Опубликовано: 04.05.2021 г.
Авторы: Вахрушева Наталья Васильевна, воспитатель
Юсина Светлана Юрьевна, воспитатель
МБДОУ «Детский сад 55» г. Северск, Томской области
Группа вторая младшая (3 – 4 года)
ОО «Познавательное развитие»
Интеграция ОО: «Социально - коммуникативное», «Речевое», «Физическое», «Художественно – эстетическое»
Цель: Познакомить детей со свойствами мыла.
Задачи приоритетной области:
Образовательные:
- Расширять представления детей о мыле путем экспериментирования.
- Формировать познавательный интерес и познавательныедействия ребёнка в различных видах деятельности через экспериментирование.
- Закрепить и уточнить знания детей о том, для чего люди используют мыло.
- Закрепить сенсорные эталоны: цвет, форма, величина.
- Закрепить свойства воды.
Развивающие:
- Способствовать проявлению любознательности и познавательной активности.
- Развивать внимание, наблюдательность, мелкую моторику, дыхательный аппарат, чувственное восприятие (осязание, обоняние), тактильные ощущения.
- Развивать умение на основе опытов анализировать и делать выводы.
Воспитательные:
- Поддерживать интерес детей к познанию окружающего мира.
- Воспитывать культурно – гигиенические навыки.
- Воспитывать желание помогать.
Задачи ОО в интеграции:
«Речевое развитие»
- Активизировать и обогащать словарный запас детей (запах, разноцветное, прозрачная, мыльные пузыри).
«Социально – коммуникативное развитие»
- Развивать коммуникативные навыки в общении со сверстниками и взрослыми, способствовать развитию самостоятельности, чувства уверенности в своих силах.
«Художественно – эстетическое»
- Познакомить с новым способом рисования мыльными пузырями.
«Физическое развитие»
- Создавать условия для двигательной активности детей и сохранения их здоровья, формирования основ здорового образа жизни.
Технологии и методы работы: здоровье сберегающие технологии (дыхательная гимнастика, динамическая пауза,), игровая технология (дети получали знания в игровой деятельности), личностно – ориентированная технология (уважение к личности каждого ребенка, общение «на равных», учет его индивидуальных особенностей, доброжелательное отношение к ребенку), технология исследовательской деятельности (эксперименты с мылом и водой), словесный метод (рассказ, объяснение, беседа), наглядный (наблюдение, демонстрация) и практический (совместная и самостоятельная деятельность детей).
Воспитатель в образе Девочки – чумазой встречает детей в зале.
Девочка: Здравствуйте, ребята!
- Сколько вас много.
Девочка: Меня зовут Светочка. Но почему, то все называют меня Девочкой чумазой….
Девочка: Ребята, подскажите, почему меня так называют?
- Ой, где это я так замаралась?
Реакция детей
Девочка: - Я не хочу, чтобы меня так называли… - Что же делать?
Ответы детей
Девочка: А вы моете руки? Зачем нужно мыть руки? А чем надо мыть руки? (задает сразу все вопросы)
Ответы детей
Девочка: - Где-то я тут видела и воду, и мыло… (подходят к столу)
Предлагает рассмотреть мыло, понюхать определить цвет, форму, запах. Берут стаканчики с водой, рассматривают цвет (предлагает цветные стекла опустить в стакан с водой) (она прозрачная).
Девочка: - Ну, вот мыло у нас есть. Пойдем мыть руки? Подходите к тазикам. Покажете, как правильно мыть руки?
Девочка: Тру-тру ничего что – то у меня не получается. Наверно я что-то забыла сделать…
Дети поясняют (Девочка) свои действия как надо мыть руки – опускаем мыло в воду и мылим руки.
Девочка приговаривает:
Теплою водою
Руки чисто мою.
Кусочек мыла я возьму
И ладошки им потру.
Девочка: - Посмотрите, мыло стало мокрое и скользкое. У вас тоже?
Девочка: - Ребята, все помыли руки? Посмотрите у меня тоже чистые руки.
- Возьмите бумажные полотенца и вытрите руки.
Девочка: - Спасибо вам ребята! Помогли мне.
Девочка: - Ребята, а вы любите плясать? Выходите сюда.
Пляска (звучит музыка) - Повторяйте движения за мной!
Девочка: (вспоминает) - Ой, совсем забыла мне же надо подарок приготовить!
- А вы любите делать подарки? Хотите вместе со мной сделать?
- А я по телевизору видела, как мыльными пузырями рисуют! А вы рисовали мыльными пузырями?
Ответы детей (нет, да)
- Хотите попробовать?
Ответы детей (да)
Идут к столам
Девочка:
- Ребята подходите к столам.
- Чтобы надуть мыльные пузыри нам понадобятся трубочки. Вы умеете дуть в трубочки? Давайте, потренируемся. Вдыхаем воздух и дуем в трубочку на ладошку. Чувствуете ветерок на ладошке? Молодцы.
Девочка:
- Посмотрите ребята у нас есть стаканчики с водой… Чтобы рисунок получился яркий, нужно закрасить воду. Какого цвета на столе краски? Выбирайте цвет? Набираем краску ложкой и аккуратно размешиваем в стакане с водой. Что вы видите? Какая стала вода?
Ответы детей
Девочка:
У всех вода подкрасилась! У нас получилась разноцветная вода.
Девочка:
- Чтобы получились пузыри нужно добавить жидкое мыло.
- Какое мыло добавили? (жидкое)
Девочка:
- Опускаем трубочку в стакан и аккуратно дуем.
- Что появилось в стакане? (обратить внимание, помощь, у кого получается или нет).
Ответы детей
Девочка:
- А теперь смотрите, я беру лист бумаги, аккуратно прикладываю его на пенку и переворачиваю обратно. Фокус – покус, тру – ля – ля. Что вы видите?
Ответы детей
Девочка:
- Возьмите лист бумаги и положите на свои стаканчики. Фокус – покус, тру – ля – ля.
- А теперь переворачиваем.
Девочка:
- Какие разноцветные, мыльные рисунки получились.
Девочка:
- Смотрите, я что-то придумала.
- Сейчас я превращу свой круг… Что получилось у меня?
Девочка:
- Во что еще можно превратить круг?
- Предлагаю вам дорисовать свои круги. Выбирайте, чем вы будете рисовать. (на столах фломастеры, карандаши и восковые мелки).
Девочка уточняет у детей, кто закончил, что он нарисовал.
Девочка:
- Ребята, подходите, размещайте ваши рисунки на доске (дети самостоятельно размещают рисунки на магнитную доску)
Девочка:
- Посмотрите, какие разные и красивые рисунки у вас получились. Кому вы подарите свои рисунки.
Ответы детей
Девочка:
- Вам понравилось рисовать мыльными пузырями?
Ответы детей
Девочка:
- И мне тоже!
Девочка:
- Скажите, вы мне помогли? Меня не будут больше называть чумазой?
- Как вы мне помогали?
Ответы детей
Девочка: (обобщает)
- мыли руки чем (ответы детей)
- какое мыло бывает? (жидкое, твердое)
- мыло пахнет?
- какой формы мыло было? какого цвета?
- Что мы еще сегодня с вами делали?
Девочка:
- Вы так мне помогли! Спасибо вам!
- А вы сами любите получать подарки?
Девочка:
- Ребята, а у меня для вас тоже есть подарки (показывает дом).
- Но для этого, нужно просунуть руки в этот чудесный дом (показываешь)
Девочка:
- Что нашли? Здорово! Ну что ребята, вам пора возвращаться в группу. Берите свои рисунки. До свидания!
Реализация содержания образовательной программы дошкольного образования |
1. Непосредственно образовательная деятельность соответствует содержанию образовательных областей дошкольного образования и учитывает возрастные особенности воспитанников. 2. Содержание НОД реализует воспитательные задачи через создание проблемных ситуаций и экспериментальную деятельность: воспитывает культурно – гигиенические навыки, навыки самообслуживания, доброжелательные взаимоотношения, умение работать рядом, доделывать начатое дело до конца. 3. В процессе НОД были интегрированы все образовательные области: «Речевое развитие» - активизация и обогащение словаря «Физическое развитие» - формирование основ здорового образа жизни, создание условий для двигательной активности детей, сохранения их физического и психического здоровья. «Социально – коммуникативное развитие» - развитие коммуникативных навыков в общение со сверстниками и взрослыми, развитие самостоятельности, чувства уверенности в своих силах. «Художественно – эстетическое развитие» - знакомство с нетрадиционным способом рисования - мыльными пузырями. 4. Содержание НОД формирует у детей элементарные естественнонаучные представления о свойствах воды и мыла, в ходе экспериментирования, которое позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей. 5. Содержание НОД способствует у детей формированию у детей патриотических чувств через положительное отношение к семье и своим близким (желание сделать подарок для родных), что соответствует традиционным ценностям российского общества |
Методические приемы решения педагогических задач |
1. Для привлечения и удержания внимания воспитанников были использованы следующие приемы: · присутствие персонажа; · обыгрывание проблемных ситуаций; · опора на личный опыт детей; · контрастные раздражители (интонации, паузы, темп речи, жесты, движения педагога); · использование метода вовлечения (использование легких вопросов, которые подразумевают легкий ответ и не вводят детей в заблуждение); · использование практических действий и разнообразных материалов; · смена деятельности 2. Для поддержки самостоятельности и инициативы: · экспериментирование; · игровые приемы; · дифференцированный подход; · самостоятельная деятельность детей; · создание ситуаций, которые помогают ребенку выразить свои чувства, мысли, желания (выбор чем будут рисовать и что, берут мыло на выбор, сами размещают рисунки на мольберте, выбирают сами место где встать, где сесть…) 3. Приемы поощрения и стимулирования: · создание игровых приемов и ситуаций; · одобрение, похвала 4. Применение наглядных средств при проведении НОД целесообразно, так как активизирует интерес детей к практической деятельности (экспериментированию), повышает самостоятельность детей, формирует положительное отношение к предмету, повышает познавательную активность и любознательность, помогает качественно усвоить материал. ИКТ не применялись 5. По итогам мероприятия были созданы условия для рефлексии: · с целью обобщения полученных знаний, проведена беседа, в ходе которой дети отвечали на вопросы, что они делали; · обсуждение с детьми результатов их практической деятельности 6. В качестве сюрпризного момента был использован Бизиборд «Дом» |