Опубликовано: 21.12.2021 г.
Автор: Ступницкая Лариса Анатольевна,
инструктор по физической культуре
МДОУ ЦРР д/сад №46 г. Усть-Кут
Актуальность
Подвижные игры для детей на свежем воздухе в лесу или парке – что может быть лучше для ребенка, чем активное времяпрепровождения на свежем воздухе? Благодаря играм в лесу или в парке дети смогут действительно хорошо отдохнуть, особенно городские, которые в большинстве случаев «оторваны» от природных условий.
Но, по итогам анкетирования родителей, выясняется, что дети довольно редко бывают в лесу. В лучшем случае, они с родителями проводят некоторое время на дачном участке. Иногда отдыхают летом на берегу реки.
В настоящее время дети увлечены компьютерными играми, где герои действуют в лесу, парке и других природных объектах. Сидя за столом часами, они путешествуют по лесам и горам. А собственно « всей прелести» реальных игр на природе современные старшие дошкольники почти не представляют.
А ведь природные условия дают большие возможности для развития ребенка, как физического и умственного, так и духовно-нравственного. Кроме того, известно, что во все времена педагоги особое внимание уделяли приобретению учениками знаний лекарственных, съедобных и ядовитых растений, что ФГОС ДО [1], называет сейчас компетентностью ребенка в окружающем мире природы.
Игра – одна из важных составляющих жизни детей. Ведь именно с помощью разнообразных игр на природе наши дети могут развить ловкость, скорость, выносливость, смекалку, лучше узнают окружающий мир, находят друзей, учатся взаимодействовать друг с другом, преодолевают стеснительность и получают веру в себя. Кроме того, командные игры, эстафеты развивают в детях здоровый коллективизм, готовность приходить на помощь другим и подчинять при необходимости свои желания общим интересам.
Примечательно то, что все без исключения развлечения в лесу невероятно полезны для растущего детского организма. И, конечно, взрослые должны научить детей играть на природе, познакомить их с играми, показать им, как замечательно можно провести время в походе, в лесу или на экскурсии.
И крайне необходимо «заразить» стремлением к игре на свежем воздухе родителей воспитанников. Ведь без их деятельного участия организовать настоящий поход достаточно проблематично. Поскольку мы не должны забывать о том, что времена изменились, изменился уровень ответственности воспитателей за жизнь и здоровье своих воспитанников в соответствии с требованиями закона и санитарных норм. Только при взаимопонимании и взаимопомощи родителей дошкольников экскурсии-походы на природу могут стать действительно полезными и эффективно развивающими мероприятиями.
Конечно, педагоги стремятся, чтобы дети двигались на свежем воздухе максимально возможное время, но, прогулка на участке в детском саду не может сравниться по разнообразию детских впечатлений с пребыванием в настоящем лесу или парке, пусть даже совсем недалеко от детского сада.
Цель: формирование у детей эмоционально положительного отношения к активному отдыху на природе, желания участвовать в физкультурных развлечениях; совершенствование владения детьми всеми видами основных движений; повышение двигательной и познавательной активности дошкольников.
Задачи:
- совершенствовать навыки ходьбы и бега, передвижения по пересеченной местности, преодоления препятствий;
- развивать общую и мелкую моторику, координацию и согласованность действий и движений, ловкость, гибкость, скорость реакции, ориентировку в пространстве;
- обобщать и уточнять знания детей о природных объектах, развивать речь детей;
- прививать навыки безопасного поведения в природе;
- воспитывать бережное отношение к природе;
- формировать навыки коллективного взаимодействия детей в игровой и познавательной деятельности.
Подготовка к экскурсии-походу.
Прежде чем отправляться с детьми в лес, к походу необходимо подготовиться. Подготовка проводится совместно с родителями по следующему алгоритму:
- обучение детей правилам поведения на природе;
- подбор и разучивание игр, эстафет, развлечений;
- определение места прогулки, разведывание безопасности местности, выбор правильной одежды для детей, защитного крема или спрея (он также поможет справиться с атакой кровососущих насекомых, но необходимо убедиться, что у ребенка нет на него аллергии);
- решение вопросов с едой и водой, аптечкой;
- распределение ответственности между членами педагогического и родительского коллективов;
- определение даты прогулки (уточнив прогноз погоды).
Подготовка к большой прогулке по лесу требует очень серьезного внимания и подготовки, но подобное мероприятие стоит того.
Техника безопасности прогулок на природе.
Поскольку речь идет о нахождении детей в необычных для них условиях, особую актуальность приобретает задача обучения воспитанников безопасности пребывания в лесу или парковой зоне. Не обучив детей правилам безопасности, педагоги не имеют права отправляться с ними в лес.
Для решения этой задачи мы разработали правила для юных путешественников и требуем от воспитанников их полного освоения, прежде чем совершим прогулку в лес. Для этого методом проблемных вопросов (приложение 1) помогаем детям самим убедиться в целесообразности заявленных правил в беседах по плакату: «Правила поведения в лесу» (приложение 2). Рассматривая с детьми иллюстрации, обсуждаем, почему именно нельзя совершать те или иные действия. Некоторые правила не так очевидны, как кажется. Например, детям может показаться удивительным запрет ломать ядовитые грибы. Но если они вредны для человека, это не означает, что лесные жители не могут их использовать для лечения.
Игровое содержание экскурсии-похода.
Игры и конкурсы в походе – это очень важная часть активного детского отдыха. Они дают большую порцию двигательной практики, так необходимой для нормального развития, дарят хорошее настроение и заряжают энергией. Дети испытывают настоящую радость от своих маленьких спортивных побед и достижений.
Подборка игр и развлечений для прогулки в лесу – необходимое условие для обеспечения эффективности педагогического мероприятия. Подбирая программу мероприятия, необходимо включать в нее разноплановые игры и соревнования, чтобы дети могли и побегать, и попрыгать, и полазить, и поиграть с мячом. Обстановка парка или леса дают возможность ребятишкам применить свою ловкость и смекалку в использовании условий местности, позволяющих замаскироваться, притаиться, проскользнуть незамеченным, и надо выбрать нужное дерево, подходящий куст, ложбинку, кочку. В этих играх реализуются и расширяются все виды детских компетенций: и физических и интеллектуальных. На лесных полянках очень удачно проходят игры-эстафеты, коллективные игры с правилами, многоборья, разного вида прятки и командное противостояние (игры типа «Зарница», различных квестов).
Оптимально сочетать двигательную и интеллектуальную деятельность позволяет придание походам содержания квеста.
В зависимости от плана похода-экскурсии в лес, можно превратить ее в увлекательное приключение, поиск сокровищ, тем самым, заменив виртуальное путешествие на живую реальность. В содержание подвижных игр вводятся планы, карты, ориентиры на местности, заранее оговариваются штрафные меры и политика награждения наиболее отличившихся. Правила такой игры-приключения просты и понятны детям. Такая прогулка требует четкого взаимодействия в команде, но, в то же время, активизирует лидерские качества и индивидуальные способности и достижения.
Командная работа в процессе квеста в реальности дает детям гораздо больше, чем в компьютере: помогает развить такие качества, как взаимовыручка, умение работать в коллективе, принимать ответственные коллегиальные решения.
В таком походе подвижные игры выступают в качестве активизирующих заданий. Игры задания могут быть:
- интеллектуальные (вопросы на знание природных объектов, головоломки, расшифровка закодированных посланий);
- ориентировочные (пройти по указанному отрезку пути, найти предмет или место по карте);
- технические (собрать какую-либо конструкцию или активировать некий объект);
- спортивные (добежать, проползти и пр.);
- творческие (нарисовать, сочинить, спеть, станцевать и т.д.).
Такая форма практикуется, когда детям уже хорошо знакома местность и их буйная фантазия и физическая активность требует особого мотивированного выхода. Подвижные игры в квесте становятся более интересными, выстраиваются в анфиладу забавных ходов и приключений, лесные тропинки превращаются в индейские тропы, пиратские пути или звериные дороги к водопою, а сибирская тайга – в непроходимые джунгли.
Игра захватывает и мобилизует детей. В таких играх у дошкольников наблюдается особенный азарт, целеустремленность, обостренность имеющихся качеств и умений, воля к победе и творческий подъем.
Практическая значимость и инновационность разработки.
Почему же все-таки так важно играть с детьми на природе? Потому что в играх дети не только получают необходимый заряд энергии и здоровья, столь нужное им общение со сверстниками, но еще и знания.
Мероприятия, проводимые на природе с детьми и их родителями, имеют особую актуальность. Педагоги дошкольных учреждений могут исключительно легко таким образом реализовать разнообразные возможности развития детей. С каким бы результатом ни прошли соревнования и конкурсы для детей на природе в любом случае смех и отличное настроение гарантированы! Дети обязательно по достоинству оценят чудесно проведенное время и внимание со стороны взрослых, и итогом этому станет желание повторения физкультурного праздника на природе. А для педагогов детских садов эти праздники могут стать крепким сотрудничеством с семьями воспитанников.
Исходя из поговорки «Все новое – это хорошо забытое старое», можно говорить о походах-экскурсиях на природу, как о забытой сейчас и такой распространенной в советское время практике взаимодействия с детьми и их родителями. Отношение сейчас к подобным мероприятиям, как уже упоминалось выше, сильно изменилось. Именно в силу серьезности и хлопотности их подготовки. И в то же время походы с дошкольниками на природу носят вполне инновационный характер, так как включают в себя современные принципиальные подходы к организации детской деятельности.
Именно деятельность ребенка на природе: двигательная активность, познавательно-исследовательская и др. соответствует принципу полноценного проживания ребёнком всех этапов детства, обогащение детского развития происходит на основе развертывания педагогом разнообразных видов деятельности ребятишек в лесу или парке, а также расширения общения детей со сверстниками и взрослыми. Это и свобода выбора и собственной деятельности, в соответствии с предпочтениями и склонностями.
В разнообразии возможностей, предоставленных лесом ребенку для воплощении своей субъектности, трудно усомниться. В то же время природа проверяет детей на взаимодействие, взаимовыручку и внимание друг к другу, что полностью согласуется с принципом содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребёнка полноценным участником образовательных отношений. В лесу дошколята очень наглядно познают ценность понятий «Я» и «Мы», проявляют и поддерживают самостоятельность и инициативность.
Основное условие ФГОС ДО [1], дошкольного образования: взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников, а одним из принципов ФГОС ДО является принцип партнёрства с семьёй. Без реализации этого принципа собственно проведение мероприятия на природе сегодня невозможно. Рассматривая выход детей на природу как педагогическое мероприятие, мы не можем не упомянуть важнейший принцип – приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Таким образом, прогулки, экскурсии, походы в лес или парк являются современными, инновационными формами работы с детьми. И вполне доступны в практике педагогического процесса любого детского сада, где в пределах досягаемости имеется природный массив, парк или, хотя бы, лесополоса.
Список литературы
- Федеральный государственный образовательный стандарт (приказ от 17 октября 2013 г. N 1155)
- Пензулаева, Л.И. Физическая культура в детском саду. [Электронный ресурс] /Л.И.Пензулаева //Библиотека программы «От рождения до школы»
Режим доступа:http://modernlib.ru/books/lipenzulaeva/fizicheskayakul
- [Электронный ресурс] s://nsportal.ru/detskiy-sad/fizkultura/2013/11/27/turizm-v-detskom-sadu
Приложение 1
Правила поведения в лесу:
С детьми необходимо обсудить следующие вопросы. Лес – это дом, жилище животных, насекомых и растений. Мы в этом жилище – гости. А как следует вести себя гостям? Аккуратно! Ничего не ломая, не нарушая покоя лесных жителей. Подробнее следует обсудить конкретные правила.
- Нельзя разводить огонь в лесу.Почему? Что может случиться с лесом?
- Нельзя разорять гнезда птиц.Почему? Много ли времени уходит у птиц на строительство гнезда и уход за яйцами? Расстроится ли птица, если вернется домой, а там нет ее детишек?
- Нельзя разорять муравейники.Посмотрите, какие муравьи маленькие. Представьте себе, как они видят вас. Вы для них – великаны! И не смотря на то, что муравьи такие крохотные, они постоянно работают. Вот такой величины может достигать их дом – муравейник. Муравьев считают санитарами леса. Почему?
- Не обижай насекомых и животных.Почему нельзя обижать насекомых и муравьев? Почему их нельзя брать с собой? Можно ли забирать даже очень симпатичных жителей из их дома?
- Нельзя шуметь в лесу.Почему? Как воспринимают музыку животные?
- Не оставляй мусор.Почему его нельзя оставлять? Что случится, если все будут мусорить в лесу? Как отнесутся к этому звери?
- Нельзя ломать деревья, кусты, рвать траву, цветы и ягодные кусты с корнем.Почему? Вырастут ли они заново?
- Нельзя ломать ядовитые грибы.Почему? как используют их звери?
Приложение 2