Опубликовано: 24.01.2022 г.
Автор: Ладонина Елена Юрьевна,
Воспитатель,
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №13 Кировского района Волгограда»
г. Волгоград
Влияние природы на ребенка огромно: она встречает его морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Но в веке современных технологий, ребенок много времени проводит у экрана телевизора, за компьютером. Малыш перестает замечать красоту вокруг себя, становится более агрессивным. Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс, поэтому целью экологического воспитания должно стать формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способным осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.
Однако в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья решение данной задачи предполагает значительные трудности. Дети с особыми образовательными потребностями зачастую лишены возможности непосредственного общения с растительным и животным миром (ограничены в передвижении или имеют другие препятствия для контакта с природой).
Не стоит считать, что дети с ОВЗ не нуждаются в экологическом воспитании. Эти дети являются неотъемлемой частью нашего общества, вносят свой посильный вклад в окружающую их действительность, а, став взрослыми, способны влиять на нее. Их поведение должно соответствовать всем нормам общества: моральным, этическим, социальным, правовым.
Наблюдая за детьми с ОВЗ в детском саду, можно видеть, как ребенок может, проходя мимо дерева, сломать веточку, сорвать понравившийся ему цветок, посадить в карман или коробку жука, чтобы отнести его домой, не задумываясь о последствиях.
Системный подход воспитателей при формировании экологических представлений у проблемных детей позволяет снизить силу цинизма, бездуховности, дурного примера и, наоборот, усилить ориентацию на развитие интересов и способностей.
Воспитателю принципиально важно в сотрудничестве с такими детьми применять разнообразные формы и методы работы по экологическому воспитанию. Одной из форм работы является организованная образовательная деятельность. Экологические представления формируются помимо прочих и на занятиях по продуктивной деятельности с применением нетрадиционных приемов рисования. В рисовании ребенок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Оно доставляет ему удовольствие, но, прежде всего, обогащает его представления о мире.
Известный педагог И. Дистервег считал: «Тот, кто рисует, получает в течение одного часа больше, чем тот, кто девять часов только смотрит». Рисование предоставляет малышу возможность наиболее легко в образной форме выразить то, что он знает, несмотря на нехватку слов. Вот почему рисовать ребёнку так же необходимо, как разговаривать.
Доступность использования нетрадиционных техник рисования определяется возрастными особенностями дошкольников. Обучение рисованию начинается с воспитания умения видеть в обыкновенном необыкновенное. Рисование карандашами или красками требуют от ребенка высокого уровня владения техникой. Процесс овладения навыками и умениями изобразительной деятельности детьми с нарушением интеллекта отличается от нормы и имеет ряд особенностей. Несмотря на усилия, рисунок получается непривлекательным. Если показать ребенку, как нарисовать дерево, цветок, листья и т. д., малыш повторит то, что ему показали. Правда это будет ваш цветок и ваше дерево.
Использование нетрадиционных техник рисования в формировании экологического сознания детей решает следующие задачи:
-создавать широкие возможности для накопления сенсорного опыта, обогащение чувственных впечатлений ребенка;
-помочь детям увидеть разнообразие и красоту форм, цвета в окружающем мире;
-побуждать проявлять эмоциональную отзывчивость на гармонию и красоту природы;
-учить сопровождать чувственное познание словом;
-привлекать детей к работе с разнообразными материалами.
Ребенок начинает ценить красивое только тогда, когда оно вызвало у него эмоционально-душевный отклик, как-то его восхитило, удивило.
Разнообразие предоставляемых детям изобразительных материалов, отход от традиционных, привычных способов создания рисунков, поиск новых творческих решений способствует развитию детского творчества, активности, воображения.
Решая поставленные задачи важно предоставить дошкольникам возможности для творческого самовыражения через созданные следующие условия:
- обогащение чувственного опыта ребенка во всех видах активности;
- организацию художественной деятельности, адекватной данному возрасту;
- предоставление ребенку возможности выбора вида деятельности, сюжетов, материалов, средств воплощения художественного замысла;
- поощрение, стимулирование фантазии и воображения ребенка;
Приобщая ребенка к природе через нетрадиционное рисование, воспитатель способствую формированию у детей человеческих ценностей:
-познавательных, когда ребенок начинает чувствовать себя первооткрывателем, экспериментирует;
-преобразовательных, когда у ребенка возникает желание беречь природу, сохранять и умножать ее по мере своих сил;
-ценности переживания, когда ребенок проникается красотой, близостью ко всему живому, чувствует свою общность с природой, одушевляет ее.
Детям с ОВЗ доступны такие техники рисования: пальчиками, ладошкой, кулачком, оттиск различными печатками, тычкование, рисование пластилином, мятой бумагой, восковыми мелками.
Рисование пальчиками доставляет большую радость детям, раскрепощает и повышает их самооценку.
С удовольствием дети штампуют различными материалами. Самый дешевый материал – лук, картофель, морковь Дети младшего возраста дополняют готовый рисунок недостающими деталями, например, овощами на нарисованных грядках, цветами на стеблях букета, а дети старшего возраста могут использовать эту технику в сочетании с традиционным рисованием.
Оттиск печатками позволяет подготовить малышей к последующему изображению предметов окружающего мира с натуры, обучению композиционному рисованию, учит координировать движения рук.
Жёсткой кистью или поролоновым тычком можно рисовать с детьми любого возраста. Этот способ рисования используется для получения необходимой фактуры рисунка: пушистой или колючей поверхности. Такой способ рисования позволяет придать рисунку нужную выразительность, реалистичность, а ребёнку получить удовольствие от своей работы.
С четырёхлетнего возраста можно начать освоение приёмом рисования восковыми мелками. Эту технику рисования используют для создания нужного общего тона или заднего плана рисунка, например: небо, песок, вода и др.
Проблему формирования экологического сознания у дошкольников позволяет решать тесное сотрудничество с семьей. Красками дома дети почти не рисуют, пластилин покупают немногие родители, они не имеют представления о способах изображения предметов нетрадиционной техникой рисования. А ведь это простой полезный способ привлечения родителей к участию в совместных с детьми работах дома в свободное время.
Показателем эффективности проделанной работы станут изменения в поведении детей. Дети будут испытывать радость от встречи с природой, с удовольствием заботиться о растениях и животных, гордиться правильными поступками, чувственно откликаться на гармонию и красоту природы и стремиться отражать эти чувства в продуктивной деятельности: лепке, создании поделок из природного материала, рисовании животных и растений, используя простые нетрадиционные техники.
Таким образом, можно сделать вывод: очевидна необходимость использования продуктивных видов деятельности для формирования экологического сознания дошкольников.
Литература
«Дошкольникам о живописи». Москва. «Просвещение», 1992 г.
«Приглашение к творчеству». Санкт-Петербург. «Детство-пресс», 2002 год.
«Дети и пейзажная живопись. Времена года». Санкт-Петербург. «Детство-пресс», 2003 г.
«Рисование с детьми дошкольного возраста» (Нетрадиционные техники). Москва. «Сфера», 2007 г.
«Художественные техники» С. Погодина. 2009 г. ДВ № 10
«Рисование красками» Мэри Энн Ф. Колль. Москва. «АСТ-Астрель» 2005 г.
Комарова Т. С. Детское изотворчество: что под этим следует понимать?// дошкольное воспитание. – 2005, -№ 2.
Комарова Т. С. Изодеятельность в детском саду: обучение и творчество/ Т. С. Комарова. - М.: Педагогика, 1990. – 134с.