0+



 

Опубликовано: 19.01.2022 г.

Автор: Гусева Наталья Николаевна, старший воспитатель

МКДОУ №133 г.  Киров

 

Чтоб детишек развивать,

Надо нам их раскачать.

Раззадорить интерес,

Радость творчества процесс,

Мам и пап раскрепостить,

Познакомить , подружить-

Разожги костер игры,

Сказок , солнечной мечты.

Цель: обогащение методического арсенала педагогов приемами нестандартного рисования, способствующими развитию у детей воображения; создание условий для раскрытия творческого потенциала педагогов.

Материалы: наличие разнообразных изобразительных средств: цветные и простые карандаши, акварель, гуашь, темпера, пастель, тушь, уголь, сангина, цветные мелки, восковые свечи, пластилин, глина, камешки, ракушки, клей, различный бросовый материал, бумага белая и цветная, бархатная, ткань с рисунком и одноцветная, картон, фанера, плоские и округлые камни, оргстекло, плитка ПХВ, фольга — все различной формы и размеров.

Подборка музыкальных произведений.

Литература

Дрезнина М.Г. Игры на листе бумаги. Открой в себе художника — М.: Издательский дом «Искатель», 1997.Речинская Е.Г., Сошина ЕЛ. Развитие творческого воображения младших школьников в условиях нормального и нарушенного слуха: Учеб. 1988. Опыт методической работы вДОУ.Страунинг А. М. Развитие творческого воображения дошкольников на занятиях по изодеятельности. — Ростов-на-Дону, 1992.

*Первая часть

Старший воспитатель:

одним из любимых занятий детей в дошкольном возрасте является изобразительная деятельность, способствующая развитию воображения и творческих способностей. Один из путей развития воображения, это использование нестандартных приемов рисования. Важно научить детей экспериментировать с различными материалами, обучить различной технике изображения с целью последующего применения в самостоятельной деятельности.

При организации работы по изодеятельности необходимо следовать следующему правилу — дети должны иметь возможность выбора:

  • изобразительного материала (цветные и простые карандаши, акварель, гуашь, пастель, тушь, уголь, сангину, цветные мелки, восковые свечи, пластилин, глину, камешки, ракушки, клей, различный бросовый материал)
  • выбор материала, на котором будет нанесено изображение: бумага белая и цветная, бархатная, ткань с рисунком и одноцветная, картон, фанера, плоские и округлые камни, оргстекло, фольга.

Весь материал должен находиться в доступном для ребенка месте.

Практическая часть

В качестве разминки проведем несколько упражнений

(из книги Дрезниной М. Г. «Игры на листе бумаги. Открой в себе художника»)

«Линия с характером»

Для этого задания нам потребуются фломастеры и бумага.

Выполним несколько занимательных упражнений с линией.

Располагаем лист горизонтально или вертикально в зависимости от вашего настроения и желания.

У линий тоже есть свой характер. Попробуем потренироваться в их изображении. У вас на листе может поместиться 5—6 линий. Причем для каждого характера мы будем подбирать подходящий цвет фломастера.

  • линия спокойная-преспокойная.

Вам следует настроить ребенка так, чтобы он почувствовал это состояние линии. Ведь рука повторит потом это состояние. Подумайте о подходящем цвете к этой линии. Смело проводите на листе спокойную, почти уснувшую линию. Рядом с вами ребенок будет чувствовать себя увереннее, побуждайте его действовать самостоятельно, поощряйте оригинальные решения. Например, у одного ощущение покоя связано с зеленым, а у другого — с серым цветом.

  • линия — радостная, веселая.

Как ее нарисовать? Как заставить двигаться вашу руку, чтобы она нарисовала веселую линию? Цвет поможет вам выразить радостное настроение, да и рука будет двигаться совсем по-другому. Некоторым детям трудно настроиться на нужную волну, они рисуют линию черным или коричневым цветом. Это очень полезное упражнение не только для рисования, но и для жизни.

  • линия — хитрая.

А теперь хитрая линия. Как будет она двигаться на вашем рисунке? Какой цвет надо подобрать? Цвет хитрости... Очень сложно! Особенно, когда негде подсмотреть, и некому подсказать. Такие упражнения очень интересно делать вдвоем, втроем. Это как игра, где каждый проходит свой путь. Посмотрите, как выглядят на вашем рисунке спокойная и радостная линии? Это поможет вам найти другой способ рисования.

  • линия — зубастая.

А сейчас мы подошли к рисованию самой любимой детьми линии — зубастой. Почему им нравится изображать зубастую линию? Потому что этот образ линии им более понятен, он выразителен, его легче представить. В памяти всплывают зубы волка, динозавра.

  • линия — волнистая.

Она легко дается детям. Волнистые линии легко рисовать. Для волнистой линии дети выбирают обычно синий цвет. Характер этой линии им напоминает волны и море.

  • линия — больная.

Замедляется темп движения руки. Мы смотрим на наши фломастеры. Какой цвет подойдет нам для больной линии? Желтый или зеленый? Серый или фиолетовый?

Ощущение больной линии у каждого свое, это всегда очень индивидуально. Это упражнение развивает в ребенке понимание своего собственного видения и отношения к происходящему. Дети ищут цвет, движение, настроение своих линий, следят за каждым движением своей руки.

Задание учит понимать, различать и изображать с помощью линии разные человеческие чувства, ощущения, даже линия обладает характером, движением и может нам о многом рассказать.

А как будет выглядеть разговор между нашими линиями?

Например, что больная линия говорит радостной и зубастой? А что может сказать хитрая линия?

Попробуйте разыграть маленькие сценки с вашими разнохарактерными линиями, они у вас перед глазами.


«Лабиринт»

Мы с вами уже освоили разные виды линий. Возьмем бумагу и фломастеры и попробуем заполнить весь лист полюбившейся линией. Цвет линии можно выбирать свободно, какой вам захочется. Линия может двигаться по вашему листу в самых разных направлениях. Перед вами возникает целая система линий. Мир линий и пересечений, похожий на лабиринт.

Давайте попробуем обыграть, оживить наш лабиринт. Ярко раскрасим те места на вашем рисунке, где линии пересекаясь, образуют разные формы. Нарисуем всякие детальки, фигурки, еще что-нибудь. Это даст возможность лабиринту зажить своей жизнью.

А теперь немного фантазии.

  1. Что это за лабиринт?
  2. Кто в нем живет?
  3. Как найти выход из лабиринта?

*Вторая часть

Воспитателям  предлагается разделиться на мини группы . выбрать приемы нестандартного рисования и апробировать их в изобразительной деятельности .Затем организуется выставка работ и презентация приемов.

Примерный перечень приемов.

Приемы.

Рисовать можно не только кистью, карандашом, а поролоном, ватой, тканью (плоской или свернутой в трубочку). Хорошо использовать

  1. «Пальцевую живопись» — краска наносится пальцами, ладошкой, вэтом случае краска наливается в плоские розетки, и в плоские же баночки ставится вода.

Правило —. каждый палец набирает одну определенную краску. Вымытые в баночке пальцы тут же вытираются салфеткой. Для рисования ладошкой краска наливается в блюдца.

Пальцевой живописью получаются прекрасные рисунки — в младших группах это украшения платьев, следы зверей и т.д. В старших группах получаются прекрасные пейзажи, деревья — в смешении красок, накладывании их друг на друга.

  1. Монотипия— краска наносятся на кусочек бумаги, или кусочек стекла, а уже потом этот кусочек прикладывается к бумаге, на которую наносится изображение и прижимается пальцами в зависимости от размера пятна, от направления растирания получаются различные изображения.

Разновидность — лист бумаги складывается пополам и краски наносится только на одну сторону листа, потом лист складываете и изображение получается, как бы зеркальное. Использовать можно как одну краску, так и несколько. В такой технике можно изображать деревья, цветы, бабочек.

Когда краска высохнет, из листа в сложенного вдвое, можно вырезать бабочку, цветок, платье.

  1. Рисование свечой.Свечой наносится рисунок, получается «волшебный рисунок» — он есть и его не видно. Потом на лист наносится тушь или цветные чернила — и рисунок свечой проступает на цветном фоне.
  2. Рисование по мокрой бумаге:сначала лист смачивается, а потом кистью или пальцами наносится изображение. Оно получается, как будто размытое под дождем или в тумане. Прорисовка деталей проводится, когда рисунок высохнет.
  3. Рисование щетками.Можно использовать щетки различного размера: ими можно рисовать, или разбрызгивать краску.
  4. Коллажи— сочетание аппликации и рисования, причем аппликация может быть самой различной — бумага, ткань, вата, нити, любой бросовый материал.
  5. Объемная аппликация, постепенно переходящая в конструирование. Бумага, ткань наклеивается не полностью, а только частью или серединой в зависимости от замысла. Наклеивать можно и картонные коробочки, бумагу, сжатую в комок, кусочки фанеры, дерева. Хорошо такие коллажи делать на картоне или фанере.
  6. Кляксография— капнуть кляксу на лист бумаги, определить, на что похоже и дорисовать недостающие детали. Разновидность – нанести кляксу, затем приподнимая и наклоняя лист бумаги, растекающейся краской создать изображение.
  7. Точечный рисунок— весь рисунок состоит из отдельных точек — наносится кончиком кисти, пальцами, точки могут быть разного размера.
  8. Рисование на скомканной бумаге.Наносить рисунок на предварительно скомканную и сжатую бумагу. Потом лист расправляется и на него наносится рисунок.
  1. Работа с копировальной бумагой. На белый лист бумаги сверху накладывается копировальная бумага; рисунок наносится поверх копировки пальцем, ногтем, палочкой. Потом копировальная бумага снимается остается - графический рисунок. Можно использовать копированную бумагу разных цветов. 
  2. Рисование «водой». Нанести густую краску на бумагу, подождать, пока рисунок высохнет, и опустить на секунду – две в тарелочку или поднос. Рисунок получается расплывчатый: дождь, туман и т.д.
  3. Работа с клеем. На чистый лист бумаги наносится контурный рисунок канцелярским клеем (на колпачке вырезается тонкая дырочка) так, чтобы «рисунок» был выпуклый.  Подождать, пока высохнет клей тогда наносится жидкая краска, чтобы свободно растекалась в пределах нанесенного контура.

«В стране роботов»

Помечтать с детьми о будущем, когда вокруг нас будет много роботов, или перенестись с детьми в страну роботов, погулять там, рассмотреть, какие роботы живут в этой стране. Пусть дети думают, какие роботы могут быть внешние и для какой работы предназначены. Рисовать можно разными вариантами.

В конце обязательно все работы соединятся на одном листе и придумываем название страны роботов (можно написать название сверху).

Сюрреалистические игры.

Сюрреализм — противоестественное сочетание в произведениях искусства фантастических и реальных элементов.

«Рисунок в несколько рук».

Участники делятся на подгруппы в три человека. На подгруппу дается один лист бумаги. Первый рисует нечто, подсказывающее образ, со смыслом или без. Второй — рисует, отталкиваясь от первоначального замысла (наметки), использует ее в качестве элемента другого изображения, но с иным значением. Третий — не дополняет рисунок первых двух, а меняет его направленность, трансформирует замысел.

При большом количестве участников можно увеличить количество рисующих на одном листе (в одной подгруппе).

В данном занятии конечный результат интересует меньше, чем сам процесс. Интересна и сама борьба, возникающая при попытке завладеть чужими формами и навязать свои.

В результате рисования появляются необычные персонажи, фантастический пейзаж и т.д.

*Третья часть-мини обзор

Факторы , способствующие и тормозящие развитие

 творческого воображения дошкольников

Способствующие факторы

  • Поощрение различных форм творческого продукта в семье и ДОУ
  • Возможность манипуляции с предметами и мыслями
  • Ориентация ребенка на творческое решение проблем

Тормозящие факторы

  • Запрещение вопросов и ограничение инициативы
  • Усиленная ориентация на мнение сверстников
  • Представление о дивергентном мышлении как об отклонении от нормы.

*Четвертая часть- выступление воспитателя из опыта работы с родителями:

Чем занять ребенка в то время пока мама на кухне готовит очередной кулинарный шедевр?

Я предлагаю Вам ( желающие воспитатели) пройти за столы и попробовать некоторые ИГРЫ С ДЕТЬМИ :

«Рисовашка»

Насыпьте на поверхность для рисования (это может быть любой поднос или блюдо, коробка из под конфет и т. п.) манку (можно использовать и другие сыпучие продукты) и покажите ребенку, как можно рисовать круг, квадрат, водя пальцем по поверхности. Дальше уже он попробует это сделать сам.

«Овощная мозаика»

Нарезанные кружочки из картофеля и морковки можно использовать для выкладывания разных змеек, кругов или даже для создания фигурок, например, снеговика.

«Сюрприз»

Берем глубокую миску, делаем в ней мыльный раствор таким образом, чтобы сверху было много пены, даем ребенку краски и кисти и он, поверьте, увлеченно будет «рисовать» на мыльной пене. Давайте попробуем.

*Рефлексия

Используя пальцы руки. Проводим рефлексию ( название пункта анализа совпадает с первой буквой в названии пальца руки)

1.Мизинец-мыслительная деятельность

Что нового узнали?

2.Безымянный –близость цели

Что сегодня сделали для достижения цели?

3.Средний –состояние духа

Преобладающее настроение, мысли.

4.Указательный –услуга ( польза¸помощь)

Кому оказали услугу, помощь, просто порадовали?

5.Большой.

Что я сделала для своего здоровья, настроения?

В. Осеева «Потерянный день»-Тот день, в который человек не сделал никакого полезного дела или ничему не научился, чтобы знать больше, чем он знал вчера, называется потерянным днем.

Итог:

1.Составить папки- передвижки в помощь родителям  по развитию творческого воображения ( игры дома).

2.Использовать разнообразные формы , приемы техники  работы с дошкольниками по вопросам творческого развития детей.

3.Помнить  о том, что ребенок -это личность и он имеет право на собственное мнение , и общаться  с ним надо, как с равноправным партнером, но с более малым жизненным опытом.

 

 

Как опубликовать статью?

Уважаемые педагоги, для того, чтобы разместить на страницах интернет-издания собственные работы необходимо сделать несколько простых шагов:

  1. Ознакомьтесь с требованиями к размещаемым материалам.
  2. Заполните заявку на публикацию (скачать Заявку).
  3. Оплатите за размещение материала (скачать квитанцию для оплаты) или пополните кошелек Яндекс Деньги 410015930905285.  Стоимость организационного взноса за изготовление диплома и свидетельства о публикации всего 150 рублей.
  4. На электронный адрес редакции 5.izmerenie@mail.ru отправьте письмо с темой «Публикация статьи».

    К письму должны быть прикреплены три файла:
    - статья для публикации,
    - заявка на публикацию (скачать Заявку).
    - копия оплаты оргвзноса (скан или фото).

  Как оплатить счет на сайте:

1. В личном кабинете выберите мероприятие (Педагогический электронный журнал «Пятое измерение» (Размещение публикаций) и нажмите "Оплатить".

2. Выберите способ оплаты: 

  • Оплата PayAnyWay (Монета) Возможные варианты оплаты:

- Банковские карты (VISA, MasterCard, СБП, Yandex Pay) 

- Электронные деньги (MONETA.RU, ЮМoney)

- Переводы (Почтовый перевод, Банковский перевод)

- Платежные терминалы (Московский кредитный Банк, Элекснет)

  • Оплата квитанцией через банк

 3. Укажите количество участников и нажмите "Оформить заказ".

 4. После оплаты организационного взноса,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отправьте на электронный адрес 5.izmerenie@mail.ru

 

Как оплатить по квитанции на оплату через банк:

1. Скачайте квитанцию на сайте.

2. Оплатите организационный взнос: изготовление диплома и свидетельства о публикации составляет всего 150 рублей (скачать квитанцию для оплаты) При перечислении можно воспользоваться услугами любого банка. Обязательно укажите фамилию, имя,  отчество плательщика оргвзноса!

4. После оплаты,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отсканированную или сфотографированную квитанцию необходимо отправить на электронную почту 5.izmerenie@mail.ru

 

На страницах нашего электронного журнала Вы сможете найти полезный для себя материал, обрести единомышленников, поделиться с более молодыми коллегами из других городов и регионов России своими наработками и опытом, а также опубликовать оригинальные статьи и материалы по педагогической тематике.

 Редакция сетевого издания Центра интеллектуального развития «Пятое измерение» всегда открыта к диалогу и рада сотрудничеству!

Желаем Вам успехов!

Войти

Регистрация