Опубликовано: 01.09.2021 г.
Автор: Митякина Анна Сергеевна,
воспитатель,
МБДОУ д/с №55 г. Белгород
Аннотация. Автор размышляет о проблеме развития рефлексивных способностей у детей старшего дошкольного возраста в продуктивной деятельности. Рассматриваются примеры заданий на развитие рефлексивных способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Проблема формирования рефлексивных способностей у детей старшего дошкольного возраста в продуктивной деятельности является одной из важнейших в педагогической науке и практике дошкольного обучения, так как рефлексивные способности воспитанников предполагают полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности. На данный момент, ведущей тенденцией современного образования является его ориентация на психическое и личностное развитие ребенка. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования говорится следующее: «… формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе; развитие личности воспитанника на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования» [4, с. 28].
Если в образовательной деятельности дошкольник является субъектом этой деятельности, то развитие дошкольника будет характеризоваться появлением у него новых психических новообразований, в том числе, и рефлексии.
Рефлексивные способности представляют собой наивысший по степени интегрированности процесс; они одновременно являются способом и механизмом выхода системы психики за собственные пределы, что детерминирует пластичность и адаптивность личности.
Рефлексия в педагогике понимается как процесс и результат фиксирования участниками образовательного процесса состояния своего развития, саморазвития и причин этого. Использование рефлексивной практики в образовательном процессе позволяет выстроить эффективные и поистине межсубъектные отношения в системе «педагог - воспитанник» [2].
Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что развитие таких компонентов учебной деятельности, как контроль и самоконтроль, оценка и самооценка, невозможно без включения воспитанников в целеполагание и рефлексию на занятиях, она, как и рефлексивные способности, тесно связана с другим немаловажным действием – целеполаганием. Процесс постановки целей деятельности непременно должен осуществляться, что приводит ребенка к рефлексии. Рефлексия в этом случае не только итог, но и стартовое звено для новой образовательной деятельности и постановки новых целей [3].
Взаимосвязь рефлексии и целеполагания были описаны Г.А. Андриановой на основе результатов работы специально организованной рефлексивной группы, где постановку целей воспитанники осуществляют под руководством педагога на разные временные отрезки: занятие, самостоятельную деятельность, месяц, год. Цели воспитанников предполагали достижение результатов в каком-то определенном виде деятельности. Затем педагог проводит мини-рефлексию по результатам деятельности. Сочетание целеполагания и рефлексии в различных видах деятельности повторяется систематически. Данная работа приводит к тому, что некоторые ребята начинают самостоятельно формулировать свои цели [1].
Цели занятия по требованиям нового стандарта должны ставиться на каждом занятии воспитателем, кроме этого, они, несомненно, должны быть конкретными, так как занятия отличаются по своему содержанию. Рефлексия в конце урока помогает выявить и закрепить результаты образовательной деятельности воспитанников.
Мною был разработан комплекс заданий, направленных на развитие рефлексивных способностей у детей старшего дошкольного возраста в продуктивной деятельности. Приведем примеры заданий, которые можно предлагать детям на занятиях по продуктивной деятельности.
- «Дерево цели». Для стимулирования мотивации. На листе ватмана изображено дерево. Каждый воспитанник прикрепляет листочек зелёного цвета. На одной стороне воспитанник рисует свою личную цель – что бы он хотел узнать, понять, какую информацию получить по данной теме. В конце каждого тематического блока каждый ребенок отмечает на своем листке, достиг ли он цель частично или полностью.
- «Острова». Ребята выбирают, на каком из предложенных островов они находятся в конце занятия: остров Удовлетворения, остров Грусти, остров Знаний, остров Радости;
- «Раскрась домик». Воспитатель раздает картинку домика всем ребятам. По истечению занятия просит:
а) зажечь в домиках огонь красным цветом, если ребенку понравился урок;
б) затопить печь в домах, нарисовать дым из трубы, если материал был понятен;
в) раскрасить дверь, если были трудности в течении урока;
г) оставить дом бесцветным, если на уроке чувствовал себя неуверенно и ничего не понял.
Резюмируя вышеизложенное, можно констатировать, что рефлексия в педагогическом процессе помогает оптимизировать развитие старших дошкольников, однако процесс развития рефлексивных способностей будет успешен только тогда, когда будет систематичен, а также разнообразен. Рефлексивные способности, в свою очередь, обеспечивают эффективность и результативность любой, в том числе, образовательной деятельности.
Любой человек с радостью делает то, что у него хорошо получается. Но любая деятельность начинается с преодоления трудностей. У людей, которые владеют рефлексивными способностями, путь от первых трудностей до первых успехов значительно короче. В познании нет предела совершенству. Так как мир не стоит на месте, он движется вперед неумолимыми темпами. Появляются новые идеи и желания что-то узнать, научиться, достичь.
Поэтому старших дошкольников надо побуждать в учебной деятельности к постоянным поискам творческого решения различных трудностей, учить задавать себе вопросы:
- Что я делаю?
- С какой целью?
- Каковы результаты моей деятельности?
- Можно ли сделать лучше?
- Что я буду делать дальше?
Если с дошкольного возраста дети будут задавать себе эти вопросы, это позволит им стать целеустремленными и ответственными взрослыми.
Литература
- Андрианова Г.А. Целеполагание и рефлексия в творчестве // Школа творчества: Сборник ученических работ. – Норильск, 1996. – С.14-18.
- Кашлев С.С. Современные технологии педагогического процесса: Пособие для педагогов. / С. С. Кашлев. – Мн.: Высшая школа, 2002. – 95с.
- Хуторской А.В. Современная дидактика: учебник для вузов / А.В. Хуторской. – СПб: Питер, 2017. – 720 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М.: Просвещение, 2018. – 52 с.