Опубликовано: 24.01.2022 г.
Автор: Старченко Светлана Михайловна,
воспитатель,
МАДОУ ДС № 77 «Эрудит»
Нижневартовск
Цель: продолжать повышать компетентность педагогов, позволяющую им осуществлять развитие творческих способностей дошкольников, через игровую деятельность.
Уважаемые коллеги, свое выступление мы хотели бы начать с замечательного стихотворения:
В жизни по-разному можно жить,
В горе можно и в радости.
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать шалости.
А можно и так:
На рассвете встать
И, помышляя о чуде,
Рукой обнаженной до солнца достать
И подарить его людям.
К. Паустовский говорил: «Порыв к творчеству может так же легко угаснуть, как и возник, если оставить его без пищи».
На протяжении многих лет люди размышляют о том, как воспитать творческую личность? В чём секрет успеха?
Каждый ребенок по своей природе - творец и экспериментатор. Формирование многогранной и целостной личности невозможно без развития творческих способностей.
Уважаемые педагоги, предлагаем Вам поразмышлять и всем вместе ответить на вопросы «Что такое творчество?», «Что такое творческие способности?», «Какая роль отводится игре в развитии творческих способностей дошкольников?»
Слайд 2 (понятия)
Творчеством называется процесс создания человеком чего-то принципиально нового, оригинального, уникального.
Творческие способности выражаются в умении человека находить особый взгляд на привычное и повседневное.
Творческий человеком можно назвать, если у него хорошо развито воображение и фантазия, он способен к изобретательству, нахождению нестандартных решений в различных ситуациях.
Слово «творчество» происходит от слова «творить».
Творить – это создавать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте индивидуальном или общественном.
Творческие проявления ребёнка – это те его проявления, в которых ему удалось реализовать свою уникальную индивидуальность.
Успешное развитие творческих способностей детей возможно лишь при создании определённых условий, благоприятствующих их формированию. И помним о том, что в дошкольном возрасте на формирование личности, в том числе и творческого начала влияет игра, как основной способ деятельности детей.
Слайд 3
Условиями развития творческих способностей:
-большое поле деятельности по привитию детям вкуса к творчеству имеют игровая деятельность (сюжетно-ролевые игры, театральные игры, конструктивные игры, словесные и др. виды), занятия музыкой, изобразительной деятельности, продуктивными видами труда, ознакомление с художественной литературой, познавательная деятельность).
-раннее физическое и интеллектуальное развитие детей.
-создание обстановки, определяющее развитие ребёнка.
-предоставление ребёнку свободы в выборе деятельности
-умная доброжелательная помощь, а не «подсказка» взрослых.
-комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребёнка к творчеству.
-проведение детального анализа.
-сам педагог – творческая личность.
-мотивация.
Творческая деятельность – специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя.
Слайд 4
Какие существуют виды творческой деятельности?
-Игровая деятельность
-Продуктивная деятельность.
-Декоративно – прикладная.
-Художественно – эстетическая.
-Литературное творчество.
-Творчество в движении.
Игровая деятельность в любом её проявлении строится на инициативе, творческой импровизации и в этом её ценность. Игра приподнимает детей над обыденностью и даже замкнутым детям помогает активно включаться в деятельность, проявлять творчество, фантазию, не боясь выглядеть смешным, создаёт ощущение лёгкости и веры в себя.
Творческий характер игры подтверждается тем, что ребенок не копирует жизнь, а подражая тому, что видит, комбинирует свои представления. При этом он передает свое отношение, свои мысли и чувства.
Предлагаем рассмотреть несколько видов игр и их влияние на развитие творческих способностей:
Слайд 5
Театрализованная игра
-ярко проявляется детское творчество в театрализованных играх. Творчество детей в этих играх направлено на создание игровой ситуации, на более эмоциональное воплощение взятой на себя роли. Участвуя в театрализованных играх, ребенок входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью. Поэтому, организованные театральные постановки, театрализованные игры представляют самый частый и распространенный вид детского творчества. Действия не даются в готовом виде. Литературное произведение лишь подсказывает эти действия, но их еще надо воссоздать с помощью движений, жестов, мимики, т.е. проявить творческие способности.
Слайд 6
Сюжетно-ролевая игра
-свободная сюжетная игра – самая привлекательная для детей дошкольного возраста деятельность. Ее привлекательность объясняется тем, что в игре ребенок испытывает ощущение свободы, подвластности ему вещей, действий. Сюжетная игра не требует от ребенка реального, ощутимого продукта, в ней все условно, все «как будто», «понарошку». Ребенок может забивать воображаемые гвозди игрушечным молотком, может быть «врачом» и «лечить» больных кукол и зверюшек. Все эти «возможности» сюжетной игры расширяют практический мир дошкольника, развивают способность к воображению, фантазии, образному мышлению.
Слайд 7
Конструктивно-модельная игра
-Не малую роль в развитии творческих способностей играют игры с разными видами конструктора. Конструирование - важнейший вид деятельности детей дошкольного возраста, связанный с моделированием как реально существующих, так и придуманных детьми объектов. Конструктивно-модельная деятельность позволяет развивать творческое воображение дошкольников, т.к. ребёнок не только воссоздаёт структуру предмета, но и передаёт своё видение, свои ощущения, т. е. создаёт свой художественный образ.
Слайд 8
Макетирование
-макетирование – игры с макетами. В процессе таких игр развивается творческая инициатива детей, возникают разнообразные игровые замыслы. Они
меняются, дополняются предметами, могут соединяться два или три макета. Дети придумывают сюжеты, соединяя реальные и сказочные, фантастические события, например, макеты «Зоопарк», «Дом», «Наша улица», «Дорожное движение» и др.
Слайд 9
Дидактические пособия
-в дошкольной дидактике имеется огромное количество разнообразных дидактических материалов. Очень эффективно в развитии творческих способностей детей можно использовать пособия: логические блоки Дьенеша, цветные счетные палочки Кюизенера, Дары Фрёбеля.
Разнообразие приемов и создание выразительных образов в художественно-творческой деятельности с использованием данных пособий делает образовательную деятельность интересной, разнообразной, формирует чувство цвета, формы, пропорции, дарит детям радость творчества, развивает художественный вкус.
Слайд 10 Спасибо за внимание
Уважаемые педагоги, мы с Вами рассмотрели только несколько видов игр, а их огромное количество. Педагог, при правильном подборе игр, проявив фантазию и творчество, может создавать необходимую базу для развития творческих способностей детей.
Подготовили:
Старченко С.М.-воспитатель высшей квалификационной категории.
Багателия Н.В.-воспитатель первой квалификационной категории.