Опубликовано: 16.05.2021 г.
Автор: Черкасова Галина Николаевна,
Воспитатель,
поселок Володарского, Московская область, Ленинский район
Цель: приготовление угощений для зимующих птиц.
Задачи:
Образовательные:
расширить и уточнить представления воспитанников об образе жизни и особенностях поведения зимующих птиц;
продолжать формировать умение отгадывать загадки, обосновывать свою точку зрения;
закрепить знания детей о корме, который можно использовать в подкормке птиц;
научить делать простые угощения для зимующих птиц;
Развивающие:
развитие познавательного интереса дошкольников к миру природы, развитие слухового и зрительного внимания, связной речи;
способствовать формированию мыслительных операций, умению аргументировать свои высказывания;
Воспитательные:
воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях.
Предварительная работа: наблюдение за птицами, рассматривание иллюстраций, просмотр видеоролика «Как правильно подкармливать птиц», заучивание стихов, чтение художественной литературы: Г. Снегирёв «Про птиц»; В. Зотов «Клёст»; Бианки «Кто к кормушке прилетел»; проведение дидактических игр на тему «Зимующие птицы», создание выставки рисунков «Зимующие птицы», изготовление вместе с родителями кормушек, выбор для них места, размещение их на участке детского сада.
Материалы и оборудование: колокольчик для коммуникативной игры «Милый друг», игрушка вороненок, иллюстрации зимующих птиц, фонограмма записи голосов птиц, кормушки (сделанные вместе с родителями), тарелочки с различным кормом для птиц.
Ход мероприятия:
1 часть - Вводная.
Дети стоят в кругу вместе с воспитателем.
Проводится коммуникативная игра «Милый друг».
Колокольчик озорной,
Ты детей в кружок построй.
Собрались все дети в круг
Слева – друг и справа – друг.
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель: Дети, посмотрите, на подоконнике сидит вороненок, он нахохлился, спрятал головку под крыло. Что же с ним случилось?
Ответы детей.
Воспитатель: Дети, а как мы смогли бы помочь этому вороненку?
Дети: Давайте возьмем его к себе...
Воспитатель: А если мы принесём вороненка к нам в группу. Что может произойти?
Ответы детей.
Воспитатель: Брать в помещение дикую птицу небезопасно, так как её поведение непредсказуемо: птица может клюнуть, а ещё птица может быть больна. Как же тогда можно помочь воробью?
Дети: Кормить каждый день крошками хлеба, он будет сыт и ему будет тепло.
Воспитатель: Вороненку мы помогли. Но ведь с нами зимуют и другие птицы. Им нужно помогать?
Дети: Да.
Звучит фонограмма «Голоса птиц».
Воспитатель: Дети, как вы думаете, можно сейчас услышать такое чудесное птичье пение?
Ответы детей.
Воспитатель: Почему? Когда поют птицы?
Дети: Когда тепло и сытно.
Воспитатель: Зимой птицам не до песен, голодно им. Сегодня мы с вами будем говорить о том, как помочь птицам пережить трудное зимнее время.
2 часть - Основная.
Воспитатель: Дети, каких птиц вы знаете?
Ответы детей.
Воспитатель: Как мы называем птиц, которые зимуют у нас?
Дети: Зимующие.
Воспитатель: Как называют птиц, которые прилетают к нам весной?
Дети: Перелётные.
Воспитатель: Почему же перелётные птицы не могут оставаться в наших краях, а зимующие – могут?
Ответы детей.
Воспитатель: Дети, предлагаю поиграть в игру, которая называется «Угадай птицу». Я буду загадывать вам загадки, а вы — их отгадывать и выбирать нужную картинку с изображением этой птицы.
Дидактическая игра «Угадай птицу».
- Жёлтое брюшко у маленькой птички,
А зовут её … (синичка)
- Распушили пёрышки,
Нежатся на солнышке.
Вот на ветках, посмотри,
В красных майках … (снегири)
- Чик-чирик! К зёрнышкам прыг!
Клюй, не робей! Кто это? (воробей)
- Чёрная, как вар,
Кричит: «Кар!» (ворона)
- Вещунья-белобока,
А зовут её … (сорока)
- В белых шубах ели, сосны…
Снег. Сосулек леденцы.
У кого это в морозы
Голос подали птенцы? (клест-еловик)
- Всё время стучит,
Деревья долбит.
Но их не калечит,
А только лечит. (дятел)
- Только я из птиц, признаться,
В зной, морозы и пургу
По стволу передвигаться
Головою вниз могу. (поползень)
- Пестая птичка,
Сама невеличка,
А голос хорош!
Песню на ветке завёл
Звонкоголосый … (щегол)
- Посмотрите, к нам на ели
Прилетели и запели.
С хохолками прилетели
И запели как свирели. (свиристель)
- Он живёт в лесу на ёлке
Воробью он брат, малыш.
Он поёт красиво, звонко,
А зовут его все … (чиж)
- Звонко свистнет тут и там,
Мышкой лазит по стволам,
Тонкий свист достигнет уха,
Значит, где-то здесь ... (пищуха)
- Не молчунья, а болтушка -
Скачет, тараторит бойко.
Дубу верная подружка,
Дуб посеет новый ... (сойка)
Воспитатель: Дети, вы молодцы, все загадки отгадали, и нужные картинки с изображением птиц выбирали. А теперь давайте немного отдохнем.
Физкультминутка «Снегири».
Вот на ветках, посмотри, (4 хлопка по бокам)
В красных майках снегири. (4 поворота головы в сторону)
Распушили перышки – («отряхиваются»)
Греются на солнышке.
Головой вертят (повороты головы)
Улететь хотят (вправо-влево)
Кыш! Кыш! Улетели! (бегают и машут «крыльями»)
За метелью полетели.
Воспитатель: Дети, какой зимний месяц самый трудный для птиц? Почему?
Дети: В феврале вьюги, метели, весь корм уже съеден.
Воспитатель: Как мы можем помочь птицам?
Ответы детей.
Воспитатель: В конце зимы все наши пернатые нуждаются в помощи человека. Каждая кормушка, каждая горсть зерна может спасти от гибели не одного пернатого певуна. Ягоды почти уже склевали, от сильного ветра слетают с деревьев оставшиеся семена, под толстым слоем снега нелегко корм добывать, голодному и замерзнуть недолго. При голодании, особенно у мелких птиц, понижается температура и они быстро гибнут, особенно зимой, когда день короток и времени на поиски корма мало.
Вот и тянутся птицы поближе к человеческому жилью, рассчитывают на его доброту, сострадание. Они ждут помощи.
Дидактическая игра «Покормите птиц зимой».
Воспитатель: Дети, посмотрите, что лежит на тарелочках?
Ответы детей.
Воспитатель: Верно, это семечки подсолнечника, тыквы, сушеная рябина, сало, белый и черный хлеб, чипсы, пшено, шоколад, «Кириешки», конфеты?
Что из этого будут кушать птицы? Отберите тот корм, который полезен и безопасен для птиц.
Детям отбирают корм для птиц, что можно, а что нельзя класть в кормушку.
Воспитатель: Давайте проверим, правильно ли вы отобрали корм для птиц.
Я вам хочу напомнить, что еда с вашего стола для птиц не годится.
Синичке можно предложить кусочек несолёного сала, воробьям хлебные крошки, крупу, семена, вороны всеядные птицы, снегири любят семечки арбуза, тыквы, облепихи, барбариса, свиристели любят рябину, голуби любят крупу и хлеб. Клёст очень любит еловые и сосновые шишки, крепкий клюв крестом ловко шелушит шишки. Ещё клёст удивителен тем, что в трескучий мороз выводит птенцов.
Дети, в нашем саду проводится экологическая акция «Покормите птиц зимой». Вы вместе с мамами и папами подошли очень творчески и ответственно к этому мероприятию, смастерив разнообразные, оригинальные и удобные птичьи «столовые». Посмотрите, какие чудесные кормушки получились. Молодцы!
Дети, какие правила подкормки птиц мы должны с вами помнить?
Ответы детей.
Воспитатель и дети формулируют правила подкормки птиц зимой.
Воспитатель:
1 правило: Укрепляя кормушку, не обламывай ветки.
2 правило: Кормушки для птиц должны быть очень скромными, лучше не раскрашенными.
3 правило: Следи, чтобы в кормушке не было снега.
4 правило: Следи, чтоб в кормушке корм был постоянно.
5 правило: Начинай подкармливать птиц поздней осенью и продолжай до весны.
6 правило: Не бросай возле кормушки пакеты и банки, в которых носишь корм.
Воспитатель: Дети, не всякая мама сможет вместе с ребенком сделать деревянную кормушку для птиц. А у папы не всегда есть на это время. Как мы еще можем проявить свою заботу о маленьких птичках?
Ответы детей.
Воспитатель: Я предлагаю сделать необычные подарки для птичек - угощения. Они не только порадуют крылатых, но и станут украшением.
Хотите помочь птичкам?
Дети: Да!
Воспитатель: Прежде, чем приступить к интересному занятию – мы разомнём пальчики!
Пальчиковая гимнастика «Зимующие птицы».
Я зимой кормлю всех птиц:
Голубей, ворон, синиц,
Воробьев и снегирей (загибают и разгибают пальцы, перечисляя птиц)
Вот кормушка у дверей. (показывают одной рукой на кормушку)
Дам им булки, пшенной каши,
Дам им зерна, семена.
А синице дам я сало, (загибают и разгибают пальцы, перечисляя корм)
Пусть клюет его она. (собранными в щепотку пальцами имитируем движения)
Воспитатель: Итак, приступим к работе!
Нам понадобится:
- Разные формочки для печенья.
- Смесь зерен (.можно купить птичий корм в зоомагазине).
- Вода.
- Желатин.
- Нить или ленточка для подвеса.
Давайте зальем желатин водой и подождем до полного растворения. Добавим семена и перемешаем. Полученную массу разложим по формочкам, воткнув в середину пробки для формирования отверстия и поставим в холодное место застывать. Через несколько часов колечки вынимаем и привязываем к ним ленточки.
Вот и все! Готово!
Дети, птицы – наши друзья, а друзьям надо помогать. Сегодня мы с вами пойдём на прогулку и устроим нашим питомцам «птичьи столовые».
Дети, посмотрите на нашего гостя. По-моему, вороненок повеселел… Он понял, что с нашей помощью сможет пережить все сложности длительной и морозной зимы.
Воспитатель: А в заключении нашего мероприятия, дети, предлагаю поиграть в игру, которая называется «Что хорошо, что плохо?»
Дидактическая игра «Что хорошо, что плохо?»
Дети слушают четверостишия; если считают, что услышанное - это хорошо, то хлопают в ладоши, а если плохо - большим пальцем показывают вниз, издавая недовольные возгласы.
- Если маленький малыш
Сыплет птицам крошки.
Поступает плохо он,
Или он хороший?
- Злой мальчишка палку взял,
Голубей ею гонял,
Был доволен он собой,
Хороший мальчик или плохой?
- Смастерила с папой для синиц кормушку.
Зёрна насыпала в неё,
Плохо это или хорошо?
- Из рогатки мальчуган
В стаю воробьёв стрелял
И подранил одного -
Плохо это или хорошо?
- А вот ещё такой вопрос:
Домой яйцо мальчик принёс,
Разорил он птичье гнездо -
Это плохо или хорошо?
- Птицу в клетку посадили.
С мамой, папой разлучили.
Поят, кормят его -
Поступают хорошо?
7 .А теперь ответить вы должны:
Как будете себя вести?
Должно решенье быть одно -
С птицами поступать только ...
Дети все: Хорошо!
Воспитатель: Молодцы, дети!
Источник: