Опубликовано: 08.09.2021 г.
Автор: Тимошкина Наталия Ивановна,
воспитатель,
МДОБУ «Детский сад № 8 «Сказка» комбинированного вида» г. Волхов
Содержание:
- Актуальность темы
- Структура методической разработки
- Задачи методической разработки
- Система работы с детьми дошкольного возраста
- Ожидаемый результат
- Работа с родителями
- Список литературы
Актуальность
Математика зарождалась в древности из попыток человека постичь законы мироздания. Нет, не подсчет прибылей и убытков занимали умы великих ученых, которые заложили фундамент этой, титулованной «царицы» науки. Они пытались постичь законы гармонии, понять не только смысл, но и архитектуру Творения.
Как и великому ученому, ребенку неинтересно подсчитывать. Для него математика – это тоже еще одно, особое «тридевятое царство, тридесятое государство». Ребенок легко путешествует по разным мирам, созданным воображением человека. Сказка – вот его стихия. Но ведь математика – это тоже особого рода «выдумка без обмана», это мир идей. Этот мир существует объективно. Ведь существует реально и объективно наше настроение, усталость или вдохновленность, наши мысли, наша любовь. Их нельзя потрогать руками, как стол или вазу, но они существуют. Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний о характерных и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах. Не следует ждать, когда ребенку исполнится 14 лет, и он достигнет стадии формально-логических операций, когда его мышление приобретает черты, характерные для мыслительной деятельности взрослых. Начинать развитие логического мышления следует в дошкольном детстве.
Но зачем логика маленькому ребенку-дошкольнику? Дело в том, что на каждом возрастном этапе создается как бы определенный «этаж», на котором формируются психические функции, важные для перехода к следующему этапу. Таким образом, навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем возрасте – в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет даваться учеба – решение задач, выполнение упражнений, требующих больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребенка, а это ведет к потере интереса к учебному процессу.
Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.
Лев Николаевич Толстой говорил о первых годах своей жизни, что именно тогда приобрел все то, чем теперь живет и приобрел так много, так быстро, что за всю оставшуюся жизнь не приобрел и сотой доли того: «От пятилетнего ребенка до меня только один шаг. А от новорожденного до пятилетнего огромное расстояние».
Логические приемы – сравнение, синтез, анализ, классификация, доказательство и другие – применяются во всех видах деятельности. Их используют, начиная с первого класса, для решения задач, выработки правильных умозаключений. «Сейчас, в условиях коренного изменения характера человеческого труда, ценность такого знания возрастает. Свидетельство тому – растущее значение компьютерной грамотности, одной из теоретических основ которой является логика» (Ивин А.А. «Логика»).
Сегодня много пишут и говорят о новых детях, об их уникальных интеллектуальных способностях, о том, что они не такие, как дети конца прошлого столетия. И многие задания, которые раньше успешно использовали для детей первых классов, выполняют дошкольники. Ребенок в 3 года может увлеченно собирать пазлы, заниматься робототехникой.
Изменилось сознание дошкольников, т.к. изменилось общество. Если раньше малыш задавал вопрос «почему?», то теперь чаще всего - «зачем?». Шестимесячный малыш наблюдает за действиями мамы, которая собирает и разбирает пирамидку. Вместо привычного подражания он подает ей стержень пирамидки, у ребенка в глазах вопрос: «зачем ты это делаешь?» Воспитатель наставляет двухлеточку: «сначала нужно помыть руки, потом садиться за стол». Выслушав, малыш спрашивает: «зачем?». Если ребенок не заинтересован в занятии, он отказывается принимать участие в нем. Поэтому мы вырабатываем для ребенка мотивы в разных видах деятельности.
Современные требования с учетом федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к развивающему обучению в период дошкольного детства диктуют необходимость создания новых форм игровой деятельности, при которой сохранялись бы элементы познавательного, учебного и игрового общения. Исходя, из целей и задач ФГОС я разработала свою методическую разработку, которая позволит раскрыть новые возможности дошкольников.
Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию дошкольника. Интеллектуальное развитие – это развитие операционных структур интеллекта, в ходе которых мыслительные операции постепенно приобретают качественно новые свойства: скоординированность, обратимость, автоматизированность.
У современных детей преобладает рефлекс свободы - они сами выстраивают свое поведения. Если ребенок понимает и принимает смысл поступка или действия, которое должен совершить, то он будет его выполнять. Смысловая сторона личности управляет развитием других: физической, эмоциональной, волевой.
Повышенная потребность к восприятию информации заставляет его постоянно искать возможности ее удовлетворения, если он не получает необходимой «порции» информации, то начинает проявлять недовольство или агрессию. Иногда родители не могут понять: почему ребенок становится капризным или чрезмерно возбужденным. Повышенная потребность к восприятию информации объясняет тот факт, что уже с рождения дети любят смотреть телевизор. Особенно их привлекает реклама, которая отличается динамизмом и сжатостью информации. Не удивительно, что так быстро они запоминают рекламные слоганы. У современного ребенка объем долговременной памяти намного больше, а проходимость оперативной выше, что позволяет ему воспринимать и перерабатывать большое количество информации за короткий отрезок времени. Эта способность необходима в век высоких технологий, чтобы успеть сориентироваться в информационном потоке. Дети мыслят блоками, модулями. Например, сейчас многие дети правильно выполняя сложные комбинации из картинок, фигур, частей, не могут объяснить, почему так сделали. Если это же задание разбить на элементы, ребенок может с ним не справиться. Это связано с тем, что современный ребенок воспринимает мир целостно, интуитивно выстраивая отношения между объектами и явлениями. Вспомните, как быстро дети овладевают мобильными телефонами, музыкальной аппаратурой, компьютером. В современном ребенке заложена деятельная натура, но проявится ли она в дальнейшей жизни - будет зависеть от условий воспитания и обучения.
Учитывая все эти специфические особенности в развитии современных детей, и используя свои профессиональный опыт и знания, я попыталась разработать методику интеллектуального развития дошкольников.
формирование:
- Способов обследования;
- Сенсорных эталонов;
- Ориентировки в пространстве;
- Конкретных и обобщенных представлений и понятий.
Следующий ниже ряд - это сжатое программное содержание, оно определяет задачи, решение которых, как следствие, ведет к развитию речи, планирующей деятельности, элементарным логическим операциям.
Необходимо отметить, что традиционная методика обучения дошкольников математике, в большей степени ориентирована на использование косвенных приемов развития мыслительных способностей: в процессе усвоения знаний. Исследования психологов и педагогов доказали низкий уровень такого обучения, когда педагог не ставит перед собой отдельную задачу по формированию мыслительных операций.
Наиболее эффективным средством интеллектуального развития дошкольников выступает дидактический материал: блоки Дьенеша, палочки Кюизенера и кубики Никитина. Эти игры способствуют ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений. Самое главное, играть с этими материалами интересно и малышам двух-трех лет и пятилетним дошколятам. А некоторые игры заинтересуют даже первоклашек! И будут им, кстати, очень полезны! Итак, сегодня я расскажу об играх, доступных детям большого возрастного диапазона. В них смоделированы математические отношения, закономерности, предполагающие выполнение логических операций.
- I. Логико-математические блоки замечательного венгерского педагога Дьенеша позволяют использовать специальный структурированный материал, в котором наглядно представлены сенсорные эталоны, абстрактные понятия и отношения между ними. Логические игры этого замечательного венгерского педагога заслуживают самого пристального внимания. Ведь они способствуют развитию логического мышления, комбинаторики, аналитических способностей, формируют навыки, необходимые для решения логических задач: умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать словом их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одно, одновременно два или три свойства, обобщать объекты по одному, двум или трем, свойствам. Блоки Дьенеша дают и первое представление о таких сложнейших понятиях информатики как алгоритмы, кодирование информации, логические операции. Исходя из данной программы, работа с блоками проводится в определенной последовательности:
1 .Обследование материалов: с логическими блоками ребёнок выполняет различные действия - выкладывает, меняет местами, убирает, прячет, ищет, делит, прокатывает, проводит пальчиком по граням формы, показывает углы. Манипулирование предполагает называние действия.
- Сенсорные эталоны: в процессе разнообразных действий с блоками дети сначала осваивают умение выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство (цвет, форму, размер, толщину), сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по одному из этих свойств. Затем они овладевают умениями анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по двум свойствам (цвету и форме, форме и размеру, размеру и толщине и т.д.), несколько позже по трём (цвету, форме, размеру; форме, размеру, толщине и т.д.)
3.Пространственные ориентировки: обязательно учитываем возрастные возможности детей и предлагаем задания, постепенно усложняя их. В одном и том же упражнении можно варьировать правилами выполнения задания с учётом возможностей детей. Например, несколько детей строят дорожки. Но одному ребёнку предлагается построить дорожку так, чтобы рядом не было блоков одинаковой формы (оперирование одним свойством), другому - чтобы рядом не было одинаковых по форме и по цвету (оперирование сразу двумя свойствами). В зависимости от уровня развития детей можно использовать не весь комплекс, а какую-то его часть, сначала блоки разные по форме и по цвету, но одинаковые по размеру, затем разные по форме, цвету и размеру, но одинаковые по толщине и в конце полный комплекс фигур.
4.Формирование представлений и понятий: используя вышеуказанные приемы обучения ведут к формированию конкретных и обобщенных представлений и элементарных математических понятий о множестве, о геометрических фигурах и формах, пространственно - качественных особенностях предметов и численности. Весь комплекс игр и упражнений с блоками Дьенеша - это длинная интеллектуальная лестница, а сами игры и упражнения - её ступеньки. На каждую из этих ступенек ребёнок должен встать. Логические блоки помогают ребёнку овладеть мыслительными операциями и действиями, такими как: выявление свойств, их сравнение, классификация, обобщение, кодирование и декодирование, а так же логические операции. Кроме того, блоки могут закладывать в сознание детей начало алгоритмической культуры мышления, развивать у детей способность действовать в уме. Блоки Дьенеша можно использовать как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности детей.
- II. Во всем мире широко известен дидактический материал, разработанный бельгийским математиком X. Кюизенером. Он используется педагогами разных стран в работе с детьми, начиная с младших групп детского сада и кончая старшими классами школы. Палочки Кюизенера называют еще цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками, счетными палочками.
Основные особенности этого дидактического материала — абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Палочки X. Кюизенера в наибольшей мере отвечают методу обучения числу и счету.
С помощью цветных палочек детей также легко подвести к осознанию соотношений "больше — меньше", "больше — меньше на ...", научить делить целое на части и измерять объекты, показать им некоторые простейшие виды зависимости, поупражнять их в запоминании числа из единиц и двух меньших чисел, помочь овладеть арифметическими действиями сложения, вычитания, организовать работу по усвоению таких понятий, как "левее", "правее", "длиннее", "короче", "между", и др.
На первом этапе палочки используются как сугубо игровой материал. Дети играют с ними, как с обычным строительным материалом или мозаикой, создают различные конфигурации. Их привлекают конкретные образы, а также качественные характеристики материала — цвет, размер, форма. Важны они для накопления чувственного опыта, постепенного перехода от материального к материализованному, от конкретного к абстрактному, для развития желания овладеть числом, счетом, измерением, простейшими вычислениями и т. д.
Пространственно-количественные характеристики также столь очевидны для детей, как цвет, форма, размер. Открыть их можно в совместной деятельности взрослого и ребенка. При этом взрослый не ограничивается только показом и прочтением готовых конфигураций, а дает возможность выбирать действие самому ребенку. Тогда игра будет радостным открытием нового. Ребенок быстро научится переводить (декодировать) игру красок в числовые отношения, постигать законы загадочного мира чисел.
Использование "чисел в цвете" позволяет развивать у дошкольников представление о числе на основе счета и измерения. К выводу, что число появляется в результате счета и измерения, дети приходят на базе практической деятельности. Как известно, именно такое представление о числе является наиболее полноценны.
Числовые фигуры, количественный состав числа из единиц и меньших чисел — эти неизменные атрибуты оказались вполне созвучными современной дидактике детского сада. Палочки легко вписываются сейчас в систему предматематической подготовки детей к школе как одна из современных технологий обучения. Эффективное применение палочек X. Кюизенера возможно в сочетании с другими пособиями, дидактическими материалами, а также и самостоятельно.
Велика их роль в реализации принципа наглядности, представлении сложных абстрактных математических понятий в доступной малышам форме, в овладении способами действий, необходимых для формирования у детей элементарных математических представлений.
В играх с палочками ребенку следует предоставить возможность самостоятельно искать решение на поставленный вопрос, учить выдвигать предположения и их проверять, осуществлять практические и мысленные пробы.
III. Очень интересная система развивающих игр создана знаменитыми русскими педагогами-новаторами Борисом Павловичем (1916-1999) и Леной Алексеевной (р. 1930) Никитиными, родителями семерых детей. (Никитины известны у нас в стране и за рубежом как авторы нетрадиционной системы воспитания детей)
Игры Никитина рассчитаны на совместную игру детей вместе с родителями. Они обладают большой степенью вариативности, т. е. их можно подстраивать под ребенка, его уровень, его интересы. В каждой игре есть возможность подумать над тем, как ее расширить, какие новые задания к ней добавить, как ее усовершенствовать.
В большинстве своем эти игры представлены в виде головоломок, направленных на распознавание и достраивание образов, т. е. на развитие логического и образного мышления. Игры обладают характерными особенностями: в каждой есть НАБОР ЗАДАЧ, которые ребенок решает с помощью кубиков - квадратов.
Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка в изометрии, чертеже, письменной или устной инструкции и т. п., и таким образом знакомят его с РАЗНЫМИ СПОСОБАМИ ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ. Задачи расположены в порядке ВОЗРАСТАНИЯ СЛОЖНОСТИ. Они имеют очень ШИРОКИЙ ДИАПАЗОН ТРУДНОСТЕЙ: от доступных 2-3-летнему малышу до непосильных среднему взрослому. Поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет (до взрослости).
Используемый комплекс Дьенеша - Кюизенера - Никитина позволяет организовать обучение и развитие не принужденными. Соединение в этих дидактических материалах обучающей задачи с игровой формой, наличие готового содержания и правил даёт возможность педагогу более планомерно использовать их для умственного воспитания детей. Очень важно, что игра - это не только способ и средство обучения, это ещё и радость, и удовольствие для ребёнка.
Эффективность обучения, измеряется количеством и качеством приобретённых знаний, а эффективность развития измеряется уровнем, которого достигают способности ребенка, т.е. тем, насколько развиты у воспитанников основные формы их психической деятельности, позволяющей быстро, глубоко и правильно ориентироваться в явлениях окружающей действительности.
Работая в детском саду и имея положительный результат работы по развитию логического мышления у дошкольников при использовании игр Никитиных, блоков Дьенеша и палочек Кюизенера как элемент в занятии, а также в повседневной игровой деятельности, я сочла возможным систематизировать, объединить дидактический материал по программным задачам, которые решались на каждом возрастном этапе.
При постановке задач обязательно учитывала следующее:
- закономерности психического развития детей дошкольного возраста;
- уровень развития детей;
- индивидуальные особенности детей.
Задачи методической разработки:
- Учить детей мыслительным операциям (наблюдение, сравнение, анализ, синтез, комбинаторика, моделирование, группировка, классификация);
- Развивать психологические процессы (ощущение, восприятие, память, внимание, воображение);
- Формировать элементарные математические представления (количество и счет, геометрические фигуры и формы, величина, ориентировка в пространстве);
- Развивать познавательные умения (отвечать на вопросы, применять обследовательские действия, различать признаки по сенсорным эталонам и пр.);
- Развивать у детей речь (обогащать математический словарь, умение рассуждать, доказывать, использовать частицу отрицания «не»);
- Развивать планирующую деятельность (последовательность, упорядоченность действий);
- Воспитывать коммуникативные навыки, стремление к преодолению трудностей, уверенности в себе, желание вовремя прийти на помощь товарищу.
Содержание данной разработки ориентировано на знакомство дошкольников с логическими операциями, доступными для детей на разных ступенях дошкольного возраста:
- Сравнение – установление сходства или различия предметов по признакам;
- Анализ – логический прием, заключающийся в разделении предмета на отдельные части;
- Синтез – мысленное соединение частей предмета в единое целое с учетом их правильного расположения в предмете;
- Упорядоченность действий – логический прием, формирующий навыки последовательных действий;
- Классификация – более сложная логическая операция: распределение предметов по группам (классам) на основании общих признаков.
Классификация включает два логических действия:
- Выделение общего признака – основание классификации;
- Деление на классы по основанию классификации.
Логическая связка «не» - очень важная для развития логического мышления и речи. С помощью «не» производится логическая операция отрицания.
Система работы с детьми дошкольного возраста на первом этапе
Месяц |
№ недели |
Программное содержание |
Используемый дидактический материал |
Сентябрь |
4 |
Развивать у детей восприятие формы, умение составлять узор путем комбинации цвета и формы. |
Знакомство с кубиками Никитина «Сложи узор» |
Октябрь |
1 |
Развивать внимание, память, сообразительность, умение ориентироваться на плоскости. |
«Сложи узор», знакомство с блоками Дьенеша |
2 |
Учить детей понимать слова большой - маленький, длинный - короткий, выкладывать узоры по предложенной схеме. |
Знакомство с палочками Кюизенера, «Сложи узор» |
|
3 |
Учить выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их. Продолжать учить выкладывать узоры по предложенной схеме. |
Блоки, «Сложи узор» |
|
4 |
Закреплять умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, выкладывать «цепочки» по определенным свойствам фигур. |
Блоки, «Сложи узор» |
|
Ноябрь |
1 |
Учить зрительно различать 3 основных цвета: красный, синий, желтый. Продолжать закреплять умение составлять узор путем комбинирования формы и цвета. |
Блоки, «Сложи узор» |
2 |
Формировать геометрические представления. Развивать мышление, память. |
Палочки, блоки |
|
3 |
Развивать логическое мышление, познакомить детей с понятиями «высокий – низкий». Познакомить с методом сравнения предметов по высоте. |
Палочки, блоки |
|
4 |
Учить детей группировать палочки по размеру; сооружать из них постройки, различных изображений на плоскости. Упражнять в умении составлять узор путем комбинирования формы и цвета. |
Палочки, «Сложи узор» |
|
Декабрь |
1 |
Закреплять понятие цвета. Развивать умение комбинировать цвет в рисунке. Развивать наблюдательность, память, внимание, фантазию. |
«Сложи узор», блоки |
2 |
Уточнить знания детей о геометрической фигуре – круг. Развивать умение анализировать, сравнивать, классифицировать. |
Блоки, палочки |
|
3 |
Уточнить знания детей о геометрической фигуре – квадрат. Продолжать создавать предпосылки для формирования представления об упорядоченной последовательности |
Блоки, палочки |
|
4 |
Уточнить знания детей о геометрической фигуре – треугольник. Развивать логическое мышление, побуждать детей выполнять задание самостоятельно. |
Блоки, палочки |
|
Январь |
1 |
Познакомить детей с прямоугольником. Упражнять в умении различать и называть прямоугольник и квадрат, квадратную и прямоугольную форму предметов. Развивать умение обобщать и классифицировать. |
Блоки, палочки |
2 |
Закрепить представление о геометрических фигурах, познакомить детей с понятием «овал», обогащать сенсорный опыт выделения овала. Развивать мышление, память, внимание. |
Блоки, палочки |
|
3 |
Продолжать учить детей классифицировать геометрические фигуры по двум признакам: цвету и форме. Закрепить количественные представления один – много – ни одного. |
Блоки, «Сложи узор» |
|
Февраль |
1 |
Познакомить детей с кодовым обозначением логических блоков. Упражнять в счете от 1 до 5 наизусть. |
Блоки, «Сложи узор» |
2 |
Учить различать 1,2,3 предметов, называть соответствующие числительные, показывать 1,2,3 пальцев на руке. Закрепить название цвета. Развивать умение сопоставлять предметы по цвету и размеру. |
Блоки, «Сложи узор» |
|
3 |
Учить различать 1,2,3,4,5 предметов. Развивать логическое мышление, умение кодировать блоки с помощью знаков – символов, учить сравнивать и обобщать. |
Блоки, «Сложи узор» |
|
4 |
Учить сравнивать предметы по длине, обозначить результат сравнения словами (длинный – короткий). Развивать творческое воображение, умение анализировать, сравнивать, обобщать. |
Палочки, «Сложи узор» |
|
Март |
1 |
Развивать умение сравнивать предметы по ширине, использовать слова: шире, уже, широкий, узкий. Развивать умение читать кодовые обозначения блоков и описывать блоки с помощью кодов. Счет до 5 наизусть. |
Палочки, блоки |
2 |
Дать понятие «толстый – тонкий». Закрепить умение сравнивать предметы по ширине. Развивать умение классифицировать блоки, упражнять в умении анализировать, сопоставлять, логически мыслить. |
Блоки, палочки |
|
3 |
Развивать умение устанавливать отношения эквивалентности длины и цвета, сравнивать предметы по ширине и длине, устанавливать равенство между двумя группами предметов. Развивать логическое мышление, речь. |
Палочки, блоки |
|
4 |
Закреплять умения детей различать и называть высоту предметов. Устный счет до 5. Упражнять в различении цвета, размера. |
Палочки, «Сложи узор» |
|
Апрель |
1 |
Закрепить представление детей о геометрических фигурах. Закрепить умение выделять нужный блок из множества. Учить детей выкладывать алгоритм по цепочке. |
Палочки, блоки |
2 |
Закрепить умение классифицировать блоки, находить фигуры по нескольким признакам. Упражнять в составлении узора путем комбинирования формы и цвета. |
Блоки, «Сложи узор» |
|
3 |
Познакомить детей со знаком отрицание «не» (декодирование). Учить кодировать и декодировать геометрические фигуры. Развивать логическое мышление, внимание. |
Блоки |
|
4 |
Упражнять в счете от 1 до 5, отсчитывать и присчитывать от 1 до 5. Закреплять умение выделять из группы геометрических фигур нужную. Развивать фантазию, мышление. |
Палочки, «Сложи узор» |
|
Май |
1 |
Закреплять у детей знания о геометрических фигурах, их свойствах. Упражнять в конструировании геометрических фигур из палочек, развивать наблюдательность, внимание, память. |
Палочки, «Сложи узор» |
2 |
Развивать у детей логическое мышление, сообразительность. Активизировать детское воображение. Развивать умение обобщать объекты по трем свойствам (форма, цвет, величина). |
Блоки, «Сложи узор» |
|
3 |
Продолжать учить детей называть и различать цвета палочек. Развивать умение работать со схемой, накладывать палочки на их изображения. Продолжать учить детей читать геометрические фигуры по знакам. |
Палочки, блоки |
|
4 |
Закрепить знания детей по пройденным темам, обратить внимание на употребление кода отрицания «не». Развивать логическое мышление, внимание. |
Блоки, «Сложи узор» |
Система работы с детьми дошкольного возраста на втором этапе
Месяц |
№ недели |
Программное содержание |
Используемый дидактический материал |
Сентябрь |
4 |
Уточнить знания детей о геометрических фигурах – круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал. Упражнять в умении различать и называть геометрическую фигуру. Развивать умение анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать. |
Блоки, палочки |
Октябрь |
1 |
Прививать навык классификации блоков по трем признакам: цвету, форме, размеру. Продолжать учить выкладывать геометрические фигуры палочками. Развивать логическое мышление, память, внимание. |
Блоки, палочки |
2 |
Развивать творческое воображение, умение сравнивать, обобщать, анализировать. Развивать умение ориентироваться в пространстве. Закреплять такие понятия как «над», «под», «справа», «слева». |
Блоки, «Сложи узор» |
|
3 |
Закрепить умение детей считать и отсчитывать предметы в пределах от 1 до 5. Развивать внимание, сосредоточенность, умение последовательно выполнять задание. |
Палочки, «Сложи узор» |
|
4 |
Упражнять детей в прямом счете от 1 до 5. Познакомить детей с числовым назначением палочек: 1 – белая палочка, 2 – розовая, 3 – голубая. Продолжать учить кодировать геометрические фигуры через отрицание. |
Палочки. блоки, |
|
Ноябрь |
1 |
Продолжать учить устанавливать отношения эквивалентности: цвет – это число, число – цвет. Упражнять в соотношении количества и счета. Закрепить понятие «столько же». Учить детей выкладывать алгоритм по цепочке. |
Блоки, палочки |
2 |
Познакомить детей с числовым значением палочек: 4 – красная, 5 - желтая. Продолжать учить выкладывать узоры по предложенной схеме. Развивать творческое воображение |
Палочки, «Сложи узор» |
|
3 |
Развивать умение классифицировать блоки, устанавливать равенство между двумя группами предметов. Упражнять в соотношении количества и счета. |
«Сложи узор», блоки |
|
4 |
Познакомить детей с числовым обозначением палочек: 6 фиолетовый цвет, 7 – черный цвет. Развивать умение выделять из группы геометрических фигур нужную. Развивать фантазию, мышление. |
Палочки, блоки |
|
Декабрь |
1 |
Закреплять умение детей в установлении отношений эквивалентности: цвет – это число, число – цвет. Упражнять в соотношении количества и счета. Закреплять умение детей классифицировать и абстрагировать фигуры по форме. Учить кодировать и декодировать фигуры через знак отрицания. |
Палочки, блоки |
2 |
Познакомить детей с числовым обозначением палочек: 8 – бордовый (малиновый) цвет, 9 – синий цвет. Развивать умение работать со схемой, накладывать палочки на их изображения. Развивать умение обобщать объекты по трем свойствам (форма, цвет, величина). |
Блоки, палочки |
|
3 |
Закрепить знания детей о числовых обозначениях палочек, познакомить с числом 10 – оранжевая палочка. Упражнять в счете от 1 до 10. Развивать умение находить и на ощупь определять геометрическую фигуру, называть ее. |
Блоки, палочки |
|
4 |
Познакомить детей с цифрой 1, соотношение ее с цветом палочки (белая). Продолжать учить детей ориентироваться в пространстве (слева, справа, вверху, внизу). Развивать творческое мышление, комбинаторные способности. |
Блоки, палочки |
|
Январь |
1 |
Познакомить детей с цифрой 2. Упражнять в нахождении цифр 1 и 2. Развивать наблюдательность, логическое мышление, упражнять в классификации геометрических фигур по трем свойствам. |
Блоки, палочки |
2 |
Познакомить с цифрой 3, соотнесение с цветом палочки. Закрепить знания цифр 1,2,3. Развивать внимание, логическое мышление. |
Палочки, «Сложи узор» |
|
3 |
Познакомить с цифрой 4, соотнести с цветом палочки. Упражнять в счете до 10, установлении отношений эквивалентности: цвет – число - количество – цифра. Закрепить знание детей о геометрических фигурах, умение объединять по двум разным признакам с применением карточек-символов. |
Блоки, палочки |
|
Февраль |
1 |
Познакомить с цифрой 5. Продолжать учить детей соотносить цифры и цвет. Продолжать закреплять умение составлять узор путем комбинирования формы и цвета. Выкладывание цифр кубиками («Сложи узор») |
Палочки, «Сложи узор» |
2 |
Познакомить с цифрой 6. Продолжать учить детей соотносить цифру и числовую палочку. Развивать умение находить сходства и различия, обосновывать свое мнение. Дать первые представления с геометрии. |
Блоки, палочки |
|
3 |
Познакомить с цифрой 7. Продолжать учить детей соотносить цифру и цвет палочки, цифры и числа. Развивать мыслительные операции, речь, умение обосновывать правильность суждений. Устный счет до 10. |
Палочки, «Сложи узор» |
|
4 |
Познакомить с цифрой 8. Закрепить знания о цифрах 1,2,3,4,5,6,7. Закреплять умение детей соотносить количество и цвет. Закрепить умение классифицировать множества по двум свойствам (цвет и форма, размер и форма). |
Палочки, Блоки |
|
Март |
1 |
Познакомить с цифрой 9, соотнести с цветом палочки. Закреплять умение устанавливать отношения эквивалентности: цвет – число – количество - цифра. Формировать понятие о множестве, развивать умение правильно определять соотношение между элементами, умение сравнивать множества, ориентироваться на плоскости. |
Палочки, блоки |
2 |
Познакомить с образованием цифры 10, соотнести её с цветом палочки. Закрепить навык в составлении узора путем комбинирования формы и цвета. Выкладывание цифр из кубиков («Сложи узор»). |
«Сложи узор», палочки |
|
3 |
Закреплять представление о числе, счет наизусть в пределах 10. Продолжать учить в различении количества предметов, соотношении с цифрой и цветом палочки. |
Палочки, «Сложи узор» |
|
4 |
Развивать умение выделять заданную геометрическую фигуру по трем признакам – форма, величина, цвет. Формировать наглядно-схематическое мышление с помощью карточек – свойств. |
Палочки, «Сложи узор» |
|
Апрель |
1 |
Закреплять умение различать количество предметов в пределах 10. Соотносить число и цифру, число – цифру – цвет палочки. Развивать логическое мышление, умение кодировать блоки с помощью знаков – символов, умение сравнивать и обобщать. |
Палочки, блоки |
2 |
Развивать творческое воображение, логическое мышление. Закреплять умение различать, называть систематизировать блоки по цвету, величине, форме. Закрепить знания детей о соотношении цифры и числовой палочки. |
Блоки, палочки |
|
3 |
Развивать умение сравнивать предметы по одному – четырем свойствам. Понимание слов: «разные», «одинаковые». Развивать художественные способности (выбор цвета, фона, расположения). Закрепить знания цифр от 1до 10. |
Блоки, «Сложи узор» |
|
4 |
Продолжать развивать умения выявлять и абстрагировать свойства. Развивать умение рассуждать, аргументировать свой выбор. |
Блоки, «Сложи узор» |
|
Май |
1 2 |
Закрепить умение выделять отдельные предметы из группы предметов и объединять их в группы, обобщать, классифицировать геометрические фигуры по свойствам и признакам. Закрепить умение ориентироваться на плоскости. |
Палочки, «Сложи узор», блоки |
3 4 |
Развивать наблюдательность, логическое мышление, память, речь. Закрепить понятия: «большой – маленький», «худой – толстый», «низкий – высокий», «узкий – широкий», «больше – меньше – еще меньше». |
Блоки, «Сложи узор», палочки |
Результативность
По окончании обучения по данной методической разработки у детей наблюдается рост мыслительной и речевой деятельности. Все дети владеют обследовательскими действиями, умеют сравнивать, анализировать, группировать по 2-4 признакам. У них развиваются элементы логики, внимание, память и речь, совершенствуются сенсомоторные функции. Дети правильно используют в речи частицу отрицания «не». Они высказывают суждения, пытаются доказывать свои ответы. Возрастает степень их активности в самостоятельной познавательной деятельности.
Работа по развитию логического мышления на основе игр занятий, раскрепощает детей, позволяет им легко воспринимать достаточно сложный материал.
Благодаря системе работы с данным материалом ребенок научится последовательно и логически мыслить, находить неординарные способы решения той или иной задачи. Приобрести уверенность в себе и в своих силах, в том, что ему по плечу решение любой, даже самой сложной задачи. Все это создаст прочный фундамент для развития его интеллектуальной личностной сферы, необходимой для успешного освоения школьной программы и социальной адаптации в детском коллективе.
Работа с родителями
Родители воспитанников так же принимают активное участие в жизни детского сада: интеллектуальных конкурсах, создают совместно с детьми развивающие игрушки, участвуют в выпуске газеты, в которой с удовольствием делятся советами по развитию детей в условиях семьи.
Было проведено родительское собрание «Игра – дело серьезное», на котором родители познакомились с развивающим материалом Никитиных, блоках Дьенеша, палочек Кюизинера. С удовольствием родители включились в игру-дискуссию по проблеме организации игровой деятельности в семье и делились своим опытом.
Затем родителям было предложено посетить выставку «Современная развивающая игрушка», на которой они ближе познакомились с развивающими играми как готовыми, так и сделанными руками педагогов и родителей.
При написании методической разработки,
использовалась методическая литература следующих авторов:
- Фидер М. Математика уже в детском саду. М. 1981 г.
- Сумина И.В., Михайлова З.А., Серова З.А. Формирование элементарных математических представлений с использованием игровых приемов. Дошкольное воспитание, 1989, № 10.
- Непомнящая Р.А., Михайлова З.А. Палочки Х. Кюизенера как средство предматематической подготовки дошкольников // Методические рекомендации по совершенствованию подготовки детей к школе в детском саду. ЛГПИ им. А.И. Герцена, Л., 1990 г.
- З.А. Михайлова, М.Н. Полякова, А.М. Вербенец. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. Издательство РГПУ им. А.И. Герцена 2009 г.
- Нефедова Е.А., Узорова О.В. Готовимся к школе: Практическое пособие для подготовки детей. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ» 1990 г.
- Диагностическая работа в детском саду или как лучше понять ребенка: методическое пособие /Л.А. Баланина и др./; под ред. Е.А. Ничипорюк, Г.Д. Посевиной. Изд. 3-е доп. И перер.-Ростов н/Д: «Феникс» 2005 г.
- Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или развивающие игры. – 3-е изд., - М.: Просвещение, 1990 г.
- Дидактические игры – занятия в ДОУ (младший и старший возрасты). Выпуск 2: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ / Авт. – сост. Е.Н. Панова. – Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2007 г. (Палочки Кюизенера, блоки Дьенеша).
- Васильева Н.Н. развивающие игры для дошкольников / Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития. 2005 г.
- Синицына Е.И. Логические игры и загадки серия: «Дошкольное образование». М.: ЮНВЕС, 2000 г.
Использованы дидактические пособия:
- «Цветные палочки Кюизенера» и игры из учебно-методического комплекса к ним: «Волшебные дорожки», «На золотом крыльце», «Дом с колокольчиком».
- Альбом «Чудо-кубики» для знакомства детей с кубиками «Сложи узор».
- Альбом «Лепим нелепицы», «Спасатели приходят на помощь», «Блоки Дьнеша для самых маленьких».
Все перечисленные пособия служат для развития интеллекта детей. Их можно использовать при организации игр-занятий или как часть занятия по формированию элементарных математических представлений, конструированию, лепке, аппликации.