Опубликовано: 07.12.2021 г.
Автор: Ятмаскина Марина Александровна,
Воспитатель,
МБДОУ «Детский сад №164»
Пояснительная записка
При разработке данной программы использовались следующие нормативно – правовые документы: Федеральный закон «Об образовании в РФ».
Постановление главного государственного врача РФ «Об утверждении Сан ПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организаций»
Приказ Министерства образования и науки РФ об утверждении ФГОС ДО.
Приказ Минобрнауки России «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам-образовательная программа ДО.
Актуальность данного кружка в том, что художественный ручной труд – это работа с различными материалами, в процессе которой ребенок создает относительно полезные и эстетически значимые предметы и вещи. С первых же занятий дети начинают понимать, что понятие «мусор» для художника не существует. Любой предмет, бросовый материал, любая случайная находка могут быть преображены и стать художественным произведением. Особое внимание уделяется созданию в детском коллективе доброжелательной творческой обстановки, что способствует выявлению индивидуальности каждого. Он видит, что его изделиями украшают интерьер группы, их можно использовать в играх, инсценировках. Так же, при художественном ручном труде развивается мелкая моторика рук, что очень хорошо способствует на развитие речи ребенка. Именно поэтому мы приняли решение работать в этом направлении
Цели и задачи реализации программы:
Цель: развитие личности ребенка, обеспечение становления эстетического отношения к окружающему миру; формирование эстетического отношения и художественно-творческих способностей ребенка посредством самовыражения через изготовление поделок из различных материалов. Достижению этой цели служат следующие основные задачи программы:
.1.Развитие эстетического восприятия художественных образов (в произведениях искусства) и предметов (явлений) окружающего мира как эстететических объектов.
- Создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами.
- Ознакомление с универсальным «языком» искусства - средствами художественно-образной выразительности.
4.Развитие художественно-творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности.
- Воспитание художественного вкуса и чувства гармонии.
- Создание условий для многоаспектной и увлекательной активности детей в художественно-эстетическом освоении окружающего мира.
- Формирование эстетической картины мира и основных элементов «Я-концепции- творца»
Организационно методическое обеспечение программы:
Материально-техническое оснащение: Программа кружка «Умелые ручки» рассчитан на 1 год (с детьми второй младшей группы №12). Продолжительность занятия составляет -15 мин., проводится во второй половине дня.
Количество занятий в месяц-4; в год -32, количество детей в группе -18.
Реализация программы, условия.
- • Наличие материально-технического обеспечения;
- • Систематичность посещения кружка «Умелые ручки»;
- • Регулярные отчетные выставки кружка для родителей, детей, сотрудников детского сада;
- •Участие детей, посещающих кружок, в конкурсах детского творчества муниципального и краевого значения;
Оборудование и инструменты:
Материал:
Бумага, бумажные салфетки, , вата, природный материал-шишки и желуди,скорлупки из разных орехов, крупы,тесто для лепки,
текстильный материал, клей, , коробки, пластилин, гуашь, цветные карандаши, фломастеры и т.д.
Организация работы с родителями:
- Ознакомление родителей с задачами, с программой кружковой работой, с практическими приемами;
- Участие родителей при организации выставок детских работ;
- Посещение выставок детских работ;
- Привлечь к сотрудничеству: пополнение нужного материала для кружка (бусины, гофрированная бумага, различные виды круп, природный материал, иллюстраций, справочного материала т.д.).
Способы работы:
1.Отрезание или обрывание полосок или кусочков от листа бумаги.
2.Вырезание по контуру предметов и комбинирование из них композиций.
3.Наклеивание комочков бумаги на плоскостное изображение.
4.Наклеивание кусочков и комочков бумажных салфеток.
5.Наклеивание ниток и ткани на плоскостное изображение.
6.Наклеивание сухих листьев на плоскостное изображение.
7.Скрепление различных деталей.
8.Скатывание ниток в клубок.
9.Нанизывание различных предметов.
10.Моделирование из природного материала: скорлупы грецкого ореха, семечек, гороха, веточек, камешков и т.д.
11.Комбинирование природных материалов с различными другими материалами.
12.Конструирование из коробок с элементами аппликации.
13.Лепка предметов из теста.
14.Выкладывание мозаики на пластилиновой основе.
15.Барельеф.
16.Печатание штампами на пластилиновой основе.
Литература
1.Лыкова И.А. «Художественный труд в детском саду. Экопластика», Творческий дом «Сфера»,М.2008
2.Интернет
- Перспективный план по
Художественному конструированию
вторая младшая группа.
Сентябрь
1 Вводное
Цель: Познакомить с различными видами материала(бумага, картон, пластилин, природный материал). Вызвать у детей интерес и желание работать с этими материалами.
Материал : пластилин, бумага – цветная, белая, гофрированная; картон,
природный материал – листья, камни, веточки и т.д. Поделки из бумаги и природного материала.
2 «Грибочки для белочки» - Аппликация.
Цель: дать понятие аппликации, развивать аккуратность в работе с клеем.
Материал: цветная бумага (заготовки – шляпка розового цвета, ножка- коричневого), ½ листа А4, зеленый карандаш, клей ПВА, кисти для клея, салфетки и клеенки для аппликации.
Октябрь
1 «Чудо – бумага» - изготовление Бус из рванной скатанной бумаги.
Цель: развивать умение отрывать небольшие куски бумаги и скатывать из них шарики. Развивать мелкую моторику рук.
Материал: яркая журнальная бумага, нитки, игла.
2 «Осенний листопад» - Коллективная работа из природного материала, аппликация.
Цель: Формировать практические умения коллективно выполнять работу с природным материалом, развивать аккуратность в работе с клеем. Воспитывать бережное отношение к природе.
Материал: листья деревьев, ватман с нарисованным на нем стволом дерева, клей ПВА, кисти для клея, салфетки и клеенки для аппликации.
3 «Едет с дачи урожай» - Лепка.
Цель: развивать умение отщипывать маленькие кусочки и скатывать из них шарики и колбаски. Развивать мелкую моторику рук.
Материал: пластилин, стеки, доски для лепки.
4 «Рисуем жгутиками пластилина» - Лепка на бумаге.
Цель: развивать умение работать с пластилином (скатывать жгутики, точно накладывать на нарисованные линии и придавливать к бумаге). Развивать мелкую моторику рук.
Материал: пластилин, ½ листа А4 с нарисованным на нем контуром дома, доски для лепки.
Ноябрь
1 «Ваза с цветами»- Коллективная работа, аппликация.
Цель: Формировать практические умения коллективно выполнять аппликацию, развивать аккуратность в работе с клеем.
Материал: заготовка вазы из гофрированной бумаги на ватмане, заготовки цветов и листьев из цветной бумаги, клей ПВА, кисти для клея, салфетки и клеенки для аппликации.
2 «Курочка с цыплятами» - Аппликация из ватных дисков.
Цель: Формировать практические умения коллективно выполнять аппликацию из нестандартного материала (ватных дисков), развивать аккуратность в работе с клеем.
Материал: ватман с изображением курочки, ватные диски двух размеров, гуашь желтого цвета, фломастеры, клей ПВА, кисти для клея, салфетки и клеенки для аппликации.
3 « Угостим ежика яблоками» - Лепка.
Цель: участвовать в создании сюжета, развивать умение отщипывать маленькие кусочки и скатывать из них шарики . Развивать мелкую моторику рук.
Материал: игрушка ежика, пластилин, стеки, доски для лепки.
4 «Дорожка из камешков» - Лепка на бумаге.
Цель: формировать навыки отщипывать небольшие кусочки пластилина, скатывать их и вдавливать в поверхность листа. Развивать мелкую моторику рук.
Материал: ½ листа А4 картона, пластилин, стеки, доски для лепки.
Декабрь
1 «Домик для зайчика» - Лепка.
Цель: участвовать в создании сюжета, развивать умение отщипывать маленькие кусочки и скатывать из них бревнышки. Развивать мелкую моторику рук.
Материал: пластилин, маленькая фигурка зайчика, стеки, доски для лепки.
2 «Волшебные елочки» - из шишек.
Цель: Формировать практические умения работать с природным материалом, развивать аккуратность в работе с пластилином. Воспитывать бережное отношение к природе.
Материал: елочные шишки, цветной картон, пластилин, гуашь: белая, голубая, зеленая, серебристая; елочный дождик.
3 «Украсим елку» - коллективная аппликация.
Цель: Формировать практические умения коллективно выполнять аппликацию, развивать аккуратность в работе с клеем.
Материал: ватман с нарисованной елкой или из цветной бумаги вырезаны детские ладошки и наклеены в форме елки; елочные игрушки, вырезанные из цветной бумаги, фото ребенка (клеится в центр елочной игрушки), клей ПВА, кисти для клея, салфетки и клеенки для аппликации.
Январь
1 «Снеговик» - коллективная работа, аппликация ( салфетки, скатывание).
Цель: Формировать практические умения коллективно выполнять аппликацию из нестандартного материала (салфеток), развивать умение отрывать небольшие куски салфетки и скатывать из них шарики. Развивать мелкую моторику рук и аккуратность в работе с клеем.
Материал: ватман с нарисованным контуром снеговика, белые салфетки, оранжевый картон для носа, коричневый – для ведра; голубая и черная гуашь, клей ПВА, кисть для клея.
2 «Ветка Рябины» - Аппликация (бумага, скатывание)
Цель: развивать умение отрывать небольшие куски бумаги и скатывать из них шарики. Развивать мелкую моторику рук и аккуратность в работе с клеем. Воспитывать бережное отношение к природе.
Материал: ½ листа А4 с нарисованной веткой рябины, красная ксероксная бумага, клей ПВА, кисти для клея, салфетки и клеенки для аппликации.
Февраль
1 «Грузовая машина» - Аппликация.
Цель: формировать умение составлять композицию на листе, Развивать мелкую моторику рук и аккуратность в работе с клеем.
Материал: ½ листа А4, детали машины - кузов, кабина, колеса- вырезанные из цветной бумаги, клей ПВА, кисти для клея, салфетки и клеенки для аппликации, цветные карандаши.
2 «Кораблик» - подарок для папы – Аппликация.
Цель: формировать умение составлять композицию на листе, Развивать мелкую моторику рук и аккуратность в работе с клеем.
Материал: ½ листа А4, детали кораблика, вырезанные из цветной бумаги, клей ПВА, кисти для клея, салфетки и клеенки для аппликации, цветные карандаши.
3 «Улитка» - Лепка.
Цель: развивать умение работать с пластилином (скатывать столбик и сворачивать из него улитку). Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать бережное отношение к природе.
Материал: игрушка улитка, пластилин, стеки, доски для лепки.
Март
1 «Тюльпан для мамы» - Аппликация из природного материала.
Цель: Формировать практические умения работать с природным материалом (рисом), развивать аккуратность в работе с клеем. Воспитывать бережное отношение к природе.
Материал: лист А4 с нарисованным контуром тюльпана, рис, клей ПВА, кисть для клея, салфетка, гуашь красного, желтого и зеленого цветов.
2 «Скворечник для скворушки» - силуэтная аппликация.
Цель: формировать умение составлять композицию на листе, Развивать мелкую моторику рук и аккуратность в работе с клеем.
Материал: лист А4 с нарисованной веткой дерева, вырезанный силуэт скворечника и скворца, клей ПВА, кисти для клея, салфетки и клеенки для аппликации.
3 «Веточка мимозы» - Аппликация из пластилина на листе.
Цель: развивать навыки отщипывать небольшие кусочки пластилина, скатывать их и вдавливать в поверхность листа. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать бережное отношение к природе.
Материал: ½ листа А4 с нарисованной веточкой мимозы, пластилин желтого цвета, стеки, доски для лепки.
Апрель
1 « Вербочка» - Лепка из природного материала.
Цель: Формировать практические умения работать с природным материалом (веточками деревьев); развивать навыки отщипывать небольшие кусочки пластилина, скатывать их и придавливать к веточке дерева; развивать аккуратность в работе с пластилином. Формировать умение составлять композицию. Воспитывать бережное отношение к природе.
Материал: небольшие веточки дерева ( на каждого ребенка), пластилин белого цвета, стеки, доски для лепки.
2 « Салфетка для стола» - Аппликация из геометрических форм.
Цель: Развивать умение составлять композицию на листе, развивать мелкую моторику рук и аккуратность в работе с клеем.
Материал: лист бумаги 20*20 см, вырезанные из цветной бумаги геометрические формы (круг, треугольник, ромб), клей ПВА, кисти для клея, салфетки и клеенки для аппликации.
3 «Чудо-юдо-чудеса» - лепка по замыслу ребенка.
Цель: формировать умение проявлять творчество, доводить начатую работу до конца. Развивать навыки работы с пластилином.
Материал: пластилин, стеки, доски для лепки.
4 «Божья коровка» - Аппликация скорлупы грецкого ореха.
Цель: Формировать практические умения работать с природным материалом (скорлупа грецкого ореха); развивать аккуратность в работе с клеем. Формировать умение составлять композицию. Воспитывать бережное отношение к природе.
Материал: картон зеленого цвета в форме листа, скорлупа грецкого ореха, клей, гуашь красного и черного цветов.
Май
1 «Ковер из цветов» - Коллективная объемная аппликация.
Цель: Развивать практические умения коллективно выполнять аппликацию, развивать аккуратность в работе с клеем.
Материал: ватман, цветы, вырезанные из цветной бумаги, клей ПВА, кисть для клея.
2 «Светофор» - Аппликация.
Цель: развивать умение составлять композицию на листе, Развивать мелкую моторику рук и аккуратность в работе с клеем.
Материал: лист бумаги А4, детали светофора, вырезанные из цветной бумаги, клей ПВА, кисти для клея, салфетки и клеенки для аппликации.