Опубликовано: 25.01.2022 г.
Автор: Остроухова Елена Геннадьевна,
учитель-логопед,
МБДОУ - детский сад комбинированного вида №56 «Карусель»
город Верхняя Тура
«Родители, воспитатели дошкольника имеют дело с самым тонким, самым чутким. Самым нежным, что есть в природе, - с детским мозгом. И если ребенок стал трудным, если все, что посильно другим, ему непосильно, значит в детстве он не получил для своего развития от окружающих людей то, что должен был получить.
Трудными становятся дети именно в этом возрасте – от года до семи».
В. А. Сухомлинский.
Цель собрания: формирование активной педагогической позиции родителей, актуализация психолого-педагогических знаний и умений по вопросу подготовки ребенка к школе, вовлечение родителей в процесс воспитания своих детей.
Задачи собрания:
- Познакомить с возможными трудностями адаптации ребенка к школе, сформировать основные рекомендации по способам их устранения;
- Помочь подготовиться родителям к изменению статуса ребенка в семье и пониманию значимости перехода ребенка в новое психофизическое состояние;
- Вооружить практическими советами, рекомендациями и правилами по подготовке ребенка к школе.
Форма проведения: игровой тренинг.
Длительность собрания: 1 час 30 мин.
Необходимое оборудование:
- Приглашения для родителей (см. ниже);
- Листы бумаги формата А4, по количеству родителей и детей;
- Видео - материал, мультимедийный проектор;
- Разрезной материал для родительско – детской игры «Режим дня» (Приложение);
- Маленький колокольчик;
- Краски, карандаши, фломастеры, кисти, ластики;
- Бубен;
- Маленькие фигурки елок или картинка с изображением елок (до 10 шт);
- Аудио – запись «Песня первоклассника» (исполнитель А. Пугачева);
- Картинки для мультимедийного экрана (поляна с цветами, город, село, автобус, трамвай, троллейбус, профессии), игра «Собери портфель», ребусы;
- Карточки с геометрическими фигурами на каждую пару участников (см. ниже);
- заготовки на листах формата А4 к игре «Соедини по точкам»;
- схема местности на каждую пару участников;
- буклеты, листовки для родителей и талисманы - подарки для детей.
Состав родительского собрания: воспитатель, педагог - психолог, учитель - логопед, родители и дети подготовительной группы.
Предварительная работа:
- Подготовка именных приглашений, в которых обращается внимание родителей на то, что это последнее и очень важное собрание в детском саду;
- Проведение психологической диагностики среди родителей, направленной на изучение уровня готовности к обучению в школе «На пороге школы!» (приложение);
- Организация видео – опроса среди детей на тему «Что такое школа?»;
- Оформление книжной выставки, где представлена литература по подготовке детей к школе;
- Оформление групповой комнаты для проведения собрания (например, плакаты «Грамоте учиться – всегда пригодится», «Не бойся, когда не знаешь: страшно, когда знать не хочется», наглядный материал для родителей о готовности к школе, оформление информационного уголка, можно украсить группу фотографиями детей, детскими работами и т.д.);
- Приготовить для каждого родителя памятки «Первый раз в первый класс» и «Советы родителям будущих первоклассников»;
- Приготовить книгу отзывов.
Ход собрания:
Воспитатель: Уважаемые родители! Мы рады видеть Вас на нашем родительском собрании. Спасибо Вам за то, что пришли на эту встречу. Это означает, что нас всех объединяет интерес к теме родительского собрания. Быстро летит время, и очень скоро настанет время, когда ваши дети станут учениками. Какой будет их школьная жизнь, во многом зависит от нас.
Наше собрание пройдет в необычной форме.
Под музыку «Песня первоклассника» (исполнитель Алла Пугачева) входят дети, рассаживаются парами с родителями за расставленные столы.
Педагог – психолог: Уважаемые родители, дорогие дети! Сегодня мы с вами постараемся прожить один день из жизни первоклассника, совершим небольшое путешествие в будущее.
А для начала выполним одно интересное упражнение. Главное условие: не смотреть ни на кого и слушать мою инструкцию. Каждая пара (родитель, ребенок) получит лист. Все листы одинаковой формы, размера, качества, цвета. Слушайте внимательно и выполняйте следующее:
- Сложите лист пополам. 2. Оторвите правый верхний уголок.
- Опять сложите лист пополам. 4. Снова оторвите правый верхний уголок.
- Сложите лист пополам. 6. Оторвите правый верхний уголок.
Продолжите эту процедуру, пока она будет возможна. Теперь раскройте получившуюся фигуру. Сейчас я прошу вас найти среди остальных фигур точно такую же, как и у вас. Фигуры должны быть совершенно одинаковые. Нашли? (как правило, участники отвечают, что не нашли). А почему? Как вы думаете? (Варианты поступают самые разные и постепенно, по мере их поступления, аудитория приходит к выводу: одинаковых людей нет, поэтому и фигуры получились разные, хотя инструкция для всех была совершенно одинаковая).
Педагог – психолог: Все дети тоже разные, каждый из них имеет свои психологические особенности, особенности личности, характера, психофизиологические особенности. Для каждого ребенка свойственны свои слабые и сильные стороны в момент поступления в школу. И сегодня мне бы хотелось, что бы вы постарались определить трудности, с которыми вы можете столкнуться перед поступлением в школу и, конечно же, наметить пути выхода из них.
Учитель – логопед: Перед проведением собрания мы спросили у детей: ЧТО ТАКОЕ ШКОЛА? И вот, что они отвечают (демонстрация видео – материала).
Педагог – психолог: Анализ анкетирования родителей и ответы детей подсказывают, что есть разногласия в представлениях о школе у детей и родителей.
Для того чтобы прожить один день из жизни первоклассника, нужно представить его примерный режим дня. Как вы думаете, он отличается от режима дня ребенка, посещающего детский сад? А как изменится ваша жизнь? (ответы взрослых и детей).
Хорошо, давайте проведем игру «Режим дня». Вам, учитывая мнение детей и вместе с ними нужно разложить карточки и картинки с основными режимными моментами и соотнести их со временем (таблица, представленная ниже, разрезается – отдельно время, событие, иллюстрация к нему).
Когда участники заканчивают, режим дня первоклассника выводится на мультимедийный экран.
Воспитатель: Перед вами идеальный режим дня первоклассника, соблюдая который ребенок будет чувствовать себя полным сил, не уставать от учебной нагрузки. Возможно ли его соблюдать? При каких условиях это возможно? (ответы взрослых и детей)
Педагог - психолог: А теперь представим, что мы проснулись, пришли в школу, приготовились к уроку и прозвенел звонок.
- Здравствуйте ребята! (дети должны встать из – за «парт» вместе с родителями, а не просто сказать «Здравствуйте!»).
Первый урок – математика (звенит звонок)
- Вы умеете считать? (ответы детей). Продемонстрируйте нам и своим родителям как вы умеете это делать.
Примерный рисунок.
Перед вами полянка с чудесными цветами, а в цветах притаились цифры. Вам нужно сказать, какие числа записаны на рисунке!? Назовите эти числа сначала от наименьшего к наибольшему, а затем в обратном порядке (желательно, чтоб у каждой пары родитель – ребенок была картинка с пронумерованными цветами, можно вывести картинку на мультимедийный экран)
- Задание следующее. Определите свойства фигур в строках и столбцах таблиц. Дорисуй фигуры и обозначения их свойств.
Изображение выводится на экран и каждому ребенку индивидуально.
Перемена – физкультминутка (звенит звонок):
До 5 считаем – гири выжимаем.
Сколько раз ударю в бубен,
Столько раз дрова разрубим.
Сколько елочек зеленых,
Столько выполним наклонов.
Второй урок – обучение грамоте (звенит звонок):
Учитель – логопед: А сейчас второй урок, который называется обучение грамоте.
- Перед вами ребусы, которые мы попробуем разгадать (ребусы могут быть любыми в зависимости от индивидуальных и возрастных возможностей детей).
- Теперь родители на листе бумаги рисуют яблоко, а дети раскрашивают его штрихами справа налево (родители следят за правильностью выполнения задания).
Перемена – физкультминутка (звенит звонок):
В старом дереве дупло.
Это домик буквы О.
(дети делают круговые движения руками).
Рядом с нею на суку
Примостилась буква У.
(Садятся на корточки).
В гости к ним издалека
Прибежала буква А.
(бегут на месте).
Прилетела буква Я
На спине у воробья.
(машут руками, как крыльями).
Третий урок – окружающий мир (звенит звонок):
Воспитатель: Где в городе можно увидеть этих людей? (ответы детей)
Картинки поочередно выводятся на экран или демонстрируются детям.
Перемена – физкультминутка (звенит звонок):
Ходит по двору индюк.
(руки на поясе, ходьба с высоким подниманием ног)
Полетел над полем жук.
(взмахи руками)
По цветку ползет паук.
(шаги с движением рук вперед и к груди)
Обломал он старый сук
(присесть, хлопок).
Четвертый урок – ИЗО (звенит звонок)
Педагог – психолог:
- Дети вместе с родителями выполняют общий рисунок или аппликацию «Мой первый день в школе» (выбор деятельности зависит от возможностей группы) или задание «Соедини по точкам», в котором группа делится на 5 мини – команд рисует одну букву, по желанию раскрашивает её, а затем соединяется все в одно слово. На фото представлено то, что получилось у наших родителей и детей.
Учитель – логопед: Ну, вот и пролетели четыре урока, а теперь ребенку нужно возвращаться домой! Как ему запомнить дорогу? (ответы детей и родителей).
Вашему вниманию предлагаем игру «Найди дорогу в школу».
Детям раздаются листочки со схемой местности и фломастеры каждому. Необходимо нарисовать по какому маршруту надо идти, чтобы попасть в школу.
Воспитатель: Вечер, все уроки выполнены, но ведь завтра снова в школу, а для этого нужно собрать портфель. Перед вами игра «Собери портфель» (игра на мультимедийной доске).
Итог.
Наше собрание подошло к концу, мы с вами постарались прожить один день из жизни ребенка – первоклассника. Надеемся, что вы сделали сегодня открытия в себе, в своем ребенке, узнали что – то новое, увидели интересное, подчеркнули важное.
Школа - это мир новых отношений со сверстниками, с учителем. Ваша помощь здесь необходима. Ребенку по-прежнему нужно ваше внимание и забота, интерес к его школьным делам. В жизни первоклассника нет мелочей. Он остро воспринимает плохую отметку и замечание учителя, и ссору с товарищем. Уделяйте достаточно времени для игр, укрепляйте здоровье детей, проводите больше времени вместе. Ведь именно сейчас ваши внимание, любовь и забота нужны ребёнку больше всего.
Не забывайте, уважаемые родители, что детство – это удивительное время в жизни каждого человека – не заканчивается с поступлением в школу.
Для вас мы приготовили буклеты и листовки, которые помогут вам в вопросах подготовки ребенка к школе, а всем ребятам хотелось бы подарить талисманы, которые будут помогать в интересном деле – обучение в школе.
Собрание хотим закончить словами великого Платона: «Основа всякой мудрости - есть терпение». Желаем вам терпения!
Список использованной литературы
- Безруких М.М. Готов ли ребёнок к школе? – 2-е изд. Дораб. – М.: Вентана-Граф, 2004.
- Гальская Н.В. Тетрадь для закрепления произношения звуков Р, РЬ. Пособие для детей с нарушениями речи. Мн.: «Аверсэв», 2003.
- Горячев А.В. Все по полочкам. Пособие для дошкольников 5 – 6 лет/ А.В. Горячев, Н.В. Ключ. – М. Баласс, 2013.
- Занимательное азбуковедение. Кн. Для учителя /Сост. В. Волин – М.: Просвещение. 1991.
- Играем в слова. Популярное пособие для детей и родителей. Изд-во Академия развития, 2000.
- Игры для детей от пяти лет. Издание для досуга. Для чтения взрослыми детям. М.: Эксмо, 2009.
- Кислова Т.Р. «По дороге к Азбуке». Методические рекомендации для воспитателей, логопедов, учителей и родителей к частям 3 и 4/Под науч. ред. Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой. – Изд. 4-е, испр. – М.: Баласс, 2013.
- Козырева М.Н. Развитие речи. Дети 5-7 лет. – Ярославль: Академия развития: Академия холдинг, 2002.
- Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно!/ Пособие по логопедии для детей и родителей. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2006.
- Майер А.А., О.И. Давыдова, Воронина Н.В. 555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
- Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребёнок: Пособие для воспитателей дет. сада. М.: Просвещение, 1982.
- Метенова Н.М. Родительские собрания. Часть 1. Методика проведения. 2009.
- Петерсон Л.Г., Холина Н.П. «Раз – ступенька, два – ступенька… Математика для детей 6 – 7 лет», часть 2. – М.: Ювента, 2013.
- Панфилова М.А. Лесная школа. Коррекционные сказки и настольная игра для дошкольников и младших школьников. – М.: ТЦ Сфера, 2002.
- Предшкольное образование (образование детей старшего дошкольного возраста). Методические рекомендации / Авторский коллектив Е.В. Бунеева, Р.Н. Бунеев, Л.М. Денякина, А.А. Вахрушева, О.В. Чиндилова и др. – М.: Балас, 2008.
- Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. Что необходимо знать к первому классу. – Ярославль: Академия развития: Академия, К: Академия Холдинг, 2000.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Уважаемые мамы и папы!
Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы анкеты на тему «На пороге школы».
- Чему Вы больше отдаете предпочтение: обучению чтению, счету или общему развитию памяти, внимания, любознательности у вашего ребенка? Почему?_____________________________________
- Каким Вы желали бы видеть Вашего ребенка на пороге школы?_______
- С радостью ли пойдет ребенок в школу?__________________________
- Готов ли, по Вашему мнению, Ваш ребенок к школе? Почему?________
- Что Вас больше всего беспокоит по вопросу подготовки ребенка к школе? ________________________________________
- Чем интересуется Ваш ребенок больше всего?______________________
- Как часто он задает Вам вопросы? Какие?_________________________
- Отражает ли он свои впечатления в разных видах деятельности? Приведите примеры. _________________________________________________
- Считаете ли Вы, что у Вас есть взаимопонимание с ребенком? Аргументируйте свой ответ _____________________________________________
- Трудно ли Вам удается воспитать в ребенке умение управлять собой? Почему?_____________________________________________________
- Какие знания, умения, навыки Ваш ребенок должен приобрести в детском саду, чтобы ему было легче учиться?_________________________
12.На какие вопросы Вы желали бы получить ответы на родительских собраниях?________________________________________________________