Опубликовано: 30.10.2021 г.
Автор: Круглова Екатерина Юрьевна,
Воспитатель,
МБ ДОУ «Детский сад №341»
г. Нижний Новгород
Планирование образовательной деятельности
Образовательная область: художественно-эстетическое развитие.
Раздел: ИЗО.
Дата: 14.10.2021г.
Тема: «Осенний лес».
Цель: учить детей видеть красоту природы через средства изобразительной деятельности, продолжать развивать способность к образному восприятию красоты природы и её передаче с помощью с помощью нетрадиционной техники рисования «печать листьями».
Задачи:
Поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления, переживания, чувства; вызвать желание передавать характерные признаки объектов и явлений природы; поддерживать творческие проявления.
- уточнить и обобщить знания детей об осени;
- продолжать учить детей смешивать акварельные краски для получения сложных оттенков и передачи осеннего колорита.
- познакомить с новым нетрадиционным способом получения изображения – наносить краску на листья, стараясь передать окраску, и сделать отпечаток осенними листьями на бумаге;
- воспитывать любовь к природе; вызвать желание передавать характерные признаки объектов и явлений природы; поддерживать творческие проявления.
Материалы, инструменты, оборудование: Акварельные краски, белые листы бумаги, палитры, кисти, баночки с водой, салфетки, клеёнки, осенние листья с различных деревьев, собранные детьми перед занятием или на прогулке. Репродукции картин русских пейзажистов. Посылка (коробка) с листочками.
Предварительная работа. Наблюдение за осенней природой, листопадом во время прогулок. Рассматривание и сбор осенних листьев красивой формы и окраски. Чтение стихотворений об осени, беседа о приметах осени, отгадывание загадок про осень, рассматривание иллюстраций с изображением осенней природы.
Содержание ООД
1.Вводная часть:
Звуки природы - Шелест листвы.mp3 (звучит запись).
Воспитатель: - Ребята, скажите пожалуйста, какое у нас сейчас время года?
Дети: - Осень.
Воспитатель: - Назовите ее приметы?
Дети: - Похолодало, листья пожелтели, начали опадать; пошли дожди, птицы собираются улетать в теплые края.
Воспитатель: А вам нравится осень? Чем? А мне нравится ходить по опавшим листьям, как по золотому ковру. Вот послушайте стихотворение, писателя М.Иверсена:
Падают, падают листья
В нашем саду листопад.
Красные, желтые листья
По ветру вьются, летят.
Раздаётся стук в дверь.
В группу заходит почтальон с посылкой в руках.
Почтальон: Это садик №341, группа «Радуга»?
Дети и воспитатель: Да!
Почтальон: Вам посылка от Осени! Вручает воспитателю.
Воспитатель открывает посылку. Внутри коробки листья с разных деревьев.
Воспитатель:
Посмотрите, в посылке - красивые листочки.
Каким они цветом? (красные, желтые, оранжевые, золотые)
А как одним словом можно назвать? (разноцветные)
А почему они таким цветом? (осень наступила)
Я предлагаю вам поиграть ими.
Дидактическая игра «С какого дерева листок»
Воспитатель: Я буду показывать вам листочки, а вы должны будите отгадать с какого дерева листок. (березы, дуба, рябины, клена, каштана, тополь…)
А где растут деревья? (сад, лес, парк, сквер…)
Воспитатель: Молодцы, отгадали каждый листочек. Ребята, а вы обратили внимание, что все листики разные? Они отличаются друг от друга формой, окраской, размером. Приходилось ли вам гулять по осеннему парку, лесу? Не правда ли, осенью очень красиво. Как будто добрый волшебник раскрасил все вокруг яркими красками. Скоро все листья опадут с деревьев, и мы будем только вспоминать о них. Но я хочу предложить, сегодня вам самим стать волшебниками и нарисовать осеннюю картину леса(парка), чтобы мы могли в любое время полюбоваться ей.
Рисовать осенние деревья мы с вами будем необычным способом, в этом нам помогут наши листики – мы будем ими печатать.
2.Основная часть:Воспитатель предлагает детям подойти и выбрать по 1-2 листочку (воспитатель раскладывает листочки на столе, чтобы детям удобнее было рассматривать и выбирать).
Воспитатель: А теперь давайте сядем на места, возьмём кисть в руку и аккуратно приступим к работе.
Рисование осеннего леса (нетрадиционная техника – печать листьями)
Воспитатель: Сейчас я вам объясню, как правильно рисовать листиками: возьмём любой понравившийся листик со стороны прожилок и закрасим его. Нанесём краску при помощи кисточки на лист, не оставляя пустых мест и не забывая окрашивать края. Листик можно покрыть не одним цветом, а разными, тогда наши деревья получатся разноцветными и сказочными. Затем прикладываем лист окрашенной стороной на чистый белый лист черенком вниз и плотно прижмём к бумаге салфеткой, стараясь не сдвигать с места. Далее, возьмём листок за черенок и осторожно снимем его с поверхности белого листа.
Когда отпечатаем листики, мы кистью дорисуем стволы деревьев, отпечатавшиеся прожилки листика будут напоминать веточки в цветной кроне (во время объяснения воспитатель наглядно демонстрирует детям, как выполнять задание).
Воспитатель: Прежде чем приступить к работе, мы с вами немного разомнём пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Будем листья собирать»
Раз, два, три, четыре, пять будем листья собирать (сжимают и разжимают кулачки)
Листья березы (загибают большой палец)
Листья рябины (загибают указательный палец)
Листики тополя (загибают средний палец)
Листья осины (загибают безымянный палец)
Листики дуба (загибают мизинец)
Мы соберем
Маме осенний букет отнесем. (сжимают и разжимают кулачки)
Воспитатель: Ну а теперь давайте приступим к работе, сделаем свой сказочный осенний лес. Только будьте очень аккуратны и внимательны.
По ходу занятия воспитатель помогает детям, которые затрудняются. Когда все дети завершат свою работу, провести динамическую паузу.
Динамическая пауза:
Выросли деревья в поле. Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны)
Каждое старается, к небу, к солнцу тянется. (Потягивания – руки вверх)
Вот подул весёлый ветер, закачались тут же ветки (Дети машут руками)
Даже толстые стволы наклонились до земли (Наклоны вперед)
Вправо-влево, взад-вперед–так деревья ветер гнет (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)
Он их вертит, он их крутит. Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)
3. Заключительная часть. Рефлексия.
Воспитатель: Ну что, ребята, давайте посмотрим, что у вас получилось? Какие красивые деревья!
- Какое время года вы изобразили в своих рисунках? (ответы детей)
- Какие краски использовали? (ответы детей)
- Каким способом рисовали? (ответы детей)
Воспитатель: У вас у всех получились замечательные красочные осенние деревья. Я думаю, что вашим мамам и папам тоже понравится осенний лес, выполненный вами. Давайте мы сейчас с вами пойдем и сделаем выставку из ваших рисунков. (Выставка работ воспитанников)
Воспитатель: Всем спасибо, вы большие молодцы.