Опубликовано: 31.05.2021 г.
Автор: Потапова Лариса Геннадьевна,
учитель,
МБОУ «СОШ №1»
Применение современных тенденций в методике обучения позволяет сделать практическую работу учителя более интересной и разнообразной, способствует выполнению главной задачи учителя сегодня – выбрать эффективные средства обучения для качественного образования детей, научить их самостоятельно добывать нужную информацию, анализировать получаемые знания и использовать их для решения новых задач. Выбор применения элементов сингапурской технологий был обусловлен поиском новых форм работы на уроках.
Я применяю эту методику на разных типах уроках, этапах уроков. Сингапурская методика обучения - это обучение в сотрудничестве, только с огромным разнообразием обучающих структур.
Практика взаимообучения в школе оказывает свое влияние на то, что юные граждане Сингапура показывают лучшие результаты в мире по математике и естественным наукам. Эта система очень похожа на советские и российские разработки Льва Выготского, Даниила Эльконина и Василия Давыдова. Однако в Восточной Азии их довели до технологии. Создавая данную систему, они взяли лучшее из имеющегося в России и пропустили через американский опыт. Главное – коллективное или кооперативное обучение, система Выготского. Ведущая педагогическая идея одной из перспективных технологий в формировании коммуникативных универсальных учебных действий и выступает обучение в сотрудничестве, где ведущая педагогическая идея – учиться вместе, а не просто что-то выполнят. На технологии сотрудничества основана и сингапурская технология обучения. Данная методика не требует изменения хода всего урока, она предусматривает применение лишь одного-двух элементов методики, которые может выбрать сам учитель. Причем их можно использовать и на классных часах, и на внеклассных мероприятиях.
Выделяют 3 группы обучающих структур. Главная задача применения этих структур: участие в структурированном взаимодействии, равное участие всех, эффективная коммуникация, совместная работа в интересах совместного обучения.
В данной методике выделяют 4К развития навыков на каждом уроке. Командная работа выстроена по определенным принципам. Существуют четкие отличия от групповой работы.
Организуется работа следующим образом: обучаемые разделены на команды по 4 человека. Они сидят за сдвоенными партами, где в центре находится табличка с цифрами и буквами, чтобы легко было распределять учеников для работы в команде, где каждый участник имеет свой номер, и работы в парах, где партнеры обозначены буквами. Парты должны отходить лучами от учительского места, чтобы никто не сидел спиной к учителю.
Первая обучающая структура, показывает взаимодействие ученик-ученик, необходимое для развития коммуникации и сотрудничества, с целью развития навыка принятия различных точек зрения. КОНЭРС - «углы» - обучающая структура, в которой ученики распределяются по разным углам в зависимости от выбранного ими варианта ответа и доказывают свой выбор.
Приведу пример, как просто спланировать такой прием: я задаю вопрос, объявляю время размышления, включаю таймер, видимый для обучающихся. Далее они записывают свой ответ и по моей команде выбирают угол с соответствующим ответом. Далее по команде распределяются по парам, где обмениваются своими мнениями, снова по команде учителя и по таймеру. После этого учитель предлагает озвучить разные точки зрения для их принятия.
Вторая обучающая структура, показывает взаимодействие ученик - учебный материал: они позволяют ученикам обдумать материал, связать его с предыдущими знаниями и порефлексировать о приобретенном академическом материале для развития критического и креативного мышления. ТАЙМД РАУНД РОБИН (Timed Round Robin) – «раунд робин в течение определенного времени» - обучающая структура, в которой организовывается обсуждение какого-либо вопроса в команде по очереди более одного круга.
Целей, с которыми учитель обращается к классу с помощью вопросов достаточно много. Умение задавать вопросы – это тоже искусство! Ведь вопросы, которые задаёт учитель, а также то, как он их задает, раскрывают уровень владения учебным материалом, его интеллект, отношение к работе. Для эффективной коммуникации с классом учитель должен владеть всеми видами вопросов. Сингапурская технология предлагает свою классификацию вопросов: репродуктивные, процедурные, действенные, генеративные, конструктивные, фасилитирующие и др.
Каждый урок несет в себе исключительно положительные эмоции. Следует отметить, что обучающие структуры контролируют участие, взаимное уважение и общую вовлеченность учащихся.
Преимущества метода:
- Примерно половина детей в классе учатся одновременно говорить и слышать, исправлять чужие ошибки. Таким образом, дети закрепляют, корректируют и дополняют свои знания.
- Каждый ученик оказывается в центре вопроса, ему необходимо общаться, чтобы научить товарища тому, что знаешь сам. А значит, создается положительное отношение к процессу обучения.
- Обучение для каждого ребенка без исключения становится результативным и интересным, а качество знаний по предмету существенно растет.
- У учеников развиваются коммуникативные качества, креативное мышление, они учатся сотрудничать, критиковать и принимать критику.
- Любой урок становится похожим на увлекательную и насыщенную игру и несет в себе исключительно положительные эмоции.
Используя выше приведённую технологию, можно решить вопрос повышения мотивации к обучению у учащихся и качества знаний, ряда вопросов по реализации ФГОС.
В заключение необходимо подчеркнуть, что любой опыт - успешный или не очень - бесценен, так как дает нам возможность проверить все на практике.
Используемый сайт: https://nsportal.ru/