Опубликовано: 20.01.2022 г.
Автор: Клементьева Галина Геннадиевна,
воспитатель,
МБДОУ ЦРР детский сад «Сказка»
Цель: повышение компетентности педагогов в применении театрализованной деятельности в детском саду, развитие фантазии и творческих способностей.
Задачи: Побудить к широкому использованию театральной деятельности в детском саду. Познакомить с одним из видов театра в ДОУ – театр тантамаресок. Научить изготавливать некоторые виды театральных кукол – тантамарески, используя для этого подручный материал. Инновационная направленность мастер – класса заключается в творческом подходе к театрализации. Представление новых видов театра.
Оборудование и материалы: фломастеры, гуашь, кисти, ножницы, образцы различных тантамаресок, ватман, баночки для воды, салфетки.
Ожидаемые результаты: формирование представлений воспитателей о значении театрализованной деятельности для всестороннего развития ребёнка; изготовление театра тантамаресок.
Ход: Уважаемые коллеги! Театрализованная игра – одна из самых мощных, сильных видов деятельности для развития у детей дошкольного возраста творческих способностей. Занимаясь с детьми театром, мы ставим перед собой цель – сделать жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами.
Всем знакома истина: Всё новое – это хорошо забытое старое! Множество разных интересных вещей придумали задолго до нас. Заинтересовавшись детским театральным творчеством, я внимательно изучила идеи и находки других педагогов в этой области.
Театр – это волшебный край, в котором ребёнок радуется, играя, а в игре он познаёт мир. (С.И.Мерзлякова) Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: её тематики в детской деятельности не ограничены и может удовлетворить любые интересы и желания ребёнка.
В этом как нельзя лучше нам могут помочь тантамарески.
Знает ли кто из вас, что такое тантамарески?
Тантамареска – это стенд с ярким рисунком, который содержит забавный сюжет, а на месте голов персонажей вырезаны отверстия. Тантамареска может быть как с одной прорезью для лица, так и с несколькими, всё зависит от задумки всей композиции целом.
Существуют разные виды тантамаресок. Самый простой – пальчиковые тантамарески (фигурки из бумаги и картона с вырезанными прорезями для пальчиков. Стендовая тантамареска – ширма или стенд с ярким рисунком, который содержит забавный сюжет, а на месте голов персонажей вырезаны отверстия. Тантамареска – свиток – рулон обоев, на котором изображён сюжет сказки с героями, у которых есть прорези для головы и рук, по ходу действия свиток сворачивается либо разворачивается. Маски – тантамарески – это лист картона сотверстием для лица. В сюжетном виде тантамарески используется банерная ткань с определённым дизайном, на котором изображены какие – то персонажи или объекты, у которых вырезаны часть изображения. Изображение изготавливается во всё полотно, которое будет отвечать заданной теме.
Что ещё может так забавлять детей, как тантамарески! С ним можно побывать в далёкой стране или моментально перевоплотиться в сказочного героя. Театр тантамаресок способствует развитию у дошкольников воображения, коммуникативных и творческих способностей. Дети учатся импровизировать, выстраивать диалог.
Можно использовать два вида тантамаресок: тантамарески – ростовые фигуры и пальчиковые тантамарески.
Пальчиковые игрушки – тантамарески – это фигурки из бумаги или картона, с вырезанными в них прорезями для пальчиков, чтобы «оживить» фигурку.
Использование тантамаресок: инсценирование стихов и потешек, рассказывание сказок, историй собственного сочинения, театральные игры, игры – импровизации и другие игры.
Театр тантамаресок легко сделать самим. Перед тем, как приступить к практической части нашего мастер – класса, предлагаю вам немного отдохнуть и выполнить упражнение на сплочение нашего коллектива.
Цель: сплочение коллектива. Группа выполняет задания быстро и чётко.
Инструкция: Постройте, используя всех игроков, следующие фигуры:
- треугольник;
- круг;
- угол;
- букву.
Вы видите на столах заготовки тантамаресок, займите места. Наша задача – раскрасить их и обыграть. На пальчиковых тантамаресках вырезаем отверстия подпальчики и раскрашиваем их.
Работа под музыку.
Обыгрывание:
Берём в руки тантамарески и каждый герой читает своё стихотворение. Две сороконожки
Бежали по дорожке.
Бежали, бежали,
Друг друга повстречали.
Друг друга обнимали – мали,
Друг друга обнимали – мали,
Друг друга обнимали – мали,
Что едва их мы разняли.
Как – то раз сороконожку
Пригласили на обед.
Ждут жучки, букашки, мошки,
А её всё нет и нет.
Наконец сороконожка
Появилась у стола.
- Опоздала я немножко,
Еле – еле приползла.
Ведь такое невезенье,
Как же мне не опоздать?
Там у входа объявленье:
«Просьба ноги вытирать!»
Пушистые лапки,
Которых четыре,
Упругой походкой прошлись по квартире.
По папиной полке
Прошлись прошлись эти лапки –
И с полки попадали
Папины папки.
Посыпались письма,
Газеты, портреты…
И лапкам пушистым попало за это.
Жили – были два кота –
Восемь лапок, два хвоста.
Подрались между собой
Серые коты.
Поднялись у них трубой
Серые хвосты.
Бились днём и ночью.
Прочь летели клочья,
И остались от котов
Только кончики хвостов.
Киска, киска, киска, брысь!
На дорогу не ложись:
Наша деточка пойдёт,
Через киску упадёт…
Кисонька – мурысенька, где была?
- На мельнице.
Кисонька – мурысенька, что там делала?
- Муку молола.
Кисонька – мурысенька, что из муки пекла?
- Прянички.
Кисонька – мурысенька, с кем пряники ела?
- Одна.
Не ешь одна, не ешь одна!
Кто проснётся утром рано?
Кто с кровати сразу встанет?
Кто потянется немножко
И помчится по дорожке?
Это Ваня!
- Ваня, Ванечка! Куда ходил?
- В лесочек!
- Что видел?
- Пенёчек
- Под пенёчком что?
- Грибок!
Хвать да в кузовок!..
А теперь все говорим:
«Ай да мы какие молодцы!»
Уважаемые участники мастер – класса, постарайтесь ответить на следующие вопросы:
Что нового вы узнали для себя на данном мероприятии?
Сможете ли вы использовать увиденное в своей работе?
Остались ли вопросы по предложенной теме?
Уважаемые коллеги! Прошу вас отразить ваши настроения, полученные от нашей совместной работы на мастер – классе, выбрав «смайлики – настроения» и оставить на них свои комментарии.