Опубликовано: 19.01.2022 г.
Автор: Гусева Наталья Николаевна, старший воспитатель
МКДОУ №133 г. Киров
Чтоб детишек развивать,
Надо нам их раскачать.
Раззадорить интерес,
Радость творчества процесс,
Мам и пап раскрепостить,
Познакомить , подружить-
Разожги костер игры,
Сказок , солнечной мечты.
Цель: обогащение методического арсенала педагогов приемами нестандартного рисования, способствующими развитию у детей воображения; создание условий для раскрытия творческого потенциала педагогов.
Материалы: наличие разнообразных изобразительных средств: цветные и простые карандаши, акварель, гуашь, темпера, пастель, тушь, уголь, сангина, цветные мелки, восковые свечи, пластилин, глина, камешки, ракушки, клей, различный бросовый материал, бумага белая и цветная, бархатная, ткань с рисунком и одноцветная, картон, фанера, плоские и округлые камни, оргстекло, плитка ПХВ, фольга — все различной формы и размеров.
Подборка музыкальных произведений.
Литература
Дрезнина М.Г. Игры на листе бумаги. Открой в себе художника — М.: Издательский дом «Искатель», 1997.Речинская Е.Г., Сошина ЕЛ. Развитие творческого воображения младших школьников в условиях нормального и нарушенного слуха: Учеб. 1988. Опыт методической работы вДОУ.Страунинг А. М. Развитие творческого воображения дошкольников на занятиях по изодеятельности. — Ростов-на-Дону, 1992.
*Первая часть
Старший воспитатель:
одним из любимых занятий детей в дошкольном возрасте является изобразительная деятельность, способствующая развитию воображения и творческих способностей. Один из путей развития воображения, это использование нестандартных приемов рисования. Важно научить детей экспериментировать с различными материалами, обучить различной технике изображения с целью последующего применения в самостоятельной деятельности.
При организации работы по изодеятельности необходимо следовать следующему правилу — дети должны иметь возможность выбора:
- изобразительного материала (цветные и простые карандаши, акварель, гуашь, пастель, тушь, уголь, сангину, цветные мелки, восковые свечи, пластилин, глину, камешки, ракушки, клей, различный бросовый материал)
- выбор материала, на котором будет нанесено изображение: бумага белая и цветная, бархатная, ткань с рисунком и одноцветная, картон, фанера, плоские и округлые камни, оргстекло, фольга.
Весь материал должен находиться в доступном для ребенка месте.
Практическая часть
В качестве разминки проведем несколько упражнений
(из книги Дрезниной М. Г. «Игры на листе бумаги. Открой в себе художника»)
«Линия с характером»
Для этого задания нам потребуются фломастеры и бумага.
Выполним несколько занимательных упражнений с линией.
Располагаем лист горизонтально или вертикально в зависимости от вашего настроения и желания.
У линий тоже есть свой характер. Попробуем потренироваться в их изображении. У вас на листе может поместиться 5—6 линий. Причем для каждого характера мы будем подбирать подходящий цвет фломастера.
- линия — спокойная-преспокойная.
Вам следует настроить ребенка так, чтобы он почувствовал это состояние линии. Ведь рука повторит потом это состояние. Подумайте о подходящем цвете к этой линии. Смело проводите на листе спокойную, почти уснувшую линию. Рядом с вами ребенок будет чувствовать себя увереннее, побуждайте его действовать самостоятельно, поощряйте оригинальные решения. Например, у одного ощущение покоя связано с зеленым, а у другого — с серым цветом.
- линия — радостная, веселая.
Как ее нарисовать? Как заставить двигаться вашу руку, чтобы она нарисовала веселую линию? Цвет поможет вам выразить радостное настроение, да и рука будет двигаться совсем по-другому. Некоторым детям трудно настроиться на нужную волну, они рисуют линию черным или коричневым цветом. Это очень полезное упражнение не только для рисования, но и для жизни.
- линия — хитрая.
А теперь хитрая линия. Как будет она двигаться на вашем рисунке? Какой цвет надо подобрать? Цвет хитрости... Очень сложно! Особенно, когда негде подсмотреть, и некому подсказать. Такие упражнения очень интересно делать вдвоем, втроем. Это как игра, где каждый проходит свой путь. Посмотрите, как выглядят на вашем рисунке спокойная и радостная линии? Это поможет вам найти другой способ рисования.
- линия — зубастая.
А сейчас мы подошли к рисованию самой любимой детьми линии — зубастой. Почему им нравится изображать зубастую линию? Потому что этот образ линии им более понятен, он выразителен, его легче представить. В памяти всплывают зубы волка, динозавра.
- линия — волнистая.
Она легко дается детям. Волнистые линии легко рисовать. Для волнистой линии дети выбирают обычно синий цвет. Характер этой линии им напоминает волны и море.
- линия — больная.
Замедляется темп движения руки. Мы смотрим на наши фломастеры. Какой цвет подойдет нам для больной линии? Желтый или зеленый? Серый или фиолетовый?
Ощущение больной линии у каждого свое, это всегда очень индивидуально. Это упражнение развивает в ребенке понимание своего собственного видения и отношения к происходящему. Дети ищут цвет, движение, настроение своих линий, следят за каждым движением своей руки.
Задание учит понимать, различать и изображать с помощью линии разные человеческие чувства, ощущения, даже линия обладает характером, движением и может нам о многом рассказать.
А как будет выглядеть разговор между нашими линиями?
Например, что больная линия говорит радостной и зубастой? А что может сказать хитрая линия?
Попробуйте разыграть маленькие сценки с вашими разнохарактерными линиями, они у вас перед глазами.
«Лабиринт»
Мы с вами уже освоили разные виды линий. Возьмем бумагу и фломастеры и попробуем заполнить весь лист полюбившейся линией. Цвет линии можно выбирать свободно, какой вам захочется. Линия может двигаться по вашему листу в самых разных направлениях. Перед вами возникает целая система линий. Мир линий и пересечений, похожий на лабиринт.
Давайте попробуем обыграть, оживить наш лабиринт. Ярко раскрасим те места на вашем рисунке, где линии пересекаясь, образуют разные формы. Нарисуем всякие детальки, фигурки, еще что-нибудь. Это даст возможность лабиринту зажить своей жизнью.
А теперь немного фантазии.
- Что это за лабиринт?
- Кто в нем живет?
- Как найти выход из лабиринта?
*Вторая часть
Воспитателям предлагается разделиться на мини группы . выбрать приемы нестандартного рисования и апробировать их в изобразительной деятельности .Затем организуется выставка работ и презентация приемов.
Примерный перечень приемов.
Приемы.
Рисовать можно не только кистью, карандашом, а поролоном, ватой, тканью (плоской или свернутой в трубочку). Хорошо использовать
- «Пальцевую живопись» — краска наносится пальцами, ладошкой, вэтом случае краска наливается в плоские розетки, и в плоские же баночки ставится вода.
Правило —. каждый палец набирает одну определенную краску. Вымытые в баночке пальцы тут же вытираются салфеткой. Для рисования ладошкой краска наливается в блюдца.
Пальцевой живописью получаются прекрасные рисунки — в младших группах это украшения платьев, следы зверей и т.д. В старших группах получаются прекрасные пейзажи, деревья — в смешении красок, накладывании их друг на друга.
- Монотипия— краска наносятся на кусочек бумаги, или кусочек стекла, а уже потом этот кусочек прикладывается к бумаге, на которую наносится изображение и прижимается пальцами в зависимости от размера пятна, от направления растирания получаются различные изображения.
Разновидность — лист бумаги складывается пополам и краски наносится только на одну сторону листа, потом лист складываете и изображение получается, как бы зеркальное. Использовать можно как одну краску, так и несколько. В такой технике можно изображать деревья, цветы, бабочек.
Когда краска высохнет, из листа в сложенного вдвое, можно вырезать бабочку, цветок, платье.
- Рисование свечой.Свечой наносится рисунок, получается «волшебный рисунок» — он есть и его не видно. Потом на лист наносится тушь или цветные чернила — и рисунок свечой проступает на цветном фоне.
- Рисование по мокрой бумаге:сначала лист смачивается, а потом кистью или пальцами наносится изображение. Оно получается, как будто размытое под дождем или в тумане. Прорисовка деталей проводится, когда рисунок высохнет.
- Рисование щетками.Можно использовать щетки различного размера: ими можно рисовать, или разбрызгивать краску.
- Коллажи— сочетание аппликации и рисования, причем аппликация может быть самой различной — бумага, ткань, вата, нити, любой бросовый материал.
- Объемная аппликация, постепенно переходящая в конструирование. Бумага, ткань наклеивается не полностью, а только частью или серединой в зависимости от замысла. Наклеивать можно и картонные коробочки, бумагу, сжатую в комок, кусочки фанеры, дерева. Хорошо такие коллажи делать на картоне или фанере.
- Кляксография— капнуть кляксу на лист бумаги, определить, на что похоже и дорисовать недостающие детали. Разновидность – нанести кляксу, затем приподнимая и наклоняя лист бумаги, растекающейся краской создать изображение.
- Точечный рисунок— весь рисунок состоит из отдельных точек — наносится кончиком кисти, пальцами, точки могут быть разного размера.
- Рисование на скомканной бумаге.Наносить рисунок на предварительно скомканную и сжатую бумагу. Потом лист расправляется и на него наносится рисунок.
- Работа с копировальной бумагой. На белый лист бумаги сверху накладывается копировальная бумага; рисунок наносится поверх копировки пальцем, ногтем, палочкой. Потом копировальная бумага снимается остается - графический рисунок. Можно использовать копированную бумагу разных цветов.
- Рисование «водой». Нанести густую краску на бумагу, подождать, пока рисунок высохнет, и опустить на секунду – две в тарелочку или поднос. Рисунок получается расплывчатый: дождь, туман и т.д.
- Работа с клеем. На чистый лист бумаги наносится контурный рисунок канцелярским клеем (на колпачке вырезается тонкая дырочка) так, чтобы «рисунок» был выпуклый. Подождать, пока высохнет клей тогда наносится жидкая краска, чтобы свободно растекалась в пределах нанесенного контура.
«В стране роботов»
Помечтать с детьми о будущем, когда вокруг нас будет много роботов, или перенестись с детьми в страну роботов, погулять там, рассмотреть, какие роботы живут в этой стране. Пусть дети думают, какие роботы могут быть внешние и для какой работы предназначены. Рисовать можно разными вариантами.
В конце обязательно все работы соединятся на одном листе и придумываем название страны роботов (можно написать название сверху).
Сюрреалистические игры.
Сюрреализм — противоестественное сочетание в произведениях искусства фантастических и реальных элементов.
«Рисунок в несколько рук».
Участники делятся на подгруппы в три человека. На подгруппу дается один лист бумаги. Первый рисует нечто, подсказывающее образ, со смыслом или без. Второй — рисует, отталкиваясь от первоначального замысла (наметки), использует ее в качестве элемента другого изображения, но с иным значением. Третий — не дополняет рисунок первых двух, а меняет его направленность, трансформирует замысел.
При большом количестве участников можно увеличить количество рисующих на одном листе (в одной подгруппе).
В данном занятии конечный результат интересует меньше, чем сам процесс. Интересна и сама борьба, возникающая при попытке завладеть чужими формами и навязать свои.
В результате рисования появляются необычные персонажи, фантастический пейзаж и т.д.
*Третья часть-мини обзор
Факторы , способствующие и тормозящие развитие
творческого воображения дошкольников
Способствующие факторы
- Поощрение различных форм творческого продукта в семье и ДОУ
- Возможность манипуляции с предметами и мыслями
- Ориентация ребенка на творческое решение проблем
Тормозящие факторы
- Запрещение вопросов и ограничение инициативы
- Усиленная ориентация на мнение сверстников
- Представление о дивергентном мышлении как об отклонении от нормы.
*Четвертая часть- выступление воспитателя из опыта работы с родителями:
Чем занять ребенка в то время пока мама на кухне готовит очередной кулинарный шедевр?
Я предлагаю Вам ( желающие воспитатели) пройти за столы и попробовать некоторые ИГРЫ С ДЕТЬМИ :
«Рисовашка»
Насыпьте на поверхность для рисования (это может быть любой поднос или блюдо, коробка из под конфет и т. п.) манку (можно использовать и другие сыпучие продукты) и покажите ребенку, как можно рисовать круг, квадрат, водя пальцем по поверхности. Дальше уже он попробует это сделать сам.
«Овощная мозаика»
Нарезанные кружочки из картофеля и морковки можно использовать для выкладывания разных змеек, кругов или даже для создания фигурок, например, снеговика.
«Сюрприз»
Берем глубокую миску, делаем в ней мыльный раствор таким образом, чтобы сверху было много пены, даем ребенку краски и кисти и он, поверьте, увлеченно будет «рисовать» на мыльной пене. Давайте попробуем.
*Рефлексия
Используя пальцы руки. Проводим рефлексию ( название пункта анализа совпадает с первой буквой в названии пальца руки)
1.Мизинец-мыслительная деятельность
Что нового узнали?
2.Безымянный –близость цели
Что сегодня сделали для достижения цели?
3.Средний –состояние духа
Преобладающее настроение, мысли.
4.Указательный –услуга ( польза¸помощь)
Кому оказали услугу, помощь, просто порадовали?
5.Большой.
Что я сделала для своего здоровья, настроения?
В. Осеева «Потерянный день»-Тот день, в который человек не сделал никакого полезного дела или ничему не научился, чтобы знать больше, чем он знал вчера, называется потерянным днем.
Итог:
1.Составить папки- передвижки в помощь родителям по развитию творческого воображения ( игры дома).
2.Использовать разнообразные формы , приемы техники работы с дошкольниками по вопросам творческого развития детей.
3.Помнить о том, что ребенок -это личность и он имеет право на собственное мнение , и общаться с ним надо, как с равноправным партнером, но с более малым жизненным опытом.