Опубликовано: 05.09.2021 г.
Авторы: Кислякова Юлия Сергеевна,
Иванова Наталья Владимировна,
Нарубина Алена Александровна,
МАДОУ «Детский сад № 125» г.Череповец
Актуальность: мы с группой ребят пошли на выставку удивительных кукол в Тридевятое ТЕЛЕ царство в детский интерактивный театр-музей сказки. Экскурсия была замечательной, потрясающие экскурсоводы, но... понаблюдав за детьми мы, с удивлением, выяснили, что дети не знают многих персонажей сказок, не знают точного названия сказок и не могут назвать большого количества сказок с одинаковым героем (например, сказки, где есть волк и лиса). И тогда пришло решение: вплотную заняться решением данной проблемы, подключив как можно больше ресурсов.
В доверительном разговоре с ребятами мы узнали, что детям дома сказки редко читают, а спросив о любимой книге, выяснили, что у некоторых детей дома нет книг со сказками. Чаще всего дети проводят свое свободное время у телевизоров за просмотром современных мультфильмов или за планшетами и телефонами, играя в игры. Осознавая то, что без погружения детей в детскую литературу, а именно в мир сказок, невозможно вырастить гармонично развитую личность, умного и рассудительного человека, мы решили, что нужно создать такие условия в группе, чтобы дети захотели слушать сказки и при этом вовлекли в процесс чтения родителей.
Гипотеза: если всех участников образовательного процесса привлечь к ознакомлению детей с миром сказок, то это поможет привить детям интерес к чтению сказок, а так же значительно расширит кругозор детей и гармонизирует детско-родительские отношения (а именно: у родителей сменится вектор «чем можно занять ребенка вечером» с вручения гаджета для самостоятельного занятия ребенка на парное взаимодействие при чтении и обсуждении сказок)
Цель проекта: формирование у детей устойчивого интереса к литературным произведениям жанра «сказка».
Задачи:
- расширять представление детей о сказках народных и авторских;
- учить детей рассуждать о прочитанном;
- побуждать к инсценировке сказок;
- обогащать активный словарь детей;
- развивать у детей умение связно выражать свои мысли, образное мышление, фантазию, творческие способности;
- воспитывать уважительное отношение к книге как источнику знаний и мудрости.
Участники: воспитанники старшей группы №8 и их родители, воспитатели группы.
Ожидаемый результат:
- развитие устойчивого интереса детей к сказкам;
- обогащение словарного запаса детей;
- расширение знаний названий сказок и главных героев;
- закрепление у детей умения связно выражать свои мысли;
- получить эмоциональный отклик от своей работы;
- оформление выставки в книжном уголке "В гостях у сказки";
- проведение итогового спортивно-развлекательного мероприятия "Сказочная вечеринка";
- изготовление совместных творческих работ с детьми и родителями;
- презентация проекта на педагогическом часе;
- для родителей это содержательно проведённое с ребёнком время, желание принимать участие в совместных мероприятиях, найти общие интересы;
- активное участие родителей в жизни детского сада и группы;
План работы над проектом.
I Подготовительный этап.
- Экскурсия с детьми на выставку удивительных кукол в Тридевятое ТЕЛЕ царство, в детский интерактивный театр-музей сказки с целью, узнать новых героев сказок, создать интерес и желание прочитать новые незнакомые сказки.
- Беседы с детьми с целью выяснения, какие сказки они знают, кто главные герои этих сказок. Знают ли они народные сказки и какие. Знают ли они авторские сказки и какие. Составление опросника для выявления детьми уровня владения знаниями по сказкам.
- Провести с родителями консультацию по проекту с целью привлечения их в активную помощь нам, вызвать интерес к этой работе и дать толчок к развитию детско-родительских отношений на основе совместной творческой деятельности.
- Оформление книжного уголка: внести книги сказок народных и авторских, внесение сказочных персонажей (иллюстрации и игрушки), оформление выставки любимых детских книг "В гостях у сказки"
II Основной этап.
№ |
Мероприятие |
Цель мероприятия |
Сроки проведения |
Участники мероприятия |
1 |
Разговор с детьми "Моя любимая сказка и мой любимый сказочный персонаж" |
Вспомнить названия сказок и сказочных персонажей. Выяснить любимые детские сказки. |
18.01.-20.01.2021г. |
Воспитатель Дети |
2 |
Презентация детьми своей любимой книги сказок. Задействовать организованную выставку книг. |
Повышение у детей интереса к чтению сказок, желанию поделиться с детьми своими впечатлениями от прочитанного, составление связного рассказа о книге. |
23.01-8.02.2021г. |
Воспитатель Дети Родители |
3 |
Творческая деятельность с детьми. Рисование: "Мой любимый сказочный персонаж", "Цветик- семицветик", "Иван Царевич и серый волк". Аппликация: "Дом Бабы Яги", "Жар-птица", "У Лукоморья дуб зеленый". Лепка: "Петушок- золотой гребешок", "Дюймовочка". Выставки для детей и родителей по всем видам деятельности. |
Вызвать интерес к сказкам, закрепить знания сказок и сказочных персонажей, помочь детям выразить свое отношение к персонажам через творческую деятельность. |
14.01.-15.02.2021 |
Воспитатель Дети |
4 |
Чтение детям сказок авторских и народных: РНС "Морозко", "Иван Царевич и серый волк", "Сивка-Бурка", "Царевна-лягушка", "Финист- Ясный Сокол", "Кукушка"- ненецкая сказка, "Златовласка"- чешская сказка, "Желтый аист"- китайская сказка, С.Я.Маршак "Двенадцать месяцев", А.С.Пушкин "У лукоморья дуб зеленый", "Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди", "В.Катаев "Цветик- семицветик", " П.Бажов "Серебрянное копытце", Г.Х.Андерсен "Принцесса на горошине", "Дюймовочка" |
Знакомим детей с новыми народными и авторскими сказками и новыми персонажами. Вызвать устойчивый интерес к прослушиванию сказок, желанию узнать новые сказки. |
14.01-15.02.2021 г. |
Воспитатель Дети |
5 |
Внести театры по сказкам "Сестрица Аленушка и братец Иванушка", "Красная Шапочка", "Волк и семеро козлят" |
Пополнение группы с целью вызвать у детей устойчивый интерес к театрализованной деятельности при помощи разыгрывания знакомых сказок. Развитие связной и диалогической речи. |
22.01-15.02.2021 г. |
Воспитатель Дети Родители |
6 |
Внесение в среду группы дидактических настольно-печатных игр "В мире сказок", "Разложи по-порядку", "Расскажи сказку", "Из какой сказки герой". Пазлы по сказкам "Красная Шапочка", "Белоснежка и семь гномов", "Буратино", "Кот, лиса и петух", Маша и медведь", "Дюймовочка". |
Пополнение предметно-развивающей среды с целью закрепления знаний названий сказок, их содержания и персонажей. |
22.01-15.02.2021 г. |
Воспитатель Дети Родители |
7 |
Изготовление с детьми конусного театра по сказке "Дюймовочка" |
Вызвать устойчивый интерес к сказке, желание изобразить персонажей и обыграть их в свободной деятельности. |
06.02-07.02.2021г. |
Воспитатель Дети |
8 |
Составление с детьми сказок с использованием Технологии ТРИЗ метод Каталога. |
Развитие у детей творчества, воображения, связной речи. |
12.02-14.02.2021г. |
Воспитатель Дети |
9 |
Просмотр советских мультфильмов дома с родителями: "Аленький цветочек", "Серебряное копытце", "Сестрица Аленушка и братец Иванушка", "Цветик-семицветик". Просмотр фильмов-сказок Александра Роу. |
Обогащение образов сказочных персонажей, помощь в раскрытии их характеров, соотнесение прочитанного и увиденного. Главная мысль для детей: в книге написано больше, чем показано в мультфильме, образы при чтении могут быть намного ярче, чем нарисованные мультипликаторами. |
30.01-15.02.2021г. |
Воспитатель Дети Родители |
10 |
Коллективная работа из пластиковых ложек "Жар- птица" |
Развитие дружеских отношений, умения работать в команде. Учить детей воплощать свои идеи в жизнь. |
12.02-13.02.2021г. |
Воспитатель Дети |
III Заключительный этап.
- Викторина с детьми с целью проверки усвоения ими знаний о сказках и сказочных персонажах
- Проведение итогового спортивно-развлекательного мероприятия "Сказочная вечеринка" совместно с детьми, родителями и музыкальным руководителем.
- Итоговое тестирование детей по знаниям сказок.
- Оформление проекта для выступления на педагогическом часе.
Результат проекта.
Тема проекта была выбрана не случайно, а на основе интересов детей. Все проводимые мероприятия так же учитывали интересы и желания детей, поэтому дети с удовольствием принимали участие во всех мероприятиях. Дети любят слушать сказки в исполнении педагога и родителей, с удовольствием рассматривают иллюстрации в книгах, в альбомах. В самостоятельной игровой деятельности разыгрывают знакомые сказки с помощью различных видов театра, так же и созданных своими руками. Дети научились придумывать свои сказки. Речь детей стала более связной, в речи появились новые слова и выражения, взятые из сказок.
Родители проявили инициативу в работе с детьми по сказкам. По отзывам детей дома у них стали появляться книги со сказками для чтения. Двух детей родители записали в библиотеку и с удовольствием выбирают там книги для чтения.
Проделанная работа дала положительный результат не только в познавательном, речевом, но и в социальном развитии детей, а именно: дети научились презентовать свои интересы на публику. Так же способствовала возникновению интереса и желания у родителей принять участие в проекте «Там, на неведомых дорожках...».
Вывод.
В результате проведенной работы по проекту удалось воспитать у детей любовь и устойчивый интерес к сказкам как народным, так и авторским. А так же обогатить знания детьми названий сказок и персонажей.
Список литературы.
КочкинаН.А. Метод проектов в дошкольном образовании: Методическое пособие.- М.: Мозаика-Синтез, 2012г.
breezwomen.ru › Книги для детей
4curious-eyes.ru/detskaya-literatura/spisok-knig-dlya-detej-6-7-let-doshkolniki
kidwelcome.ru/zagadki-dlya-detei/pro-skazki-i-skazochnyh-geroev
https://deti-online.com/zagadki/zagadki-pro-skazochnyh-geroev/
https://childtoys.ru › Библиотека › Стихи
https://tsvetyzhizni.ru/shkatulka_sokrovisch/detskie.../s-zagadkami-po-skazkam.html
Приложения.
Викторина для детей по сказкам.
Цель: закрепить у детей знания о названиях сказок, о персонажах и атрибутах сказок; развитие словарного запаса детей; развитие грамотной речи, построение правильного развернутого ответа на вопросы; укрепление командного духа, умения работать сообща; поддерживать интерес к чтению сказок; воспитание уважения к народной мудрости.
Материалы: загадки, наборы картинок со сказочными атрибутами и обычными вещами, наборы картинок-иллюстраций по сказкам "Красная Шапочка" и "Дюймовочка", желуди, шишки, конфеты, подарок детям.
Ход викторины.
В группу приходит Баба-Яга (воспитатель):
-Привет, ребятишки, девчонки и мальчишки!
-Как живете?
-Ух тыыыы! Сколько у вас книг! А я тоже люблю сказки. У меня вот тоже книжечка имеется, да не простая , а с заданиями для самых сообразительных и начитанных. Есть среди вас такие?
-А мы сейчас проверим... А кто сообразительнее мальчишки или девчонки?
- Поделим вас на две команды. Придумайте названия и выберите капитанов.
Дети делятся на команды.
-Ну что ж, начнем.
1 задание.
Отгадайте-ка загадки, если умные ребятки. За каждый правильный ответ буду вашей команде давать желудь. А потом их посчитаем, кто больше насобирает.
- Дюймовочки жених слепой
Живет все время под землей.
2.Стрела молодца угодила в болото,
Ну где же невеста? Жениться охота!
А вот и невеста, глаза на макушке.
Невесту зовут …
3.Из танцзала короля
Девочка домой бежала,
Туфельку из хрусталя
На ступеньках потеряла.
Тыквой стала вновь карета…
Кто, скажи, девчушка эта?
4.Этот сказочный герой
С хвостиком, усатый,
В шляпе у него перо,
Сам весь полосатый,
Ходит он на двух ногах,
В ярко-красных сапогах
5.Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом…
Кем же были эти
Маленькие дети?
6.Покупала самовар,
А спасал ее комар.
7.Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне.
8.Эта скатерть знаменита
Тем, что кормит всех досыта,
Что сама собой она
Вкусных кушаний полна.
9.Сладкий яблок аромат
Заманил ту птицу в сад.
Перья светятся огнём,
И светло вокруг, как днём.
10.Как у Бабы у Яги
Нет совсем одной ноги,
Зато есть замечательный
Аппарат летательный.
Какой?
11.В гости к бабушке пошла,
Пироги ей понесла.
Серый Волк за ней следил,
Обманул и проглотил.
- Нет ни речки, ни пруда.
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца.
- Оперением горя,
Вся сверкает, как заря,
А Иван-дурак ночами ее ловит для царя.
Он ей в хвост сумел вцепиться,
А зовут ее...
- Я — богатый, всемогущий,
Очень стройный, страшно злющий,
Смерти вовсе не боюсь.
Угадайте, как зовусь?
- Молодцы, ребятки, отгадали все загадки.
2 задание.
- У меня есть много картинок, но все они перепутались. Даже не помню, где здесь нарисованы сказочные предметы, а где нет. Помогите мне ребята их разложить по местам. Выберите себе только сказочные предметы и вспомните их названия. За верные ответы получите конфеты.
Дети выбирают картинки (сапоги- скороходы, скатерть-самобранка, ковер -самолет, шапка-невидимка, волшебная палочка, меч-кладенец, золотая игла, клубок ниток, молодильное яблоко, живая и мертвая вода, волшебное зеркальце, блюдечко с наливным яблочком).
3 задание.
- Ой-ой-ой! Перепутались у меня сказки в книге. Разложите ребята мне их по порядку от начала до конца и название сказки вспомните.
Дети раскладывают по- порядку картинки сказок "Красная Шапочка" и "Дюймовочка".
Баба-Яга проверяет правильность и дает победителям шишки.
4 задание.
-А героев сказок знаете? Сейчас проверю... Я покажу вам портрет, а вы быстро и правильно отвечайте -кто это и из какой сказки? За правильные ответы получит команда- желудь.
5 задание.
- Ну и последнее мое задание. Проверю, кто больше сказок знает. По-очереди каждая команда правильно называет мне сказку. Выиграют те, кто последним назовет.
- Молодцы ребятки, порадовали бабулю. Давайте-ка проверим, чья команда победила. Считаем наши подарочки.
- Ну, что ж, на память я дарю вам свои медали "Знатоки сказок". А так же свою любимую книгу со сказками, чтобы вы их читали и никогда не забывали.
Спортивно-развлекательное мероприятие с родителями и детьми
"Сказочная вечеринка".
Предварительная работа: дать задание родителям подготовить для вечеринки сказочные костюмы для себя и для детей, разучить с девочками танец - принцесс, с мальчиками- разбойников, выучить стихотворения.
Цель: создать праздничное настроение, вызвать желание у всех участников проекта продолжать работу по приобщению детей к сказкам, работать над укреплением детско-родительских отношений.
Ход мероприятия.
Всех гостей приглашаем в украшенный зал. Там их ждет Доктор Ай-Болит.
-Привет, мои маленькие друзья! Здравствуйте, уважаемые взрослые. Какие вы сегодня все необычные.
(Спрашивает у детей, в костюм какого героя они одеты)
-Я вижу вы все готовы отправиться со мной в путешествие по стране сказок.
- Чтобы попасть туда, нам нужно пройти по узкому мосту, перелезть через бурелом и пройти через пещеру. Все готовы к испытаниям? Тогда за мной, вперед!
(Идут по натянутому по полу канату, перешагивают через натянутые невысоко веревки, пролезают через натянутую ткань с вырезами).
- Ну, вот мы и пришли. Как же здесь здорово. А сейчас нас ждет веселая сказочная разминка.
(Выполняют движения под музыку)
-Ой, а это кто такой? (Появляется Бармалей)
Бармалей:-Ну, что, попались!!! Кто это у нас тут? О, три поросеночка! Принцесски! Белочки, зайчики, девочки, мальчики. Ну, все , теперь я вас от сюда никуда не отпущу.
Ай-Болит: -Бармалей, а может мы тебя уговорим с нами подружиться и отпустить нас?
Бармалей: - Ну не знаю. Нужно попробовать. А вы сами-то дружные? Сейчас проверим.
Дети и взрослые делятся на 2 команды, придумывают названия и девиз.
Бармалей: - Есть у меня бухта с акулами. Не хотите ли поплавать? Кто быстрее доплывет до острова и обратно- победит.
(Родитель и ребенок встают внутрь обруча, бегут до ориентира и обратно, передают обруч следующей паре)
Бармалей: -Никого мои акулы не съели! Эх вы! Голодными оставили моих малюток.
Ай- Болит: -Не сердись, Бармалеюшка. Отдохни, а ребята прочтут тебе стихи.
Дети рассказывают стихотворения о сказках.
В мире много сказок
Ю. Энтин
В мире много сказок
Грустных и смешных,
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
Лампа Аладдина,
В сказку нас веди,
Башмачок хрустальный,
Помоги в пути!
Мальчик Чиполлино,
Мишка Винни-Пух –
Каждый нам в дороге
Настоящий друг.
Пусть герои сказок
Дарят нам тепло,
Пусть добро навеки
Побеждает зло.
***
Сказки слушать я люблю,
Маму вечером молю:
Почитай мне эти сказки,
Я потом закрою глазки,
Будет сниться мне во сне,
Будто на лихом коне
Я скачу на бой с Кощеем,
Или с трёхголовым Змеем.
Побеждаю в сказке зло,
Людям делаю добро.
Все ребята это знают –
Сказки в жизни помогают:
Быть нам честными всегда,
Не бояться никогда,
Слабым помогать в пути,
К людям с добротой идти.
***
С детства все любили сказки:
Так обычно для детей,
Загораются их глазки,
В них чем дальше-тем страшней!
Как Иван-Царевич храбрый
Чудо-юдо победил,
И как серый волк забавный
Ему службу сослужил,
Как Аленушка-сестрица
Братца не уберегла,
И как гордая Жар-птица
Себе крылья обожгла.
Радостью мелькают лица
Удивительных ребят,
Ночью может им присниться
Дружба сказочных зверят,
И добро в них побеждает,
Погибает зависть, зло,
Злой волшебник умирает-
Значит, ДЕТЯМ ПОВЕЗЛО!
Бармалей: - Да, сказки это здорово! Я и сам их люблю. Ну, а сейчас, пришло время собрать урожай кокосов на моем острове.
Команды строятся. По одному человеку бегут к корзине, берут пластиковый мяч и несут в корзину своей команды. Побеждают те, кто первым закончит задание.
Бармалей: -Ну что ж, ловкие вы и быстрые. Не хотите ко мне в банду пиратов вступить? Давайте наш пиратский танец спляшем.
Мальчики с Бармалеем танцуют танец.
Ай- Болит: - Ну Бармалей, ну хитрец. Не переманишь ты у нас мальчишек. Не будут они с тобой озорничать. Вот мы тебя сейчас проучим.
Натягивается веревка через зал и выдаются каждому по мягкому мячу. Играют дети и Бармалей. Перекидывают мячи через веревку. На чьей стороне после сигнала окажется больше мячей, тот проиграл.
Бармалей: -Так не честно, вас много, а я один. Ну-ка родители, помогите мне.
Играем еще раз с родителями.
Бармалей: - Ну вот, совсем другое дело.
Звучит музыка танца принцесс.
Ай- Болит: - Что за чудесную музыку я слышу. Она так и манит меня танцевать.
Выходят девочки и танцуют.
Бармалей: - Да, красивый танец. Да и вы, как я посмотрел, очень дружные ребята. Отпущу я вас домой, если отгадаете загадки.
Эта сказка не нова,
В ней принцесса все спала.
Феи злобной в том вина
И укол веретена.
(Спящая красавица)
Муха самовар купила.
Блошек в гости пригласила.
Разбежались гости эти,
Когда муху бросил в сети
Злой, противный старичок.
Звать злодея — … (Паучок)
Он — любитель чистоты.
Умывался ль утром ты?
Если — нет, тогда приказ
Даст мочалкам он тотчас,
Грозный строгий командир
Умывальник … (Мойдодыр)
Женя, дёрнув лепесток,
Говорила: «На восток,
Север, запад, и на юг
Ты лети, а кончив круг,
Сделай чудо, лепесток!»
Как волшебный звать цветок? (Цветик-семицветик)
Долго-долго терпела посуда
И решила: «Уходим отсюда!»
Даже ложки ушли и стаканы,
И остались одни тараканы.
Все ушли от неё, без разбора.
Имя этой неряхи — … (Федора)
Кто по улицам ходил,
По-турецки говорил,
А когда голодным был,
Солнце в небе проглотил?
Это — жадный … (Крокодил)
Человек немолодой,
С некороткой бородой.
Он отъявленный злодей —
Злой, ужасный...
(Бармалей)
Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор…
(Айболит)
Бармалей:- Ну, что ж, молодцы! Все загадки отгадали, Можете оставаться на моем острове и повеселиться. А меня ждет мой приятель Крокодил. До встречи!
Ай- Болит: -Как хорошо, что мы подружились с Бармалеем, Ведь он на самом деле не такой и плохой. А для нас сейчас Сказочная ДИСКОТЕКА!
Дети и родители танцуют, включаем светомузыку.
Ай- Болит: -Ну что ж друзья, вот и закончилось наше сказочное путешествие, но не заканчиваются сказки. Читайте книги и мы еще с вами обязательно встретимся. А на память о себе, я дарю вам свой знаменитый чемоданчик с сюрпризом. До свидания, друзья!
В чемоданчике сладкое угощение для детей и красивая книга сказок К.И. Чуковского.
Анкета для детей по выявлению уровня знаний сказок.
- Какие сказки ты знаешь? (Названия)
0- 3 сказок- 0 баллов, 3- 7 сказки- 1 балл 7-10 сказок- 2 балла.
- В каких сказках есть одинаковые персонажи? (Название сказки и героя)
0- 1 героя - 0 баллов, 2-3 героя и по 2 сказки - 1 балл, 4 и больше героев и по 2-3 сказки - 2 балла.
- Назови свою любимую сказку и любимого героя. Почему он тебе нравится?
Не может назвать сказку и героя- 0 баллов, может назвать с помощью педагога сказку и героя, но не может выразить словами свое отношение к нему- 1 балл, самостоятельно называет сказку и героя, объясняет, чем они ему нравятся- 2 балла.
4.Какие сказки тебе читают дома?
Не может ответить или не читают-0 баллов, вспоминает с помощью педагога 1-2 сказки- 1 балл, дома читают, может самостоятельно назвать сказки и их краткое содержание- 2 балла.
- Назови волшебные предметы, которые ты узнал на картинке. (10 предметов)
Узнает и правильно называет 1-3 предмета - 0 баллов, узнает и называет 4-6 предметов - 1 балл , правильно называет все 10 предметов -2 балла.
Результаты: 0-3 баллов- низкий уровень, 4-7 баллов- средний уровень, 8-10 баллов- высокий уровень.
Фотографии по проекту.
Составление сказок.
Творческие работы.
Книжный уголок и выставка книг.
Презентации книг детьми.
Экскурсия на выставку кукол.