Опубликовано: 29.09.2021 г.
Автор: Колотова Ольга Юрьевна,
Педагог дополнительного образования,
МБОУ «Красноуфимский РЦ ДОД»
С. Криулино
Комплекс основных характеристик
Пояснительная записка
Направленность общеразвивающей программы: художественная.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа разработана в соответствии со следующими нормативными правовыми актами и государственными программными документами:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 года №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 года №816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 года №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 26 июня 2019 года №70-Д «Об утверждении методических рекомендаций «Правила персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Свердловской области».
Творчество - объединение известных действий в новые операции и получение нового продукта. Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.
Актуальность общеразвивающей программы обусловлена следующим: каждый вид изобразительной деятельности позволяет развивать в детях умственную активность, творчество, художественный вкус и многие другие качества, без которых невозможно формирование первоначальных основ социально-активной личности.
Педагогическая целесообразность программы обусловлена необходимостью вовлечения обучающихся в различные виды изобразительной деятельности, отвечающие социокультурным потребностям современности.
Отличительные особенности программы от уже существующих заключаются в добавлении в содержание программы техник, используемых в работе: аппликация, рисование и лепка.
Аппликация (от лат. Applicatio – прикладывание, присоединение) – это способ получения изображения путем вырезания и наклеивания фигурок или целых картин из кусочков бумаги, растительных и прочих материалов на материал-основу (фон).
Нетрадиционные техники рисования:
Монотипия: на лист бумаги наносят краску разных цветов. Затем на лист накладывается другой лист, и отпечаткам придают определенную форму с помощью кисти, карандаша, фломастера.
Набрызг: кисть опускают в краску, а затем разбрызгивают краску на лист бумаги с помощью пальцев или карандаша. Таким образом, можно создавать фон рисунка.
Кляксография: на лист бумаги наносятся краски в любом порядке. После нанесения рисунку карандашом или фломастером предают какое-либо очертание, создают образ.
Тампонирование: нанесение красок на бумагу с помощью ватных тампонов. Подходит для создания фона.
Печать от руки: если ребенок крайне неохотно рисует кистью, можно предложить ему порисовать пальцами. Можно рисовать одним, двумя, а можно сразу всеми пальцами одновременно: каждый пальчик опускается в краску определенного цвета, а потом по очереди ставится на бумагу. Так получается салют или бусы и т.д. Лучше всего рисунок закончить фломастерами или карандашами. Руку можно раскрашивать кистью, а потом делать отпечатки на бумаге.
Рисование восковыми мелками + акварельными красками. Ребенок берет контурный рисунок, раскрашивает тщательно весь рисунок и фон восковыми мелками, затем сминает рисунок в комок (эту операцию сжатия повторить 5 раз), затем разглаживает рисунок и покрывает акварельными красками темных тонов большой кистью, весь рисунок. Затем окунает рисунок в ведро с водой, тем самым смывает основную краску. Получается эффект состаривания рисунка. Этот творческий процесс очень захватывает маленьких художников, которые могут проявить свою фантазию в столь несложном по исполнению процессе.
Техники лепки и приёмы лепки из пластилина.
Следует иметь в виду, что классификация способов достаточно условна, возможны переходы одного способа в другой и дополнение основного способа одним или несколькими другими при изготовлении одной поделки.
Раскатывание - кусочек, положенный между ладонями или на доску и прижатый ладонью, раскатывается прямолинейными движениями кистей рук, удлиняется и приобретает цилиндрическую форму.
Скатывание- кусочек кругообразными движениями ладоней скатывается в шарик. Слегка потянув щепоткой часть пластилина - оттягиванием - можно из оттянутого материала сформировать часть изображения. Изображение плоских и гладких поверхностей требует заглаживания, которое выполняется кончиками пальцев.
Сплющивание - наиболее применяемый приём: для этого шарик сдавливают до формы лепёшки. Небольшие углубления и изгибы поверхности предают вдавливанием - нажимом пальцев, стека или формирующих структуру вспомогательных инструментов: трубочек, зубчатых колесиков и т. п.
Прищипывание - осуществляется сжатием пальцев, собранных в щепотку, в той части формы, где создаётся новая деталь.
Пластилинография– это техника, принцип которой заключается в создании пластилином лепной картинки на бумажной, картонной или иной основе, благодаря которой изображения получаются более или менее выпуклые, полуобъёмные. Рисование пластилином - замечательный по своим возможностям вид изобразительной деятельности. Оно позволяет ребенку освоить объем, сделать картинку рельефной и за счет этого более выразительной и живой.
Адресат программы.
В реализации данной программы участвуют дети от 5 до 7 лет, не имеющие медицинских противопоказаний. Программа не предусматривает конкурсного отбора.
Дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творчества, потому что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности.
Старший дошкольный возраст играет особую роль в развитии ребенка. В этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения.
Число детей, одновременно находящихся в группе: ожидаемое минимальное число детей – 10; максимальное – 15.
Режим занятий.
Занятия по данной дополнительной общеобразовательной программе на первом и втором годах обучения организованы с периодичностью 1 раз в неделю по 1 часу. Продолжительность занятий в группах устанавливается в соответствии с санитарными нормами и правилами и рассчитана в академических часах (академический час – 30 минут) с учетом особенностей обучающихся дошкольного возраста.
Объем общеразвивающей программы: для освоения программы на весь период обучения запланировано76 учебных часов; продолжительность части образовательной программы (года обучения) по учебному плану – 38 часов.
Срок освоения программы, определенный ее содержанием, - 2 года (76 учебных недель).
Уровневость общеразвивающей программы.
Программа рассчитана на основе разноуровневого подхода.
«Стартовый уровень» - первоначальное знакомство со спецификой изобразительного искусства, особенностями художественно-творческой деятельности; выявление и развитие творческих способностей обучающихся.
«Базовый уровень» - формирование умений и навыков в области художественно-творческой деятельности; развитие и поддержка обучающихся, проявивших интерес и определенные способности к изобразительному творчеству.
«Продвинутый уровень» программой не предусмотрен.
Преемственность программы базируется на сохранении и последовательном обогащении тематики программы от уровня к уровню обучения. После освоения стартового уровня обучения по программе обучающийся переводится на базовый. Уровни взаимосвязаны и тематически дополняют друг друга; при переходе обучающихся с одного уровня обучения на другой совершенствуются их знания и умения, полученные на предыдущем уровне. Таким образом, обучающиеся имеют возможность непрерывного совершенствования творческих способностей посредством изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
Формы обучения.
На занятиях применяются различные формы работы:
- индивидуальные;
- фронтальные;
- групповые.
Индивидуальная форма подразумевает взаимодействие педагога с одним обучающимся; позволяет, не уменьшая активности обучающегося, содействовать выработке навыков самостоятельной работы.
Фронтальная форма предполагает работу педагога сразу со всеми обучающимися в едином темпе и с общими задачами.
В групповых формах обучения обучающиеся работают в группах, создаваемых на различных основаниях для достижения поставленных общих для группы целей.
Групповые и индивидуальные занятия, включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся.
Теоретическая и практическая подготовка детей по программе осуществляется через следующие виды занятий:
групповые и индивидуальные занятия; игры; участие в выставках и мероприятиях; тестирование и контроль.
Формы подведения результатов реализации рабочей программы:
- открытое занятие, творческий отчет.
- выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ;
- тестирование.
Цель и задачи общеразвивающей программы
Цель: создание условий для развития ребёнка, открывающее возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видов деятельности.
Задачи.
Обучающие:
- познакомить детей с различными видами изобразительной деятельности;
- познакомить с многообразием художественных материалов.
Развивающие:
- формировать навыки работы с художественными материалами;
- развивать пространственное воображение; художественно-эстетический вкус;
- реализовывать потребность активного участия детей в различных видах изобразительной деятельности.
Воспитательные:
- воспитывать качества ребенка.
- воспитывать любовь к изобразительному творчеству;
- способствовать расширению художественного кругозора;
- воспитывать культуру общения обучающихся, уважительное отношение к культурному наследию.
Задачи 1 года обучения:
- вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание работать с ними;
- побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо;
- создавать условия для освоения цветовой палитры.
Задачи 2 года обучения:
- вызывать интерес к созданию выразительных образов, сохраняя непосредственность и живость детского восприятия. Деликатно и тактично способствовать развитию содержания, формы, композиции, обогащению цветовой гаммы рисунков;
- постепенно, с учетом индивидуальных особенностей, повышать требования к изобразительным и коммуникативным умениям и навыкам детей, не делая их предметом специальных учебных знаний;
- способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его деятельности (рисунок) интересен другим (педагогу, детям, родителям…).
1 год обучения
Обучающиеся должны знать:
-основные цвета и формы предметов;
- художественные техники.
Обучающиеся должны уметь:
- умение организовать рабочее место;
- уметь слушать, вступать в диалог, строить высказывания;
- умение передавать форму, величину изображения.
2 год обучения
Обучающиеся должны знать:
-технику безопасности;
-название основных и составных цветов.
Обучающиеся должны уметь:
-пользоваться инструментами: карандашами, кисточками, ножницами, клеем;
-пользоваться акварелью;
-полностью использовать площадь листа, крупно изображать предметы;
-подбирать краски в соответствии с настроением рисунка;
-рисовать художественно выразительные формы геометрических и растительных форм.
Содержание общеразвивающей программы
Учебный (тематический) план
1 год обучения
№ п/п |
Название раздела. Темы |
Количество часов |
Формы аттестации/ контроля |
||
Всего |
Теория |
Практика |
|||
1 1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 1.6 |
Осень «Ёжик» «Цветик–семицветик» «Осенний вальс» «Что нам осень принесла?» «Лукошко» «В лес по грибы» |
8 |
2,5 |
5,5 |
Опрос, наблюдение, групповая оценка работ, самооценка, собеседование, анализ, игра, конкурс |
2 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 2.6 2.7 2.8 2.9 |
Зима «Снежное небо» «Зимняя деревня» «Снеговик» «Праздничные сувениры» «Ёлочный шарик» «Зимние узоры» Волшебство в Новогоднюю ночь «Зимний пейзаж» «Северное сияние» |
10 |
3,5 |
6,5 |
Опрос, наблюдение, групповая оценка работ, самооценка, собеседование, анализ, игра, конкурс творческих работ |
3 3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 3.6 |
Весна Открытка-Валентинка Открытка к 23 февраля «Вазочка с букетом» «Сова» «Пасхальное яйцо» «Весенняя мозаика» |
9 |
3 |
6 |
Опрос, наблюдение, групповая оценка работ, самооценка, собеседование, анализ, игра, конкурс творческих работ |
4 4.1 4.2 4.3 4.4 |
Лето «Весёлые художники» «Догадай-ка!» «Ягодка к ягодке» «Бабочки» |
9 |
2 |
7 |
Опрос, наблюдение, групповая оценка работ, самооценка, собеседование, анализ, игра, конкурс творческих работ |
5 |
Итоговый контроль Выставка работ |
2 |
- |
2 |
Творческий отчет (выставка) |
ИТОГО |
38 |
11 |
27 |
2 год обучения
№ п/п |
Название раздела. Темы |
Количество часов |
Формы аттестации/ контроля |
||
Всего |
Теория |
Практика |
|||
1 1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 1.6 1.7 1.8 1.9 1.10 1.11 1.12 |
Осень «Сказка про краску» «Дары осени» «Осень урожайная» «Волшебные краски осени» «Листочки по ветру летят» «Костёр рябины красной» «Осенний букет» «Букет осени» «Котёнок» «Фрукты» «Пейзаж» «Деревня» |
12 |
4 |
8 |
Опрос, наблюдение, групповая оценка работ, самооценка, собеседование, анализ, игра, конкурс творческих работ |
2 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 2.6 2.7 2.8 2.9 2.10 2.11 |
Зима «Здравствуй зимушка-зима» «А снег идёт…» «Зимушка-зима» Новогодняя открытка «Снеговик-пуховик» «Как розовые яблоки, на ветках снегири» «Снежинки, живущие во дворце» «Кто-кто в рукавичке живёт?» «Мышка под снегом» «Весёлые вертолёты» «Заюшкина избушка» |
12 |
4 |
8 |
Опрос, наблюдение, групповая оценка работ, самооценка, собеседование, анализ, игра, конкурс творческих работ |
3 3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 3.6 3.7 |
Весна «Кони расписные» «Ой, блины, блины» «Весёлые матрёшки» «Наш аквариум» «Красивые салфетки» «Волшебные кляксы» «Живые облака» |
6 |
1,5 |
4,5 |
Опрос, наблюдение, групповая оценка работ, самооценка, собеседование, анализ, игра, конкурс творческих работ |
4 4.1 4.2 4.3 4.4 |
Лето «Праздничный салют» «Мы едем в автобусе» «Радужный мост» «Солнечный остров» |
6 |
1 |
5 |
Опрос, наблюдение, групповая оценка работ, самооценка, собеседование, анализ, игра, конкурс творческих работ |
5 |
Итоговый контроль Выставка работ |
2 |
- |
2 |
Творческий отчет (выставка) |
ИТОГО |
38 |
10,5 |
27,5 |
Содержание учебного (тематического) плана
1 год обучения
- Осень.
1.1. «Ёжик».
Теория: знакомство с животным миром.
Практика: декоративная лепка с использованием природного материала.
1.2. «Цветик-семицветик».
Теория: секреты работы цветными карандашами. Беседа о цветовой палитре и основных цветах.
Практика: практическое фронтальное занятие рисунок «Радуга» (акварель).
1.3. «Осенний вальс».
Теория: учить создавать рисунки путем прикладывания листьев, формировать эстетическое отношение к действительности, развивать наблюдательность.
Практика: работа с шаблонами. Окрашивание листьев акварелью.
1.4. «Что нам осень принесла?».
Теория: закрепить понятия об основных и дополнительных цветах, создать эмоционально приподнятое настроение при решении загадок.
Практика: лепка овощей.
1.5. «Лукошко».
Теория: знакомство с растительным миром. Развивать пространственное мышление.
Практика: нарезание полосок из картона. Плетение. Работа по шаблону с цветной бумагой и картоном.
1.6. «В лес по грибы».
Теория: знакомство с видами грибов.
Практика: лепка грибов. Размещение готовых грибов в лукошке.
- Зима.
2.1 «Снежное небо».
Теория: холодная цветовая палитра.
Практика: рисунок акварелью по–сырому с применением соли.
2.2. «Зимняя деревня».
Теория: печать от руки; композиция.
Практика: учить рисовать дерево без листьев, снег изображать пальчиками, развивать инициативу, учить составлять композицию. Работа по шаблонам.
2.3. «Снеговик».
Теория: передача образа снеговика техникой пластилинографией.
Практика: развивать чувство композиции. Лепка из солёного теста.
2.4. «Праздничные сувениры».
Теория: бумагопластика, аппликация.
Практика: работа с цветной бумагой.
2.5. «Ёлочный шарик».
Теория: знакомство с художественными техниками.
Практика: продолжать учить детей обводить руку простым карандашом, дорисовывать необходимые детали. Работа по шаблону. Аппликация.
2.6. «Зимние узоры».
Теория: эстетическое восприятие природы, средства передачи выразительности пейзажа.
Практика: продолжать создавать условия для проявления творчества, фантазии. Пластилинография.
2.7. «Волшебство в Новогоднюю ночь».
Теория: приемы работы с акварелью.
Практика: отрабатывать технику закрашивания. Продолжать закреплять правильно держать кисть и набирать краску, развивать творческие способности и воображение. Работа акварелью.
2.8. «Зимний пейзаж».
Теория: беседа об особенностях зимнего пейзажа. Обобщающее практическое занятие по зимней тематике.
Практика: использование приемов красочного письма и раздельного мазка (акварель).
2.9. «Северное сияние».
Теория: обобщающее практическое занятие по зимней тематике, рисунок акварелью.
Практика: развивать зрительно-моторную координацию, совершенствовать эстетическое восприятие. Совершенствовать технику рисования акварелью. Вызвать интерес к изображению северного сияния в виде каскадов.
- Весна.
3.1. Открытка-Валентинка.
Теория: история праздника День Св. Валентина.
Практика: работа с картоном и цветной бумагой. Изготовление открытки.
3.2. Открытка к 23 февраля.
Теория: история праздника День защитника Отечества.
Практика: Работа с картоном. Изготовление открытки.
3.3. «Вазочка с букетом».
Теория: история праздника Международный женский день 8 Марта.
Практика: творческая работа. Изготовление открытки. Учить рисовать различные цветы, использовать различные техники. Учить украшать цветами открытку. Закрепить умение пользоваться знакомыми техниками.
3.4. «Сова».
Теория: секреты создания образа филина. Средства графики.
Практика: работа с цветной бумагой (оригами). Развивать умение пользоваться средствами графики. Упражнять в выразительной передаче фактуры, цвета, характера животного.
3.5. «Пасхальное яйцо».
Теория: праздничные сувениры в смешанной технике.
Практика: Творческая работа «Пасхальный сувенир»
3.6. «Весенняя мозаика».
Теория: рисование тычками, распределение точки по всему рисунку.
Практика: Творческая работа «Весенняя мозаика».
- Лето.
4.1. «Весёлые художники».
Теория: прием словесного рисования, особенности юмористических рассказов.
Практика: формирование художественно-конструктивных умений, совершенствование умения составлять юмористические рассказы. Творческая работа «Весёлые художники».
4.2. «Догадай–ка!».
Теория: замысел и фантазия, секретные возможности цветных карандашей.
Практика: дорисовать цветными карандашами предметы. Рассмотреть с детьми рисунки. Рисование по замыслу. Творческая работа «Догадай–ка!».
4.3. «Ягодка к ягодке».
Теория: техники лепки и приёмы лепки из пластилина.
Практика: лепка композиции с ягодками. Закрепление геометрических форм.
4.4. «Бабочки».
Теория: техника предметной монопии.
Практика: творческая работа «Бабочки». Совершенствовать умение детей в технике предметной монотопией, учить детей соблюдать симметрию. Развивать пространственное мышление.
- Итоговый контроль. Выставка творческих работ.
2 год обучения
- Осень.
1.1. «Сказка про краску».
Теория: вводное занятие. Знакомство со свойствами различных художественных материалов.
Практика: вызвать у детей интерес к изобразительному искусству; научить отдельным приемам работы кистью и карандашом. Творческая работа.
1.2. «Дары осени».
Теория: понятие об основных и дополнительных цветах.
Практика: создать эмоционально приподнятое настроение при решении изобразительных загадок. Аппликация. Творческая работа «Дары осени».
1.3. «Осень урожайная».
Теория: характерные особенности фруктов.
Практика: работа красками.
1.4. «Волшебные краски осени».
Теория: знакомство с новым приемом рисования – кляксография трубочкой. Многообразие осенней палитры.
Практика: совершенствовать умения в различных техниках, развивать чувство композиции. Работа красками.
1.5. «Листочки по ветру летят».
Теория: техника создания отпечатка на второй половине листа, предварительно смоченной водой.
Практика: учить детей рисовать на одной половине бумаги, сворачивать лист бумаги пополам и получать отпечаток на второй половине предварительно смоченной водой. Работа красками.
1.6. «Костёр рябины красной».
Теория: узор в круге.
Практика: закрепить приемы печатания пальцем, добиваясь четкого оттиска. Учить рисовать листья пальцами. Модульное рисование.
1.7. «Осенний букет».
Теория: аппликация.
Практика: аппликация из семян и листьев. Творческая работа.
1.8. «Букет осени».
Теория: оттиск.
Практика: рисование осенних листьев. Коллективная работа.
1.9. «Котёнок».
Теория: закреплять знания о внешнем виде животного. Композиция. Средства выразительности образа. Рисование тычком по контуру.
Практика: учить всматриваться в особенности движения, шерстки, выражения глаз и др. Учить строить композицию, используя различные материалы для создания выразительности образа. Учить рисовать тычком по контуру; прививать интерес, радоваться полученному результату. Творческая работа «Котенок».
1.10. «Фрукты».
Теория: натюрморт из фруктов.
Практика: продолжать учить определять форму, величину, цвет и расположение различных частей, отображать эти признаки в рисунке, упражнять в аккуратном закрашивании изображений фруктов восковыми мелками, создании тона с помощью акварели.
1.11. «Пейзаж».
Теория: средства передачи выразительности пейзажа.
Практика: учить эстетическому восприятию природы, проявлять творчество, фантазию. Творческая работа «Пейзаж».
1.12. «Деревня».
Теория: сангина, рисование пальчиками. Композиционная целостность.
Практика: закреплять умение рисовать деревья сангиной, рисовать пальчиками. Развивать чувство композиции. Упражнять в печати по трафарету.
- Зима.
2.1. «Здравствуй зимушка, зима».
Теория: холодные цвета.
Практика: закрепить навыки рисования, используя трафареты цветов, развивать рисование узора для платья Зимушки – зимы (волнистые линии). Творческая работа.
2.2. «А снег идёт».
Теория: изображение снегопада, используя холодные цвета.
Практика: игра «Тёплое, холодное». Творческая работа.
2.3. «Зимушка-зима».
Теория: композиционная целостность.
Практика: закрепить умение рисовать деревья. Творческая работа.
2.4. «Новогодняя открытка».
Теория: смешанная техника.
Практика: творческая работа «Новогодняя открытка».
2.5. «Снеговик-пуховик».
Теория: способы передачи образа снеговика.
Практика: рисование нарядных снеговиков в шапочках и шарфиках. Развивать чувство композиции. Творческая работа.
2.6. «Как розовые яблоки на ветках снегири».
Теория: изображение птиц в технике мазка.
Практика: учить детей рисовать птиц, мазками изображать перья. Воспитывать любовь и заботу о зимующих птицах; радовать полученному результату. Творческая работа.
2.7. «Снежинки, живущие во дворце».
Теория: ледяной дворец. Композиция.
Практика: отрабатывать технику закрашивания. Продолжать закреплять правильно держать кисть и набирать краску, развивать творческие способности и воображение. Творческая работа.
2.8. «Кто-кто в рукавичке живёт?».
Теория: узор в заданном пространстве.
Практика: рисование рукавички, украшение узорами. Вызвать интерес к изображению и оформлению перчаток по своим ладошкам. Формировать точные графические умения. Творческая работа.
2.9. «Мышка под снегом».
Теория: композиция с использованием ваты.
Практика: Творческая работа «Мышка под снегом».
2.10. «Весёлые вертолёты».
Теория: «Папин день».
Практика: Работа по шаблонам. Творческая работа.
2.11. «Заюшкина избушка».
Теория: композиция из двух предметов.
Практика: избушка ледяная и лубяная. Творческая работа.
- Весна.
3.1. «Кони расписные».
Теория: приемы передачи колорита узора.
Практика: закрепить умение украшать дымковским узором простую фигурку. Творческая работа.
3.2. «Ой, блины, блины».
Теория: теплая цветовая гамма. История праздника, традиции Масленицы.
Практика: рисование огня, используя тёплую гамму цветов. Творческая работа.
3.3. «Весёлые матрёшки».
Теория: Матрёшка – готовая форма. Оформление одежды.
Практика: познакомить с особенностями русской игрушки, расписывания их; развивать творчество, фантазию. Творческая работа. Аппликация.
3.4. «Наш аквариум».
Теория: нетрадиционные изобразительные техники. Композиционная целостность.
Практика: совершенствовать умение работать в нетрадиционной изобразительной технике. Учить превращать отпечатки ладоней в рыб и медуз, рисовать различные водоросли. Развивать воображение, чувство композиции. Рисование рыбок, вырезание и наклеивание в общий аквариум. Коллективная работа.
3.5. «Красивые салфетки».
Теория: составление узора, работа с трафаретом.
Практика: рисование красочных узоров, нанесение рисунка по трафарету. Творческая работа.
3.6. «Волшебные кляксы».
Теория: сегодня мы – волшебники. Знакомство с кляксографией.
Практика: развитие глазомера, получение изображения путем покачивания листа с кляксой так, чтобы клякса разливалась в разные стороны. Творческая работа.
3.7. «Живые облака».
Теория: нетрадиционные художественные техники, цветовосприятие.
Практика: воспитывать эстетическое восприятие природы, ее изображение нетрадиционными художественными техниками, развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию. Дидактическая игра «На что похожи облака».
- Лето.
4.1. «Праздничный салют».
Теория: познакомить детей с техникой рисования воздушными фломастерами. Теплые и холодные цвета.
Практика: расширять знания об окружающем мире. Рисование тёплыми и холодными цветами, продолжать учить рисовать фломастерами, распределять по листу разноцветные брызги. Творческая работа.
4.2. «Мы едем в автобусе».
Теория: знакомство с видами транспорта.
Практика: автобус – готовая форма. Дети рисуют колёса, окна, дверь и пассажиров. Творческая работа.
4.3. «Радужный мост».
Теория: цвета основные и дополнительные. Расположение цветов.
Практика: развивать эстетические познавания о цветах. Рисование радуги гуашевыми красками. Творческая работа.
4.4. «Солнечный остров».
Теория: теплые цвета, композиция.
Практика: развивать зрительно-двигательную координацию. Повторить гласные звуки и буквы. Формировать умение рисовать лицо ребенка. Рисование летнего солнышка. Творческая работа.
Планируемые результаты
Освоение содержания программы направлено на достижение обучающимися следующих метапредметных, личностных, и предметных результатов.
Метапредметные результаты. Обучающийся научится
- понимать и принимать учебную задачу, сформулированную педагогом;
- планировать свои действия на отдельных этапах работы;
- осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
- анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью педагога позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу»;
- понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
- проявлять индивидуальные творческие способности;
- включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность;
- работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
- формулировать свои затруднения, обращаться за помощью, предлагать помощь и сотрудничество;
- слушать собеседника, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- осуществлять взаимный контроль;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Личностные результаты. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению представлены следующими компонентами:
- учебно-познавательный интерес к музыкально-творческой, танцевальной и исполнительской деятельности;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с составляющими хореографического искусства;
- навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических заданий;
- ориентация на понимание причин успеха в творческой деятельности;
- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
- основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
Предметные результаты
- уважение и признание ценности творческой деятельности человека;
- выражение своих чувств, мыслей, идей средствами музыкально-ритмической деятельности;
- восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства;
- выполнение элементарных упражнений на заданную тему.
Обучающийся получает возможность для формирования:
- устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
-потребности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;
- эмоционально-ценностного отношения к искусству и к жизни, системы общечеловеческих ценностей.
Комплекс организационно-педагогических условий
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
- помещение для занятий в соответствии с действующими нормами СанПиНа;
- оборудование (мебель, аппаратура: ноутбук; проектор для демонстрации информационного, дидактического, наглядного материала.);
Размещение учебного оборудования должно соответствовать требованиям и нормам СанПиНа и правилам техники безопасности работы. Особое внимание следует уделить рабочему месту обучающегося.
Наименование |
Кол-во |
Бумага для рисования |
15 упаковок |
Картон |
15 упаковок |
Карандаши цветные |
15 упаковок |
Цветной картон |
15 упаковок |
Ластик |
15 шт. |
Цветная бумага |
15 упаковок |
Акварельные краски |
15 шт. |
Ножницы |
15 шт. |
Кисти |
15 шт. |
Клей-карандаш |
15 шт. |
Колонки |
1 шт |
Проектор |
1 шт |
Ноутбук |
1 шт |
Информационное обеспечение
Видео-, фото- материалы. Источники сети Интернет. Репродукции; альбомы, журналы, книги.
Кадровое обеспечение
Педагог, работающий по данной программе, должен иметь высшее или среднее профессиональное образование, обладать профессиональными знаниями в области изобразительного творчества, знать специфику дополнительного образования, иметь практические навыки в сфере организации интерактивной деятельности детей.
Методические материалы
Программа составлена на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И.А.Лыковой и учебного пособия Т.Я.Шпикаловой «Изобразительное искусство для детей дошкольного возраста». Она наглядно знакомит детей дошкольного возраста с художественными материалами, инструментами и техническими приемами работы с ними; дает первые представления о средствах художественной выразительности в различных материалах и техниках.
Основной формой работы являются учебные занятия. В проведении занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества. Некоторые задания требуют объединения детей в подгруппы.
Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала и подкрепляется практическим освоением темы.
Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения:
-репродуктивный (воспроизводящий);
-иллюстративный метод (объяснение сопровождается демонстрацией
наглядного материала);
-проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения);
- эвристический метод (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы ее решения).
Педагогические технологии:
- Личностно-ориентированное обучение. Создание благоприятных условий для каждого обучающегося.
- Здоровьесберегающие технологии. Учет возрастных особенностей обучающихся, распределение нагрузки с учетом возможностей обучающихся.
- Игровая образовательная технология. Включение в образовательный процесс дидактических и деловых игр.
- Технология индивидуального обучения.
Педагогические принципы:
- принцип природосообразности – доступность (процесс обучения строится согласно возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся);
- принцип гуманизации – сознательная активность обучающегося при руководящей роли педагога дополнительного образования (педагогический процесс строится на безоговорочном признании гражданских прав обучающегося и уважения к нему);
- принцип целостности – системность и систематичность обучения (все компоненты образовательного процесса взаимосвязаны);
- принцип единства действий учреждения и жизни обучающегося – переход от обучения к самообучению, связь обучения с жизнью и практикой (установление взаимосвязи между всеми сферами жизнедеятельности обучающегося, взаимодополнение всех сфер).
Разнообразие форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более динамичной, эмоционально и информационно насыщенной.
Особое внимание уделяется сохранению и укреплению здоровья обучающихся детей. Поэтому в структуру занятия вводятся физкультурные минутки, сочетающие различные упражнения и игры.
Программные материалы подобраны так, чтобы поддерживался постоянный интерес к занятиям у всех детей.
Программа может реализовываться в смешанном (комбинированном) режиме – в зависимости от специфики задач и представления материала. Соотношение объема проведенных часов и практических занятий с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения (далее - ДОТ и ЭО) или путем непосредственного взаимодействия педагога с обучающимися определяется с учетом потребностей обучающегося и условий осуществления образовательной деятельности. ДОТ и ЭО могут использоваться при непосредственном взаимодействии педагога с обучающимися для решения задач персонализации образовательного процесса.
Основными элементами системы ДОТ и ЭО являются образовательные онлайн-платформы; цифровые образовательные ресурсы, размещенные на образовательных сайтах; видеоконференции; вебинары; skype-общение; e-mail;
Облачные сервисы; электронные пособия, разработанные с учетом требований законодательства РФ об образовательной деятельности.
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по программе осуществляется согласно календарного учебного графика.
Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации:
- входящий контроль проводится в форме тестирования с целью выявления возможностей обучающихся;
- промежуточный контроль успеваемости проводится по окончании изучения каждой темы учебного плана программы.
Методы контроля:
- наблюдение за качеством выполнения заданий обучающимися;
- срез теоретических знаний по темам программы (опрос);
- участие в выставочно-конкурсной деятельности.
Промежуточная аттестация обучающихся проводится по окончании учебного года. Диагностика результатов проводится в форме тестирования и оценки выполнения контрольных заданий.
Итоговая аттестация обучающихся проводится по окончании обучения по программе.
Критерии и система оценки творческой работы:
- композиционное решение: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
- владение техникой: как обучающийся пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания;
- общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Показатели:
1.Самостоятельность (оригинальность) – фиксирует склонность к продуктивной или репродуктивной деятельности, стереотипное или свободное мышление, наблюдательность, память.
- Динамичность – отражает развития фантазии и воображения.
- Эмоциональность – показывает наличие эмоциональной отзывчивости на жизненные явления, отношение к изображаемому.
- Выразительность – фиксируется по наличию художественного образа.
- Графичность – осознанное использование художественных средств и приемов работы с различными графическими материалами
Уровни:
· Уровень художественной выразительности |
тип |
Критерии оценки |
|
Замысел |
Рисунок |
||
1 |
Оригинальный, динамика, эмоциональность, художественное обобщение |
Разнообразие графических средств выразительности, пропорции, пространство, светотень |
|
2 |
Показатели для 1 типа, но менее яркие |
Показатели для 1 типа, но менее выражены |
|
· Уровень фрагментарной выразительности |
3 |
Показатели 2 типа, но нет уровня художественного обобщения |
Нет перспективы, не соблюдаются пропорции, схематичность отдельных изображений |
4 |
Замысел оригинальный, основан на наблюдениях, но не предполагает динамики и эмоциональности |
Может хорошо передавать пропорции, пространство, светотень |
|
· Дохудожественный уровень |
5 |
Замысел оригинальный, но слабо основан на наблюдениях |
Схематичность, нет попыток передать пространство и пропорции |
6 |
Стереотипный |
Репродуктивный |
Таблица результатов:
№ |
Список обучающихся |
Показатели |
Общий балл |
Уровень |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
||||
1. |
||||||||
2. |
Контрольно-измерительные материалы предусматривают не только осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по программе, но и оценку удовлетворенности качеством дополнительных образовательных услуг.
Список литературы
Перечень литературы, необходимой педагогу для успешной реализации программы.
- Волшебный мир народного творчества, п/р Шпикаловой Т.Я. М.: Просвещение, 2001.
- Григорьева Г.Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности. М.: Просвещение, 1995.
- Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. М.: Просвещение, 2004.
- Коллективное творчество дошкольников, п/р Грибовской А.А. М.: Сфера, 2004.
- Комарова Т.С. Детское художественное творчество. М.: Мозаика-Синтез, 2005.
- Необыкновенное рисование, учебное издание из серии “Искусство — детям”. М.: Мозаика-Синтез, 2007, № 2.
- Никологорская О.А. Волшебные краски. М.: АСТ-Пресс, 1997.
- Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. Ярославль, 2004.
- Шайдурова Н.В. Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста. М.: ТЦ “Сфера”, 2008.
Перечень литературы, необходимой обучающимся (родителям).
- Азбука искусства. Как научиться понимать картину [Электронный ресурс]: пособие.- Новый диск, 2007.
- Необыкновенное рисование, учебное издание из серии “Искусство — детям”. М.: Мозаика-Синтез, 2007, № 2.
- Никологорская О.А. Волшебные краски. М.: АСТ-Пресс, 1997.
- Портрет [Электронный ресурс]. - М.: ДиректМедиа Паблишинг, 2003.-(Электрон-ная библиотека. Т. 7).
- Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. Ярославль, 2004