Опубликовано: 19.01.2022 г.
Автор: Шигирданова Светлана Геннадьевна, инструктор по физической культуре
МБДОУ ЦРР детский сад «Сказка» МО «Цильнинский район»
Ульяновская обл., Цильнинский р-он, с.Большое Нагаткино
Социальное партнерство ДОУ – это система взаимоотношений между дошкольными образовательными заведениями и сторонними институтами, характеризующихся равноправием сторон, строящихся на добровольных началах и осознанном заключении и выполнении коллективных договоров, нацеленных на создание психолого-педагогических и социокультурных условий для воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста.
Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. Именно в данном возрастном периоде закладывается и укрепляется фундамент здоровья, развиваются физические качества, так необходимые для эффективного участия ребенка в различных формах двигательной активности, что, в свою очередь, создает условия для активного формирования и развития психических функций и интеллектуальных способностей дошкольника. Одним из результативных направлений работы по сохранению и укреплению здоровья детей в нашем ДОУ, мы видим в установлении тесного сотрудничества с учреждениями социума.
В соответствии с ФГОС ДО приоритетной задачей детского сада является сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей. Поэтому девиз нашего дошкольного учреждения «Здоровому образу жизни – зеленый свет!» где любая деятельность детей способствует воспитанию у них привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни, формированию навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья.
Работа детского сада с учреждениями социума представляет конкретный вариант вовлечения дошкольного учреждения в систему социального партнерства, а выявление потенциальных возможностей и интересов детей позволяет спланировать и организовать работу по формированию потребности в ЗОЖ.
Мы определи для себя, что условиями эффективного взаимодействия дошкольного учреждения с социальными партнерами выступают: открытость дошкольного учреждения, установление доверительных и деловых контактов с родителями и другими социальными структурами, использование образовательного и творческого потенциала социума, использование активных форм и методов взаимодействия детского сада и социума. Такое социальное партнёрство помогает достичь единого образовательного пространства. Предметом взаимодействия и сотрудничества является ребенок, его интересы, заботы о его психическом и физическом здоровье.
Социальное партнерство семьи и детского сада при формировании ЗОЖ рассматривается как целенаправленное, организованное взаимодействие родителей и педагогов, гармонически сочетающее в себе получение фундаментальных знаний из области физической культуры и здоровья, развитие мотивационно - потребностной сферы, овладение адекватными методами организации воспитательно-образовательного пространства «Родители-дети-педагоги». Все эти компоненты взаимосвязаны и могут функционировать как единое целое.
В нашем детском саду организован семейный клуб «К здоровью без лекарств», где родители обмениваются опытом семейного воспитания, и обсуждаются разные темы т. к. «Какой вид спорта подойдёт моему ребенку?», «Игры на прогулке», «Игры моего детства» и другие. Проектный метод, стал значимым в физическом воспитании детей, он обеспечил вхождение дошкольников и их родителей в процессы поиска, творчества и самостоятельного мышления.
Были реализованы такие проекты:
- «Физкультура в нашей семье» проект познавательно – оздоровительной направленности. Его цель занятия физкультурой и спортом в семье, как лучшее средство от болезней.
- Исследовательский проект «Забытые игры»
- Была проведена большая исследовательская работа об истории олимпийского движения древности и современности как достижения общечеловеческой культуры вследствие этого был реализован проект «Путешествие в историю Олимпиады»
- Творческий проект «Бантики маленькой патриотки».
Проектный метод повысил эффективность работы с семьями воспитанников, позволил наладить динамичную и действенную связь в работе ДОУ с семьей. Работая над проектами, дети и взрослые научились осознавать и анализировать семейные традиции физического воспитания.
Наверное, самая приятная и любимая и педагогами, и родителями и детьми досуговая форма взаимодействия, где родители являются участниками и болельщиками спортивных праздников, развлечений, соревнований. Таким образом, целенаправленная система социального партнерства детского сада и семьи позволяет сформировать основы физической культуры и культуры здоровья, подготовить к школьной жизни не только детей, но и родителей, будет способствовать созданию условий для самореализации родительского потенциала.
Мы тесно сотрудничаем с Большенагаткинской средней общеобразовательной школой. В спортивном зале школы проводятся образовательные мероприятия по физической культуре, где воспитанники подготовительной группы выполняют общеразвивающие упражнения, участвуют в эстафетах и подвижных играх. Занятия в спортивном зале помогают нам стать победителями в спортивных соревнованиях. Муниципального этапа спартакиады «Малышок» и муниципального конкурса «Смотр строя и песни». Такой подход позволяет подготовить детей к школьным урокам физкультуры, будущим первоклассникам оценить свои достижения, а родителям – увидеть возможность ребенка, помочь с выбором спортивной секции.
Следующий социальный партнер ДЮСШ. Движение – это язык, понятный для всех функций организма. Усилия ДЮСШ и детского сада направлены на вовлечение детей в активную физическую спортивную деятельность.
Цель сотрудничества - привлечь детей к спорту с дошкольного возраста
- На первом этапе проводятся экскурсии в спортивную школу.
Знакомство детей с тренерами её воспитанниками, достижениями и наградами спортивной школы.
- Совместно со спортивной школой провели следующие мероприятия:
На базе спортивного зала Большенагаткинской школы провели детскую игровую дискотеку «Двигайся больше!», где дети совместно с родителями участвовали в эстафетах, играх, танцах. Улучшилось взаимоотношение в семье и педагогами за счет понимания собственного ребенка, адекватной оценки его здоровья и физического развития.
- Следующим этапом нашей работы мы спланировали и провели двигательно –игровую дискотеку с сотрудниками ДОУ района, проводилась мероприятие в рамках профессионального праздника День дошкольного работника.
- Стало традицией проводить Велокросс среди воспитанников дошкольных учреждений нашего села. Наш детский сад был первым организатором этого спортивного мероприятия и назвали мы его «Колесо дружбы». Тренеры спортивной школы обеспечивали компетентное судейство данного мероприятия.
- Также мы являемся участниками спортивного мероприятия Всероссийский день бега «Кросс нации». Ниши воспитанники являлись победителями соревнований.
Участие в кроссе пропагандирует здоровый образ жизни. Привлекает педагогический коллектив, детей, родителей и жителей села к регулярным занятиям физической культурой и спортом через такой доступный метод как бег.
- Принимаем участие во Всероссийской массовой лыжной гонки «Лыжня России».
- Тесное сотрудничество с ДЮСШ позволило нам стать неоднократными победителями и рекордсменами легкоатлетической эстафеты на приз газеты «Цильнинские новости».
- Наши воспитанники приглашаются на открытия соревнований с показательными выступлениями.
Хочется отметить, что обеспечение непрерывности и преемственности детского сада и ДЮСШ в процессе интегрированного подхода позволяет наиболее эффективно решать вопросы физического воспитания детей дошкольного возраста, формировать потребность к здоровому образу жизни, приобщению к различным видам спорта.
Тесное и плодотворное сотрудничество с социальными партнерами, позволяет нам выходить на большую сцену РДК, участвуя в праздничных мероприятиях района. Дети с удовольствием выступают с танцевальными номерами, которые мы разучиваем на занятиях детской аэробики. Сочетание ритмичной, эмоциональной музыки, танцевальных упражнений и красивых костюмов делают выступления привлекательными, а также позволяют ощутить радость от совместной двигательной деятельности.
Организуются и проводятся совместные детские игровые площадки во время проведения народных праздников «Масленица» и «Бега».
Являемся активными участниками областного агитпоезда «За здоровый образ жизни, здоровую и счастливую семью».
Таким образом, сотрудничество дошкольного учреждения с социальными партнерами позволяет выстраивать единое информационно-образовательное и здоровьесберегающее пространство, формировать мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания, которое является залогом успешного развития и адаптации ребенка в современном мире.
Все родители хотят видеть детей счастливыми. Основой счастья является — здоровье. Его надо укреплять ежедневно, начиная с самого раннего возраста.
Только правильное физическое воспитание станет залогом того, что ребенок вырастет здоровым и крепким человеком и только взаимодействие всех взрослых, объединенных общей заботой о развитии ребенка, может гарантировать психическое и физическое здоровье подрастающего поколения.