0+



 

Опубликовано: 01.09.2021 г.

Автор: Митякина Анна Сергеевна,
воспитатель,
МБДОУ д/с №55 г. Белгород

Аннотация. Автор размышляет о проблеме развития рефлексивных способностей у детей старшего дошкольного возраста в продуктивной деятельности. Рассматриваются примеры заданий на развитие рефлексивных способностей у детей старшего дошкольного возраста.

 

Проблема формирования рефлексивных способностей у детей старшего дошкольного возраста в продуктивной деятельности является одной из важнейших в педагогической науке и практике дошкольного обучения, так как рефлексивные способности воспитанников предполагают полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности. На данный момент, ведущей тенденцией современного образования является его ориентация на психическое и личностное развитие ребенка. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования говорится следующее: «… формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе; развитие личности воспитанника на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования» [4, с. 28].

Если в образовательной деятельности дошкольник является субъектом этой деятельности, то развитие дошкольника будет характеризоваться появлением у него новых психических новообразований, в том числе, и рефлексии.

Рефлексивные способности представляют собой наивысший по степени интегрированности процесс; они одновременно являются способом и механизмом выхода системы психики за собственные пределы, что детерминирует пластичность и адаптивность личности.

Рефлексия в педагогике понимается как процесс и результат фиксирования участниками образовательного процесса состояния своего развития, саморазвития и причин этого. Использование рефлексивной практики в образовательном процессе позволяет выстроить эффективные и поистине межсубъектные отношения в системе «педагог - воспитанник» [2].

Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что развитие таких компонентов учебной деятельности, как контроль и самоконтроль, оценка и самооценка, невозможно без включения воспитанников в целеполагание и рефлексию на занятиях, она, как и рефлексивные способности, тесно связана с другим немаловажным действием – целеполаганием. Процесс постановки целей деятельности непременно должен осуществляться, что приводит ребенка к рефлексии. Рефлексия в этом случае не только итог, но и стартовое звено для новой образовательной деятельности и постановки новых целей [3].

Взаимосвязь рефлексии и целеполагания были описаны Г.А. Андриановой на основе результатов работы специально организованной рефлексивной группы, где постановку целей воспитанники осуществляют под руководством педагога на разные временные отрезки: занятие, самостоятельную деятельность, месяц, год. Цели воспитанников предполагали достижение результатов в каком-то определенном виде деятельности. Затем педагог проводит мини-рефлексию по результатам деятельности. Сочетание целеполагания и рефлексии в различных видах деятельности повторяется систематически. Данная работа приводит к тому, что некоторые ребята начинают самостоятельно формулировать свои цели [1].

Цели занятия по требованиям нового стандарта должны ставиться на каждом занятии воспитателем, кроме этого, они, несомненно, должны быть конкретными, так как занятия отличаются по своему содержанию. Рефлексия в конце урока помогает выявить и закрепить результаты образовательной деятельности воспитанников.

Мною был разработан комплекс заданий, направленных на развитие рефлексивных способностей у детей старшего дошкольного возраста в продуктивной деятельности. Приведем примеры заданий, которые можно предлагать детям на занятиях по продуктивной деятельности.

- «Дерево цели». Для стимулирования мотивации. На листе ватмана изображено дерево. Каждый воспитанник прикрепляет листочек зелёного цвета. На одной стороне воспитанник рисует свою личную цель – что бы он хотел узнать, понять, какую информацию получить по данной теме. В конце каждого тематического блока каждый ребенок отмечает на своем листке, достиг ли он цель частично или полностью.

- «Острова». Ребята выбирают, на каком из предложенных островов они находятся в конце занятия: остров Удовлетворения, остров Грусти, остров Знаний, остров Радости;

- «Раскрась домик». Воспитатель раздает картинку домика всем ребятам. По истечению занятия просит:

а) зажечь в домиках огонь красным цветом, если ребенку понравился урок;

б) затопить печь в домах, нарисовать дым из трубы, если материал был понятен;

в) раскрасить дверь, если были трудности в течении урока;

г) оставить дом бесцветным, если на уроке чувствовал себя неуверенно и ничего не понял.

Резюмируя вышеизложенное, можно констатировать, что рефлексия в педагогическом процессе помогает оптимизировать развитие старших дошкольников, однако процесс развития рефлексивных способностей будет успешен только тогда, когда будет систематичен, а также разнообразен. Рефлексивные способности, в свою очередь, обеспечивают эффективность и результативность любой, в том числе, образовательной деятельности.

Любой человек с радостью делает то, что у него хорошо получается. Но любая деятельность начинается с преодоления трудностей. У людей, которые владеют рефлексивными способностями, путь от первых трудностей до первых успехов значительно короче. В познании нет предела совершенству. Так как мир не стоит на месте, он движется вперед неумолимыми темпами. Появляются новые идеи и желания что-то узнать, научиться, достичь.

Поэтому старших дошкольников надо побуждать в учебной деятельности к постоянным поискам творческого решения различных трудностей, учить задавать себе вопросы:

- Что я делаю?

- С какой целью?

- Каковы результаты моей деятельности?

- Можно ли сделать лучше?

- Что я буду делать дальше?

Если с дошкольного возраста дети будут задавать себе эти вопросы, это позволит им стать целеустремленными и ответственными взрослыми.

Литература

  1. Андрианова Г.А. Целеполагание и рефлексия в творчестве // Школа творчества: Сборник ученических работ. – Норильск, 1996. – С.14-18.
  2. Кашлев С.С. Современные технологии педагогического процесса: Пособие для педагогов. / С. С. Кашлев. – Мн.: Высшая школа, 2002. – 95с.
  3. Хуторской А.В. Современная дидактика: учебник для вузов / А.В. Хуторской. – СПб: Питер, 2017. – 720 с.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М.: Просвещение, 2018. – 52 с.

Как опубликовать статью?

Уважаемые педагоги, для того, чтобы разместить на страницах интернет-издания собственные работы необходимо сделать несколько простых шагов:

  1. Ознакомьтесь с требованиями к размещаемым материалам.
  2. Заполните заявку на публикацию (скачать Заявку).
  3. Оплатите за размещение материала (скачать квитанцию для оплаты) или пополните кошелек Яндекс Деньги 410015930905285.  Стоимость организационного взноса за изготовление диплома и свидетельства о публикации всего 150 рублей.
  4. На электронный адрес редакции 5.izmerenie@mail.ru отправьте письмо с темой «Публикация статьи».

    К письму должны быть прикреплены три файла:
    - статья для публикации,
    - заявка на публикацию (скачать Заявку).
    - копия оплаты оргвзноса (скан или фото).

  Как оплатить счет на сайте:

1. В личном кабинете выберите мероприятие (Педагогический электронный журнал «Пятое измерение» (Размещение публикаций) и нажмите "Оплатить".

2. Выберите способ оплаты: 

  • Оплата PayAnyWay (Монета) Возможные варианты оплаты:

- Банковские карты (VISA, MasterCard, СБП, Yandex Pay) 

- Электронные деньги (MONETA.RU, ЮМoney)

- Переводы (Почтовый перевод, Банковский перевод)

- Платежные терминалы (Московский кредитный Банк, Элекснет)

  • Оплата квитанцией через банк

 3. Укажите количество участников и нажмите "Оформить заказ".

 4. После оплаты организационного взноса,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отправьте на электронный адрес 5.izmerenie@mail.ru

 

Как оплатить по квитанции на оплату через банк:

1. Скачайте квитанцию на сайте.

2. Оплатите организационный взнос: изготовление диплома и свидетельства о публикации составляет всего 150 рублей (скачать квитанцию для оплаты) При перечислении можно воспользоваться услугами любого банка. Обязательно укажите фамилию, имя,  отчество плательщика оргвзноса!

4. После оплаты,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отсканированную или сфотографированную квитанцию необходимо отправить на электронную почту 5.izmerenie@mail.ru

 

На страницах нашего электронного журнала Вы сможете найти полезный для себя материал, обрести единомышленников, поделиться с более молодыми коллегами из других городов и регионов России своими наработками и опытом, а также опубликовать оригинальные статьи и материалы по педагогической тематике.

 Редакция сетевого издания Центра интеллектуального развития «Пятое измерение» всегда открыта к диалогу и рада сотрудничеству!

Желаем Вам успехов!

Войти

Регистрация