Опубликовано: 13.06.2021 г.
Автор: Беспалова Любовь Валерьевна,
Воспитатель,
СП д/с «Сказка» ГБОУ СОШ №1 «ОЦ»
с.Сергиевск Самарская область
Дошкольный возраст — время, когда закладываются знания, воспитывается характер, формируются привычки. Привитие и закрепление полезных навыков определяет личностные качества подрастающего человека. Вовремя сформированные культурно-гигиенические навыки способствуют правильному поведению человека в быту и общественных местах.
Успешное овладение культурно-гигиеническими навыками является неотъемлемой частью формирования общей культуры человека. Знакомство с гигиеной и культурой поведения начинается в семье с первых дней жизни ребёнка. Работу в этом направлении ведут и в детском саду. Особенно важна она в группах раннего возраста, на третьем году жизни малышей.
Культурно-гигиенические навыки - это навыки по соблюдению чистоты тела, культурной еды, поддержания порядка в окружающей обстановке и культурных взаимоотношений детей друг с другом и со взрослыми.
Забота о здоровье детей, их физическом развитии начинается с воспитания у них любви к чистоте, опрятности и порядку.
Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так вредные формируются в детстве. Вот почему так важно в самого раннего детства воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять их, чтобы они стали привычками.
Очень важную роль в воспитании полезных привычек играет родительский пример. Ребенок автоматически усваивает принятые в семье правила. Именно в семье, за общим столом у ребенка вырабатываются (или не вырабатываются) хорошие манеры. Например, если родители не моют руки перед едой, то не стоит ждать от ребенка иного поведения. За столом абсолютно все имеет значение: не только что мы едим, но и как мы это делаем. Дети быстро перенимают манеру поведения взрослых: если родители говорят с набитым ртом, сидят, развалившись, кладут локти на стол или едят руками, то вряд ли можно требовать от малыша, чтобы он вёл себя иначе. Ребенок - это зеркальное отражение взрослых.
Воспитание культурно-гигиенических навыков постоянно осуществляется в повседневной жизни детского сада и обязательно должно осуществляться и в семье.
По мере роста и развития детей самостоятельность и активность их увеличивается. Это естественно учитывается, поэтому в младшем дошкольном возрасте обучение строится на показе, объяснении, совместных действиях взрослого и ребенка.
В первый младшей группе ребенок пытается мыть руки сам, взрослый помогает ему, показывая и объясняя, как нужно вымыть руки, напоминает, что это надо делать перед едой и после загрязнения.
Так же постоянно необходимо приучать детей пользоваться своим полотенцем: показать, как нужно держать полотенце, как вытираться.
По окончании умываний взрослый обращает внимание детей на внешний вид, отличает, что они стали чистыми, аккуратными. Малыши очень любят, когда взрослые замечают их достижений, и в следующий раз будут стараться еще лучше.
Культурно - гигиенические навыки формируются у детей и в процессе питания: это умение самостоятельно и аккуратно есть, правильно держать ложку. Повседневные упражнения, позволяют научить детей к 3 годам есть быстрее, опрятнее. Готовясь к обеду или к завтраку, хорошо обратить внимание детей на то, как чисто на столах, напомнить, что надо есть аккуратно, не проливать. Также необходимо приучать детей пользоваться салфеткой.
Важно, чтобы взрослые подавали ребенку пример во всем, требуя от него выполнения определенных правил. В одевании и раздевании дети 3 года жизни первоначально проявляют большую беспомощность. У воспитателя и у няни уходит много времени, прежде чем дети научатся самостоятельности. Обучая ребенка одеваться, взрослый одновременно побуждает активно действовать в самом процессе одевания: надеть колготки, штаны, сапожки, достать из шкафа пальто и т. д. Главное нужно отмечать успехи ребенка.
В семье должно быть созданы условия для выполнений гигиенических рекомендаций. У ребенка должно быть своё место для сна, игр, занятий (кровать, стол, стул).
А. С Макаренко, обращаясь к родителям писал: «Ваше собственное поведение - самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его каждый момент жизни вашей, даже тогда, когда вас нет дома».
Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами, читаете книги, газеты - все это имеет для ребенка большое значение.
В младшем возрасте необходимые навыки лучше всего усваиваются детьми в играх специально направленного содержания, однако для более успешного формирования и закрепления навыков гигиены на протяжении периода дошкольного детства целесообразно сочетать словесный и наглядный способы, используя специальные наборы материалов по гигиеническому воспитанию в детском саду, разнообразные сюжетные картинки, символы.
Например,
при умывании:
Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки алели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Теплою водою
Руки чисто мою.
Кусочек мыла я возьму
И ладошки им потру.
при расчёсывании:
Хоть с тобой я ссорюсь часто,
Гребешок зубастый,
Здравствуй!
Без тебя нельзя сестричке
Заплести свои косички.
Без тебя пришлось бы брагу
Целый день ходить лохматым
Чешу, чешу волосенки,
Расчесываю кисоньку!
Что мы делаем расческой?
Тане делаем прическу
при кормлении:
Каша вкусная дымится,
Лёша кашу есть садится,
Очень каша хороша,
Ели кашу не спеша.
Ложка, за ложкой.
А у нас есть ложки
Волшебные немножко.
Вот — тарелка, вот — еда.
Не осталось и следа.
Ели понемножку.
при одевании:
Раз, два, три, четыре, пять —
Собираемся гулять.
Завязала Катеньке
Шарфик полосатенький.
Наденем на ножки
Валенки-сапожки
И пойдем скорей гулять,
Прыгать, бегать и скакать.
Дети в первой младшей группе к концу учебного года должны овладеть следующими навыками культуры поведения, культурно-гигиеническими и трудовыми навыками.
- Навыки личной гигиены.
- с помощью взрослых ребенок моет руки перед едой и после
загрязнения, вытирает их;
- моет лицо, пользуется индивидуальным полотенцем, носовым
платком;
- вытирает ноги у входа.
- Навыки самообслуживания.
- снимает и надевает одежду в определенном порядке;
-расстегивает и застегивает пуговицы спереди;
-складывает одежду;
-расшнуровывает ботинки;
- замечает неопрятность в одежде, с помощью взрослых приводит
себя в порядок.
- Навыки культуры еды.
- ребенок ест самостоятельно, опрятно;
- держит ложку в правой руке;
- пользуется салфеткой.
- Навыкитрудовой деятельности.
- выполняет простейшие поручения взрослых;
- помогает вынести на площадку игрушки;
- принести и убрать материал для занятий;
- помогает няне поставить стулья к столам, принести тарелки с
хлебом;
- раскладывает карандаши, убирает игрушки;
- собирает на участке палочки, камешки, листву.
Формирование культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников требует определенных знаний, как от педагога, так и от родителей. Необходимо учитывать, что малыши 2-3 летнего возраста впервые сталкиваются с такими задачами, как умывание, мытье рук, использование полотенца, зубной щетки, носового платка и т. д. Самостоятельно одеться или раздеться еще очень трудно для них, поэтому знакомство с этими важными навыками должно быть мягким и терпеливым со стороны взрослых. Однако не стоит забывать, что излишняя мягкость так же нежелательна, так как ребенок однажды потерпев неудачу в довольно нелегкой для него задаче, и почувствовав незамедлительную помощь взрослого, в следующий раз может отказаться что-либо делать сам. Следовательно, главными приоритетами в формировании культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников должны быть: понимание внутреннего мира ребенка, терпение к его неуклюжести и медлительности, поощрение любого, даже самого незначительного успеха, настойчивость в правильном и последовательном выполнении задачи, требовательность к проявлению самостоятельности.
Навыки детей быстро становятся прочными, если они закрепляются постоянно. Главное, чтобы детям было интересно, и чтобы они могли видеть результаты своих действий.
Важное условие - единство требований со стороны взрослых.
Обязанность родителей - постоянно закреплять гигиенические навыки, воспитываемые у ребенка в детском саду.