Опубликовано: 29.08.2021 г.
Автор: Колесникова Екатерина Сергеевна,
Воспитатель,
МАДОУ ДС 17 «Ладушки»
Город Нижневартовск
В современном обществе человек, имея социально-общественное начало, испытывает потребность в общении и взаимодействии с другими, а для ребенка дошкольного возраста это является наиболее актуальным, ведь коммуникативные умения - это одно из важнейших условий развития ребенка, его индивидуализации и социализации, формирования личности.
Сформированные коммуникативные умения - один из основных показателей готовности ребёнка к взаимодействию с окружающими людьми. Они позволяют детям справиться с трудностями, способствуют преодолению робости, смущения, влияют на формирование доброжелательных отношений с окружающими, обеспечивают успешность совместной деятельности (А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин и др.).
Коммуникативные умения – это сложные и осознанные коммуникативные действия, основанные на теоретических знаниях и практической подготовленности ребенка к общению.
В Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования выделена образовательная область «социально-коммуникативное развитие», отражены задачи, которые направлены на развитие общения дошкольника, формирование эмоциональной отзывчивости, сопереживания, готовности к совместной деятельности с взрослыми и сверстниками.
По данным исследователей (М.И. Лисиной, С.В. Проняевой, Т.А. Репиной и др.) начальным этапом развития коммуникативных умений является период дошкольного детства. На этом этапе возрастного развития ребенок активно усваивает и реализует в коммуникативной практике разнообразные цели, средства и способы общения, приобретая и совершенствуя, таким образом, собственный социально-коммуникативный опыт и опыт продуктивного взаимодействия с окружающими людьми, достигая значимые для него цели в различных видах детской деятельности (О.А. Веселкова, И.А. Кумова). Главное внимание уделяется играм – драматизациям, в которых закрепляется умение вести диалог в разных ситуациях.
В играх дети могут научиться понимать намерения другого ребенка, узнавать по жестам о его готовности вступить в контакт, по позе – об эмоциональном настрое. Исследователи отмечают, что в игровой деятельности у детей развиваются коммуникативные умения, необходимые для общения друг с другом.
Список литературы
1.Алексанова Е.Д. Роль игры с правилами в становлении совместной игровой деятельности дошкольников // Современная педагогика.2013.No 3 (57).С. 34-36.
- Андреева, Г. М. Социальная психология : учеб. пособие / Г. М. Андреева. – М. : Аспект Пресс, 2005. – 375 с.
- Бабунова, Е. С. Основы этнопедагогики: учеб. пособие / Е. С Бабунова. – Магнитогорск : МаГУ, 2015. – 60 с.
- Болотина, Л. Р. Дошкольная педагогика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Л. Р. Болотина. – М. : Академический Проект, Культура, 2019. – 218 с.
5.Гербова В.В. Коммуникация. Развитие речи и общения детей в
средней группе детского сада. Планы занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2015. – 80с.
6.Дмитриев, А.Е. Дидактика: учеб. пособие для самостоятельнойработы студентов факультета начальных классов / А.Е. Дмитриев [и др.]. –М.: Прометей, 1990 – 202 с.
7.Захарова, Л. М. Использование дидактических игр в этнокультурном воспитании дошкольников / Л. М. Захарова // Начальная школа. – Плюс до и после. – 2014. – № 3. – С. 70-73.
- Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. – СПб. : Литера, 2011. – 599 с.