Опубликовано: 01.12.2021 г.
Автор: Захарова Лариса Владимировна,
Педагог дополнительного образования,
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего
вида с приоритетным осуществлением
художественно-эстетического развития детей №62» г. Чита
В детском возрасте, когда ребёнок особо эмоционально относится к окружающему миру, особое значение имеет реализация его потребности в художественном творчестве. Знакомство детей с различными видами народного декоративно-прикладного искусства на образовательной деятельности по декоративному рисованию поможет научить их воспринимать прекрасное и доброе, познакомит с народными традициями, заложит основы эстетического воспитания.
Изделия народного промысла радуют глаз, поднимают настроение, раскрывают мир весёлого праздника. Организация образовательной деятельности по реализации игровых проектов, через знакомство с народным промыслом даёт возможность детям почувствовать себя в роли художника – декоратора, отразить в своей работе эстетическое видение и чувствование окружающего мира. Ведь именно декоративное рисование помогают научить детей воспринимать прекрасное, научат их любоваться красотой. Помогут обоготить социальный опыт ребёнка, через проектную деятельность, заинтересовать детей, а так же вызвать потребность в художественном творчестве. Потребность возникает при особом эмоциональном отношении к окружающему, когда за формой предметов и явлений дети открывают вызывающее у них отклик внутреннее содержание.
При достаточном богатстве таких впечатлений для ребёнка становится возможным и желание выразить свои личные переживания в создаваемых им самим образах. Созданные условия педагогом развивают у детей художественные способности, воображение и образное мышление, которые способствуют приобщению детей к народным промыслам, помогают закрепить технические навыки, полученные ранее, учат анализировать и сравнивать используя народный промысел, оптимизируется процесс развития творческого воображения у детей дошкольного возраста.
На современном этапе заметно усилился интерес к использованию игровых проектов знакомства детей с народными промыслами. Изучая близкое и родное творчество других народов, дети легче понимают и творчество других народов, получая первоначальное эстетическое воспитание.
Истоки творческих сил человека восходят к детству – той поре, когда творческие проявления во многом непроизвольны и жизненно необходимы. Первостепенное значение имеет сама потребность в художественном творчестве. Она возникает при особом, эмоциональном отношении к окружающему, когда за формой предметов и явлений дети открывают вызывающее у них отклик внутреннее содержание. При достаточном богатстве таких впечатлений для ребёнка становится возможной и желанной потребность выразить своё личное переживание в создаваемых им самим образах.
Народный промысел даёт необходимый эмоциональный настрой для творческой активности детей. Глядя на узоры, краски, ещё раз убеждаешься в том, что красота нужна и дорога всем, но прежде всего она необходима детям, поэтому актуальным является поиск путей, оптимизирующих процесс формирования творческой активнисти у детей при использовании русского народного промысла. Знакомясь с народным искусством, дети учатся понимать прекрасное, узнают традиции, обычаи, особенности жизни, быта, передающиеся из поколения в поколение, усваивают эталоны красоты.
Декоративно-прикладное искусство тоже своеобразный мостик. Педагог должен пробудить в каждом ребёнке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришёл в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость. Дети знакомятся с разнообразием промыслов России, их особенностями, многообразием используемых материалов в изготовлении изделий народных мастеров, учатся на основе полученных знаний создавать свои узоры. Таким образом, у дошкольников появляется стремление применить свои знания и умения в различных ситуациях.
Включая в педагогический процесс реализацию проектной деятельности, по декоративному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками в составлении узоров по мотивам определённой росписи необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей дошкольного возраста, их желания и интересы.