0+



 

Опубликовано: 04.11.2021 г.

Автор: Екимова Валентина Владимировна,

учитель русского языка и литературы

ГБОУ «Шадринская специальная (коррекционная)

школа-интернат № 11», г.Шадринск

 

Класс: 9б (неслышащие обучающиеся с интеллектуальными нарушениям)

Цели урока:

1.Коррекционно-образовательные:

- отрабатывать умения работать с прозаическим текстом, анализировать и делать выводы; составлять характеристики литературным героям;

- привлечь внимание обучающихся к обсуждению вопросов, связанных с понятием «сострадание».

2.Коррекционно-развивающие:

- расширять объем эмоционально-оценочной лексики, развивать внимание, логическое мышление, связную самостоятельную речь, слуховое восприятие; расширять словарный запас учащихся; следить за внятностью произношения;

- устанавливать и выявлять причинно-следственные связи.

3.Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать сострадательное и уважительное отношение ко всему живому, желание помочь беззащитным;

- на примере персонажей формировать положительные нравственные качества личности, духовные ценности.

Ход урока

1.Организационный момент

- Встаньте красиво. Разотрите ладони, передайте тепло и улыбки друг другу. Будем работать хорошо, слушать внимательно, говорить внятно.

- Аня, как ты слышишь? (Я слышу хорошо).

2.Слухо-зрительная разминка

- Какой сейчас урок? Какой по счёту урок? Какой рассказ мы читаем? (Мы читаем рассказ «Трудный хлеб»)

- Почему хлеб трудный? (потому что требует большого труда, больших сил )

- Кто автор произведения? (Автор русский писатель, прозаик - Евгений Иванович Носов).

- Назови героев рассказа (собака Чанг, охотник, рассказчик – рыболов).

- Кто главный герой? (Собака Чанг).

-Расскажите о Чанге (Собака породы – спаниель для охоты, охотничья собака. Чанг хорошо бегает, быстро и легко плавает)

- Молодцы! Как вы думаете, что мы будем делать сегодня? (продолжим читать, отвечать на вопросы).

- Прочитайте план урока (учащиеся про себя читают план на доске).

План урока

1.Проверять(-ли) домашнее задание.

2.Работать (-ли) над содержанием рассказа:

- читать (-ли) рассказ выборочно;

- заполнять (-ли) таблицу;

- читать (-ли) по ролям;

- читать по цепочке;

- инсценировать (-ли) отрывок;

- составлять (-ли) пересказ.

  1. Рассказывать о домашних животных
  2. Рефлексия
  3. Домашнее задание

3.-Будем проверять домашнее задание.

- Что вам нужно было сделать? (Нарисовать картинки к отрывкам и рассказать)

- Кто хочет отвечать? (Ученик выходит к доске, показывает картинку и описывает содержание).

  1. Рыболов ловит рыбу. Вдруг кто-то выстрелил. Первая утка улетела, а вторая раненая осталась.
  2. Собака проплыла по реке мимо птицы. Хозяин крикнул: «Чанг!», и собака быстро повернула, схватила птицу и принесла хозяину.

- Что мы делали? (Мы проверяли домашнее задание). Хорошо, молодцы!

4.- Сегодня мы продолжим работать над содержанием рассказа.

Прочитайте высказывания: «Сострадание к животным связано с добротой характера, кто жесток с животными, тот не может быть добрым человеком». «По твоему отношению к собаке я узнаю, что ты за человек».

- Какие словосочетания выделены? (сострадание к животным, отношение к собаке, добрый человек).

- А как связаны ли эти словосочетания с темой рассказа Е. Носова мы ответим в конце урока.

- Откройте книгу на странице 208. Будем читать отрывок жужжащим чтением (как пчёлки). А я буду слушать. Заполним таблицу предложениями, описывающими отношение собаки к хозяину и отношение хозяина к своему другу

1. Отношение хозяина к Чангу

2. Отношение Чанга к хозяину

«Давай-ка, дружище, посидим, отдохнем»

«сел рядом…»

«Золотая собака»

«вопрошающе глядя на хозяина»

«Хозяин ласково провел ладонью по черному шелковистому жилету спаниеля»

«Чанг одобрительно замахал обрубком хвоста.

«Чанг, молодчина

«А может, в добром голосе хозяина почуял к себе ласку»

-Что мы делали? (читали и заполняли таблицу). Ребята, по таблице сделаем вывод: как охотник относился к собаке? (охотник любил свою собаку, называл её ласково). А как Чанг относился к своему хозяину? (Чанг относился к хозяину с преданностью и готов был служить ему до конца своих дней). Ребята, а какой вопрос заинтересовал рыболова?

5.Чтение по ролям

- Давайте прочитаем этот отрывок по ролям на странице 210. Кто хочет читать за охотника, рыболова, слова автора?

- Итак, ребята, какой была собака? (Слепой). Давайте закроем глаза и представим, легко это или трудно?

6.Чтение рассказа по цепочке

- Посмотрим иллюстрацию на странице 210. Какой опыт показал, что собака слепая? (рассматривание: отломил кусок хлеба, подбросил, собака спокойно сидела, когда кусок хлеба упал на землю, то собака побежала на звук и запах). Давайте этот отрывок инсценируем.

7.Инсценирование отрывка. Герои: Чанг, охотник. Кто хочет играть роль хозяина, Чанга?

- Почему хозяин брал Чанга на охоту, а не оставлял дома? (хозяин Чанга хотел, чтобы пёс чувствовал себя настоящей охотничьей собакой)

-Найдите об этом слова в тексте («Да я за него двух зрячих не возьму…»)

- Вернёмся к высказыванию, которое мы прочитали в начале урока

«Сострадание к животным связано с добротой характера, кто жесток с животными, тот не может быть добрым человеком»

- А сострадание – это что? Найдите в словаре (обращаюсь к ученикам)

(Сострадание - жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем, горем). Вывод (делает учитель):

 -Только того можно назвать добрым человеком кто может сострадать.

- Как вы думаете, охотник добрый хозяин Чангу? (Да, потому что он не бросил слепую собаку, а наоборот научил охотиться, по-другому, зарабатывать себе на хлеб трудом).

  1. Составление пересказа (все вместе по таблице подбираем вторую часть к предложениям, затем один рассказывает все)

1.Чанг -…..

1. спокойным, даже ласковым голосом, подбадривал похвалой.

2.Охотник давал команды….

2. « …5 лет вместе. Чанг свой хлеб честно зарабатывает. Трудный хлеб, но честный»

3. Хозяин Чанга хотел, …

3. завести другую собаку.

4. Рыбак предложил…

4. чтобы пёс чувствовал себя настоящей охотничьей собакой.

5. Хозяин не согласился, мы

5. слепая охотничья собака породы спаниель.

Один ученик заполняет у доски, остальные в тетрадях

1

2

3

4

5

5

1

4

3

2

- Что мы делали? Вывод по рассказу (делает учитель)

- Итак, ребята, мы прочитали рассказ о слепой собаке Чанге. Как хозяин относился к собаке? (обращаю внимание на доску) значит, он может сострадать животным? Ребята, а вы как относитесь к животным? У кого из вас есть домашние животные? Расскажите нам.

10.Рассказ учеников о животном

  1. Рефлексия. Закончить предложение

Я прочитал (-а) рассказ «… …»

Мне было легко  ….Мне было трудно ….Какое новое слово вы узнали?

10.Домашнее задание: нарисовать любимое животное. Оценки за урок.


Приложение к уроку

Рыболов

Охотник – хозяин собаки

Слепая собака

Подранок – раненая птица

 

 

 

 

Относиться к животным (как?)

по-доброму

плохо

хорошо

ласково

грубо

внимательно

с нежностью

с ненавистью

уважительно

Бегает

Плавает

Прыгает

быстро

легко

хорошо

круто

 

Как опубликовать статью?

Уважаемые педагоги, для того, чтобы разместить на страницах интернет-издания собственные работы необходимо сделать несколько простых шагов:

  1. Ознакомьтесь с требованиями к размещаемым материалам.
  2. Заполните заявку на публикацию (скачать Заявку).
  3. Оплатите за размещение материала (скачать квитанцию для оплаты) или пополните кошелек Яндекс Деньги 410015930905285.  Стоимость организационного взноса за изготовление диплома и свидетельства о публикации всего 150 рублей.
  4. На электронный адрес редакции 5.izmerenie@mail.ru отправьте письмо с темой «Публикация статьи».

    К письму должны быть прикреплены три файла:
    - статья для публикации,
    - заявка на публикацию (скачать Заявку).
    - копия оплаты оргвзноса (скан или фото).

  Как оплатить счет на сайте:

1. В личном кабинете выберите мероприятие (Педагогический электронный журнал «Пятое измерение» (Размещение публикаций) и нажмите "Оплатить".

2. Выберите способ оплаты: 

  • Оплата PayAnyWay (Монета) Возможные варианты оплаты:

- Банковские карты (VISA, MasterCard, СБП, Yandex Pay) 

- Электронные деньги (MONETA.RU, ЮМoney)

- Переводы (Почтовый перевод, Банковский перевод)

- Платежные терминалы (Московский кредитный Банк, Элекснет)

  • Оплата квитанцией через банк

 3. Укажите количество участников и нажмите "Оформить заказ".

 4. После оплаты организационного взноса,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отправьте на электронный адрес 5.izmerenie@mail.ru

 

Как оплатить по квитанции на оплату через банк:

1. Скачайте квитанцию на сайте.

2. Оплатите организационный взнос: изготовление диплома и свидетельства о публикации составляет всего 150 рублей (скачать квитанцию для оплаты) При перечислении можно воспользоваться услугами любого банка. Обязательно укажите фамилию, имя,  отчество плательщика оргвзноса!

4. После оплаты,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отсканированную или сфотографированную квитанцию необходимо отправить на электронную почту 5.izmerenie@mail.ru

 

На страницах нашего электронного журнала Вы сможете найти полезный для себя материал, обрести единомышленников, поделиться с более молодыми коллегами из других городов и регионов России своими наработками и опытом, а также опубликовать оригинальные статьи и материалы по педагогической тематике.

 Редакция сетевого издания Центра интеллектуального развития «Пятое измерение» всегда открыта к диалогу и рада сотрудничеству!

Желаем Вам успехов!

Войти

Регистрация