0+



 

Опубликовано: 16.12.2021 г.

Автор: Дрыженко Лариса Владимировна,
Воспитатель,
ГБОУ «Казанская школа-интернат имени Е.Г. Ласточкиной
для детей с ОВЗ»
г.Казань

«Истинное сокровище для людей - умение трудиться»

(Эзоп)

Цель: знакомство детей с миром профессий и подведение к осознанному профессиональному выбору.

Задачи:

  1. расширить представление детей о разнообразии профессий;
  2. познакомить учащихся с существующими видами современных профессий;
  3. объяснить учащимся, какие факторы влияют на выбор профессии;
  4. способствовать формированию у учащихся представления о том, что любая профессия важна и нужна.
  5. 5. коррекция произношения, пополнение словарного запаса детей.

Участники мероприятия: учащиеся 8-10-х классов.

Оборудование: мультимедийное оборудование, раздаточный материал, декорации к сценке, презентация к занятию в PowerPoint, оформление класса по теме мероприятия.

Время проведения: внеурочное.

Продолжительность проведения: 45-50 минут.

Подготовительная  работа к классному часу:

  • выставка фотографий «Люди разных профессий»;
  • подготовка доски объявлений «Ищу работу, предлагаю работу»;
  • подготовка презентации по теме мероприятия;
  • подготовка раздаточного материала для практической части;
  • инсценировка «Семейный совет».

Структура занятия:

  1. Организационный момент.
  2. Информационный блок (с элементами беседы, инсценировки и групповой работы).
  3. Практический блок.
  4. Заключительная беседа
  1. Организационный момент.

(Выходят юноша и девушка)

Он. Смотри! Вот еще объявления!

Она. Ну и что? Все то - же самое! Опытный», «Секретарь с опытом работы» и т.д. Везде и все одно и то же.

Он. Будущую профессию не на рекламной тумбе надо искать, а сердцем ее чувствовать, стремиться к ней, представлять себя в ее роли. Вот ты, например, кем хочешь быть?

Она. Я? Ну…Может быть, модным дизайнером.

Он. А почему ты решила выбрать такую профессию?

Она. Престижно, модно. Приходишь куда-нибудь, подаешь визитку, а в ней написано: «Известный дизайнер  Малова».

Он. (передразнивает). Известный дизайнер Малова. А я мечтаю стать инженером –механиком. Но не потому, что модно или денежно. Потому что мне нравится это делать. Я хочу быть профессионалом в этой области.

Она. Ты это серьезно?

Он. Вполне. И тебе советую выбирать профессию так, чтобы она тебя тоже выбрала.

Она. Тогда поговорим о профессиях?

Он. Поговорим. Ведь будущее - за профессионалом, любящим свое дело!

Дети занимают свои места.

Мы с вами каждый день смотримся в зеркало, открываем книгу, едим ложкой и вилкой. Мы привыкли к этим простым вещам. И не задумываемся над тем, кто и как придумал и сделал их. А всё это изготовлено руками людей разных профессий. . Кто нужней и кто важней, люди какой профессии -спорить можно долго. Но мы должны запомнить одну главную истину:

Все профессии нужны, все профессии важны"

И сегодня, как вы уже поняли, мы с вами поговорим   о  профессиях, об их разнообразии?

В самом начале  хотелось бы уточнить, а что вы знаете о мире профессияй: о современных профессиях, о  будущих; о профессиях, которые нужны всегда.    Сейчас я буду  показывать вам какую - либо букву, а вы называете профессию, которая с этой буквы начинается.

А - (авиадиспетчер, адвокат, актер, аналитик, архитектор и др. );

Б - (банкир, бармен, библиотекарь, биолог, бортпроводник, брокер, букмекер и др. );

К - (каскадер, кинолог, кинорежиссер, крановщик, космонавт, косметолог, крупье, курьер и др. );

М - (маклер, маляр, маркетолог, массажист, машинист, менеджер, метеоролог и др. );

П - (педагог, пекарь, переводчик, повар, продавец, пожарный, портной, провизор, прокурор, психолог, и др. );

С - (садовник, стеклодув, санитар, секретарь, слесарь, социолог, спасатель, страховой агент и др. ).

  1. Информационный блок

Воспитатель:

Каждый день миллионы людей спешат на работу. Чем они занимаются? Любят ли свою работу? Как выбирали они род занятий, повторили бы вновь свой профессиональный путь или предпочли бы иной вид деятельности?.. Выбор профессии относится к одному из самых важных жизненных решений.


Поднимите, пожалуйста, руки, кто уже выбрал профессию?

Кто пока не определился?

Кого этот вопрос пока еще не интересует?

А можете ли вы мне ответить, что такое профессия?

Фонетическая зарядка со словом «Профессия»

Профессия  – род трудовой деятельности, требующий определённой подготовки и являющийся источником  существования.

Нередко выбор профессии происходит на уровне интуиции, а то и под влиянием настроения, поверхностных впечатлений, по совету родителей, путем проб и ошибок.

Чтобы принять правильное решение, важно учесть основные факторы, влияющие на выбор профессии. Восемь из них были описаны известным российским психологом Евгением Александровичем Климовым.

( Е.А Климов)

  1. Знания о профессиях и их востребованность.

Мир профессий обширен и многообразен, поэтому прежде чем определиться в выборе профессии, надо постараться познакомиться со многими из них. Информацию о профессиях можно получить из художественной литературы, газет журналов, телепередач, кинофильмов. Должен быть интерес к познанию.

  1. Склонности (интересы).

          Человек более успешен в той деятельности, которая ему по душе. Поэтому, выбирая профессию, нужно обратить внимание на то, чем интересно заниматься, что доставляет удовольствие. Например, если человеку нравится организовывать других людей, быть лидером, скорее всего, ему подойдут профессии, предполагающие умение работать с коллективом (менеджер, педагог, тренер).

  1. Способности, здоровье (внутренние возможности и ограничения).

         Одного интереса к какому-либо делу мало, нужно ещё, чтобы оно получалось. А для этого необходимы определённые способности. Так, чтобы играть на скрипке, недостаточно любить музыку, нужен ещё и абсолютный музыкальный слух. Возможности человека ограничены также состоянием его здоровья. Не случайно при приеме на работу люди проходят медицинский осмотр.

  1. Самооценка.

         Речь здесь идёт о той планке, которую человек сам себе устанавливает, прогнозируя своё будущее. При этом он либо оценивает себя адекватно, либо занижает свои возможности, либо переоценивает их.

  1. Мнение родителей.

         Обычно близкие люди принимают активное участие в выборе профессии старшеклассником. Например, в семье, где несколько поколений посвятили  свою жизнь медицине, родители хотят, чтобы и дети пошли по их стопам. Многие родители считают, что они лучше знают, чем их ребёнок должен заниматься в будущем.К сожалению, чужой выбор часто бывает неудачен.

  1. Мнение сверстников.

         Мнение одноклассников, друзей, товарищей, безусловно, важно. Но часто крепкие дружеские отношения подталкивают молодого человека к выбору профессии «за компанию».  Поэтому, прислушиваясь к советам друзей, важно помнить, что выбор будущей специальности — это ваш и только ваш личный  выбор.

  1. Позиция учителей, профессионалов.

         Выбирая профессию, старшекласснику полезно учесть мнение школьных учителей о его возможностях.  Ведь они наблюдают за учениками в течение нескольких лет и неплохо знают их индивидуальные способности.

  1. Личный профессиональный план (ЛПП).

это то, чего старшеклассник хочет добиться в жизни и в профессии в частности. Самому себе ответить на вопрос: для чего мне это нужно и нужно ли вообще. Надо продумать и запасной план, если возникнут трудности.

Таким образом, находясь в поисках будущей профессии, нужно обязательно знать и учитывать все вышеперечисленные факторы.

Вывод (обобщение)

*Знания о профессиях, рынке труда

*Мнение сверстников

*Склонности, интересы

*Способности и здоровье

*Мнение родителей

 *Позиция учителей

*Самооценка

*Личный профессиональный план.

Ребята, сейчас я вас приглашаю на «семейный совет». Мы посмотрим  и подумаем, какие факторы учитывались при выборе профессии  в этой сценке.

Сценка «Семейный совет»

 (Декорации квартиры. Вся семья в сборе для проведения семейного совета)

Папа(Динар):

 - Товарищи, товарищи!

   Задачка есть у нас:

   Заканчивает доченька уже 10-ый класс!

Мама(Эльвина):

 - Сегодня будем мы решать,

Куда нам Таню отправлять.

Станешь, Таня, ты врачом!

Папа:

- Поваром! Учителем!

Таня (Ира Пышкина):  

- А меня, мои родные, спросить вы не хотите ли?

Я умею шить немножко.

Так что, милые друзья,

Стать швеей мечтаю я!

Мама:

 - И правда! Шить уметь должна девчонка,

Да и мальчику под стать,

Знать, как держится иголка

И пришить заплатку как!

Папа:

-Шить учись, моя Татьяна!

Будь усердна и упряма!

Шов клади, как борозду,

На иглу накинь узду,

Подчини себе машинку!

Станешь лучшим кутюрье,

Будешь шить себе и мне!

Хором:

 -Согласилась вся семья:

Будет Танечка швея!

 (Показывают баннер, демонстрирующий профессию швеи).

Воспитатель: ( беседа-рассуждение).

-Ребята, как вы думаете, какие  факторы учитывались при выборе профессии Татьяной.

 Ответы детей

Мини-лекция «Формула профессии»

( работа на доске)

Воспитатель. При выборе профессии люди часто не учитывают понятия, которые выражаются тремя словами: хочу, могу, надо.

Скажите, пожалуйста, что получится, если сложить эти три слова: «хочу», «могу» и «надо»?

(Воспитатель мелом перечеркивает тире между словами и получаются плюсы. Дети высказывают предположения.)

В итоге: получится правильный выбор профессии.

 (Воспитатель дописывает на доске = осознанный выбор профессии».)

Как объяснить эту формулу? В ней всего три величины:

- хочу - это все, что мне нравится, к чему лежит душа;

- могу - это все, что мне по силам, по способностям;

- надо - это все, что нужно для общества, стран в данный момент.

Учёт и сочетание этих трёх компонентов ведёт к профессиональному успеху.

Демонстрация осознанного выбора профессии.

«Это мой выбор!»

Воспитатель. Как же работает формула осознанного выбора профессии?

Сейчас вы увидите это в исполнении (Дианы ,Павла, Алии).

(К доске выходят ученики, читают или произносят тексты.)

 Ученик 1. Хочу быть модельером, парикмахером, визажистом. Могу быть парикмахером, модельером. Сейчас везде требуются парикмахеры - стану парикмахером.

 Ученик 2. Хочу быть космонавтом, водителем, летчиком. Могу стать водителем, трактористом. Водители требуются сейчас везде, мой отец - водитель. Может быть, и я стану водителем.

Ученик 3. Хочу стать артисткой, телеведущей, репортером. Могу стать продавцом, рекламным агентом. Буду заниматься, работать над собой и обязательно своего добьюсь - стану репортером.

Воспитатель. Кто из вас тоже хочет продемонстрировать, как работает формула осознанного выбора профессии?

(Дети поднимают руки, предлагают свои варианты осознанного выбора.)

Соотношение между «хочу» и «могу» - в ваших руках. Если у человека есть мечта и он твердо идет к своей цели, он обязательно ее достигнет. Но для этого нужно разобраться в себе, узнать свои сильные и слабые стороны, свои способности и недостатки.

Групповая работа по теме «Самые нужные профессии».

Воспитатель.  Ребята, как вы думаете, что будет, если все молокозаводы мира вдруг увеличат выпуск продукции и все магазины будут забиты молоком, сметаной, йогуртами и т. п.? (Эти продукты будет очень трудно продать, они начнут портиться, пропадут, а значит, пропадет чей-то труд, деньги, прибыль...)

Так же и на рынке труда. Если каких-то специалистов выпускают больше, чем нужно, они не могут найти работу, наступает безработица. Время от времени одни профессии и специальности становятся очень нужными и  востребованными, другие - престижными, а другие теряют свои позиции.

Предлагаю вам составить списки таких профессий по группам.(работа детей)

Первая группа будет составлять список- «Самые модные профессии».

Вторая группа  - «Профессии, которые всегда нужны».

 Послушаем, что у вас получилось.

Примерные списки профессий:

Самые модные: юрист, экономист, менеджер, топ-модель, телеведущий, веб-дизайнер, журналист, программист, автослесарь, нефтяник, пластический хирург,спикер, эколог и т. п.

Профессии, которые всегда нужны: врач, учитель, дворник, строитель, шофер (водитель), парикмахер, милиционер, пекарь, земледелец, животновод, повар, бухгалтер, слесарь-водопроводчик и т. п.

Самые забытые: конюх, камердинер, ключник, шорник, трубочист, бондарь, ямщик и т. п.

Конечно, здесь мы перечислили не все профессии. Их в мире около 50 тыс.

Сейчас в России  появилось очень много профессий. Познакомимся с некоторыми из них.

1 - Web-программист, web-дизайнер - это специалист по созданию сайтов для глобальной сети Интернет.

2 – «хед - хантерс»- это сотрудники агентств по персоналу. Они сами находят нужных специалистов, в основном менеджеров высшего звена.

 3– биотехнологии - это люди, которые с помощью живых организмов  создают то, чего раньше не было в природе, - совершенно новые организмы, растения и продукты. Биотехнология-это генная инженерия.

4 – ландшафтные дизайнеры - это художники, а область их деятельности – садово-парковое искусство.

5 - Бренд-менеджер - специалист, который придумывает образ продукта - бренд - и продвигает этот образ в массы.

6- Маркетолог - специалист, изучающий рынок для того, чтобы узнать потребности покупателей, их вкусы и предпочтения.

7 - Мерчендайзер - это человек, который следит за тем, как товар его фирмы представлен в крупных магазинах.

8 – телепродюсеры - это самые главные люди на телевидении! Они придумывают сами или находят подходящую идею для программы или фильма и воплощают её в жизнь.

Воспитатель. Как видите, мы познакомились с вами с профессиями, которые являются рейтинговыми профессиями сегодняшнего дня. Однако, это вовсе не означает, что другие профессии менее интересны или востребованы. Каждая профессия по-своему интересна и значительна.

  1. Практический этап:

А сейчас проверим вашу эрудицию.

  1. Конкурс «Определи профессию».

Я предлагаю вам определить, к каким профессиям относятся те группы слов, которые я вам сейчас буду зачитывать.


  1. План, город, чертеж, конструкции, строительство, здания. (Архитектор)
    2. Ткань, раскрой, костюм, ножницы, ателье. (Портной)
    3. Верстак, рубанок, станок, древесина, мебель, мастерская. (Cтоляр)
    4. Белый халат, больной, поликлиника, диагноз. (Врач)
    5. Газета, новости, люди, оперативность, редакция, факты. (Журналист)
    6. Земля, природа, поле, теплица, растения, уход, удобрения, урожай. (Агроном)
    7. Деньги, посетители, клиенты, вклад, сберегательная книжка. (Контролер банка)
    8. Театр, зрители, сцена, премьера, аплодисменты, костюм, грим. (Артист)
    9. Кирпич, бетон, глазомер, конструкции, свежий воздух, стена, кладка. (Строитель)
    10. Ремонт, трубопровод, авария, техническая грамотность. (Слесарь-сантехник)

2 .КОНКУРС:

На столах у вас лежат карточки с названиями профессий. Сгруппируйте их так, чтобы в первую группу вошли профессии, связанные с умственным трудом, а во вторую – профессии физического труда.

каменщик, писатель, строитель, бухгалтер, учитель, экскурсовод, массажист, грузчик, журналист, фермер, актер, библиотекарь, маляр, юрист, штукатур , спасатель, врач, пожарный, адвокат, тракторист.


3 КОНКУРС .Прозвучало уже достаточно различных профессий, быть может, уже кто-то определился с этим сложным выбором? Нет? Тогда вам поможет тренинг «Рука судьбы»

На отдельных листочках напишите профессии, которые вам интересны. Складываем эти листочки в мешочек и перемешиваем, затем по очереди вытягиваем из мешочка, не глядя.

Читаем. Хотели бы вы стать….. Смотрим эмоции. Делаем выводы.

Тренинг «Рука судьбы» проводится с целью показать ученикам последствия случайного выбора профессии.

3.Заключительная часть.

Скажите мне пожалуйста, можно ли назвать самую главную профессию? Нет!

А почему?

 (Все профессии важны, все профессии нужны!)

Подведение итогов (рефлексия).

- А сейчас сядьте прямо, расслабьтесь, закройте глаза и вспомните все, что было пройдено на занятии.

(Все закрывают глаза и под музыку (1 мин)

Итак:

Что интересного вы узнали сегодня?

Что осталось в памяти?

О чем можно задуматься?

(Примерные ответы детей:- Остались в памяти заметки о самых новых профессиях - мне, правда, ближе старые. Можно задуматься о том, что в себе исправить, изменить, улучшить.)

Продолжите фразу:

- Я думаю, что после сегодняшнего разговора...
-  Я надеюсь...

Каким быть – выбирать вам самим. Новое время заставляет мыслить по-новому. Современному человеку надо много знать, уметь и понимать, чтобы жизнь после школы была полезной и для себя и для общества. Ваше будущее зависит только от вас.

Спасибо за внимание!

Как опубликовать статью?

Уважаемые педагоги, для того, чтобы разместить на страницах интернет-издания собственные работы необходимо сделать несколько простых шагов:

  1. Ознакомьтесь с требованиями к размещаемым материалам.
  2. Заполните заявку на публикацию (скачать Заявку).
  3. Оплатите за размещение материала (скачать квитанцию для оплаты) или пополните кошелек Яндекс Деньги 410015930905285.  Стоимость организационного взноса за изготовление диплома и свидетельства о публикации всего 150 рублей.
  4. На электронный адрес редакции 5.izmerenie@mail.ru отправьте письмо с темой «Публикация статьи».

    К письму должны быть прикреплены три файла:
    - статья для публикации,
    - заявка на публикацию (скачать Заявку).
    - копия оплаты оргвзноса (скан или фото).

  Как оплатить счет на сайте:

1. В личном кабинете выберите мероприятие (Педагогический электронный журнал «Пятое измерение» (Размещение публикаций) и нажмите "Оплатить".

2. Выберите способ оплаты: 

  • Оплата PayAnyWay (Монета) Возможные варианты оплаты:

- Банковские карты (VISA, MasterCard, СБП, Yandex Pay) 

- Электронные деньги (MONETA.RU, ЮМoney)

- Переводы (Почтовый перевод, Банковский перевод)

- Платежные терминалы (Московский кредитный Банк, Элекснет)

  • Оплата квитанцией через банк

 3. Укажите количество участников и нажмите "Оформить заказ".

 4. После оплаты организационного взноса,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отправьте на электронный адрес 5.izmerenie@mail.ru

 

Как оплатить по квитанции на оплату через банк:

1. Скачайте квитанцию на сайте.

2. Оплатите организационный взнос: изготовление диплома и свидетельства о публикации составляет всего 150 рублей (скачать квитанцию для оплаты) При перечислении можно воспользоваться услугами любого банка. Обязательно укажите фамилию, имя,  отчество плательщика оргвзноса!

4. После оплаты,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отсканированную или сфотографированную квитанцию необходимо отправить на электронную почту 5.izmerenie@mail.ru

 

На страницах нашего электронного журнала Вы сможете найти полезный для себя материал, обрести единомышленников, поделиться с более молодыми коллегами из других городов и регионов России своими наработками и опытом, а также опубликовать оригинальные статьи и материалы по педагогической тематике.

 Редакция сетевого издания Центра интеллектуального развития «Пятое измерение» всегда открыта к диалогу и рада сотрудничеству!

Желаем Вам успехов!

Войти

Регистрация