0+



 

Опубликовано: 20.10.2021 г.

Автор: Петрова Анна Григорьевна,
Педагог дополнительного образования,
МБУ ДО ДДТ ст. Гривенской

Введение

         Данная программа знакомит учащихся с историей, традициями, культурой, бытом казаков создаёт обогащенную духовную среду; способствует самореализации индивидуальности ребенка, развивает творческий потенциал учащихся.

         Программа нацелена на приобщение учащихся к ценностям казачьей культуры, знакомство с народными традициями и обычаями казаков, традициями декоративно-прикладного искусства и промыслами казачьих умельцев, расширяет кругозор учащихся, воспитывает гордость за свой народ.

         Воспитание любви к Родине является одной из главных составляющих нравственного воспитания подрастающего поколения. А воспитание любви к Отчизне невозможно без привития интереса и уважения к своей «малой родине», её людям, их культуре, творчеству. Приобщение детей к истокам народной культуры, ознакомление с обрядами, традициями, бытом, важно в духовно-нравственном становлении личности.

Раздел 1. Нормативно-правовая база

     - Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

    - Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. №1726-р;

    -  Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (проект);

    -  Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р;

    -  Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей» утвержденный 30 ноября 2016 г. протоколом заседания президиума при Президенте РФ;

    - Приказ Министерства просвещения РФ от 09 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

    -  Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2020 г. № 533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам…»;

    - Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;

    -  Приказ Минтруда России от 05 мая 2018 г. № 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (зарегистрирован Минюстом России 28 августа 2018 г. регистрационный № 25016);

    -  Письмо Министерства просвещения РФ от 19 марта 2020 г. № ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций»;

    -  Федеральный проект «Успех каждого ребенка» от 07 декабря 2018 г;

    - Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы), письмо Минобрнауки от 18.11.2015 г. № 09-3242;

    -  Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий, письмо Минпросвещения России от 7 мая 2020 г. № ВБ-976/04;

    - Рыбалёва И.А. Проектирование и экспертирование дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ: требования и возможность вариативности. Краснодар. 2019 г.;

    -  Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (автор-составитель: Рыбалёва И.А.) 2020г;

    -  Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2020 г. № 533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;  

    - устав МБУ ДО ДДТ ст. Гривенской.

Раздел 2. Комплекс основных характеристик образования: объём,

содержание, планируемые результаты

2.1 Пояснительная записка

       Дистанционная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Занимательное краеведение» туристско-краеведческой направленности.

        Глубокое изучение   краеведческого материала, знакомство с историей Кубани, своей малой родины помогает конкретизировать факты истории России, углубить знания, повысить интерес к истории своего народа, развить духовные потребности, воспитать нравственные качества личности: патриотизм, любовь и чувство гордости за свою родину.

       Большую роль в развитии   краеведения играет хорошо организованная работа краеведческого объединения, деятельность которого способствует развитию у ребят интереса к изучению истории родного края, формирования творческих способностей и умению самостоятельно добывать знания, приобщение их к  поисково-исследовательской деятельности.  

        Новизна программы заключается в том, что помимо истории, географии края, начальной туристической подготовки (теория), учащимся предлагается познакомится с культурой края. Программа может быть реализована в дистанционной и очной форме. Особое значение уделено военно-патриотическому и гражданско-патриотическому  воспитанию.   Так как  в крае идёт возрождение казачества, считается необходимым включить эту тему в программу объединения «Занимательное краеведение».

         Актуальность данной дистанционной программы определяется повышение интереса к  изучению истории, географии и культуры родного края, окружающей географической действительности, способствует обогащению учащихся знаниями об особенностях региона, воспитывает любовь к родине, формирует гражданские понятия, помогает уяснить неразрывную связь и единство истории отдельного города, станицы, аула с историей страны в целом.           Дистанционная форма обучения актуальна в наше время. И благодаря  электронным источникам информации, учащиеся неоднократно могут прикоснуться к глубоким знаниям своей истории, культуры своего народа.

         Педагогическая целесообразность программы.

     В основу дистанционного курса дополнительной общеобразовательной общеразвивающей   программы «Занимательное краеведение» положены межпредметные связи с другими дисциплинами: литература, история, география, МХК, туризм (первые шаги).

  В ходе обучения и в зависимости от темы занятий используются различные методы:

- методы формирования сознания личности обучающихся (объяснение, рассказ, беседа, примеры);

- методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (педагогические требования, инструктажи, иллюстрации и демонстрационный материал);

- методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности ребёнка (познавательные игры, дискуссии, эмоциональное воздействие, поощрение);

-методы контроля, самоконтроля и самооценки (блиц-опрос, устный и письменный опрос, защита мини проектов, тестирование, кроссворды   творческие работы).

        Осуществляются инновационные подходы (применение современных педтехнологий на занятиях).

         Программа реализуется на основе ИКТ технологии.  

        Отличительная особенность программы.  Впервые учащимся предлагается данная дистанционная программа.

В процессе обучения используются  мультимедийные занятия, фото- видеоматериалы, даются задания для самостоятельного изучения. 

      Данная программа имеет существенные отличия  уже существующих дополнительных программ «Сочиведение»- автор Т.Д. Кегеян; «Туризм и экскурсии» -  автор А.В. Гоголадзе, «Краеведы» - авторы Лобанова Э.Н. и Кукава Я.А. и др.

      Дистанционные образовательные технологии, методы и приёмы обучения направленны на развитие исследовательских способностей учащихся. Учащиеся дистанционно  знакомятся  с  тематическими блоками, освоение каждого из которых предполагает работу  с конкретным видом информации.

        Адресат программы. В группу объединения «Занимательное краеведение» принимаются дети в возрасте от 12 до 15 лет без вступительных испытаний, без специальных знаний и требований к предварительной подготовке. А также принимаются дети с особыми образовательными потребностями: талантливые (одарённые, мотивированные) дети; дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Группы могут формироваться как одновозрастные, так и разновозрастные. Состав группы может формироваться, как из однополых учащихся, так и из разнополых учащихся. В зависимости от возрастных, психофизиологических особенностей учащихся, уровня сформированности их интересов и наличия способностей определяются формы, методы, технологии, приемы организации образовательного процесса.

         Запись в объединение осуществляется без специального отбора, по желанию родителей и детей, при наличии медицинской справки и при отсутствии медицинских противопоказаний.

        Запись на обучение по дистанционной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Занимательное краеведение» осуществляется через систему заявок  на сайте «Навигатор  дополнительного образования детей Краснодарского края.  Навигатор дополнительного образования Краснодарского края (xn--80aafey1amqq.xn--d1acj3b)    

        Состав групп – постоянный. Наполняемость групп – не менее 10 человек.

        В реализации программы могут участвовать учащиеся с ограниченными возможностями здоровья, для которых педагог предусматривает вариативность тем программы, от простого к сложному.

       В процессе обучения в объединение могут быть зачислены учащиеся, не занимающиеся в группе в течение учебного года и последующего, но успешно прошедшее собеседование с педагогом на выявление имеющихся познаний в данной учебной деятельности по изучаемым темам.

       При реализации программы выполняются санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации образовательного процесса СанПиН 1.2.3685-21.

       Основание для отчисления из объединения:

  • Систематические пропуски занятий;
  • Нежелание учащихся заниматься в объединении;
  • Несогласие родителей (законных представителей);
  • Смена места жительства;
  • Медицинские противопоказания

       Уровень  программы, объём и сроки реализации дистанционной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.

        Продолжительность обучения 1 год, 72 часа.   Уровень программы – ознакомительный. 

        Формы обучения - дистанционная

        Режим занятий.

        Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу, 2 часа в неделю.  Продолжительность занятия до 30 минут.

        Особенности организации образовательного процесса. 

Образовательный процесс дистанционной программы ориентирован на получение учащимися общеого представления о Краснодарском крае. Занятия носят ознакомительный, экскурсионный, познавательный характер.

        Предусмотрена также самостоятельная работа учащихся –исследование, поиск, запись собственных видеороликов.

        Интеллектуальные возможности учащихся 12 лет отличаются от детей 15лет. Педагогический подход учитывает вариативные возможности программы.         

        Занятия проводятся с постоянным составом группы. Группа формируется из учащихся одного, или разных возрастов. Форма работы на занятиях в объединении групповая.  На занятиях применяется технология личностно-ориентированного обучения с целью раскрытия возможностей каждого, для организации в дальнейшем совместной познавательной, творческой деятельности (создание коллективной работы).

       При проведении занятий используются разнообразные традиционные и не традиционные формы проведения занятий: занятие-презентация, самостоятельная работа, выставки, конкурсы, мастер-классы и т.д. Некоторые учащиеся имеют возможность пройти тот или иной раздел программы в дистанционном режиме.

        Основной формой обучения является занятие.  Виды занятий определяются содержанием программы и предусматривают теоретические и практические виды деятельности.

        Обучение строится на следующих принципах: доступность, наглядность,  индивидуальность, взаимоуважение и доверие, принцип воспитывающего обучения.

       Занятия предусматривают дифференцированный подход:  выполнение индивидуальных усложненных заданий для талантливых и одаренных детей. Талантливым и одаренным учащимся предлагается изучить новые виды деятельности и реализовать их в своей творческой работе.

       На занятиях организована деятельность, создающая  условия для творческого развития детей и предусматривающая их дифференциацию по степени одаренности, в связи с чем, предусмотрена возможность занятий по индивидуальной образовательной траектории.

       Реализация данной  программы   осуществляется с использованием электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии в соответствие с положением об организации образовательного процесса с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий без непосредственного контакта между педагогом и учащимся. Образовательный процесс в этом случае предусматривает значительную долю самостоятельной работы учащихся, таким образом осуществление взаимодействия педагога с учащимися может быть организовано при подготовке к участию в мероприятиях; для учащихся, пропускающих учебные занятия по уважительной причине (болезни и др.); в период отмены (приостановки) занятий в очной (контактной) форме.

         Обучение с использованием дистанционных образовательных технологий может реализовываться комбинированно с традиционной формой обучения.

         В обучении с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий могут использоваться следующие организационные формы обучения: консультация; видеолекция; практическое занятие; самостоятельная работа.

        Электронные образовательные ресурсы, используемые при применении дистанционных образовательных технологий: WhatsApp - приложение для общения педагога со своими учащимися; YouTube - видеохостинг, платформа, на которую можно загружать, хранить и раздавать доступ к видеофайлам; Zoom - сервис для проведения видеоконференций, онлайн-встреч и дистанционного обучения учащихся.

2.2 Цель и задачи программы

        Цель программы:  Сознание образа малой Родины через  всестороннее углублённое изучение Краснодарского края.

      Задачи программы:

       образовательные: 

- сформировать гражданскую позицию;

- исследовать этапы исторического развития Кубани, своего района, своей станицы;

-     сформировать представление о казачестве и о культуре Краснодарского края.

       личностные:

-   формирование умения понимать причины успеха/не успеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях не успеха;

-    освоение универсальных учебных действий;

-    освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

-  формирование умения планировать и организовывать свою деятельность с учетом её безопасности, распределять нагрузку;

- формирование умения применять полученные знания из различных образовательных областей, умения и навыки в жизни, при возникновении нештатных ситуаций.

       метапредметные:

-   развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

-   развитие эстетического вкуса;

-   развитие творческих способностей;

-   выработка таких качеств, как: терпение, аккуратность, стремление доводить начатое дело до конца;

-  создание комфортной обстановки, атмосферы доброжелательности.

2.3 Учебный  план

п/п

Наименование раздела,

 темы

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

Всего часов

Теория

Практика

Первый модуль

1.

Введение. 

1

1

-

 

2.

История казачества. Быт казаков.

18

9

9

 

3.

Военно-патриотическая работа.

13

6

7

 

Итого:

32

 

 

 

Второй модуль

3

Военно-патриотическая работа. (продолжение)

10

5

5

 

4.

Географические особенности края. Туризм.

16

8

8

 

5

Культура Кубани.

13

6

7

 

6.

Итоговое занятие по дистанционной дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программе «Занимательное краеведение»

1

-

1

Защита проектов по выбору

Итого:                                         

 40

 

 

 

Всего:

72

 

 

 

 

2.4 Содержание учебного плана

Первый модуль

Тема 1. Введение-1ч

       Теория: Цели и задачи на учебный год. Организационные вопросы. Инструктаж по технике безопасности.

Тема 2. История казачества. Быт казаков-18ч

2.1 История казачества (донские казаки, кубанские казаки и др.)

2.2 Кубанские казаки! История, традиции, обычаи.

2.3. Черноморцы и линейцы. Переселение казаков на Кубань

2.4 Лекция: «История Кубанского казачества»

2.5. Презентация на тему: «История Кубанского казачества» (приложение к уроку 2.5)

2.6 Оружие казаков

Шашка. Традиционное оружие казаков

Лекция «Казачье оружие в годы Великой Отечественной войны. Кавалерийская шашка

2.7  Казачьи регалии. Видеофильм.

2.8 Казачий костюм.

2.9 Атаманы кубанского казачьего войска.

2.10  Проводы казака в армию.

2.11 Александр Иванович Васильченко-потомственный казак ст.Гривенской

2.12   Час литературы. Рассказ старого казака. Быль. 1859г.

2.13 Час литературы. Казачьи сказки.

2.14. Казачья хата.

Самостоятельное изготовление макета казачьей хаты.

2.15 Семейные традиции кубанского казачества.

2.16 Детские казачьи игры. Лекционный материал.

2.17 Кубанские промыслы и ремёсла.

2.18 Обобщающее занятие по теме. Викторина.

Тема 3. Военно-патриотическая работа-13ч

3.1 Кубанское казачество  в годы гражданской войны.

3.2  Образование на Кубани История и современность

3.3 Образование Краснодарского края.

3.4 Начало Вов в Краснодарском крае. Краснодар 1942-1943

3.5 Оккупация. «Навечно в памяти храним». Кошмары оккупации Краснодара.

3.6 Цикл воспоминаний ветеранов о Вов. Урок 1

3.7 Цикл воспоминаний ветеранов о Вов. Урок 2

3.8 Воспоминания ветерана Великой Отечественной Войны Бабенко Андрея Архиповича

3.9Краснодарские ветераны — о Великой Отечественной войне

3.10 Они сражались за Родину

3.11   Кубанцы, ковавшие Победу.  Лекционный материал. Занятие 1

3.12 Кубанцы, ковавшие Победу.  Лекционный материал. Занятие 2

3.13 Кубанцы, ковавшие Победу.  Лекционный материал. Занятие 3

Второй модуль.

Тема 3.(продолжение)  Военно-патриотическая работа-10ч.

3.14  Битва за Кавказ.   

3.15 Памятник труженникам тыла в г. Славянске -на-Кубани.

3.16  Памятники на Кубани. 

3.17 «Война за Отечество». Воздушные бои над Кубанью.

3.18. Александр Иванович Покрышкин.

3.19 Города-герои Кубани. Города воинской славы.

3.20. Дом музей братьев Степановых.

3.21 Труженики тыла

3.22. Кубанцы- ветераны  афганской  и чеченской войны.

3.23 Викторина на тему «Великая Отечественная война на Кубани».

Тема 4. Географические особенности края. Туризм- 16ч

4.1.Презентация Краснодарского края.

4.2 Природа люди и архитектура Краснодарского края

4.3 Видео обзор города Краснодара.

4.4 Современная архитектура и дизайн. Парк Галицкого в г.Краснодаре.

4.5 Известные люди. Сергей Николаевич Галицкий.

4.6  ГАУК КК «Выставочный комплекс «Атамань»

 4.7 Плато Лаго-Наки: на что нам стоит посмотреть

4.8 Природа Черноморского побережья. Занятие первое.

4.9 Черноморское побережье Кавказа. Путеводитель.

4.10 Достопримечательности у азовского моря.  Курорты.  (лекторий)

4.11 Школа альпинизма в Гуамке.

4.12. Уроки туризма. Снаряжение для начинающего туриста.

4.13 Онлайн-урок "ориентирование на местности"

4.14 Первая доврачебная помощь в походе.

4.15. О нашей станице Гривенской.

4.16 Викторина.

Тема 5. Культура Кубани-13ч

5.1 Музеи  Краснодарского края. 

5.2 Военный музей под открытым небом. Г.Темрюк.

5.3. Музей МБОУ –СОШ № 13

5.4 Театры г.Краснодара. Академический театр драмы.

5.5 Театр музыкальный.

5.6 Филармония им.Г.Пономаренко.

5.7 Кубанский казачий хор.

5.8 Государственный ансамбль казачьей песни «Криница»

5.9 Фрагменты концертов ансамбля «Криница»

5.10 Наш земляк, заслуженный артист Кубани Евгений Григорович.

5.11  Ансабль хореографический «Танок»

5.12 Ансамбль «Забава» Гривенский СДК, танцевальный коллектив «Радуга» и другие.

5.13  Подготовка к итоговому занятию. Рекомендации к мини проектам.

Тема 6. Итоговое занятие по дистанционной дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программе «Занимательное краеведение» (1 ч.)

2.5 Планируемые результаты

        В результате полученных учащимися основ знаний, умений и навыков по вышиванию, формированию внутренней культуры, дисциплины, терпения – всё это комплекс предполагает получение следующих результатов:

знания

умения

к концу обучения

- история казачества, традиции народов Северного Кавказа, края, своей местности;

 - географические особенности края, рельеф, природу, экономику, развитие культуры и производства;

- история Кубани в годы Великой Отечественной войны, памятники истории;

- Культура Кубани

 - заниматься поисковой работой в источниках разного типа;

-ориентироваться на местности с помощью компаса;

- применять полученные знания географии на практике;

 -  проводить индивидуальную исследовательскую работу.

-уметь различать культурные направления (народное творчество, театральное творчество и т.д)

Таким образом, учащиеся по окончанию срока обучения получают следующие результаты:      

       образовательные: 

- сформирована гражданская позиция;

- исследованы этапы исторического развития Кубани, своего района, своей станицы;

-     сформировано представление о казачестве и о культуре Краснодарского края.

       личностные:

-   сформировано умение понимать причины успеха/не успеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях не успеха;

-    освоены универсальные учебные действия;

-    освоены способы решения проблем творческого и поискового характера;

-  сформированы умения планировать и организовывать свою деятельность с учетом её безопасности, распределять нагрузку;

- сформированы умения применять полученные знания из различных образовательных областей, умения и навыки в жизни, при возникновении нештатных ситуаций.

       метапредметные:

-   развит навык сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

-   развит эстетический вкус;

-   развиты творческие способности;

-   выработаны такие качества, как: терпение, аккуратность, стремление доводить начатое дело до конца;

-  создана комфортная обстановка, атмосфера доброжелательности.

        В ходе освоения программы применяются следующие методы отслеживания результативности: педагогическое наблюдение; педагогический анализ результатов выполнения самостоятельных работ; диагностика;  участие учащихся     в муниципальных, краевых и всероссийских конкурсах; интернет конкурсах.

Раздел 3. Комплекс организационно-педагогических условий,

                                  включающий формы аттестации

3.1 Календарный учебный график

 

        Дата начала и окончания учебного периода

     10.09.21-31.05.2022

       Количество учебных недель

     36

       Продолжительность каникул

     нет

       Место проведения занятия

     Кабинет №

       Режим занятий

     Два раза в неделю по одному  академическому часу

       Форма занятий

    дистанционная

       Сроки контрольных процедур

     Начало, середина, конец учебной программы

       Участие в массовых мероприятиях (соревнованиях, конкурсах, фестивалях, праздниках)

     Участие в интернет конкурсах

        Календарный учебный график составляется отдельно на каждую учебную группу.

 

3.2 Календарный план воспитательной работы

№ п/п

Направление воспитательной работы

Наименование мероприятия

Срок выполне-ния

Планируемый результат

Приме-чание

1.

Патриотическое воспитание

«Лента памяти»

февраль

Воспитание патриотизма, уважения к людям, защищавшим Родину.

Работа проводится онлайн

«Георгиевская ленточка»

май

2.

Нравственное воспитание

«Взаимопомощь-это важно!»

октябрь

Совершенствование духовной и нравственной культуры.

Воспитание любви и уважения к семье, близким людям, к старшим, к друзьям, к знакомым людям.

Работа проводится онлайн

«Спешите делать добро»

ноябрь

«Вежливость»

декабрь

3.

Национальное воспитание

«Что такое толерант-ность?»

сентябрь

Совершенствование духовной и нравственной культуры.

 

«Когда мы едины – мы непобедимы»

ноябрь

4.

Трудовое воспитание

«Тепло детских сердец людям»

февраль

Воспитание активной гражданской позиции, уважение к пожилым.

Выявление творческого потенциала детей.

Работа проводится онлайн

Творческая мастерская «Мастерок» 

сентябрь

5.

Интеллектуаль-ное воспитание

«Знаешь ли ты ПДД?»

март

Развитие познавательной потребности, определяемой расширением объема знаний.

Работа проводится онлайн

«Масленица»

март

«Удивитель-ный мир космоса»

апрель

6.

Семейное воспитание

«Новый год и зимние забавы!»

декабрь

Воспитание семейных ценностей, традиций

Воспитание у детей чувства бережного отношения к близким людям.

Работа проводится онлайн

«Рождество»

январь

«Самой лучшей маме на свете»

март

7.

Эстетическое воспитание

«Как вести себя в общественных местах»

октябрь

Знакомство с историей возникновения правил поведения.

Расширение представления о правилах поведения и общения.

Воспитание нравственной культуры личности, нравственного сознания и культуры общения.

Работа проводится онлайн

«Будь всегда вежливым»

январь

8.

Физическое воспитание

«Веселые старты»

октябрь

Привитие навыков ЗОЖ.

Работа проводится онлайн

«Новогодние забавы»

декабрь

«Здоровым быть здорово!»

апрель

9.

Экологическое воспитание

«Природа нашего края»

май

Воспитание у детей чувство бережного отношения к природе.

Работа проводится онлайн

«Прекрасен мир природы»

ноябрь

10.

Правовое воспитание

«Ты и закон»

ноябрь

Воспитание свободного гражданина, функционально грамотного, способного к сотрудничеству в интересах человека, общества, государства.

Работа проводится онлайн

«Гражданственность»

февраль

3.3 Условия реализации программы

  1. Материально-техническое и информационное обеспечение программы.
  • Светлое,  проветриваемое помещение;
  • Стол и стул ;
  • Питьевая вода;
  • Ноутбук;
  • Принтер; Мобильный телефон.
  • Видео и фотоматериалы, интернет источники.
  • Тетрадь для записей.
  1. Кадровое обеспечение

         Педагог, работающий по данной программе, должен иметь высшее или среднее профессиональное образование, обладать профессиональными знаниями в области художественного воспитания, знать специфику дополнительного образования, иметь практические навыки в сфере организации деятельности детей без предъявления требований к стажу.

3.4 Формы аттестации

        Промежуточная и итоговая аттестация проводится в соответствии с локальным актом – положением, устанавливающим порядок и формы проведения, систему оценки, оформление и анализ результатов промежуточной и итоговой аттестации в соответствии с требованиями дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ.

         Аттестация проводится с целью установления:

-соответствия результатов освоения программы заявленным задачам и планируемым результатам обучения;

-соответствия организации образовательного процесса установленным требованиям к порядку и условиям реализации программ.

         Отслеживание результативности осуществляется в форме собеседования, выполнения творческих заданий, проектов, самостоятельной работы, выставки работ.

         При этом проводятся:

- входная диагностика, организуемая в начале обучения (проводится с целью определения уровня развития и подготовки детей);

- текущая диагностика, проводимая в ходе учебного года (проводится с целью определения степени усвоения учебного материала);

- итоговая диагностика, проводимая по завершению изучаемого курса программы (проводится с целью определения уровня знаний учащихся и их творческих способностей).

         Промежуточная аттестация: обобщающее занятие по теме. Викторины. Оценка уровня освоения общеобразовательной программы и динамики личностного продвижения учащегося (Приложение 2).

        Текущий мониторинг осуществляется в формах:

  • Беседы, педагогическое наблюдение, педагогический анализ результатов выполнения самостоятельных работ, диагностика;
  • Участия в творческих интернет конкурсах, конкурсах и выставках внутри объединения, районных, краевых, всероссийских конкурсах – по рекомендации педагога и по желанию учащегося и его родителей.

Итоговая аттестация: Защита мини проектов (очно), либо проверка проектов педагогом в электронном виде (дистанционно). Выставка дипломов, грамот – победителей конкурсов. Оценка уровня освоения дистанционной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей  программы и динамики личностного продвижения учащегося (на конец года) (Приложение 2). Диагностика участия в конкурсах (Приложение 3).

Формы и виды контроля

Виды контроля

Формы контроля

Сроки контроля

Промежуточный

- обобщающее занятие

- викторины

- Оценка уровня освоения общеобразовательной программы и динамики личностного продвижения учащегося (первичная)

декабрь

Итоговый

- защита мини проектов учащихся за учебный год

- Оценка уровня освоения общеобразовательной программы и динамики личностного продвижения учащегося (итоговая)

- диагностика участия в конкурсах за учебный год

май

         3.5  Оценочные материалы

          Перечень диагностических методик:

-   мониторинг уровня освоения общеобразовательной программы и динамики личностного продвижения учащегося;

-   мониторинг личностного развития ребенка в процессе усвоения им дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы (диагностическая карта);

- мониторинг результативности (участия в конкурсах различного уровня);

-    самостоятельная работа для составления общей картины о знаниях учащихся.

           3.6 Методические материалы

          Основной формой обучения является дистанционное занятие. При этом используются видеоролики, презентации, лекционный материал.

          Занятие имеет: цель; конкретное содержание; определенные методы организации учебно-педагогической деятельности.

          Занятия группируются на основе единства педагогических целей на занятии:

-    получение новых знаний и умений, цель которых – первичное получение знаний;

-   закреплению знаний и умений;

-   обобщению и систематизации знаний и умений, применению знаний и умений с целью выработки способности переносить знания и умения в новые условия, контролю и коррекции знаний, необходимых для проведения оценки результатов деятельности каждого учащегося. Каждое занятие состоит из вводной, основной, заключительной, с подведением итогов частей.

         Занятия по темам программы включают в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационная часть обеспечивает наличие всех необходимых для работы материалов, видео, иллюстраций. Теоретическая часть занятия при работе максимально компактна и включает в себя необходимую информацию о теме и предмете занятия. Теоретическая часть – это повтор пройденного материала, объяснение нового. Теоретические занятия сопровождаются показом презентации, наглядного материала, демонстрации образцов, иллюстраций, пособий также теоретические занятия преподносятся в виде рассказа-информации, беседы.

          Практическая и теоретическая часть в программе  «Занимательное краеведение»   занимает практически равную часть времени.  Нагрузка во время занятий соответствует силам и возможностям учащихся, обеспечивая их занятость в течение занятий. Практические занятия дают учащимся много полезных жизненных навыков и знаний. У них формируются умения и навыки самостоятельного принятия решений и выполнения правил во время практической работы.

         При планировании программы педагог определяет цель и задачу для учащихся в изучении данного курса, затем разрабатывает план. Составление календарного планирования работы делает разработку учебного плана более лёгкой и удобной на основании календарного планирования составляются подробные разработки для обеспечения образовательного процесса – видеоматериалы, презентации, фотоматериалы  и лекционный материал.

         Все занятия должны способствовать умственному и нравственному развитию учащихся.

 

Формы занятий, планируемых по каждому разделу

п/п

Наименование раздела,

 темы

Формы занятий и дидактические материалы

1

Введение. 

Беседа, знакомство с источниками, с литературой

2

История казачества. Быт казаков.

Просмотр презентаций, зарисовка костюмов, запись обычаев, пополнение музейного уголка

3

Военно-патриотическая работа.

Работа с музейным материалом, просмотр презентаций, видеороликов,  изучение исторических источников и др.

4

Географические особенности края. Туризм.

Работа с картой края, просмотр презентаций, видеороликов, чтение лекций.

5

Культура Кубани.

 Просмотр видеороликов, концертов, чтение лекций.

6

Итоговое занятие по дистанционной дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программе «Занимательное краеведение»

 Защита мини проектов.

 

Структура занятия

-    начальная организация, эмоциональный и психологический настрой. Подготовка учащихся к занятию;

-  повторение пройденного материала (выявление опорных знаний и представлений);

-  изучение нового материала (просмотр материалов по заданию педагога (использование интеренет ссылок на материал);

        Важным условием правильной организации учебно-воспитательного процесса является выбор педагогом  методов и форм обучения на занятии.

        В образовательном процессе педагогический подход заключается в использовании основных принципов:

        Принцип наглядности.  Наглядные образы способствуют правильной организации мыслительной деятельности учащегося. Наглядность: схемы, фотографии в бумажном и электронном виде, видео, презентации обеспечивают понимание и прочное запоминание.

        Принцип доступности предполагает соотношение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.  

        Принцип взаимоуважения и доверия принятие учащихся (такими, какие они есть), постоянная поддержка их со стороны педагога, стимуляция учащихся, вера в их способность, поощрение достижений учащихся.

        Принцип воспитывающего обучения  предусматривает форму организации образовательно-воспитательного процесса, использование методов и средств, оказывающих воспитательное влияние на формирование личности в целом (убеждение, поощрение, стимулирование, мотивация). Хороший стимул и мотивация  для учащегося-   участие в конкурсах.

       Формы работы:

       Фронтальная – подача учебного материала всей группе учащихся.

       Групповая – предоставление возможности самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга.

       Индивидуальная – самостоятельная работа учащихся с оказанием помощи при возникновении затруднения.

       Методы обучения, используемые при реализации  дистанционной программы:

  • Словестные метод: беседа, рассказ, объяснение, пояснение, словесная инструкция.
  • Наглядный: просмотр учебных видео, презентаций, рисунков, фотографий,  мастер-класс.
  • Практический: выполнение практической работы по теме занятия.
  • Игровой: игровые занятия для легкого усвоения материала, для творческого воображения (викторины).
  • Инновационный метод: поисково-исследовательский.

        Применяемые педагогические технологии в образовательном процессе:

        Технология личностно-ориентированного обучения. Эта технология ставит в центр личность ребенка, создание условий для развития индивидуальных способностей каждого ребенка. В процессе обучения помогает максимально раскрыть и развить способности ребенка, помочь становлению личности путем организации познавательной деятельности, обеспечивает комфортные, бесконфликтные и безопасные условия в развитии детей, реализации их природных качеств. Личность ребенка в этой технологии открыта для воспитания и усвоения новых знаний.

       Технология проблемного обучения.  Технология проблемного обучения позволяет  организовать обучение в тех формах, которые традиционно применяются на занятиях объединений, включает индивидуально-групповую и командно-игровую формы работы. В первом случае обучающиеся делятся на группы в несколько человек, которым даётся определенное задание, например, самостоятельно разработать порядок изготовления работы. Это эффективная форма работы для усвоения нового материала каждым ребенком, решения поставленной проблемы видением самого ребенка. Разновидностью работы с технологией проблемного обучения может служить, например, индивидуальная работа в команде. Каждая команда придумывает свой порядок изготовления работы из модулей, показывает свою работу другим, работа рассматривается, ведется обсуждение.

        Проблемное обучение представляет собой способ развития сознания человека через самостоятельное разрешение им познавательных проблем, содержащих в себе противоречия, или через его активное участие в процессе разрешения этих проблем.

        Игровая технология. Применение игровых технологий особенно важно  в младших группах, когда только начинается целенаправленное обучение ребенка, когда занятия становятся ведущей деятельностью, в ходе которых формируются психические свойства и качества ребенка, прежде всего познавательные процессы и отношение к себе как субъекту познания (познавательные мотивы, самооценка, способность к сотрудничеству и др.

        Игровые технологии  обладают средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся. В их основу положена педагогическая игра, как вид деятельности, направленный на усвоение общественного опыта.

        Игра сама по себе универсальный стимулятор. В процессе игровой деятельности изучаемый материал забывается учащимися в меньшей степени и медленнее, чем материал, при изучении которого где игра не использовалась.

         Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Использование ИКТ позволяет оживить совместную образовательную деятельность с учащимися, вызвать положительный эмоциональный отклик с их стороны. Применение компьютерных дидактических игровых заданий даёт возможность повысить не только уровень познавательного интереса, но и уровень познавательной активности и самостоятельности мышления.

Компьютерные технологии это новый способ передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития учащихся.

        Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования.

        С помощью ИКТ на занятии можно:

- сделать учебную деятельность учащихся более содержательной;

- сделать учебный процесс более привлекательным и современным для учащихся;

- сделать учебную информацию для восприятия более интересной за счет  привлечения зрительных образов;

- повысить качество обучения, желания учиться;

- сделать занятие наглядным, динамичным.

        Известно, что наиболее эффективный способ преподавания - это наглядная демонстрация и синхронное объяснение изучаемого материала. Классические и интегрированные уроки в сопровождении мультимедийных презентаций и программных продуктов позволяют учащимся углубить знания, полученные ранее, как говорится в английской пословице – "Я услышал – и забыл, я увидел – и запомнил”. Использование анимации в слайдах позволяет педагогу дать учащимся более яркое представление об услышанном на занятии. Учащиеся с удовольствием погружаются в материал занятия. Компьютер дает педагогу новые возможности, позволяя вместе с учащимися получать удовольствие от увлекательного процесса познания, не только силой воображения раздвигая стены учебного кабинета, но с помощью новейших технологий позволяет погрузиться в яркий красочный мир. Такое занятие вызывает у учащихся эмоциональный подъем. Компьютер не заменяет живого общения с педагогом и другими источниками информации, однако учитывая интерес учащихся к Интернету, повышает заинтересованность в изучении дисциплины.

       Здоровьесберегающие технологии. Работа с модулями из бумаги требует огромного зрительного напряжения, длительной неподвижности, поэтому применение здоровьесберегающих технологий на занятии очень важно.

       Занятия строятся в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывается время для каждого задания, чередуются виды работ. На занятии применяются игры способствующие релаксации, вызывающие положительные эмоции, легкость и удовольствие. Применяются физкультминутки, упражнения для глаз, релаксация и др.

         Применяются эмоциональные разрядки, необходимые для снятия умственного напряжения и утомления: поговорки, веселые четверостишия, музыка (классическая).

        Если занятия будут построены таким образом, что учащиеся будут всегда ожидать чего-то нового и интересного; если эмоциональная атмосфера на занятии будет атмосферой доброжелательства и сотрудничества; если мои воспитанники будут иметь возможность развивать и проявлять не только свои знания, но и творческие способности, - безусловно, и учить, и учиться будет легко и радостно, и все это в итоге положительно скажется на психофизическом здоровье учащихся.

Дистанционные образовательные технологии

       Дистанционные образовательные технологии с использованием Интернета применяются, как для освоения отдельных разделов и тем в случае пропуска, или невозможности посетить занятие учащимся по уважительной причине.

  1. Чат-занятие

       Учебное занятие, осуществляется с использованием чат-технологий. Чат-занятие проводится синхронно, когда все участники имеют одновременный доступ к чату. В рамках организованной деятельности дистанционные учащиеся в реальном времени присутствуют на проводимом дистанционным педагогом занятии, в домашних условиях выполняют те задания, которые учащиеся выполняют в объединении.

  1. Онлайн-видеоконференцсвязь

      Обеспечивает интерактивное взаимодействие нескольких участников образовательного процесса, которые оперативно обсуждают и решают проблему, производят обмен аудио- и видеоинформацией в режиме реального времени.

  1. Телеприсутствие

      Дистанционное присутствие учащегося на занятии происходит с помощью видеосвязи Scype, Viber, WhatsApp  и других приложений.

  1. Интернет-рассылка

      На электронную почту учащегося педагог высылает учебные материалы, или ссылки на опубликованный обучающий материал на сайте объединения, или на YouTube канале: конспект занятия, конспект мастер-класса, видеоурок, тесты, задания.

Порядок проверки и утверждения дополнительной

общеобразовательной общеразвивающей программы

         Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Казачок» обсуждается на методическом совете, принимается на педагогическом совете и утверждается приказом директора ДДТ. Имеет рецензию в соответствии с локальным актом – порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам МБУ ДО ДДТ ст. Гривенской, разработанным в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 09 ноября 2018 г. № 196 г. Москва. Этим же локальным актом в соответствии с требованиями СанПиН определяются количественный состав учащихся в объединении, их возрастные категории, а также продолжительность и периодичность занятий.

          Программа ежегодно корректируется с учетом изменяющихся условий, нормативных требований.

          В МБУ ДО ДДТ ст. Гривенской приняты локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности:

  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам;
  • Образовательная программа, включаю учебный план, календарные учебные графики реализуемых дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ;
  • Положение о правилах приема, перевода, отчисления и восстановления учащихся;
  • Правила внутреннего распорядка учащихся;
  • Положение о порядке оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между МБУ ДО ДДТ ст. Гривенской и учащимися и (или) их родителями (законными представителями);
  • Положение о промежуточной и итоговой аттестации учащихся

3.7 Список литературы

       - для педагога:

  1. Маслов А.В. Кубань в старину, науч. ред Б.А. Трёхбратов. - Краснодар: Традиция, 2009.-112с.:ил.
  2. «Краеведческие статьи о Кубани» Научно-популярное изд. Краснодар, 2008., 60с.
  3. Лотышев И.П. Популярный иллюстрированный географический словарь Краснодарского края / -2-еизд.., испр. и доп., Краснодар: ОИПЦ «Перспективы образования»., 2009.-116с.: ил.
  4. Бондарь В.В. Краснодар, судьба старого центра. К проблеме современного кризиса историко-архитектурного облика города. Краснодар. Издатель Игорь Платонов, 2007.-80с.
  5. Фролов Б.Е. Оружие кубанских казаков - Краснодар: Традиция, 2009.- 128с.:ил.
  6. Бондарь Н.И., Жиганова С.А. Фольклор и этнография кубанского казачества: учебное пособие/ -Краснодар: изд. Традиция, 2009.-128с.
  7. Онищенко В.Я. Станица Калининская (Поповическая). Изд. 3-е-Краснодар, 2008-196 с, ил.18.

       - для детей и родителей:

  1. Атлас. История Кубани: Краснодарский край, республика Адыгея.- М.,2003г.
  2. Бондарь Н.И. Традиционная культура кубанского казачества.- Краснодар 2003г..
  3. Гриль Л.И. Природа родного края.- Краснодар, 2003г.
  4. Лотышев И.В. Путешествие по родному краю.- Краснодар 2004г.

       - цифровые образовательные ресурсы:

  История казачества. Быт казаков.

/Электронный ресурс/ Режим доступа:

https://youtu.be/vbNtMA4ffjQ  

https://youtu.be/OjD9kQ95qNg

https://youtu.be/usom3ciXd-M

История Кубанского казачества (krasnodar.ru)

https://youtu.be/erRo_2hofrc

https://youtu.be/Am0R7vbLPy0

https://youtu.be/pZ35qsvGBSQ

https://youtu.be/Kvwu41EhHRE

https://youtu.be/2xR-yBgfNeI

https://youtu.be/wCLf5AOqlXE

Атаманы Кубанского казачьего войска (krasnodar.ru)

https://youtu.be/lqbH-6u--B4

https://youtu.be/Duzny8SqTHQ

https://vk.com/video423391487_456239057

https://youtu.be/H3gZmuo6-V8

https://youtu.be/m8mtyfZfPYM

Казачьи сказки - Самоглядное Зеркало. Энциклопедия русской сказки (google.com)

https://youtu.be/yb6Zel6sl3g

https://youtu.be/H3ddftJ6LfU

https://youtu.be/tyD_pHXEyFw

https://youtu.be/rZ4xlywbhgI

Казачьи игры (xn--80aaaa6aij2a8ak1cg9dzb.xn--p1ai)

https://vk.com/video423391487_456239117  

https://youtu.be/W7kBooaQSJs

https://youtu.be/vu8XhhiVqKI

https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/388170-viktorina-o-kazakah

(дата обращения 21.08.2021г).

 Военно-патриотическая работа.

/Электронный ресурс/ Режим доступа:

https://youtu.be/AdGtjU-nmbw

https://youtu.be/aOKzu6jzPG4

https://youtu.be/puxZCDsXPvA

https://youtu.be/Ur_29EUzh3c

https://youtu.be/7aQ-sz7v7dw

https://youtu.be/8KfveA61pOA

https://youtu.be/mTyDnsSHhfk

https://youtu.be/mTyDnsSHhfk

https://youtu.be/5QSGKMdX2tI

https://youtu.be/xvzWdETGr-I

https://youtu.be/PqyaIzqLXAI

Краеведческие заметки - Герои Кубани в летописи Великой Победы (ucoz.net)

Краеведческие заметки - Герои Кубани в летописи Великой Победы (ucoz.net)

Краеведческие заметки - Герои Кубани в летописи Великой Победы (ucoz.net)

(продолжение)  Военно-патриотическая работа.

https://youtu.be/M1f78ThDlkU

https://youtu.be/YspzRxTc5t4

https://youtu.be/cxS3qmiyKN0

Памятники и мемориалы | Краснодарский край. Часть 1 — Всё о Второй мировой (wwii.space)

https://yandex.ru/video/preview/9689509189684533807

https://youtu.be/sTPPQDDv_Rc

https://youtu.be/mgEbY0-_m9E

https://yandex.ru/video/preview/12449001319025798160

https://yandex.ru/video/preview/10026864296262970419

https://youtu.be/c5e7VgIe67M

https://yandex.ru/video/preview/7391123929659301222

https://vk.com/video423391487_456239113

https://vk.com/video423391487_456239115   https://youtu.be/YtpmWHnxyPc

https://yandex.ru/video/preview/2608616184549653178

(дата обращения 22.08.2021г).

Географические особенности края. Туризм.

/Электронный ресурс/ Режим доступа:

https://youtu.be/bIFfoQUGcCQ

https://youtu.be/HLmuhODPBXM

https://yandex.ru/video/preview/9130686404395135481

https://yandex.ru/video/preview/1990249465871575058

https://yandex.ru/video/preview/9034652609140537200 

https://yandex.ru/video/preview/4203390273242075913

https://youtu.be/oFMFDJkBwx4

https://youtu.be/HZMh4p9cBgM

https://youtu.be/IzFkS0a_hVU

https://youtu.be/-oYdGtRfoDU

https://youtu.be/gkthyJmAwqs

https://youtu.be/y1AUqIRwBr4

10 лучших достопримечательностей в Азовском море 2021 - Tripadvisor

Курорты Азовского моря. Список всех популярных мест (gotonature.ru)

https://youtu.be/C2Zzf1kOiac

https://youtu.be/XLHAqLc9zyc

https://yandex.ru/video/preview/10199450933009113688

https://youtu.be/EWsS82aiy28

https://youtu.be/J3OPJKQDXz4

(дата обращения 24.08.2021г).

Культура Кубани.

/Электронный ресурс/ Режим доступа:

https://youtu.be/mpg4Ewn-_Ys

https://youtu.be/rxDqKesTkEA

https://youtu.be/Lj2uPr76yg8

https://vk.com/video423391487_456239174

https://youtu.be/QtGpOmbhnCA

https://youtu.be/z0Qt61eAZms

https://yandex.ru/video/preview/3648751498341707014

https://vk.com/video423391487_456239140

https://youtu.be/CCyoaziDk7o

https://vk.com/video-18062546_456239089

https://yandex.ru/video/preview/7213963693492301963

Криница | Новости ансамбля (krinitza.ru)

https://youtu.be/byzFAD5pC4M

https://youtu.be/37KNYlPoaVM

https://youtu.be/z3DQIHZI0k4

https://yandex.ru/video/preview/66766483957571211

https://youtu.be/BPNFRWWyEfA

https://vk.com/video-147187866_456239428

https://vk.com/video423391487_456239198

(дата обращения 24.08.2021г)

3.8 Приложения

Приложение 1

                                                                                                                                                                            Утверждаю:

и.о. зам. директора по УВР

С.Е. Калякина __________

                                                                                                                                                                            «___»___________2021г.

Календарный учебный график на 2021-2022 учебный год.

программа дистанц.обуч Занимительное краеведение 29

программа дистанц.обуч Занимительное краеведение 30

программа дистанц.обуч Занимительное краеведение 31программа дистанц.обуч Занимительное краеведение 32

программа дистанц.обуч Занимительное краеведение 33

программа дистанц.обуч Занимительное краеведение 35

программа дистанц.обуч Занимительное краеведение 36

программа дистанц.обуч Занимительное краеведение 37

 

 

                                                            Приложение 2

Мониторинг уровня освоения общеобразовательной программы и динамики личностного продвижения учащегося

Карта результативности

освоения общеобразовательной программы «____________________» за ____________учебный год

объединения «______________________». Педагог ______________________

группа _________года обучения. Сохранность количественная__________

12313

0 – нулевой уровень

1-5 – стартовый уровень

6-8 – базовый уровень

9-10 – продвинутый уровень

 

Приложение 3

Диагностика участия и результативности

учащихся в выставках и конкурсах различного уровня

за ______________ учебный год

Уровень конкурса

Участников (кол-во)

Победителей (кол-во)

муниципальный

   

зональный

   

краевой

   

всероссийский

(дистанционный)

   

Международный

(дистанционный)

   

Приложение к занятию 2.18

ИСТОРИЯ   КАЗАЧЕСТВА

Викторина

Цель: Познание истоков культуры, истории, духовности, патриотизма славного имени донских казаков.
Задачи:
1. Образовательная: расширить представления детей о донских казаках.
2.Развивающая: развивать индивидуальные творческие способности учащихся, образное и логическое мышление, воображение, умение мыслить нестандартно;
3.Воспитательная: воспитывать интерес к родной культуре; расширить кругозор учащихся.

№1

1.Кто такие казаки? 
«Казак» означает «вольный », «храбрый, свободолюбивый человек», «удалой воин».Каза́к — (др. русск. козакъ) свободный, независимый человек, искатель приключений, бродяга.
2.Значение терминов:
казачий круг- общее собрание казаков, которое состоялось на майдане.
Майдан - большая площадь, обычно перед церковью
Атаман- главный в казачестве
Есаул - помощник атамана. (Атамана и есаулов избирали на казачьем круге на 1 -2 года.)
№2
1.Из истории казачества?
Казаки (козаки) - группа преимущественно восточных славян, проживающая в южных степях Восточной Европы, количество восточнославянских переселенцев из соседних к северу Московского и Литовского княжеств. К началу 16 века обе группы выросли в России, Казахстана и Украины. Точное происхождение казаков неизвестно; существует много теорий. Касоги, касахи, касаки - древний черкесский народ, заселявший территорию нижней Кубани в 10-14 веках. К концу 14 века образовались две крупные группы казаков, проживавших в низовьях Дона и Днепра. К ним присоединилось заметное крупные вольные войска. Донские казаки в союзе с Русским царством заселили низовья Волги, Яика и Терека, а также обширные территории в Сибири, и стали основой новых войск. Днепровские казаки образовали Запорожскую Сечь…

 2.Национальные блюда казаков.

Хлеб, пирожки, кулебяки, сметану, кислое молоко, ряженку, коровье масло, холодные мясные и рыбные закуски, сало и вареные яйца, вареники, блинчики с печенью, рисом, творогом, икрой, черносливом, гарбузянная  каша, 

№3

 1. Органы управления казачьим войском? 
Большой Войсковой круг
Совет Атаманов
Войсковой Атаман
Атаманское правление
Войсковой штаб
Экономический совет
Совет старейшин
Ревизионная комиссия
 2.Где расселялись казаки?
Для своих поселений казаки выбирали наилучшие стратегические места, используя естественные преграды – речные мысы, острова, крутые берега и защищенные оврагами и болотами.
№4
1.Традиции казаков?
В храмах казаки хранили всё самое ценное: воинские награды, оружие. 
Шапку они снимают только в церкви, при чтении Евангелия и оголяют шашку на одну треть — это означает, что казак готов защищать честь России.
Рождение мальчика у казаков считалось большим счастьем, так как каждый мужчина при рождении получал земельный надел – «пай».
Начиная с двух лет, его регулярно сажали на коня, чтобы он привыкал к седлу.
При рождении мальчика было принято покупать коня, чтобы они привыкали друг к другу.
Авторитет отца и матери самым главным казаки ставили. 
Крестная мама дочку хозяйству обучала, пока родная - по дому хлопотала. 
Ну а крестный отец сына военному искусству обучал, чтобы тот был храбрый боец 
Перед старшими шапки снимали, место уступали, ведь слово старшего - это закон.
Уважали и старшую сестрицу, она мать заменяла, возилась с детьми, была мастерицей.
Детям, тем, кто баловался мог и посторонний казак надрать уши.
 2.Вера казаков.
Православие.
№5
1.Праздники у казаков?
Святки Особенно масштабно казаки праздновали Святки, они устраивали массовые гуляния, состязания на лошадях. Девушки ночи посвящали гаданиям. С гаданиями у казачек были связаны почти все празднования. Они не упускали возможности опустить венок на Ивана Купала, покатать яблочко в яблочный спас, для того , чтобы узнать свою судьбу.
 14 октября - Покров Пресвятой Богородицы. Праздник казаков всех войск.
Отмечается, как день Победы 5,3 тысячи казаков над 150-ю тысячами турок в конце сентября 1641 г. в крепости Азов.
 2. Чем занимались казаки?
Военным делом, рыболовством, земледелием и скотоводством, охотой.
№6

1.Казачьи заповеди?
1. Люби Россию, ибо она твоя мать, и ничто в мире не заменит тебе ее;
2. ЧЕСТЬ И ДОБРОЕ ИМЯ ДЛЯ КАЗАКА ДОРОЖЕ ЖИЗНИ 
3. КАЗАКИ ВСЕ РАВНЫ В ПРАВАХ. ПОМНИ: "НЕТ НИ КНЯЗЯ, НИ РАБА, НО ВСЕ РАБЫ БОЖИИ!"
4. СЛУЖИ ВЕРНО СВОЕМУ НАРОДУ, А НЕ ВОЖДЯМ
5. ПО ТЕБЕ СУДЯТ ОБО ВСЕМ КАЗАЧЕСТВЕ И НАРОДЕ СВОЕМ
6.ДЕРЖИ СЛОВО. СЛОВО КАЗАКА ДОРОГО
7.ЧТИ СТАРШИХ, УВАЖАЙ СТАРОСТЬ
8. ПОГИБАЙ, А ТОВАРИЩА ВЫРУЧАЙ 
 9. ДЕРЖИСЬ ВЕРЫ ПРЕДКОВ, ПОСТУПАЙ ПО ОБЫЧАЯМ БЕРЕГИ СЕМЬЮ СВОЮ. СЛУЖИ ЕЙ ПРИМЕРОМ СВОЕГО НАРОДА
10. БУДЬ ТРУДОЛЮБИВ. НЕ БЕЗДЕЙСТВУЙ
11. БЕРЕГИ СЕМЬЮ СВОЮ. СЛУЖИ ЕЙ ПРИМЕРОМ
2.Оружие казаков?

 Шашка, сабля, кинжал, засапожный нож – стилет, нагайка.

№7
1. Женщина- казачка.
Отношение к женщине у казаков всегда было особенным. Она являлась хранительницей семейного очага и традиций. Казачка ждала мужа домой. История помнит и боевые подвиги казачек. Казачка умела достойно встать с оружием в руках на защиту своих детей, куреня и станицы. При этом, она не теряла черт, присущих слабому полу: женственности и сердечности, кокетства и любви к нарядам. 
 2.Круг служебных обязанностей казаков.
Круг служебных обязанностей казаков строго не регламентировался. Первенствовали чисто военные функции.  Казаки несли также гарнизонную службу, конвоировали ссыльных, сопровождали казенные гру­зы, выполняли полицейские функции, охраняли казенные учреждения и склады, вино­куренные заводы и золотые прииски, обеспечивали рабо­ту таможен.

№8
1.Одежда казаков.
Папаха – головной убор донского казака.
Кубанка – головной убор кубанского казака.
Казакин – у донских казаков
Бешмет – у терских и кубанских казаков
Башлык у донских казаков – серо-стального цвета, у кубанских – красного,
у терских – синего цвета.
Бурка, шаровары.
2.Откуда получали доходы казаки?
Часть доходов казаки получали из военной добычи, часть – жалование государственное.

Приложение к занятию 3.23

Викторина.

Тема: «Великая Отечественная война на Кубани»

№№

П/П

       ВОПРОСЫ

                   ОТВЕТЫ

1.

Какой период времени Краснодар-

ский край был в оккупации? Ука-

жите даты начала оккупации и полного освобождения Кубани.

               1 августа 1942-

         

               9 октября 1943

2.

Сколько дней наш край был в окку-

пации?

               

             422 дня

3.

Фашистские войска заняли Донбасс, Ростовскую область вторглись в пределы Кубани. Когда  и где  произошло сражение, задержавшее на некоторый период продвижение немецких войск  в   глубь Краснодарс-

кого края?

  К. июля – н. авг. 1942г.

В районе станиц Кущевской, Шкуринской,  Канеловской состоялось  данное сражение

4.

Оно стало «боевым крещением» легендарного подразделения. О каком воинском соединении идет речь?

17-й казачий кавалерийский корпус под командованием генерал-майора Н.Я.Кириченеко

5

Во второй половине августа 1942 г.

Большая часть Краснодарского края

Была оккупирована. Не были захвачены только  районы..?                           

 Адлерский, Геленджикский, Шапсугский -  с мая 1945 г.- Лазаревский) районы, г.г.

Сочи, Геленджик, Туапсе

6.

Укажите армии, участвовавшие в обороне и освобождении Кубани в период Вов.

18,56,58,9,12,37,46,47,9 Краснодарская пластунская; 4,5- воздушные.

7.

Анатолий Васильевич Ляпидевский,

Евдокия Носаль, братья Игнатовы…

Почему эти люди в одном списке?

Ляпидевский, уроженец с.БелаяГлина, ГСС №1 (участвовал в спасении челюскинцев);

Е.Носаль – первая женщина (летчица), получившая звание ГСС, Игнатовы- братья- герои-партизаны, 1-е партизаны, получившие это звание.

8.

С какого периода времени начинается битва за Кавказ?

С 25 июля 1942 г.

9.

Назовите кодовое название операции немецкого командования по захвату Кавказа?

 Операция «Эдельвейс»

10.

Укажите особенности гитлеровской оккупационной политики на Кубани

а)автономия, национальные свободы,

восстановление права собственности;

б)заигрывание с казачеством;

в)использование всех просчетов сталинского режима.

11.

Когда и в связи с чем был издан приказ Верховного главнокомандующего И.Сталина за №227?

28 июля 1942г., в связи с недостатками в руководстве войсками и с целью усилить сопротивление врагу, остановить его наступление.

12.

Как назывался  этот указ правительства?

Приказ «Ни шагу назад!»

13.

Злодеяния оккупантов вызывали гнев и сопротивление населения, принимав-

шего формы партизанского движения, подпольной борьбы и саботажа.

Сколько партизанских отрядов действовало в крае в 1942 г.?

86 партизанских отрядов, объединенных в7 соединений или «кустов».

14.

Где и когда в истории Великой Отечественной войны были применены «душегубки», как орудие смерти?

Осенью (в ноябре) 1942г. в г. Краснодаре

15.

Назовите цифру жертв фашизма, погибших в «душегубках», пострадавших от немецкого оккупационного режима на Кубани.

61 тысяча человек

16.

Какое количество  продуктов с\х, а также сырья было вывезено «новыми хозяевами» за период оккупации?

Около 1,5 млн. тонн

 17.

Какое количество мирного насе-

ления за период оккупации Кубани  было насильно угнано в Германию?

31 771 человек

18

Захват г. Краснодара противником позволил им развить наступление в двух направлениях. О каких направлениях идет речь?

1-е- через ст. Крымскую- на Новороссийск;

2-е- через ст. Саратовскую и Горячий Ключ- на Туапсе.

19.

Существовал Южный (затем краевой) штаб партизанского движения. Кто им руководил?

Селезнев П. И.- 1-й секретарь крайкома ВКП(б)

20.

Кто был организатором комсомольской подпольной группы в г.Краснодаре?  Его именем названа одна из улиц города.

Владимир Головатый

21.

Назовите имя писателя, корреспондента г-ты «Красная Звезда», сделавшего 1-й репортаж в освобожденном Краснодаре.

Константин Симонов

22.

Когда и где в России проходил 1-й процесс о злодеяниях фашизма и их пособников , совершенных в период Великой Отечественной войны?

16-17 июля 1943г. в г. Краснодаре в к-т

«Великан»(ныне»Кубань»).

23.

Кто из известных советских писателей выступал здесь в

качестве государственного обвинителя?

А.К.Толстой

24.

Укажите даты начала и окончания Туапсинской операции.

26 сентября- 20 декабря 1942года

25.

Когда начинается наступательный период битвы за Кавказ?

1 января 1943года

26.

Укажите дату освобождения краевого центра?

12 февраля 1943года

27.

За период оккупации фашистам удалось создать мощный оборонительный район на рубеже от Азовского моря до Новороссийска, протяженностью 110 км. Как он назывался?

«Голубая линия»

28.

Тяжелые, упорные бои на земле и в воздухе развернулись вокруг одного населенного пункта, который противник превратил в мощный узел обороны. Наше командование назвало его «воротами Голубой линии». О каком населенном пункте идет речь?

г. Крымск

29.

Руководил операцией по освобождению данного населенного пункта представитель Ставки Главнокомандующего, выдающийся военачальник ..?

Георгий Константинович Жуков

30.

Ожесточенные бои развернулись на южном направлении советско-германского фронта. Когда и где были высажены морские десанты?

3 - 4 февраля 1943-в районе Южной Озерейки; (планировался как основной

 -  Мысхако (плацдарм «Малая Земля»,

планировался как вспомогательный)

31.

Какова площадь «Малой земли»?

 Около 30 кв. км.

32.

Сколько дней шла героическая оборона «Малой земли»

 225 дней

33.

В ходе Новороссийско-Таманской операции была прорвана  «Голубая линия», укажите дату освобождения

Г. Новороссийска?

16 сентября 1943 года

34.

Советской авиацией впервые за годы войны было завоевано стратегическое господство в воздухе на южном крыле сов-германского фронта. Когда и где это произошло?

17-29 апреля 1943г в боях на «Голубой линии»

35.

Сколько вражеских самолетов  было здесь уничтожено?

Около 260

36.

В небе Кубани ярко проявилось высокое мастерство легендарного летчика, 3-жды Героя Советского Союза. Назовите его имя.

Александр Иванович Покрышкин

37.

Сколько советских летчиков было удостоено звания Героя Советского Союза за бои в небе Кубани?

52 человека в боях на Голубой линии

38.

Назовите имена летчиков, прославившихся в боях на «Голубой линии»

 А.И. Покрышкин, Братья Д.и Б. Глинки, Г.Речкалов,В.Фадеев, В. Семенишин и др.

39.

В небе Кубани получили боевую закалку летчицы 46-го Гвардейского

Таманского авиационного полка, под чьим командованием он сражался в небе Кубани?

Евдокии Давыдовны Бершанской

 40.

С начала Великой Отечественной

Войны тысячи кубанцев обратились в военкоматы с просьбой направить их на фронт, за 1-й год войны ряды Красной Армии пополнились …?На сколько?

 Около 600 тысяч человек

41.

Сколько кубанцев, совершивших особо героические подвиги, было удостоено звания Героев Советского

Союза?

285 Героев Кубани и 24 из братской Адыгеи

42.

43.

Назовите поименно кубанцев, дважды Героев Советского Союза

Коккинаки В.К.

Хрюкин Т.Т.

Алексеенко В.А.

Савицкий Е.Я.

44.

Кубанцы достойно сражались с врагом на всех фронтах Вов. Назовите цифру погибших земляков

 Около 500 тыс. человек

45.

Назовите имена писателей и поэтов, принимавших участие в освобождении Кубани.

К. Симонов,

П. Коган,

И .Сельвинский

И. Эринбург

А. Толстой и др.

В. Закруткин

46.

Назовите ущерб, причиненный оккупантами народному хозяйству

Краснодарского края.

Более 15 млрд. рублей (в довоенных ценах).

47.

В январе 1943 г. начали наступления войска Южного и Закавказского фронтов на Северном Кавказе, какие действия советской армии создали для этого условия?

Контрнаступление  в ноябре 1943 года под Сталинградом.

48.

Весной 1943 г. в небе Кубани развернулось крупнейшее в истории воздушное сражение. Каковы его результаты?

Было уничтожено 1110 самолетов противника

49.

Назовите кубанские города, награжденные боевыми орденами за вклад в Победу над врагом

Указами Верховного Совета СССР городу Новороссийску присвоено звание «Город-Герой», с вручением Золотой Звезды и ордена Ленина, Отечественной войны 1-й степени.

Боевыми орденами Отечественной войны 1-й степени удостоены также гг.

Сочи и Туапсе. 

50.

Какой кубанский город награжден боевым орденом за «подвиг

 Милосердия»?

В ряду городов, чей вклад в излечении воинов советской армии особенно велик, первым стоит г. Сочи.

Приложение к занятию 4.16

 

Общие вопросы о Краснодарском крае (карточки красного цвета), за каждый правильный ответ - 3 балла.

1.К чему ближе Краснодар — к Северному полюсу или к экватору?

  1. Какие государства Европы могли бы разместиться на территории Краснодарского края?
  2. Какие города мира лежат примерно на широте Краснодара?
  3. Что такое куэсты и где они у нас находятся?
  4. Где в крае имеются подземные горы из гипса?
  5. Поднимаются или понижаются в основном горы в нашем крае в настоящее время?
  6. Есть ли в нашем крае вулканы, где и какие?
  7. Что такое сталагнаты и как они образуются?
  8. Бывают ли в нашем крае землетрясения и где?
  9. Какая река края впадала раньше сразу в два моря и какие?
  10. Как раньше называли реку Кубань древние греки и адыги?
  11. На что намекает название реки Челбас?
  12. Чем славится Ханское озеро?
  13. Сколько всего рек в бассейне Кубани, считая самые мелкие, и какова их общая длина?
  14. Сколько всего озер в бассейне Кубани, и какова их общая площадь?
  15. Почему Керченский пролив древние греки называли Боспором Киммерийским?
  16. Много ли серебра содержится в воде Черного моря?
  17. В каких реках края вода мягкая, а в каких жесткая и почему?
  18. Можно ли «омолодить» степные реки нашего края?
  19. Сколько примерно солнечного тепла получает Краснодарский край за год?
  20. Что такое водяной смерч и как он образуется?
  21. Какое растение называют «огонь-трава» и чем оно интересно?
  22. Чем интересны дельфины и где они в крае водятся?
  23. Какой самый мелкий хищник из млекопитающих обитает в нашем крае?
  24. Какие из охраняемых в Кавказском государственном биосферном заповеднике животных являются наиболее ценными?
  25. Какие животные предсказывают наступление бури на море?
  26. Какие племена населяли наш край 2 000—2 500 лет тому назад?
  27. Можно ли добывать нефть с помощью... огня?

Вопросы среднего уровня сложности о Чёрном море (карточки жёлтого цвета), за каждый правильный ответ – 2 балла.

  • Какова площадь поверхности Черного моря?
  • До какой глубины в Черном море есть жизнь и  происходит водообмен?
  • Какой пролив соединяет Черное море с Мраморным?
  • Какой пролив соединяет Черное море с Азовским?
  • Назовите самый большой остров Черного моря, его площадь, на территории какого государства он находится?
  • Самый крупный полуостров Черного моря.
  • Самая крупная река Причерноморья.
  • Протяженность Сочи вдоль Черного моря.
  • Какие страны расположены на побережье Черного моря?
  • Назовите крупные российские порты на Черном море.
  • Какие водоросли можно увидеть на пляжах г. Сочи после шторма?
  • Сколько видов водорослей в Черном море?
  • Какая водоросль живет глубже других?
  • Какая водоросль является сырьем для добычи йода?
  • Какой моллюск Черного моря является хищником и уничтожает других моллюсков?
  • Какой моллюск в состоянии самостоятельно передвигаться?
  • Сколько видов рыб известно в Черном море?
  • Какую окраску имеют слепые камбалы?
  • как называется маленькая рыбка, способная разгрызать раковину моллюска?
  • Назовите виды дельфинов Черного моря.
  • В каком году был открыт Сочинский маяк?
  • В какой стране был изготовлен фонарь для маяка?
  • С какого года действует современный Сочинский маяк?

Как опубликовать статью?

Уважаемые педагоги, для того, чтобы разместить на страницах интернет-издания собственные работы необходимо сделать несколько простых шагов:

  1. Ознакомьтесь с требованиями к размещаемым материалам.
  2. Заполните заявку на публикацию (скачать Заявку).
  3. Оплатите за размещение материала (скачать квитанцию для оплаты) или пополните кошелек Яндекс Деньги 410015930905285.  Стоимость организационного взноса за изготовление диплома и свидетельства о публикации всего 150 рублей.
  4. На электронный адрес редакции 5.izmerenie@mail.ru отправьте письмо с темой «Публикация статьи».

    К письму должны быть прикреплены три файла:
    - статья для публикации,
    - заявка на публикацию (скачать Заявку).
    - копия оплаты оргвзноса (скан или фото).

  Как оплатить счет на сайте:

1. В личном кабинете выберите мероприятие (Педагогический электронный журнал «Пятое измерение» (Размещение публикаций) и нажмите "Оплатить".

2. Выберите способ оплаты: 

  • Оплата PayAnyWay (Монета) Возможные варианты оплаты:

- Банковские карты (VISA, MasterCard, СБП, Yandex Pay) 

- Электронные деньги (MONETA.RU, ЮМoney)

- Переводы (Почтовый перевод, Банковский перевод)

- Платежные терминалы (Московский кредитный Банк, Элекснет)

  • Оплата квитанцией через банк

 3. Укажите количество участников и нажмите "Оформить заказ".

 4. После оплаты организационного взноса,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отправьте на электронный адрес 5.izmerenie@mail.ru

 

Как оплатить по квитанции на оплату через банк:

1. Скачайте квитанцию на сайте.

2. Оплатите организационный взнос: изготовление диплома и свидетельства о публикации составляет всего 150 рублей (скачать квитанцию для оплаты) При перечислении можно воспользоваться услугами любого банка. Обязательно укажите фамилию, имя,  отчество плательщика оргвзноса!

4. После оплаты,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отсканированную или сфотографированную квитанцию необходимо отправить на электронную почту 5.izmerenie@mail.ru

 

На страницах нашего электронного журнала Вы сможете найти полезный для себя материал, обрести единомышленников, поделиться с более молодыми коллегами из других городов и регионов России своими наработками и опытом, а также опубликовать оригинальные статьи и материалы по педагогической тематике.

 Редакция сетевого издания Центра интеллектуального развития «Пятое измерение» всегда открыта к диалогу и рада сотрудничеству!

Желаем Вам успехов!

Войти

Регистрация