0+



 

Опубликовано: 06.12.2021 г.

Автор: Тарейкина Нина Васильевна,
Музыкальный руководитель,
МДОБУ «Кемлянский детский сад комбинированного вида»
Республика Мордовия Ичалковский район
с. Кемля

  Мир детства не может быть без игры. Игра в жизни ребёнка – это минуты радости, забавы,  она ведёт ребёнка по жизни.

Игра является ведущим видом деятельности дошкольников, а игра с музыкальным сопровождением - активным средством музыкального воспитания дошкольников. В программах по дошкольному воспитанию музыкальные игры занимают значительное место, так как являются ценным средством музыкального развития детей, воспитывают волю, выдержку, тренируют память. Через игру ребенок овладевает определенными знаниями, умениями, навыками, необходимыми  для двигательной активности детей. Музыкальное сопровождение игр активизирует детей, организует коллектив.

Яркая художественная форма, которая выражается в музыкальной теме, игровая ситуация, необходимость следовать определенным правилам вызывают у детей повышенный интерес, эмоциональный отклик, что способствует активному восприятию музыки, быстрому запоминанию и воспроизведению игры.

Музыкальная игра - одно из активнейших средств для развития ладового и музыкально-ритмического чувства в их взаимосвязи, что образует основу эмоциональной отзывчивости на музыку.

Свою музыкальную деятельность я строю с использованием различных игр, которые включают в себя воспитательные, обучающие и развивающие задачи. Среди них подвижные, хороводные, игры под инструментальную музыку, игры-драматизации, игры с пением, ритмические игры со словом, игры на развитие техники игры на музыкальных инструментах, игры музыкально-дидактические, логоритмические разминки.

В процессе образовательной деятельности я организую игровое пространство, объясняю правила игры, отбираю нужное количество участников и создаю условия для их самовыражения, чтобы детям в игре было легко и комфортно.

     В своей деятельности использую следующие виды игр:

Игры под инструментальную музыку.

Сюжетные игры определяются наличием несложного сюжета, конкретных персонажей, музыки к ним (чаще всего изобразительного характера). Дети передают в этих играх образы, согласуя свои движения с музыкой, реагируя на особенности ее характера, используя характерные имитационные движения для персонажей. Примеры сюжетных игр: «Зайцы и лиса», «Кот и мыши», муз. Т.Ломовой, «Поездка», муз. В.Герчик, «Медведь и дети, муз. И. Берковича».

 Несюжетные игры – наиболее привлекательный тип игры для детей за счёт элемента соревнования. Вначале такие игры построены на зафиксированной последовательности движений, затем проводятся соревнования в ловкости, быстроте, которые уже предполагают свободную непринужденную игру. С особой точностью дети должны реагировать на начало и окончание музыки, смену частей, чередование музыкальных фраз, сильные и слабые доли, особенности ритмического рисунка. Примеры несюжетных игр: «Будь ловким!», муз. Н.Ладухина, «Игра с бубном», муз. М.Красева, «Игра с цветными флажками», муз. Ю.Чичкова, «Кто скорее», муз. М.Шварца, «Тише, громче в бубен бей», муз. Е. Тиличеевой.

Инсценировки под инструментальную музыку построены на основе конкретного сюжета. Сначала педагог знакомит детей с сюжетом, они прослушивают музыкальные характеристики всех персонажей, а затем им предлагается поиграть в сопровождении музыки (без пения), используя пластику, характерные движения персонажей, передавая их действия и развитие сюжета. Педагог ограничивается небольшими репликами или текстовыми связками. Примеры таких игр: «Зимнее утро», муз. П. И. Чайковского, «Козлята и волк», муз. Т.Ломовой, «Зимняя сказка», муз Е.Туманян.

Игры с пением.

Хороводы построены на основе игровых песен, в которых игровые действия детей соответствуют тексту песен, характеру мелодии. В хороводах используются плясовые и имитационные движения для передачи игровых образов. Примеры хороводных игр: «Танец - приглашение», обр. Ф.Теплицкой, «Каравай»,  «Огородная-хороводная», муз. Б. Можжнвнлова, «В сыром бору тропина», «Со вьюном я хожу», русские народные песни; «Кот Васька», муз. Г.Лобачева, сл. Н.Френкель.

Инсценирование песен. Используются песни с развернутым сюжетом, наличием нескольких образов. Действия детей определяются содержанием песни и конкретным характером персонажа. Воображение, детская фантазия, установки педагога помогают ребёнку в передаче образа, выборе нужных выразительных движений. Для инсценировки песен могут использоваться как народные, так и авторские песни («Теремок», «Пошла млада за водой», «Где был, Иванушка?», русские народные песни, «Тень – тень», муз. Вик. Калинникова, сл. народные).

Народные игры с пением – игры, которые передаются из поколения в поколение, имеют глубокие исторические корни и с годами не изменяются («Гори-гори ясно», «Колпачок», «Арина»). Чаще всего их используют на фольклорных праздниках и на прогулках.

Музыкально-дидактические игры.

Игры на развитие сенсорных способностей. Одна часть таких игр используется на фронтальных занятиях с детьми, другая предполагает индивидуальную работу и работу с небольшими подгруппами детей. Музыкально-дидактические игры – спокойные по характеру, требуют от детей устойчивого произвольного внимания, способствуют различению свойств музыкальных звуков (высота, длительность, динамика, тембр), упражняют в узнавании музыкальных инструментов, знакомых мелодий, песен («Угадай на чем играю», «Музыкальное лото», «Сколько нас поёт?», «Тихие и громкие звоночки», «Узнай по голосу»).

Ритмические игры со словом.

Эти игры способствуют развитию важной способности, как чувство ритма. Благодаря своему эмоционально-образному содержанию они упражняют детей в основных и танцевальных движениях, помогают им лучше ориентироваться в пространстве («Танцуем вместе», «Трух-тух, трух-тух-тух, ходит по двору петух», «Барашеньки – крутороженьки», «Как на горке снег», «Мыши водят хоровод»). Включаются в любые занятия в качестве динамичного и эмоционального материала, а также могут использоваться в качестве пятиминуток между занятиями и на прогулках.

Для решения своих творческих целевых установок на занятиях использую эффективные методы обучения музыкально-ритмическим движениям, среди них: 

  • ·         наглядный метод – используется как взаимодействие слухового и наглядно-зрительного анализатора;
  • ·         метод показа – эффективен при разучивании новых движений;
  • ·         словесный метод – должен быть кратким, точным, конкретным;        
  • ·         практический метод – предполагает многократное повторение музыкально-ритмических движений, что помогает детям запомнить последовательность движений и их творческое видоизменение;
  • ·         игровой метод – является основным при подборе игр, отвечающих задачам занятия, возрастным особенностям и творческому самовыражению;
  • ·         импровизационный метод–самый эффективный метод, позволяющий успешно развивать фантазию, импровизационные навыки, вариативность композиций и творческое мышление.

Использование музыкальных игр предполагает систему игровых упражнений, назначение которых – развитие основных и танцевальных движений, отработка их ритмичности и пластичности. На этих элементах впоследствии будут построены игры, танцы, хороводы, инсценировки.

Музыкальная игра - ведущая деятельность у детей до семи лет, поэтому я использую её для решения комплекса взаимосвязанных задач развития детей. В познавательном развитии для формирования разносторонних представлений о действительности, явлениях природы, для развития динамических пространственных представлений творчества, интеллектуальной инициативы

            В заключение хочется отметить, что без игры нет, и не может, быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий, это искорка, зажигающая огонек пытливости и любознательности. В игре развиваются физические силы ребенка, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива.

           Нет еще на свете таких детей, которые бы не любили веселые игры, а если они еще проводятся на музыкальном фоне, это способствует разностороннему развитию маленького человека.

Список литературы:
1. Анисимова, Г.И. Сто музыкальных игр для развития дошкольников. Старшая и подготовительная группы/ Анисимова Г.И. Худож.: Е.А.Афоничева, В.Н.Куров. – Ярославль: Академия развития, 2005. – 96 с., ил. – (Детский сад: день за днем).
2. Зарецкая, Н.В. Танцы, игры, упражнения для красивого движения / Н.В.Зарецкая. – Ярославль «Академия – Холдинг», 2001. – 60с.
3. Программа воспитания обучения в детском саду/ под. ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т. С.Комаровой. – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2004. – 350с.
4 .Скоролупова, О.А., Тихонова, Т.М. Игра – как праздник! (Сценарии тематических игровых недель в детском саду.) – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2007. – 136с.

Как опубликовать статью?

Уважаемые педагоги, для того, чтобы разместить на страницах интернет-издания собственные работы необходимо сделать несколько простых шагов:

  1. Ознакомьтесь с требованиями к размещаемым материалам.
  2. Заполните заявку на публикацию (скачать Заявку).
  3. Оплатите за размещение материала (скачать квитанцию для оплаты) или пополните кошелек Яндекс Деньги 410015930905285.  Стоимость организационного взноса за изготовление диплома и свидетельства о публикации всего 150 рублей.
  4. На электронный адрес редакции 5.izmerenie@mail.ru отправьте письмо с темой «Публикация статьи».

    К письму должны быть прикреплены три файла:
    - статья для публикации,
    - заявка на публикацию (скачать Заявку).
    - копия оплаты оргвзноса (скан или фото).

  Как оплатить счет на сайте:

1. В личном кабинете выберите мероприятие (Педагогический электронный журнал «Пятое измерение» (Размещение публикаций) и нажмите "Оплатить".

2. Выберите способ оплаты: 

  • Оплата PayAnyWay (Монета) Возможные варианты оплаты:

- Банковские карты (VISA, MasterCard, СБП, Yandex Pay) 

- Электронные деньги (MONETA.RU, ЮМoney)

- Переводы (Почтовый перевод, Банковский перевод)

- Платежные терминалы (Московский кредитный Банк, Элекснет)

  • Оплата квитанцией через банк

 3. Укажите количество участников и нажмите "Оформить заказ".

 4. После оплаты организационного взноса,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отправьте на электронный адрес 5.izmerenie@mail.ru

 

Как оплатить по квитанции на оплату через банк:

1. Скачайте квитанцию на сайте.

2. Оплатите организационный взнос: изготовление диплома и свидетельства о публикации составляет всего 150 рублей (скачать квитанцию для оплаты) При перечислении можно воспользоваться услугами любого банка. Обязательно укажите фамилию, имя,  отчество плательщика оргвзноса!

4. После оплаты,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отсканированную или сфотографированную квитанцию необходимо отправить на электронную почту 5.izmerenie@mail.ru

 

На страницах нашего электронного журнала Вы сможете найти полезный для себя материал, обрести единомышленников, поделиться с более молодыми коллегами из других городов и регионов России своими наработками и опытом, а также опубликовать оригинальные статьи и материалы по педагогической тематике.

 Редакция сетевого издания Центра интеллектуального развития «Пятое измерение» всегда открыта к диалогу и рада сотрудничеству!

Желаем Вам успехов!

Войти

Регистрация