Опубликовано: 11.01.2022 г.
Автор: Смирнова Оксана Александровна,
воспитатель,
Вологодская обл, г.Череповец
МАДОУ «Детский сад №125»
Проект «Юные банкиры» организован педагогом подготовительной группы №6 МАДОУ «Детский сад №125». Проект направлен на формирование у детей старшего дошкольного возраста основ финансовой грамотности, расширить представление детей о необходимости рационального использования денег, активизировать познавательную деятельность, совершенствовать коммуникативные качества. К сожалению, финансовой грамотности не обучаются в детских садах, а детей так или иначе все больше и больше интересуют вопросы, связанные с деньгами, банковскими картами и банкоматами. Родители же, в свою очередь, не всегда знают, как ответить на детские вопросы по данной теме.
Проект реализуется в основном в форме совместной игровой деятельности, с использованием раздаточного материала, изготовление пособий, атрибутов, презентаций, беседы, экскурсии, дидактические игры, художественное творчество, решение проблемных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, игровые ситуации, продуктивная деятельность.
Проект долгосрочный: январь – март.
«Деньги – великий воспитатель, так как они позволяют воспитывать у детей честность, доброту, великодушие, к близким людям, желание поделиться, способность к самоограничению и привычку тратить их разумно».
А.С. Макаренко
Повышение интереса к экономическому воспитанию в новых и весьма противоречивых условиях социальной жизни закономерно, так как от экономической культуры во многом зависит преодоление трудностей в политической, социальной и культурной жизни общества.
Обращение к экономическому воспитанию детей дошкольного возраста является актуальным вопросом на современном этапе, так как дети быстрее впитывают атмосферу новой реальности, лучше адаптируются к ней.
Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с деньгами. Рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле – продаже, овладевая, таким образом первичными экономическими знаниями, пока еще на житейском уровне. Ребенок узнает, что такое «моё», «твоё», «наше», «цена, «деньги», «обмен». Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом. Ребенку нужно помочь в освоении финансовой грамотности, но не делать все за него.
Обучение эконмической культуре не сводится к тому, чтобы учить зарабатывать деньги. На первый план ставится формирование нравственных понятий: честность, обязательность, законопослушность, взаимопомощь и пр. А также ориентация дошкольников в экономическом пространстве современного мира на материале в соответствии с возрастными возможностями.
Таким образом, актуальность проекта в том, что бы за счет использования информационной среды максимально полностью использовать интерес детей к экономической деятельности.
Цель проекта: Содействие финансовому просвещению и воспитанию детей, создание необходимой мотивации для повышения их грамотности.
Задачи
- Формировать основы финансовой грамотности у дошкольников;
- Развивать основы финансовой грамотности дошкольников посредством разнообразных видов детской деятельности;
- Содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых;
- Совершенствовать коммуникативные качества детей;
- Сформировать у детей умение играть в сюжетно-ролевую игру «Банк»;
- Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий;
План проекта
- Подготовительный этап
№ |
Мероприятие |
Содержание |
Сроки |
1 |
Подобрать и изучить соответствующую литературу. Сбор материала, необходимого для реализации проекта. Подбор и составление мультимедии. Подбор мультфильмов для детей финансовой направленности. |
Изучение соответствующей литературы для повышения компетенции в данном вопросе. |
январь |
2 |
Информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Банкиры» |
Знакомство родителей с содержанием работы . |
январь |
3 |
Анкетирование родителей «Мой ребенок и финансовая грамотность» |
Выявление уровня знаний родителей о финансовой грамотности их детей. |
январь |
4 |
Изучение уровня развития детей по финансовой грамотности. |
Диагностическое обследование по сформированности экономических знаний детей на начало проекта. |
январь |
Вывод: изучив литературу по данной теме стало понятно, что в современном мире основы экономики нужно изучать, начиная с дошкольного возраста. Анкетирование показало что 89% родителей считают эту тему актуальной, но как правильно рассказать ребенку о финансах не знают. 82% родителей считают, что ребенок должен иметь карманные деньги, но не объясняют, как правильно их потратить.
Диагностическое обследование показала, что дети прекрасно знают, что такое «деньги» (99% детей), но так же не знают, что такое «семейный бюджет», каким образом деньги попадают в семью и куда их тратят взрослые.
- Основной этап.
№ |
Мероприятие |
Содержание |
Сроки |
1 |
Подбор дидактических игр по теме «Финансовая грамотность», знакомство детей с финансовым словарем |
Пополнение РППС по данной теме, познакомить детей с новыми играми |
январь |
2 |
Стендовая информация «Зачем нужна ребенку финансовая грамотность?» |
Повышение компетенции родителей в вопросах формирования у детей навыков по экономическому развитию. Повышать уровень знаний у родителей по финансовой грамотности. Привлечение родителей к насыщению предметно – развивающей среды. |
январь |
3 |
Чтение художественной литературы с детьми А.Романова «Чудеса в кошельке», К.И.Чуковский «Муха – цокотуха», «Волшебный банкомат» Попова Т., Булавкина А., «Книга будущего миллионера: богатство и бедность, золото и деньги, твои личные деньги» Д. Бейли., Т.Попова,И.Меньшикова «Чтение сказки о царице Экономике и злодейки инфляции», Л.Кнышов «Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом» |
Знакомство детей с литературой по финансовой грамотности. Учить слушать и понимать, чему учат сказки и рассказы, развивать речь. |
Январь - февраль |
4 |
Организация выставки книг по теме |
Познакомить детей с разнообразием литературы по данной теме. |
Январь |
5 |
Беседа «Что такое деньги? Показ мультфильма «Азбука денег тетушки Совуньи. История денег» |
Познакомить с историей возникновения денег, их предназначением. Познакомить с монетами, денежными еденицами разных стран. |
Февраль |
6 |
Конкурс детско-родительских работ «купюра будущего». |
Сплочение детско-родительских отношений, развитие творчества у детей. |
Февраль |
7. |
Игра – беседа «Что такое экономика» |
Дать понятие категории экономика. |
Февраль |
8 |
Чтение пословиц и поговорок на тему «Экономическое воспитание дошкольников» |
Учить детей слушать и понимать, чему учат пословицы, развивать память и умение проговаривать отдельные фразы, воспитывать усидчивость. Развивать речь детей. |
Февраль |
9 |
НОД «Семейный бюджет» |
Познакомить детей с отдельными составляющими семейного дохода: зарплата, пенсия, стипендия. |
Февраль |
10 |
Игра «Путешествие денежки» |
Игровая ситуация, как деньги приходят в дом, для чего необходимо получать образование, что значит «хорошая работа», ценность деятельности человека. Куда первоочередно тратятся деньги семьи. |
Февраль |
11 |
Дидактическая игра «Что хочу и что могу» |
Формировать умение устанавливать взаимосвязь потребностей и возможностей. |
Февраль |
12 |
Совместные поход родителей с детьми в магазин (супермаркет) для совместной покупки. |
Учить детей правилам поведения в общественных местах, развивать умения самостоятельно совершать покупки. |
Февраль |
13 |
Просмотр мультфильма «Азбука денег тетушки Совуньи. Наличные и безналичные деньги» |
Знакомство детей с наличным и безналичным расчетом. |
Февраль |
14 |
НОД «Знакомство с банком» Поход «Он-лайн» в главное здание банка России. |
Знакомство детей с работой банка, обязанностями сотрудников, знакомство с устройством банкомат и с банковскими картами. |
Февраль |
15 |
Продуктивная деятельность с детьми: рисование чеков и банковских карт. |
Развитие творческих способностей и воображение детей. |
Март |
16 |
Предложить посещение родителям совместно с детьми в банк. |
Расширение знаний детей о работе и структуре банка. |
Март |
17 |
Изготовление совместно с родителями и детьми собственного банкомата с его логотипом. |
Пополнение развивающей среды новыми атрибутами. |
Март |
18 |
Конкурс логотипа банка группы |
Сплочение детско –родительских отношений, развитие творческих навыков. |
Март |
19 |
Сюжетно-ролевая игра «Банк» |
Учить детей правилам поведения в общественных местах, учить правильно распределять между собой роли . Продолжать формировать представления детей о профессиях банковских служащих. |
Март |
Вывод: реализация всех мероприятий в совместной деятельности вовлекала детей своей современностью, доступностью и понятным изложением. Яркие мультфильмы, интересные презентации, игровые ситуации позволили легко понять достаточно взрослые проблемы. Вовлечение родителей в проект, позволило детям на примере собственной семьи понимать базовые понятия финансовой грамотности. Родители с большим удовольствием принимали участие и стали совместно обсуждать семейный бюджет.
- Заключительный этап
№ |
Мероприятие |
Содержание |
Сроки |
1 |
Викторина «Юные банкиры» |
Закрепить у детей понятия «доход», «расход», «деньги», «товар», «банк», «банкомат», «банковская карта» и т.д. Дать почувствовать удовлетворение от совместно заработанных денег и от участия в решении о том, на что они будут потрачены. Воспитывать чувство удовлетворения от участия в коллективной деятельности. |
Март |
2 |
Повторное изучение уровня развития детей по финансовой грамотности. |
Диагностическое обследование по сформированности экономических знаний детей на начало проекта |
Март |
3 |
Презентация для родителей «Юный бнкир» |
Ознакомление детей с проведенной работой по проекту «Банкиры» |
Март |
Выводы: проведя викторину и диагностическое обследование показало, что:
- У детей повысился уровень знаний об основных финансовых понятиях: «экономика», «деньги», «доход», «расход», «бюджет семьи», «банк», «цена», «монета» и т.д. и дети используют донные понятия в сюжетно ролевых играх;
- При коммуникативном общении со сверстниками и взрослыми рассказывают. Обсуждают ситуации, когда в следствии экономии денежных средств семейного бюджета были сделаны более важные приобретения.
- У детей сформированы представления: об обмене товарами и услугами, о ресурсах (как и для чего они используются);
- Повысился уровень компетентности родителей по финансовой грамотности дошкольников.
В результате проведенного проекта в группе появился макет банкомата и атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Банк». Макет включает в себя также набор игр, направленных на развитие финансовой грамотности, которые были разработаны совместно с детьми.
Далее будет продолжено осуществление мероприятий по повышению уровня финансовой грамотности. В дальнейшем можно организовать работу ,например: деньги «растут», если хранить их банке, а не в копилке.
Наиболее важный эффект , который ожидаем от реализации данного проекта – это начало взаимодействия детей и родителей в сфере личных финансов. На занятиях в игровой форме , через интересный и познавательный сюжет дети знакомятся со сложными финансовыми понятиями, а дома вместе с родителями выполняют задания по финансовой грамотности.