Опубликовано: 12.04.2021 г.
Автор: Пискунова Екатерина Сергеевна,
Воспитатель,
Муниципальное дошкольное образовательное автономное
учреждение «Детский сад №222»
г. Оренбург
Опыт педагогов дошкольного образовательного учреждения показывает нам, что физкультурное занятие как основная форма работы, по
физкультуре заняла прочное место в системе ДОУ. Педагоги в области физической культуры, творчески подходят к организации методики проведения физкультурных занятий, придумывают интересные формы физкультурных занятий, содержание, методы и приемы, и этим самым они обеспечивают формирование прочного, устойчивого интереса к физкультуре у детей данного возраста, а так же потребность заниматься ею.
Проблемой физического воспитания детей старшего дошкольного возраста и организацией физкультурных занятий исследовались на протяжении не одного столетия. Этими вопросами занимались такие ученые, как Лесгафт П.Ф., Кенеман А.В., а так же Змановский Ю.Ф., Глазырина Л.Д.и другие.
Повышение эффективности физкультурных занятий с детьми старшего дошкольного возраста будет происходить при соблюдении ряда педагогических условий, а именно: 1)создание физкультурно-предметной среды: где и происходило обогащение физкультурно-предметной среды для занятий на воздухе играми с применением рисунков на асфальте, которые являются одной из форм организации активности детей, способной расширять их двигательный опыт. Игры на асфальте многофункциональны и вариативны. В процессе их проведения у детей старшего дошкольного возраста закрепляются различные виды движения. Ситуации на игровой площадке, которые все время меняются, приучают детей наиболее целесообразно использовать двигательные навыки и умения, что обеспечивает их совершенствование. Эти игры являются хорошим дополнением к традиционным занятиям по физическому воспитанию, делая их эмоциональными и разнообразными.
В работе с детьми старшего дошкольного возраста мы используем следующие рисунки на асфальте: «Воздушный шар» – данная игра используется в организованной и самостоятельной деятельности детей при фронтальном и поточном способе. «Овощи, фрукты» – для игровых упражнений, «Пройди и перешагни», «Не задень», «Донеси – не урони » и др.
«Божья коровка» – для ходьбы, бега, прыжков по округлому контуру. «Солнышко» – для игровых упражнений «Найди свое место», «По дорожке» «Меткий стрелок» и т.д.
На наш взгляд, физкультурно-предметная среда должна быть целесообразной, удобной, информированной, создавать образ того или иного процесса, настраивать на эмоциональный лад, обеспечивать гармоничное отношение между ребенком и окружающим миром.
2)Повышение профессионально-методической подготовки воспитателя было реализовано в ходе изучения и анализа психолого-педагогической и научно-методической литературы по следующим направлениям:
- анатомо-физиологические и психологические особенности детей старшего дошкольного возраста;
- задачи физического воспитания детей старшего дошкольного возраста на современной этапе;
- методика обучения и воспитания детей средствами физических упражнений;
- закономерности формирования двигательных навыков у детей;
Также повышению профессиональной подготовки способствовало участие в работе МО, показ открытых занятий на тему «Значение физкультурных занятий в жизни дошкольника». Мы стремились овладеть техникой выполнения движений, используемых в работе с детьми; осуществлять грамотное планирование; умение проводить диагностику двигательного развития детей, овладеть методами контроля за обеспечением достаточных и допустимых нагрузок, как для всей группы, так и для отдельных детей; анализировать полученные результаты двигательной подготовленности детей; формировать задачи физического воспитания и определять первостепенные из них; использовать в работе с детьми современные технологии и оборудование (например, такую как фитбол гимнастику).
Следовательно, свою практическую деятельность строим по четырем направлениям:
- • - мотивационно-целевому;
- • - планово-прогностическому;
- • - контрольно-диагностическому;
- • - организационно-исполнительному.
3)Организовали работу с родителями. Для дальнейшего внедрения названного условия, нами был разработан семинар – практикум «Здоровый ребенок – умный ребенок», в ходе которого родители получили ответы на самые разные вопросы:
- Какие физические упражнения являются самыми ценными для физического и психического развития ребенка?
- Какие из них соответствуют возрастным двигательным возможностям ребенка?
- Какие требования предъявляются к методике занятий физическими упражнениями с ребенком?
- В какой форме проводить занятия с ребенком?
На практическом занятии родители познакомились с широким перечнем доступных упражнений и подвижных игр, способствующих развитию у ребенка двигательных навыков, а также освоили методы обучения этим упражнениям, чтобы в результате повторений можно было закрепить приобретенные навыки.
В результате практических занятий родителям представилось возможность сравнить уровень физического развития своего ребенка и других детей того же возраста. У них появился интерес к уровню двигательного развития ребенка, к его осанке, реакция в необычных ситуациях (например, как он ведет себя перед препятствием, как преодолевает страх высоты и т.п.) В ходе проведения семинара-практикума было доказано, что такие совместные занятия родителей и детей могут принести положительные результаты:
- пробуждают у родителей интерес к уровню «двигательной зрелости» детей и способствуют развитию у детей двигательных навыков в соответствии с их возрастом и способностями;
- углубляют взаимосвязь родителей и детей;
- предоставляют возможность позаниматься физкультурой за короткий отрезок времени не только ребенку, но и взрослому: родитель показывает ребенку те или иные упражнения и выполняет большинство из них вместе с ним;
- позволяет с пользой проводить то свободное время, которое мать или отец посвящает ребенку, служат взаимообогащению, способствуют всестороннему развитию ребенка.
В результате проведенного исследования можно сделать вывод, что, созданные нами условия, успешно влияют на повышение эффективности физкультурных занятий с детьми старшего дошкольного возраста.
Литература
- Михайлова, Н.В. Педагогические условия формирования профессиональной физической культуры педагога дошкольного образования. дис. … на соискательство ученой степени кандидата пед. наук / Н.В. Михайлова. Магнитогорск. 2002. 42 с.
- Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. М:Академия, 2008г.