Опубликовано: 04.11.2021 г.
Автор: Екимова Валентина Владимировна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ «Шадринская специальная (коррекционная)
школа-интернат № 11», г.Шадринск
Класс: 9б (неслышащие обучающиеся с интеллектуальными нарушениям)
Цели урока:
1.Коррекционно-образовательные:
- отрабатывать умения работать с прозаическим текстом, анализировать и делать выводы; составлять характеристики литературным героям;
- привлечь внимание обучающихся к обсуждению вопросов, связанных с понятием «сострадание».
2.Коррекционно-развивающие:
- расширять объем эмоционально-оценочной лексики, развивать внимание, логическое мышление, связную самостоятельную речь, слуховое восприятие; расширять словарный запас учащихся; следить за внятностью произношения;
- устанавливать и выявлять причинно-следственные связи.
3.Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать сострадательное и уважительное отношение ко всему живому, желание помочь беззащитным;
- на примере персонажей формировать положительные нравственные качества личности, духовные ценности.
Ход урока
1.Организационный момент
- Встаньте красиво. Разотрите ладони, передайте тепло и улыбки друг другу. Будем работать хорошо, слушать внимательно, говорить внятно.
- Аня, как ты слышишь? (Я слышу хорошо).
2.Слухо-зрительная разминка
- Какой сейчас урок? Какой по счёту урок? Какой рассказ мы читаем? (Мы читаем рассказ «Трудный хлеб»)
- Почему хлеб трудный? (потому что требует большого труда, больших сил )
- Кто автор произведения? (Автор русский писатель, прозаик - Евгений Иванович Носов).
- Назови героев рассказа (собака Чанг, охотник, рассказчик – рыболов).
- Кто главный герой? (Собака Чанг).
-Расскажите о Чанге (Собака породы – спаниель для охоты, охотничья собака. Чанг хорошо бегает, быстро и легко плавает)
- Молодцы! Как вы думаете, что мы будем делать сегодня? (продолжим читать, отвечать на вопросы).
- Прочитайте план урока (учащиеся про себя читают план на доске).
План урока
1.Проверять(-ли) домашнее задание.
2.Работать (-ли) над содержанием рассказа:
- читать (-ли) рассказ выборочно;
- заполнять (-ли) таблицу;
- читать (-ли) по ролям;
- читать по цепочке;
- инсценировать (-ли) отрывок;
- составлять (-ли) пересказ.
- Рассказывать о домашних животных
- Рефлексия
- Домашнее задание
3.-Будем проверять домашнее задание.
- Что вам нужно было сделать? (Нарисовать картинки к отрывкам и рассказать)
- Кто хочет отвечать? (Ученик выходит к доске, показывает картинку и описывает содержание).
- Рыболов ловит рыбу. Вдруг кто-то выстрелил. Первая утка улетела, а вторая раненая осталась.
- Собака проплыла по реке мимо птицы. Хозяин крикнул: «Чанг!», и собака быстро повернула, схватила птицу и принесла хозяину.
- Что мы делали? (Мы проверяли домашнее задание). Хорошо, молодцы!
4.- Сегодня мы продолжим работать над содержанием рассказа.
Прочитайте высказывания: «Сострадание к животным связано с добротой характера, кто жесток с животными, тот не может быть добрым человеком». «По твоему отношению к собаке я узнаю, что ты за человек».
- Какие словосочетания выделены? (сострадание к животным, отношение к собаке, добрый человек).
- А как связаны ли эти словосочетания с темой рассказа Е. Носова мы ответим в конце урока.
- Откройте книгу на странице 208. Будем читать отрывок жужжащим чтением (как пчёлки). А я буду слушать. Заполним таблицу предложениями, описывающими отношение собаки к хозяину и отношение хозяина к своему другу
1. Отношение хозяина к Чангу |
2. Отношение Чанга к хозяину |
«Давай-ка, дружище, посидим, отдохнем» |
«сел рядом…» |
«Золотая собака» |
«вопрошающе глядя на хозяина» |
«Хозяин ласково провел ладонью по черному шелковистому жилету спаниеля» |
«Чанг одобрительно замахал обрубком хвоста. |
«Чанг, молодчина!» |
«А может, в добром голосе хозяина почуял к себе ласку» |
-Что мы делали? (читали и заполняли таблицу). Ребята, по таблице сделаем вывод: как охотник относился к собаке? (охотник любил свою собаку, называл её ласково). А как Чанг относился к своему хозяину? (Чанг относился к хозяину с преданностью и готов был служить ему до конца своих дней). Ребята, а какой вопрос заинтересовал рыболова?
5.Чтение по ролям
- Давайте прочитаем этот отрывок по ролям на странице 210. Кто хочет читать за охотника, рыболова, слова автора?
- Итак, ребята, какой была собака? (Слепой). Давайте закроем глаза и представим, легко это или трудно?
6.Чтение рассказа по цепочке
- Посмотрим иллюстрацию на странице 210. Какой опыт показал, что собака слепая? (рассматривание: отломил кусок хлеба, подбросил, собака спокойно сидела, когда кусок хлеба упал на землю, то собака побежала на звук и запах). Давайте этот отрывок инсценируем.
7.Инсценирование отрывка. Герои: Чанг, охотник. Кто хочет играть роль хозяина, Чанга?
- Почему хозяин брал Чанга на охоту, а не оставлял дома? (хозяин Чанга хотел, чтобы пёс чувствовал себя настоящей охотничьей собакой)
-Найдите об этом слова в тексте («Да я за него двух зрячих не возьму…»)
- Вернёмся к высказыванию, которое мы прочитали в начале урока
«Сострадание к животным связано с добротой характера, кто жесток с животными, тот не может быть добрым человеком»
- А сострадание – это что? Найдите в словаре (обращаюсь к ученикам)
(Сострадание - жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем, горем). Вывод (делает учитель):
-Только того можно назвать добрым человеком кто может сострадать.
- Как вы думаете, охотник добрый хозяин Чангу? (Да, потому что он не бросил слепую собаку, а наоборот научил охотиться, по-другому, зарабатывать себе на хлеб трудом).
- Составление пересказа (все вместе по таблице подбираем вторую часть к предложениям, затем один рассказывает все)
1.Чанг -….. |
1. спокойным, даже ласковым голосом, подбадривал похвалой. |
2.Охотник давал команды…. |
2. « …5 лет вместе. Чанг свой хлеб честно зарабатывает. Трудный хлеб, но честный» |
3. Хозяин Чанга хотел, … |
3. завести другую собаку. |
4. Рыбак предложил… |
4. чтобы пёс чувствовал себя настоящей охотничьей собакой. |
5. Хозяин не согласился, мы |
5. слепая охотничья собака породы спаниель. |
Один ученик заполняет у доски, остальные в тетрадях
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
5 |
1 |
4 |
3 |
2 |
- Что мы делали? Вывод по рассказу (делает учитель)
- Итак, ребята, мы прочитали рассказ о слепой собаке Чанге. Как хозяин относился к собаке? (обращаю внимание на доску) значит, он может сострадать животным? Ребята, а вы как относитесь к животным? У кого из вас есть домашние животные? Расскажите нам.
10.Рассказ учеников о животном
- Рефлексия. Закончить предложение
Я прочитал (-а) рассказ «… …»
Мне было легко ….Мне было трудно ….Какое новое слово вы узнали?
10.Домашнее задание: нарисовать любимое животное. Оценки за урок.
Приложение к уроку
Рыболов
Охотник – хозяин собаки
Слепая собака
Подранок – раненая птица
Относиться к животным (как?) |
по-доброму |
плохо |
|
хорошо |
|
ласково |
|
грубо |
|
внимательно |
|
с нежностью |
|
с ненавистью |
|
уважительно |
|
Бегает Плавает Прыгает |
быстро легко хорошо круто |