Опубликовано: 24.01.2022 г.
Автор: Никитина Татьяна Анатольевна,
воспитатель,
ДОУ 23
Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи
Начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу,
К своему детскому саду.
Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь
К Родине, ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.
Д.С.Лихачев
В последние годы проблема нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста приобрела особую значимость. Это вызвано обновлением содержания образования и воспитания дошкольного детства и необходимостью более ранней ориентации и творческого саморазвития личности дошкольника. Нравственно-патриотическое воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям.
Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни ребенка, когда закладываются основы всестороннего развития, происходит становление двигательных способностей организма.
Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина, поэтому очень важно искать новые формы работы с детьми в этом направлении. Для того, чтобы знания, полученные на занятиях, в беседах были прочными, необходимо их постоянно закреплять в повседневной жизни.
Ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте – игра, и в то же время игра – мощное средство коррекции поведения детей, формирования взаимоотношений, воспитания нравственно-волевых качеств.
Поэтому использование игры как средства патриотического воспитания актуально. Необходимо использовать игру как одну из активных форм работы по данному направлению, ведь любые, без исключения, виды детских игр подходят для реализации задач патриотического воспитания, помогают привить уважительное отношение к историческим и культурным ценностям родной страны:
дидактические, настольно-дидактические, пальчиковые, театральные, хороводные и подвижные, сюжетно-ролевые.
Велико значение дидактических игр в формировании нравственно-патриотических качеств дошкольника. В дидактических играх развивается сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу, согласовывать свои действия с действиями ведущего и других участников игры. В играх проявляются и развиваются необходимые к школе качества: образное и логическое мышление, воображение, познавательная активность. Чувства уважения и гордости за свою страну, за свой народ прививают дидактические игры с национальным калоритом, помогают в воспитании любви к родной земле, гордости, принадлежности к этому народу.
Настольно - печатные дидактические игры –это интересное занятие для детей при ознакомлении с окружающим миром, миром животных и растений, явлениями живой и неживой природы. Они разнообразны по видам: "лото", "домино", парные картинки", «лабиринты» С помощью настольно-печатных игр успешно развиваются речевые навыки, математические способности, логика, внимание, учаться принимать решения.
Словесные игры – это эффективный метод воспитания самостоятельности мышления и развития речи у детей. Они построены на словах и действиях играющих, дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия этих предметов и явлений природы. Много словесных игр используются при воспитании нравственных чувств.
Например, игры «Река вежливости» (дети парами строятся друг за другом, ребенок без пары встает впереди, он, произнося волшебное слово, выбирает себе пару, «Вкусные слова» (ребенок с закрытыми глазами определяет, кто сказал вежливое слово).
Сюжетно-ролевая игра используется как одна из активных форм работы по патриотическому воспитанию детей. Достаточно редкими становятся игры с военно-патриотической тематикой, отражающие героические подвиги нашего народа. Дети в основном отражают сюжеты иностранных мультфильмов и кинофильмов, разворачивают агрессивные сюжеты. Вот схема последовательной работы по патриотическому воспитанию детей через сюжетно-ролевую игру.
Это игра «Семья» Существует несколько вариантов этой игры. Например, «Семейные праздники», «Семья в гостях у бабушки», «Наша дружная семья».
«Детский сад», «Школа», «Почта», «Подводники», «Моряки» «Путешествие к далеким планетам»,) «Родная улица», «Город», «Страна», «Столица», «Символика», «Права и обязанности», «Конституция»
В последнее время семья переживает не лучшие времена: стремясь заработать на хлеб насущный, родители все меньше внимания уделяют детям, растет число неблагополучных, неполных семей. Ребенку все сложнее полюбить свой дом, семью, детский сад. Поэтому необходимо создавать условия для формирования у детей эмоционально насыщенного образа дома. Дети должны научиться не только брать, но и отдавать: заботиться о близких с детства, быть внимательными друг к другу, словом и делом помогать.
Мы все знаем, что игра естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. В игре ребенок активно переосмысливает накопленный нравственный опыт. В игре каждому приходится добровольно отказаться от своих желаний, согласовывать свои замыслы, договариваться о совместных действиях, подчиняться правилам игры, сдерживать свои эмоции, преодолевать трудности. Игра учит справедливо оценивать собственные результаты и результаты товарищей и поэтому патриотическое воспитание детей осуществляется через игру.
Только создавая условия для воспитания такой личности, мы сможем вырастить поколение достойных будущих граждан России, патриотов отечества, ведь любовь маленького ребенка к Родине начинается с любви к самым близким людям – отцу и матери, к своему дому, улице, детскому саду, городу.
Задача педагогов — создать эмоционально благополучную атмосферу в детском саду, где взаимоотношения между взрослыми и детьми построены на доброжелательности, взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным, и тогда дети будут с удовольствием ходить в детский сад.