Опубликовано: 18.12.2021 г.
Автор: Юсина Светлана Юрьевна,
воспитатель,
МБДОУ «Детский сад 55» г. Северск Томская обл.
Рассмотрим игры и занятия для детей раннего возраста с точки зрения тех дидактических положений, на основе которых они проводятся. Дидактические игры и занятия дают положительные результаты при условии планомерности их проведения. Педагог, предварительно изучив содержание раздела «Программы воспитания в детском саду», распределяет материал по занятиям, соблюдая последовательность от простого к сложному. Предположим, ставится конкретная задача – познакомить детей с разными игрушками в групповой комнате. в процессе решения этой задачи дети одновременно учатся узнавать предметы, называть их, действовать с ними.
Однако темпы овладения этими умениями не одинаковы: узнавать предметы и действовать с ними дети научаются быстрее, чем называть их. Соответственно от одного занятия к другому усложняются и требования воспитателя к детям. На первых занятиях деятельность детей заключается не в произнесении слов – названий, а в движениях: они показывают предмет приносят его по просьбе воспитателя, а за тем детей просят правильно назвать предмет. Так, постепенно у детей развиваются восприятия, речь, накапливаются знания об окружающем мире. Успешное выполнение программы требует повторности занятий. Опыт показывает, что при повторении занятия растет активность у детей, например, проводится занятие «Узнавание и отыскивание предметов» с малышами первого полугодия второго года жизни. В первый раз отмечается заинтересованность у всех детей, но активно участвуют только некоторые. На втором занятии наблюдается та же картина, а на третьем уже все дети могут узнать и показать предметы. Повторность осуществляется в разных вариантах. Повторение занятия без изменений имеет положительные стороны, так как дает возможность закрепить полученные знания и умения. Нецелесообразно на занятии решать одновременно несколько дидактических задач, так как в раннем возрасте дети способны сосредоточится только на чем ни будь одном. Поэтому на занятиях после общего ознакомления с предметом их внимание следует привлекать сначала к величине, а затем к цвету. Таким образом, повторность обязательно соблюдается в играх и занятиях с детьми раннего возраста. С детьми, которыми и после повторений продолжают испытывать затруднения проводится индивидуальная работа, что дает возможность избежать излишних повторений которые приводят к тому, что детям становится скучно.
Эффективность дидактических игр и занятий с детьми раннего возраста во многом зависит от эмоциональности их проведения. Педагогу следует заботиться о том, чтобы сохранить у детей интерес к занятиям, стремиться к тому чтобы они выполняли все, что от них требуется, охотно и с удовольствием. В раннем возрасте дети еще не могут заставить себя заставить делать то, что не вызывает у них интереса. Они быстрее овладевают знаниями и умениями, если это вызывает у них радость, удовольствие. Поэтому педагоги должны разными способами поддерживать интерес, на протяжении всего занятия стремясь вызвать у них положительные эмоции.
Игру и обучение надо сочетать так чтобы одно не мешало, а помогало другому. Решающая роль в этом принадлежит эмоциональности педагога и, в частности его речи. Когда он что либо объясняет малышам, разговаривает с ними, то делает это бодро, весело, ласково и тем вызывает ответные, эмоции, желание заниматься. От эмоциональной речи воспитателя зависит и усвоение детьми раннего возраста знаний и умений. Живость поведения, выразительность речи усиливают впечатление от новых игрушек и других предметов, которые используются в играх и занятиях. Когда же воспитатель разговаривает с детьми сухо, монотонно, невыразительно то и дети относятся к занятию безразлично, постоянно отвлекаются. В таких случаях трудно удержать интерес и сохранить желание заниматься и играть. Не редко это вызывает у детей отрицательное отношение к любым занятиям. Необходимо помнить о культуре проведения занятий, важным компонентом, который является эстетика материалов, который предлагается детям. Дети будут заниматься охотно и с удовольствием, если все, что им показывают, имеет привлекательный вид: картинки цветные, игрушки целые, кирпичики, кубики, шарики ярко окрашенные. Рассматривание и игра с такими предметами доставляет ребенку радость. Одним из основных дидактических принципов, на основе которого строится методика занятий с маленькими детьми, является применением наглядности в сочетании со словом. В раннем возрасте, как известно, дети знакомятся с окружающими их предметами путем наглядно-чувственного накопления опыта: смотрят, берут в руки, так или иначе, действуют с ними. Учитывая эту возрастную особенность, педагог широко использует на занятиях приемы наглядности: показывает предмет, дает потрогать его, на прогулке показывает грузовую машину, в группе подводит детей к окну показывая, что идет дождь, снег. В результате дети получают представление об явлениях окружающей действительности. Важно любую наглядность подкреплять словами. По мере того как ребенок овладевает речью, он не только узнает и различает предметы но и называет их. Что способствует всестороннему развитию ребенка.
Таким образом, игра – занимает ведущее место в жизни маленького ребенка. Его обучение, воспитание и развитие происходит посредством игры. Важно уметь грамотно создать все необходимые условия для проведения игр и занятий с детьми раннего возраста с учетом их возрастных и личностных особенностей, что будет способствовать полноценному развитию ребенка и усвоению им необходимых знаний, умений и навыков в доступной для них деятельности.
Список литературы:
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.- М: Знание, 2009-179с.
- Гаспарова Е. Ведущая деятельность дошкольного возраста. – М.: Дошкольное воспитание, 2010. – 250с.