закличек, сказок и с удовольствием их читают, пересказывают. Наши дети играют в русские народные игры, водят хороводы, участвуют в развлечениях, посвященных народным праздникам и традициям. И мы надеемся, что смогли пробудить чувство патриотизма у своих детей. Начало есть, и работу по данной теме мы будем продолжать и дальше.

Дети - самый доброжелательный народ: им даешь – они берут.  Наша задача – дать именно то, что нужно. Современные  дети живут в то время, когда рушатся традиции, передаваемые веками от поколения к поколению. К счастью, десятилетиями внушаемое «отречение от старого мира» кануло в лету. И хочется надеяться, что та, уцелевшая «старина», что осталась жить  в танцах, играх, песнях, воспоминаниях, - сохранится для потомков. Тогда,  молодому поколению будет легче разобраться во всем и выбрать нужные ориентиры для воспитания своих детей, ориентиры, которые помогут любить Родину – такой, какая она есть…

«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующими поколениями, может любить Родину, узнать ее, стать подлинным патриотом!»   (Сергей Михалков)

Как опубликовать статью?

Уважаемые педагоги, для того, чтобы разместить на страницах интернет-издания собственные работы необходимо сделать несколько простых шагов:

  1. Ознакомьтесь с требованиями к размещаемым материалам.
  2. Заполните заявку на публикацию (скачать Заявку).
  3. Оплатите за размещение материала (скачать квитанцию для оплаты) или пополните кошелек Яндекс Деньги 410015930905285.  Стоимость организационного взноса за изготовление диплома и свидетельства о публикации всего 150 рублей.
  4. На электронный адрес редакции 5.izmerenie@mail.ru отправьте письмо с темой «Публикация статьи».

    К письму должны быть прикреплены три файла:
    - статья для публикации,
    - заявка на публикацию (скачать Заявку).
    - копия оплаты оргвзноса (скан или фото).

  Как оплатить счет на сайте:

1. В личном кабинете выберите мероприятие (Педагогический электронный журнал «Пятое измерение» (Размещение публикаций) и нажмите "Оплатить".

2. Выберите способ оплаты: 

  • Оплата PayAnyWay (Монета) Возможные варианты оплаты:

- Банковские карты (VISA, MasterCard, СБП, Yandex Pay) 

- Электронные деньги (MONETA.RU, ЮМoney)

- Переводы (Почтовый перевод, Банковский перевод)

- Платежные терминалы (Московский кредитный Банк, Элекснет)

  • Оплата квитанцией через банк

 3. Укажите количество участников и нажмите "Оформить заказ".

 4. После оплаты организационного взноса,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отправьте на электронный адрес 5.izmerenie@mail.ru

 

Как оплатить по квитанции на оплату через банк:

1. Скачайте квитанцию на сайте.

2. Оплатите организационный взнос: изготовление диплома и свидетельства о публикации составляет всего 150 рублей (скачать квитанцию для оплаты) При перечислении можно воспользоваться услугами любого банка. Обязательно укажите фамилию, имя,  отчество плательщика оргвзноса!

4. После оплаты,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отсканированную или сфотографированную квитанцию необходимо отправить на электронную почту 5.izmerenie@mail.ru

 

На страницах нашего электронного журнала Вы сможете найти полезный для себя материал, обрести единомышленников, поделиться с более молодыми коллегами из других городов и регионов России своими наработками и опытом, а также опубликовать оригинальные статьи и материалы по педагогической тематике.

 Редакция сетевого издания Центра интеллектуального развития «Пятое измерение» всегда открыта к диалогу и рада сотрудничеству!

Желаем Вам успехов!

Войти

Регистрация