0+



 

Опубликовано: 29.09.2021 г.

Автор: Колотова Ольга Юрьевна,
Педагог дополнительного образования,
МБОУ «Красноуфимский РЦ ДОД»
С. Криулино

Комплекс основных характеристик

Пояснительная записка

Направленность общеразвивающей программы: художественная.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа разработана в соответствии со следующими нормативными правовыми актами и государственными программными документами:

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 года №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 года №816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 года №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»

Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 26 июня 2019 года №70-Д «Об утверждении методических рекомендаций «Правила персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Свердловской области».

Творчество - объединение известных действий в новые операции и получение нового продукта. Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.

Актуальность общеразвивающей программы обусловлена следующим: каждый вид изобразительной деятельности позволяет развивать в детях умственную активность, творчество, художественный вкус и многие другие качества, без которых невозможно формирование первоначальных основ социально-активной личности.

Педагогическая целесообразность программы обусловлена необходимостью вовлечения обучающихся в различные виды изобразительной деятельности, отвечающие социокультурным потребностям современности.

Отличительные особенности программы от уже существующих заключаются в добавлении в содержание программы техник, используемых в работе: аппликация, рисование и лепка.

Аппликация (от лат. Applicatio – прикладывание, присоединение) – это способ получения изображения путем вырезания и наклеивания фигурок или целых картин из кусочков бумаги, растительных и прочих материалов на материал-основу (фон).

Нетрадиционные техники рисования:

Монотипия: на лист бумаги наносят краску разных цветов. Затем на лист накладывается другой лист, и отпечаткам придают определенную форму с помощью кисти, карандаша, фломастера.

Набрызг: кисть опускают в краску, а затем разбрызгивают краску на лист бумаги с помощью пальцев или карандаша. Таким образом, можно создавать фон рисунка.

Кляксография: на лист бумаги наносятся краски в любом порядке. После нанесения рисунку карандашом или фломастером предают какое-либо очертание, создают образ.

Тампонирование: нанесение красок на бумагу с помощью ватных тампонов. Подходит для создания фона.

Печать от руки: если ребенок крайне неохотно рисует кистью, можно предложить ему порисовать пальцами. Можно рисовать одним, двумя, а можно сразу всеми пальцами одновременно: каждый пальчик опускается в краску определенного цвета, а потом по очереди ставится на бумагу. Так получается салют или бусы и т.д. Лучше всего рисунок закончить фломастерами или карандашами. Руку можно раскрашивать кистью, а потом делать отпечатки на бумаге.

Рисование восковыми мелками + акварельными красками. Ребенок берет контурный рисунок, раскрашивает тщательно весь рисунок и фон восковыми мелками, затем сминает рисунок в комок (эту операцию сжатия повторить 5 раз), затем разглаживает рисунок и покрывает акварельными красками темных тонов большой кистью, весь рисунок. Затем окунает рисунок в ведро с водой, тем самым смывает основную краску. Получается эффект состаривания рисунка. Этот творческий процесс очень захватывает маленьких художников, которые могут проявить свою фантазию в столь несложном по исполнению процессе.

Техники лепки и приёмы лепки из пластилина.

Следует иметь в виду, что классификация способов достаточно условна, возможны переходы одного способа в другой и дополнение основного способа одним или несколькими другими при изготовлении одной поделки.

Раскатывание - кусочек, положенный между ладонями или на доску и прижатый ладонью, раскатывается прямолинейными движениями кистей рук, удлиняется и приобретает цилиндрическую форму.

Скатывание- кусочек кругообразными движениями ладоней скатывается в шарик. Слегка потянув щепоткой часть пластилина - оттягиванием - можно из оттянутого материала сформировать часть изображения. Изображение плоских и гладких поверхностей требует заглаживания, которое выполняется кончиками пальцев.

Сплющивание - наиболее применяемый приём: для этого шарик сдавливают до формы лепёшки. Небольшие углубления и изгибы поверхности предают вдавливанием - нажимом пальцев, стека или формирующих структуру вспомогательных инструментов: трубочек, зубчатых колесиков и т. п.

Прищипывание - осуществляется сжатием пальцев, собранных в щепотку, в той части формы, где создаётся новая деталь.

Пластилинография– это техника, принцип которой заключается в создании пластилином лепной картинки на бумажной, картонной или иной основе, благодаря которой изображения получаются более или менее выпуклые, полуобъёмные. Рисование пластилином - замечательный по своим возможностям вид изобразительной деятельности. Оно позволяет ребенку освоить объем, сделать картинку рельефной и за счет этого более выразительной и живой.

Адресат программы.

В реализации данной программы участвуют дети от 5 до 7 лет, не имеющие медицинских противопоказаний. Программа не предусматривает конкурсного отбора.

Дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творчества, потому что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности.

Старший дошкольный возраст играет особую роль в развитии ребенка. В этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения.

Число детей, одновременно находящихся в группе: ожидаемое минимальное число детей – 10; максимальное – 15.

Режим занятий.

Занятия по данной дополнительной общеобразовательной программе на первом и втором годах обучения организованы с периодичностью 1 раз в неделю по 1 часу. Продолжительность занятий в группах устанавливается в соответствии с санитарными нормами и правилами и рассчитана в академических часах (академический час – 30 минут) с учетом особенностей обучающихся дошкольного возраста.

Объем общеразвивающей программы: для освоения программы на весь период обучения запланировано76 учебных часов; продолжительность части образовательной программы (года обучения) по учебному плану – 38 часов.

Срок освоения программы, определенный ее содержанием, - 2 года (76 учебных недель).

Уровневость общеразвивающей программы.

Программа рассчитана на основе разноуровневого подхода.

«Стартовый уровень» - первоначальное знакомство со спецификой изобразительного искусства, особенностями художественно-творческой деятельности; выявление и развитие творческих способностей обучающихся.

«Базовый уровень» - формирование умений и навыков в области художественно-творческой деятельности; развитие и поддержка обучающихся, проявивших интерес и определенные способности к изобразительному творчеству.

«Продвинутый уровень» программой не предусмотрен.

Преемственность программы базируется на сохранении и последовательном обогащении тематики программы от уровня к уровню обучения. После освоения стартового уровня обучения по программе обучающийся переводится на базовый. Уровни взаимосвязаны и тематически дополняют друг друга; при переходе обучающихся с одного уровня обучения на другой совершенствуются их знания и умения, полученные на предыдущем уровне. Таким образом, обучающиеся имеют возможность непрерывного совершенствования творческих способностей посредством изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

Формы обучения.

На занятиях применяются различные формы работы:

- индивидуальные;

- фронтальные;

- групповые.

Индивидуальная форма подразумевает взаимодействие педагога с одним обучающимся; позволяет, не уменьшая активности обучающегося, содействовать выработке навыков самостоятельной работы.

Фронтальная форма предполагает работу педагога сразу со всеми обучающимися в едином темпе и с общими задачами.

В групповых формах обучения обучающиеся работают в группах, создаваемых на различных основаниях для достижения поставленных общих для группы целей.

Групповые и индивидуальные занятия, включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся.

Теоретическая и практическая подготовка детей по программе осуществляется через следующие виды занятий:

групповые и индивидуальные занятия; игры; участие в выставках и мероприятиях; тестирование и контроль.

Формы подведения результатов реализации рабочей программы:

- открытое занятие, творческий отчет.

- выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ;

- тестирование.

Цель и задачи общеразвивающей программы

 

Цель: создание условий для развития ребёнка, открывающее возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видов деятельности.

Задачи.

Обучающие:

- познакомить детей с различными видами изобразительной деятельности;

- познакомить с многообразием художественных материалов.

Развивающие:

- формировать навыки работы с художественными материалами;

- развивать пространственное воображение; художественно-эстетический вкус;

- реализовывать потребность активного участия детей в различных видах изобразительной деятельности.

Воспитательные:

- воспитывать качества ребенка.

- воспитывать любовь к изобразительному творчеству;

- способствовать расширению художественного кругозора;

- воспитывать культуру общения обучающихся, уважительное отношение к культурному наследию.

Задачи 1 года обучения:

- вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание работать с ними;

- побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо;

- создавать условия для освоения цветовой палитры.

Задачи 2 года обучения:

- вызывать интерес к созданию выразительных образов, сохраняя непосредственность и живость детского восприятия. Деликатно и тактично способствовать развитию содержания, формы, композиции, обогащению цветовой гаммы рисунков;

- постепенно, с учетом индивидуальных особенностей, повышать требования к изобразительным и коммуникативным умениям и навыкам детей, не делая их предметом специальных учебных знаний;

- способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его деятельности (рисунок) интересен другим (педагогу, детям, родителям…).

1 год обучения

Обучающиеся должны знать:

-основные цвета и формы предметов;

- художественные техники.

Обучающиеся должны уметь:

- умение организовать рабочее место;

- уметь слушать, вступать в диалог, строить высказывания;

- умение передавать форму, величину изображения.

2 год обучения

Обучающиеся должны знать:

-технику безопасности;

-название основных и составных цветов.

Обучающиеся должны уметь:

-пользоваться инструментами: карандашами, кисточками, ножницами, клеем;

-пользоваться акварелью;

-полностью использовать площадь листа, крупно изображать предметы;

-подбирать краски в соответствии с настроением рисунка;

-рисовать художественно выразительные формы геометрических и растительных форм.

 

Содержание общеразвивающей программы

 

Учебный (тематический) план

1 год обучения

№ п/п

Название раздела.

Темы

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

1

1.1

1.2

1.3

1.4

1.5

1.6

Осень

«Ёжик»

«Цветик–семицветик»

«Осенний вальс»

«Что нам осень принесла?»

«Лукошко»

«В лес по грибы»

8

2,5

5,5

Опрос, наблюдение, групповая оценка работ, самооценка, собеседование, анализ, игра, конкурс

2

2.1

2.2

2.3

2.4

2.5

2.6

2.7

2.8

2.9

Зима

«Снежное небо»

«Зимняя деревня»

«Снеговик»

«Праздничные сувениры»

«Ёлочный шарик»

«Зимние узоры»

Волшебство в Новогоднюю ночь

«Зимний пейзаж»

«Северное сияние»

10

3,5

6,5

Опрос, наблюдение, групповая оценка работ, самооценка, собеседование, анализ, игра, конкурс творческих работ

3

3.1

3.2

3.3

3.4

3.5

3.6

Весна

Открытка-Валентинка

Открытка к 23 февраля

«Вазочка с букетом»

«Сова»

 «Пасхальное яйцо»

«Весенняя мозаика»

9

3

6

Опрос, наблюдение, групповая оценка работ, самооценка, собеседование, анализ, игра, конкурс творческих работ

4

4.1

4.2

4.3

4.4

Лето

«Весёлые художники»

«Догадай-ка!»

«Ягодка к ягодке»

«Бабочки»

9

2

7

Опрос, наблюдение, групповая оценка работ, самооценка, собеседование, анализ, игра, конкурс творческих работ

5

Итоговый контроль

Выставка работ

2

-

2

Творческий отчет (выставка)

 

ИТОГО

38

11

27

 

 

2 год обучения

№ п/п

Название раздела.

Темы

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

1

1.1

1.2

1.3

1.4

1.5

1.6

1.7

1.8

1.9

1.10

1.11

1.12

Осень

«Сказка про краску»

«Дары осени»

«Осень урожайная»

«Волшебные краски осени»

«Листочки по ветру летят»

«Костёр рябины красной»

«Осенний букет»

«Букет осени»

«Котёнок»

«Фрукты»

«Пейзаж»

«Деревня»

12

4

8

Опрос, наблюдение, групповая оценка работ, самооценка, собеседование, анализ, игра, конкурс творческих работ

2

2.1

2.2

2.3

2.4

2.5

2.6

2.7

2.8

2.9

2.10

2.11

Зима

«Здравствуй зимушка-зима»

«А снег идёт…»

«Зимушка-зима»

Новогодняя открытка

«Снеговик-пуховик»

«Как розовые яблоки, на ветках снегири»

«Снежинки, живущие во дворце»

«Кто-кто в рукавичке живёт?»

«Мышка под снегом»

«Весёлые вертолёты»

«Заюшкина избушка»

12

4

8

Опрос, наблюдение, групповая оценка работ, самооценка, собеседование, анализ, игра, конкурс творческих работ

3

3.1

3.2

3.3

3.4

3.5

3.6

3.7

Весна

«Кони расписные»

«Ой, блины, блины»

«Весёлые матрёшки»

«Наш аквариум»

«Красивые салфетки»

«Волшебные кляксы»

«Живые облака»

6

1,5

4,5

Опрос, наблюдение, групповая оценка работ, самооценка, собеседование, анализ, игра, конкурс творческих работ

4

4.1

4.2

4.3

4.4

Лето

«Праздничный салют»

«Мы едем в автобусе»

«Радужный мост»

«Солнечный остров»

6

1

5

Опрос, наблюдение, групповая оценка работ, самооценка, собеседование, анализ, игра, конкурс творческих работ

5

Итоговый контроль

Выставка работ

2

-

2

Творческий отчет (выставка)

 

ИТОГО

38

10,5

27,5

 

 

Содержание учебного (тематического) плана

1 год обучения

  1. Осень.

1.1. «Ёжик».

Теория: знакомство с животным миром.

Практика: декоративная лепка с использованием природного материала.

1.2. «Цветик-семицветик».

Теория: секреты работы цветными карандашами. Беседа о цветовой палитре и основных цветах.

Практика: практическое фронтальное занятие рисунок «Радуга» (акварель).

1.3. «Осенний вальс».

Теория: учить создавать рисунки путем прикладывания листьев, формировать эстетическое отношение к действительности, развивать наблюдательность.

Практика: работа с шаблонами. Окрашивание листьев акварелью.

1.4. «Что нам осень принесла?».

Теория: закрепить понятия об основных и дополнительных цветах, создать эмоционально приподнятое настроение при решении загадок.

Практика: лепка овощей.

1.5. «Лукошко».

Теория: знакомство с растительным миром. Развивать пространственное мышление.

Практика: нарезание полосок из картона. Плетение. Работа по шаблону с цветной бумагой и картоном.

1.6. «В лес по грибы».

Теория: знакомство с видами грибов.

Практика: лепка грибов. Размещение готовых грибов в лукошке.

  1. Зима.

2.1 «Снежное небо».

Теория: холодная цветовая палитра.

Практика: рисунок акварелью по–сырому с применением соли.

2.2. «Зимняя деревня».

Теория: печать от руки; композиция.

Практика: учить рисовать дерево без листьев, снег изображать пальчиками, развивать инициативу, учить составлять композицию. Работа по шаблонам.

2.3. «Снеговик».

Теория: передача образа снеговика техникой пластилинографией.

Практика: развивать чувство композиции. Лепка из солёного теста.

2.4. «Праздничные сувениры».

Теория: бумагопластика, аппликация.

Практика: работа с цветной бумагой.

2.5. «Ёлочный шарик».

Теория: знакомство с художественными техниками.

Практика: продолжать учить детей обводить руку простым карандашом, дорисовывать необходимые детали. Работа по шаблону. Аппликация.

2.6. «Зимние узоры».

Теория: эстетическое восприятие природы, средства передачи выразительности пейзажа.

Практика: продолжать создавать условия для проявления творчества, фантазии. Пластилинография.

2.7. «Волшебство в Новогоднюю ночь».

Теория: приемы работы с акварелью.

Практика: отрабатывать технику закрашивания. Продолжать закреплять правильно держать кисть и набирать краску, развивать творческие способности и воображение. Работа акварелью.

2.8. «Зимний пейзаж».

Теория: беседа об особенностях зимнего пейзажа. Обобщающее практическое занятие по зимней тематике.

Практика: использование приемов красочного письма и раздельного мазка (акварель).

2.9. «Северное сияние».

Теория: обобщающее практическое занятие по зимней тематике, рисунок акварелью.

Практика: развивать зрительно-моторную координацию, совершенствовать эстетическое восприятие. Совершенствовать технику рисования акварелью. Вызвать интерес к изображению северного сияния в виде каскадов.

  1. Весна.

3.1. Открытка-Валентинка.

Теория: история праздника День Св. Валентина.

Практика: работа с картоном и цветной бумагой. Изготовление открытки.

3.2. Открытка к 23 февраля.

Теория: история праздника День защитника Отечества.

Практика: Работа с картоном. Изготовление открытки.

3.3. «Вазочка с букетом».

Теория: история праздника Международный женский день 8 Марта.

Практика: творческая работа. Изготовление открытки. Учить рисовать различные цветы, использовать различные техники. Учить украшать цветами открытку. Закрепить умение пользоваться знакомыми техниками.

3.4. «Сова».

Теория: секреты создания образа филина. Средства графики.

Практика: работа с цветной бумагой (оригами). Развивать умение пользоваться средствами графики. Упражнять в выразительной передаче фактуры, цвета, характера животного.

3.5. «Пасхальное яйцо».

Теория: праздничные сувениры в смешанной технике.

Практика: Творческая работа «Пасхальный сувенир»

3.6. «Весенняя мозаика».

Теория: рисование тычками, распределение точки по всему рисунку.

Практика: Творческая работа «Весенняя мозаика».

  1. Лето.

4.1. «Весёлые художники».

Теория: прием словесного рисования, особенности юмористических рассказов.

Практика: формирование художественно-конструктивных умений, совершенствование умения составлять юмористические рассказы. Творческая работа «Весёлые художники».

4.2. «Догадай–ка!».

Теория: замысел и фантазия, секретные возможности цветных карандашей.

Практика: дорисовать цветными карандашами предметы. Рассмотреть с детьми рисунки. Рисование по замыслу. Творческая работа «Догадай–ка!».

4.3. «Ягодка к ягодке».

Теория: техники лепки и приёмы лепки из пластилина.

Практика: лепка композиции с ягодками. Закрепление геометрических форм.

4.4. «Бабочки».

Теория: техника предметной монопии.

Практика: творческая работа «Бабочки». Совершенствовать умение детей в технике предметной монотопией, учить детей соблюдать симметрию. Развивать пространственное мышление.

  1. Итоговый контроль. Выставка творческих работ.

2 год обучения

  1. Осень.

1.1. «Сказка про краску».

Теория: вводное занятие. Знакомство со свойствами различных художественных материалов.

Практика: вызвать у детей интерес к изобразительному искусству; научить отдельным приемам работы кистью и карандашом. Творческая работа.

1.2. «Дары осени».

Теория: понятие об основных и дополнительных цветах.

Практика: создать эмоционально приподнятое настроение при решении изобразительных загадок. Аппликация. Творческая работа «Дары осени».

1.3. «Осень урожайная».

Теория: характерные особенности фруктов.

Практика: работа красками.

1.4. «Волшебные краски осени».

Теория: знакомство с новым приемом рисования – кляксография трубочкой. Многообразие осенней палитры.

Практика: совершенствовать умения в различных техниках, развивать чувство композиции. Работа красками.

1.5. «Листочки по ветру летят».

Теория: техника создания отпечатка на второй половине листа, предварительно смоченной водой.

Практика: учить детей рисовать на одной половине бумаги, сворачивать лист бумаги пополам и получать отпечаток на второй половине предварительно смоченной водой. Работа красками.

1.6. «Костёр рябины красной».

Теория: узор в круге.

Практика: закрепить приемы печатания пальцем, добиваясь четкого оттиска. Учить рисовать листья пальцами. Модульное рисование.

1.7. «Осенний букет».

Теория: аппликация.

Практика: аппликация из семян и листьев. Творческая работа.

1.8. «Букет осени».

Теория: оттиск.

Практика: рисование осенних листьев. Коллективная работа.

1.9. «Котёнок».

Теория: закреплять знания о внешнем виде животного. Композиция. Средства выразительности образа. Рисование тычком по контуру.

Практика: учить всматриваться в особенности движения, шерстки, выражения глаз и др. Учить строить композицию, используя различные материалы для создания выразительности образа. Учить рисовать тычком по контуру; прививать интерес, радоваться полученному результату. Творческая работа «Котенок».

1.10. «Фрукты».

Теория: натюрморт из фруктов.

Практика: продолжать учить определять форму, величину, цвет и расположение различных частей, отображать эти признаки в рисунке, упражнять в аккуратном закрашивании изображений фруктов восковыми мелками, создании тона с помощью акварели.

1.11. «Пейзаж».

Теория: средства передачи выразительности пейзажа.

Практика: учить эстетическому восприятию природы, проявлять творчество, фантазию. Творческая работа «Пейзаж».

1.12. «Деревня».

Теория: сангина, рисование пальчиками. Композиционная целостность.

Практика: закреплять умение рисовать деревья сангиной, рисовать пальчиками. Развивать чувство композиции. Упражнять в печати по трафарету.

  1. Зима.

2.1. «Здравствуй зимушка, зима».

Теория: холодные цвета.

Практика: закрепить навыки рисования, используя трафареты цветов, развивать рисование узора для платья Зимушки – зимы (волнистые линии). Творческая работа.

2.2. «А снег идёт».

Теория: изображение снегопада, используя холодные цвета.

Практика: игра «Тёплое, холодное». Творческая работа.

2.3. «Зимушка-зима».

Теория: композиционная целостность.

Практика: закрепить умение рисовать деревья. Творческая работа.

2.4. «Новогодняя открытка».

Теория: смешанная техника.

Практика: творческая работа «Новогодняя открытка».

2.5. «Снеговик-пуховик».

Теория: способы передачи образа снеговика.

Практика: рисование нарядных снеговиков в шапочках и шарфиках. Развивать чувство композиции. Творческая работа.

2.6. «Как розовые яблоки на ветках снегири».

Теория: изображение птиц в технике мазка.

Практика: учить детей рисовать птиц, мазками изображать перья. Воспитывать любовь и заботу о зимующих птицах; радовать полученному результату. Творческая работа.

2.7. «Снежинки, живущие во дворце».

Теория: ледяной дворец. Композиция.

Практика: отрабатывать технику закрашивания. Продолжать закреплять правильно держать кисть и набирать краску, развивать творческие способности и воображение. Творческая работа.

2.8. «Кто-кто в рукавичке живёт?».

Теория: узор в заданном пространстве.

Практика: рисование рукавички, украшение узорами. Вызвать интерес к изображению и оформлению перчаток по своим ладошкам. Формировать точные графические умения. Творческая работа.

2.9. «Мышка под снегом».

Теория: композиция с использованием ваты.

Практика: Творческая работа «Мышка под снегом».

2.10. «Весёлые вертолёты».

Теория: «Папин день».

Практика: Работа по шаблонам. Творческая работа.

2.11. «Заюшкина избушка».

Теория: композиция из двух предметов.

Практика: избушка ледяная и лубяная. Творческая работа.

  1. Весна.

3.1. «Кони расписные».

Теория: приемы передачи колорита узора.

Практика: закрепить умение украшать дымковским узором простую фигурку. Творческая работа.

3.2. «Ой, блины, блины».

Теория: теплая цветовая гамма. История праздника, традиции Масленицы.

Практика: рисование огня, используя тёплую гамму цветов. Творческая работа.

3.3. «Весёлые матрёшки».

Теория: Матрёшка – готовая форма. Оформление одежды.

Практика: познакомить с особенностями русской игрушки, расписывания их; развивать творчество, фантазию. Творческая работа. Аппликация.

3.4. «Наш аквариум».

Теория: нетрадиционные изобразительные техники. Композиционная целостность.

Практика: совершенствовать умение работать в нетрадиционной изобразительной технике. Учить превращать отпечатки ладоней в рыб и медуз, рисовать различные водоросли. Развивать воображение, чувство композиции. Рисование рыбок, вырезание и наклеивание в общий аквариум. Коллективная работа.

3.5. «Красивые салфетки».

Теория: составление узора, работа с трафаретом.

Практика: рисование красочных узоров, нанесение рисунка по трафарету. Творческая работа.

3.6. «Волшебные кляксы».

Теория: сегодня мы – волшебники. Знакомство с кляксографией.

Практика: развитие глазомера, получение изображения путем покачивания листа с кляксой так, чтобы клякса разливалась в разные стороны. Творческая работа.

3.7. «Живые облака».

Теория: нетрадиционные художественные техники, цветовосприятие.

Практика: воспитывать эстетическое восприятие природы, ее изображение нетрадиционными художественными техниками, развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию. Дидактическая игра «На что похожи облака».

  1. Лето.

4.1. «Праздничный салют».

Теория: познакомить детей с техникой рисования воздушными фломастерами. Теплые и холодные цвета.

Практика: расширять знания об окружающем мире. Рисование тёплыми и холодными цветами, продолжать учить рисовать фломастерами, распределять по листу разноцветные брызги. Творческая работа.

4.2. «Мы едем в автобусе».

Теория: знакомство с видами транспорта.

Практика: автобус – готовая форма. Дети рисуют колёса, окна, дверь и пассажиров. Творческая работа.

4.3. «Радужный мост».

Теория: цвета основные и дополнительные. Расположение цветов.

Практика: развивать эстетические познавания о цветах. Рисование радуги гуашевыми красками. Творческая работа.

4.4. «Солнечный остров».

Теория: теплые цвета, композиция.

Практика: развивать зрительно-двигательную координацию. Повторить гласные звуки и буквы. Формировать умение рисовать лицо ребенка. Рисование летнего солнышка. Творческая работа.

Планируемые результаты

 

Освоение содержания программы направлено на достижение обучающимися следующих метапредметных, личностных, и предметных результатов.

Метапредметные результаты. Обучающийся научится

- понимать и принимать учебную задачу, сформулированную педагогом;

- планировать свои действия на отдельных этапах работы;

- осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;

- анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью педагога позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу»;

- понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;

- проявлять индивидуальные творческие способности;

- включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность;

- работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;

- формулировать свои затруднения, обращаться за помощью, предлагать помощь и сотрудничество;

- слушать собеседника, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- осуществлять взаимный контроль;

- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Личностные результаты. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению представлены следующими компонентами:

- учебно-познавательный интерес к музыкально-творческой, танцевальной и исполнительской деятельности;

- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с составляющими хореографического искусства;

- навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических заданий;

- ориентация на понимание причин успеха в творческой деятельности;

- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;

- основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.

Предметные результаты

- уважение и признание ценности творческой деятельности человека;

- выражение своих чувств, мыслей, идей средствами музыкально-ритмической деятельности;

- восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства;

- выполнение элементарных упражнений на заданную тему.

Обучающийся получает возможность для формирования:

- устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;

- осознанных устойчивых эстетических предпочтений ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

-потребности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;

- эмоционально-ценностного отношения к искусству и к жизни, системы общечеловеческих ценностей.

Комплекс организационно-педагогических условий

Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение

  • помещение для занятий в соответствии с действующими нормами СанПиНа;
  • оборудование (мебель, аппаратура: ноутбук; проектор для демонстрации информационного, дидактического, наглядного материала.);

Размещение учебного оборудования должно соответствовать требованиям и нормам СанПиНа и правилам техники безопасности работы. Особое внимание следует уделить рабочему месту обучающегося.

Наименование

Кол-во

Бумага для рисования

15 упаковок

Картон

15 упаковок

Карандаши цветные

15 упаковок

Цветной картон

15 упаковок

Ластик

15 шт.

Цветная бумага

15 упаковок

Акварельные краски

15 шт.

Ножницы

15 шт.

Кисти

15 шт.

Клей-карандаш

15 шт.

Колонки

1 шт

Проектор

1 шт

Ноутбук

1 шт

 

Информационное обеспечение

Видео-, фото- материалы. Источники сети Интернет. Репродукции; альбомы, журналы, книги.

Кадровое обеспечение

Педагог, работающий по данной программе, должен иметь высшее или среднее профессиональное образование, обладать профессиональными знаниями в области изобразительного творчества, знать специфику дополнительного образования, иметь практические навыки в сфере организации интерактивной деятельности детей.

Методические материалы

Программа составлена на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И.А.Лыковой и учебного пособия Т.Я.Шпикаловой «Изобразительное искусство для детей дошкольного возраста». Она наглядно знакомит детей дошкольного возраста с художественными материалами, инструментами и техническими приемами работы с ними; дает первые представления о средствах художественной выразительности в различных материалах и техниках.

Основной формой работы являются учебные занятия. В проведении занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества. Некоторые задания требуют объединения детей в подгруппы.

Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала и подкрепляется практическим освоением темы.

Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения:

-репродуктивный (воспроизводящий);

-иллюстративный метод (объяснение сопровождается демонстрацией
наглядного материала);

-проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения);

- эвристический метод (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы ее решения).

Педагогические технологии:

  1. Личностно-ориентированное обучение. Создание благоприятных условий для каждого обучающегося.
  2. Здоровьесберегающие технологии. Учет возрастных особенностей обучающихся, распределение нагрузки с учетом возможностей обучающихся.
  3. Игровая образовательная технология. Включение в образовательный процесс дидактических и деловых игр.
  4. Технология индивидуального обучения.

Педагогические принципы:

- принцип природосообразности – доступность (процесс обучения строится согласно возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся);

- принцип гуманизации – сознательная активность обучающегося при руководящей роли педагога дополнительного образования (педагогический процесс строится на безоговорочном признании гражданских прав обучающегося и уважения к нему);

- принцип целостности – системность и систематичность обучения (все компоненты образовательного процесса взаимосвязаны);

- принцип единства действий учреждения и жизни обучающегося – переход от обучения к самообучению, связь обучения с жизнью и практикой (установление взаимосвязи между всеми сферами жизнедеятельности обучающегося, взаимодополнение всех сфер).

Разнообразие форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более динамичной, эмоционально и информационно насыщенной.

Особое внимание уделяется сохранению и укреплению здоровья обучающихся детей. Поэтому в структуру занятия вводятся физкультурные минутки, сочетающие различные упражнения и игры.

Программные материалы подобраны так, чтобы поддерживался постоянный интерес к занятиям у всех детей.

Программа может реализовываться в смешанном (комбинированном) режиме – в зависимости от специфики задач и представления материала. Соотношение объема проведенных часов и практических занятий с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения (далее - ДОТ и ЭО) или путем непосредственного взаимодействия педагога с обучающимися определяется с учетом потребностей обучающегося и условий осуществления образовательной деятельности. ДОТ и ЭО могут использоваться при непосредственном взаимодействии педагога с обучающимися для решения задач персонализации образовательного процесса.

Основными элементами системы ДОТ и ЭО являются образовательные онлайн-платформы; цифровые образовательные ресурсы, размещенные на образовательных сайтах; видеоконференции; вебинары; skype-общение; e-mail;

Облачные сервисы; электронные пособия, разработанные с учетом требований законодательства РФ об образовательной деятельности.

 

Формы аттестации/контроля и оценочные материалы

 

Периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по программе осуществляется согласно календарного учебного графика.

Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации:

- входящий контроль проводится в форме тестирования с целью выявления возможностей обучающихся;

- промежуточный контроль успеваемости проводится по окончании изучения каждой темы учебного плана программы.

Методы контроля:

- наблюдение за качеством выполнения заданий обучающимися;

- срез теоретических знаний по темам программы (опрос);

- участие в выставочно-конкурсной деятельности.

Промежуточная аттестация обучающихся проводится по окончании учебного года. Диагностика результатов проводится в форме тестирования и оценки выполнения контрольных заданий.

Итоговая аттестация обучающихся проводится по окончании обучения по программе.

Критерии и система оценки творческой работы:

- композиционное решение: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).

- владение техникой: как обучающийся пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания;

- общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.

Показатели:

1.Самостоятельность (оригинальность) – фиксирует склонность к продуктивной или репродуктивной деятельности, стереотипное или свободное мышление, наблюдательность, память.

  1. Динамичность – отражает развития фантазии и воображения.
  2. Эмоциональность – показывает наличие эмоциональной отзывчивости на жизненные явления, отношение к изображаемому.
  3. Выразительность – фиксируется по наличию художественного образа.
  4. Графичность – осознанное использование художественных средств и приемов работы с различными графическими материалами

Уровни:

 

 

·                 Уровень художественной выразительности

тип

Критерии оценки

Замысел

Рисунок

1

Оригинальный, динамика, эмоциональность, художественное обобщение

Разнообразие графических средств выразительности, пропорции, пространство, светотень

2

Показатели для 1 типа, но менее яркие

Показатели для 1 типа, но менее выражены

·                 Уровень фрагментарной выразительности

3

Показатели 2 типа, но нет уровня художественного обобщения

Нет перспективы, не соблюдаются пропорции, схематичность отдельных изображений

4

Замысел оригинальный, основан на наблюдениях, но не предполагает динамики и эмоциональности

Может хорошо передавать пропорции, пространство, светотень

·         Дохудожественный уровень

5

Замысел оригинальный, но слабо основан на наблюдениях

Схематичность, нет попыток передать пространство и пропорции

6

Стереотипный

Репродуктивный

Таблица результатов:

Список обучающихся

Показатели

Общий балл

Уровень

1

2

3

4

5

1.

               

2.

               

Контрольно-измерительные материалы предусматривают не только осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по программе, но и оценку удовлетворенности качеством дополнительных образовательных услуг.

Список литературы

Перечень литературы, необходимой педагогу для успешной реализации программы.

  1. Волшебный мир народного творчества, п/р Шпикаловой Т.Я. М.: Просвещение, 2001.
  2. Григорьева Г.Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности. М.: Просвещение, 1995.
  3. Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. М.: Просвещение, 2004.
  4. Коллективное творчество дошкольников, п/р Грибовской А.А. М.: Сфера, 2004.
  5. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. М.: Мозаика-Синтез, 2005.
  6. Необыкновенное рисование, учебное издание из серии “Искусство — детям”. М.: Мозаика-Синтез, 2007, № 2.
  7. Никологорская О.А. Волшебные краски. М.: АСТ-Пресс, 1997.
  8. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. Ярославль, 2004.
  9. Шайдурова Н.В. Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста. М.: ТЦ “Сфера”, 2008.

Перечень литературы, необходимой обучающимся (родителям).

  1. Азбука искусства. Как научиться понимать картину [Электронный ресурс]: пособие.- Новый диск, 2007.
  2. Необыкновенное рисование, учебное издание из серии “Искусство — детям”. М.: Мозаика-Синтез, 2007, № 2.
  3. Никологорская О.А. Волшебные краски. М.: АСТ-Пресс, 1997.
  4. Портрет [Электронный ресурс]. - М.: ДиректМедиа Паблишинг, 2003.-(Электрон-ная библиотека. Т. 7).
  5. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. Ярославль, 2004

О.Ю.Колотова. Акварелька 23

О.Ю.Колотова. Акварелька 24

О.Ю.Колотова. Акварелька 25

Как опубликовать статью?

Уважаемые педагоги, для того, чтобы разместить на страницах интернет-издания собственные работы необходимо сделать несколько простых шагов:

  1. Ознакомьтесь с требованиями к размещаемым материалам.
  2. Заполните заявку на публикацию (скачать Заявку).
  3. Оплатите за размещение материала (скачать квитанцию для оплаты) или пополните кошелек Яндекс Деньги 410015930905285.  Стоимость организационного взноса за изготовление диплома и свидетельства о публикации всего 150 рублей.
  4. На электронный адрес редакции 5.izmerenie@mail.ru отправьте письмо с темой «Публикация статьи».

    К письму должны быть прикреплены три файла:
    - статья для публикации,
    - заявка на публикацию (скачать Заявку).
    - копия оплаты оргвзноса (скан или фото).

  Как оплатить счет на сайте:

1. В личном кабинете выберите мероприятие (Педагогический электронный журнал «Пятое измерение» (Размещение публикаций) и нажмите "Оплатить".

2. Выберите способ оплаты: 

  • Оплата PayAnyWay (Монета) Возможные варианты оплаты:

- Банковские карты (VISA, MasterCard, СБП, Yandex Pay) 

- Электронные деньги (MONETA.RU, ЮМoney)

- Переводы (Почтовый перевод, Банковский перевод)

- Платежные терминалы (Московский кредитный Банк, Элекснет)

  • Оплата квитанцией через банк

 3. Укажите количество участников и нажмите "Оформить заказ".

 4. После оплаты организационного взноса,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отправьте на электронный адрес 5.izmerenie@mail.ru

 

Как оплатить по квитанции на оплату через банк:

1. Скачайте квитанцию на сайте.

2. Оплатите организационный взнос: изготовление диплома и свидетельства о публикации составляет всего 150 рублей (скачать квитанцию для оплаты) При перечислении можно воспользоваться услугами любого банка. Обязательно укажите фамилию, имя,  отчество плательщика оргвзноса!

4. После оплаты,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отсканированную или сфотографированную квитанцию необходимо отправить на электронную почту 5.izmerenie@mail.ru

 

На страницах нашего электронного журнала Вы сможете найти полезный для себя материал, обрести единомышленников, поделиться с более молодыми коллегами из других городов и регионов России своими наработками и опытом, а также опубликовать оригинальные статьи и материалы по педагогической тематике.

 Редакция сетевого издания Центра интеллектуального развития «Пятое измерение» всегда открыта к диалогу и рада сотрудничеству!

Желаем Вам успехов!

Войти

Регистрация