0+



 

Опубликовано: 18.12.2021 г.

Автор: Зеленова Ольга Гадельзяновна,
Воспитатель,
ГБОУ «Казанская школа-интернат
им.Е.Г.Ласточкиной длядетей с ОВЗ», г.Казань

Цель  – создание благоприятного эмоционального климата в семьях, имеющих детей с ОВЗ, обеспечение взаимодействия образовательного учреждения с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ, привлечение родителей к коррекционно-реабилитационному и воспитательному процессу.

Задачи :

  • обучение родителей коррекционно-развивающему взаимодействию с ребенком;
  • формирование эффективной родительской позиции,
  • оказание своевременной психологической и информационной помощи семьям, воспитывающим ребенка-инвалида;
  • формирование интереса родителей к личностному развитию ребенка на основе его компенсаторных возможностей,
  • формирование позитивного образа ребенка, его будущего через изменение уровня родительских притязаний.

Формы и методы работы: родительская гостиная, анкетирование, психологический тренинг, рекомендации, вопросы и ответы.

Ожидаемые результаты работы родительской гостиной:

Осознание роли семьи и её влияния на формирование личности ребенка с ОВЗ.

Создание условий для обеспечения психологической безопасности семьи, воспитывающей ребенка с особыми потребностями.

Повышение уровня знаний о состоянии развития и здоровья детей с ОВЗ, реальных возможностях и механизмах их адаптации в обществе.

Овладение навыками коррекционно-развивающего взаимодействия с ребенком.

Формирование эмоционального принятия индивидуальности ребенка с ОВЗ и изменения уровня родительских притязаний.

Гости, приглашенные на родительскую гостиную: Лушпаева Ирина Игоревна – кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и специальной (коррекционной) психологии и педагогики Института развития образования республики Татарстан.

Ведущая 1 : Семья – это основанная на браке и кровном родстве малая группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью и взаимными обязанностями друг к другу. Семья осуществляет следующие функции:

1) воспитательную;

2) хозяйственно-бытовую – для удовлетворения материальных потребностей и для сохранения здоровья;

3) эмоциональную: культурное и духовное общение;

4) первичный социальный контроль – это контроль за выполнением норм, усвоенных в процессе социализации и воспитания.

Рождение ребенка с нарушениями в развитии всегда является стрессом для семьи. Дети с ограниченными возможностями находятся в очень сложном положении эмоционально, морально и психологически.

Для них семья — это самые близкие люди, принимающие его таким, какой он есть, независимо от социального статуса, состояния здоровья и индивидуальных особенностей. Это то место, где можно решить возникшие проблемы, найти помощь, понимание и сочувствие. Но та, же семья может стать причиной формирования негативных качеств в ребенке, препятствовать его адаптации в меняющихся жизненных условиях.

Видеоролик «Так не должно быть»

 

       И поэтому хочется сказать, что именно в семье ребенок усваивает те или иные навыки поведения, представления о себе и других, о мире в целом. Правильное, адекватное отношение семьи к болезни ребенка, к его проблемам и трудностям — это важные факторы реабилитации растущей личности.

Многочисленными исследованиями  выявлено, что родители данной категории детей испытывают эмоциональное напряжение, тревогу, чувство вины, обиды, находятся в хроническом стрессовом состоянии и т.д.

Всё это влияет на отношение родителей к своим детям.

Как показывает наш опыт, всем семьям, имеющим ребенка с ОВЗ, требуется социально-психологическая поддержка. Часто родители категорично отрицают диагноз, завышают требования к ребенку, в итоге результат не соответствует ожиданиям родителей, возникают конфликты.  Необходимо, чтобы родители не оставались один на один со своей бедой, чтобы эта проблема не становилась только личным делом семьи. И сегодня мы хотели  помочь  вам, родителям, принять ситуацию и ребенка такими, какие они есть.

Ведущая 2:  Развитие ребенка в огромной степени зависит от семейного благополучия, участия родителей в его физическом и духовном становлении, правильности воспитательных воздействий. Выделяют следующие формы отношения родителей к своим детям, имеющим проблемы в развитии:

  • Родители стесняются неполноценности своего ребенка, гипер опекают его, прячут от людей, не посещают общественные места, лишая его жизненных впечатлений. Ребенок развивается медленно, не чувствует себя спокойным и в безопасности, он замкнут, неуверен в себе.
  • Родители ошибочно считают себя виновными в состоянии ребенка, настаивают на проведении самых неразумных методов «лечения», которые только расстраивают ребенка, не приносят ему никакой пользы.
  • Родители постепенно приходят к выводу о безнадежности состояния ребенка, отказывают в проявлении к нему каких-либо знаков внимания, любви. Часто такие родители отказываются от воспитания ребенка, передавая его на попечение государства (в нашей школе есть 5 учащихся которые проживают в детском доме). Если ребенок продолжает воспитываться в семье, то его либо обижают, либо перестают обращать внимание. У ребенка появляется негативизм, подавленное состояние, немотивированное упрямство.
  • Не желая примириться с неполноценностью ребенка, родители преувеличивают его возможности, не хотят замечать недостатков, предъявляют к нему завышенные требования. Постоянное давление делает ребенка упрямым и раздражительным.
  • Родители принимают ребенка таким, каков он есть, не ограничивают круг его общения. Ребенок чувствует себя уверенно, счастливо, воспринимая себя таким, как все.

Многие родители основную роль в преодолении отклонений в развитии отводят медикаментозному лечению. Но необходимо при этом помнить, что даже самое лучшее медикаментозное лечение является эффективным лишь при качественной коррекционной работе и правильном семейном воспитании. Максимально возможного уровня развития ребенка можно достигнуть только при соблюдении ряда условий. К ним относятся:

  • раннее начало коррекционной работы,
  • благоприятная семейная обстановка,
  • взаимодействие детского сада, школы с семьей,
  • медицинское сопровождение.

 

 

Ведущая3: Психологическую поддержку родителей мы рассматриваем как систему мер, направленных на:

  • снижение эмоционального дискомфорта в связи с заболеванием ребенка;
  • укрепление уверенности родителей в возможностях ребенка;
  • формирование у родителей адекватного отношения к ребенку;
  • установление адекватных родительско-детских отношений и стилей семейного воспитания.

     Проживание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье создает в ней совершенно особую обстановку. Это зависит, прежде всего, от самих родителей, от их установок, формирующихся в отношениях к нему других детей. От отношения к ребенку близких к нему людей зависят, какие чувства будут у него формироваться (чувства любви или  нервозность, способствующая  неприязни и эмоциональным взрывам).

Оптимальным может считаться такое поведение взрослых, которое позволяет детям-инвалидам быстрее адаптироваться к своему положению, приобрести черты, компенсирующие их состояние. Эгоистическая любовь родителей, стремящихся оградить своих сыновей и дочерей от всех возможных трудностей, мешает их нормальному развитию. Дети-инвалиды остро нуждаются в родительской любви, но не любви-жалости, а любви, учитывающей интересы ребенка, просто потому, что ребенок есть, такой – какой есть.  Ребенку предстоит дальнейшая не самая легкая жизнь, и, чем более самостоятельным и независимым он будет, тем легче сможет перенести все трудности и невзгоды. Дети, о которых идет речь, нуждаются не в запретах, а в стимуляции приспособительной активности, познании своих скрытых возможностей, развитии специальных умений и навыков.

Если родителям удастся научить ребенка думать не только о себе, то судьба его сложится гораздо более счастливо.

         Что касается самих родителей – не забывайте о себе! Депрессия -  нередкий спутник родителей ребенка с нарушениями в развитии.

На фоне постоянной, хронической усталости и недосыпания, достаточно мелочи, чтобы спровоцировать нервный срыв. Но ведь вашему ребенку  вы нужны сильными, бодрыми, уверенными.

Психологическая поддержка может оказаться для вас одной из важных процедур на пути адаптации, как вас, так и вашего ребенка.

Не лишайте себя жизни, удовольствий и интересных событий. Что-то вы можете делать вместе с ребенком, но у вас обязательно должна быть и собственная жизнь.

Слепая жертвенность не принесет пользы ни ребенку, ни вам. Если вы будете удовлетворены жизнью, вы несравнимо больше сможете дать и нуждающемуся в вас маленькому человеку!

Родители должны постараться как можно скорее овладеть своими чувствами и смириться с ситуацией, иначе нарушения ребенка станут еще более выраженными, а благополучие и социальная адаптация семьи окажутся невозможными. Большинство родителей пытаются справиться со сложной ситуацией сами, без профессиональной помощи, но это опасно.

Проведение тематических родительских собраний, родительских гостиных,  способствуют расширению знаний родителей о психологических особенностях детей, имеющих отклонения в развитии, о типичных возрастных закономерностях в развитии личности..Такая форма работы позволяет родителям осознать, что подобные трудности испытывают и другие семьи. В процессе дискуссий у родителей возрастает уверенность в своих родительских возможностях, они делятся опытом, знакомятся с психолого-педагогическими приемами, играми, занятиями, пригодными для домашнего использования. Информация предлагается в рекомендательной форме. Такой демократичный стиль в общении специалиста с родителями позволяет эффективней построить деловое сотрудничество в воспитании и развитии ребенка.

Ведущая3: Слово предоставляется Лушпаевой Ирине Игоревне – кандидату психологических наук, доценту кафедры общей и специальной (коррекционной) психологии и педагогики Института развития образования республики Татарстан.

Ведущая1: Нашу беседу хотелось бы закончить на веселой нотке и вашему вниманию предлагается  шуточный видеоролик «Дети и родители»

Основной задачей родительской гостиной  является подведение итогов работы, как для участников группы, так и для ведущих. Участникам важно осознать и проговорить, что они получили в ходе

этой встречи.

Во время беседы ведущие предлагают участникам ответить на следующие вопросы:

❒ Насколько ваши ожидания в отношении родительской гостиной оправдались?

❒ Что в родительской гостиной было самым важным для вас?

❒ Что было полезным?

❒ Чему вы научились?

❒ Что вы унесете с собой с этой родительской гостиной?

❒ Какие открытия вы совершили в процессе нашей встречи с вами?

❒ Что нового вы узнали о себе, о своих отношениях с ребенком?

Как опубликовать статью?

Уважаемые педагоги, для того, чтобы разместить на страницах интернет-издания собственные работы необходимо сделать несколько простых шагов:

  1. Ознакомьтесь с требованиями к размещаемым материалам.
  2. Заполните заявку на публикацию (скачать Заявку).
  3. Оплатите за размещение материала (скачать квитанцию для оплаты) или пополните кошелек Яндекс Деньги 410015930905285.  Стоимость организационного взноса за изготовление диплома и свидетельства о публикации всего 150 рублей.
  4. На электронный адрес редакции 5.izmerenie@mail.ru отправьте письмо с темой «Публикация статьи».

    К письму должны быть прикреплены три файла:
    - статья для публикации,
    - заявка на публикацию (скачать Заявку).
    - копия оплаты оргвзноса (скан или фото).

  Как оплатить счет на сайте:

1. В личном кабинете выберите мероприятие (Педагогический электронный журнал «Пятое измерение» (Размещение публикаций) и нажмите "Оплатить".

2. Выберите способ оплаты: 

  • Оплата PayAnyWay (Монета) Возможные варианты оплаты:

- Банковские карты (VISA, MasterCard, СБП, Yandex Pay) 

- Электронные деньги (MONETA.RU, ЮМoney)

- Переводы (Почтовый перевод, Банковский перевод)

- Платежные терминалы (Московский кредитный Банк, Элекснет)

  • Оплата квитанцией через банк

 3. Укажите количество участников и нажмите "Оформить заказ".

 4. После оплаты организационного взноса,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отправьте на электронный адрес 5.izmerenie@mail.ru

 

Как оплатить по квитанции на оплату через банк:

1. Скачайте квитанцию на сайте.

2. Оплатите организационный взнос: изготовление диплома и свидетельства о публикации составляет всего 150 рублей (скачать квитанцию для оплаты) При перечислении можно воспользоваться услугами любого банка. Обязательно укажите фамилию, имя,  отчество плательщика оргвзноса!

4. После оплаты,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отсканированную или сфотографированную квитанцию необходимо отправить на электронную почту 5.izmerenie@mail.ru

 

На страницах нашего электронного журнала Вы сможете найти полезный для себя материал, обрести единомышленников, поделиться с более молодыми коллегами из других городов и регионов России своими наработками и опытом, а также опубликовать оригинальные статьи и материалы по педагогической тематике.

 Редакция сетевого издания Центра интеллектуального развития «Пятое измерение» всегда открыта к диалогу и рада сотрудничеству!

Желаем Вам успехов!

Войти

Регистрация