Опубликовано: 25.01.2022 г.
Автор:Жученко Ольга Григорьевна,
Педагог дополнительного образования,
МАУДО г. Хабаровска «Центр детского творчества
«Народные ремесла» (МАУ ДО «Народные ремесла»)
Мне хотелось бы обратить Ваше внимание на систему дополнительного образования, потому что в рамках дополнительного образования наиболее эффективно могут быть реализованы проблемы социально-культурной адаптации детей иммигрантов. Внешкольная и внеучебная деятельность способны в значительной степени помочь в реализации комплексных мер по социокультурной адаптации, сделать процесс погружения в иноэтническую и инокультурную среду более плавным и безболезненным. Сфера дополнительного образования содержит большие возможности применения творческих решений, методик, педагогических технологий и организационных форм.
Наш центр детского творчества «Народные ремесла», создан в 2012 году, располагается в Индустриальном районе города по адресу ул. Суворова 45 и в 2016 году в Центральном районе по адресу ул. Гамарника 80 было открыто дополнительно образовательное учреждение «Центр этнических культур».
Наш центр детского творчества реализует программу: «Поликультурное образование и межэтническое общение в условиях дополнительного образования». Исходя из поставленных государственных целей перед современным образованием, мы определил основную миссию - развитие индивидуальных возможностей и способностей детей в условиях многонационального дальневосточного региона.
Цель деятельности нашего центра заключается в активизации и внедрении в образовательную систему инновационных воспитательных моделей, обеспечивающих формирование нравственности и гражданской идентичности обучающихся средствами освоения народной культуры.
Учебно-воспитательный процесс включает образовательные модули:
Первый модуль: Этническая идентичность или «Учусь понимать себя и свою культуру»: (организует):
- Освоение учащимися традиций своей материальной и нематериальной народной культуры.
- Приобщение к духовно-нравственным ценностям своего народа и содействие этнической самоопределения детей.
Второй модуль: Этнокультурная компетентность или «Учусь понимать других и другие культуры»: (направлен на):
- Формирование у учащихся представлений о многообразии культур и их взаимосвязи
- Воспитание позитивного отношения к культурным различиям.
Третий модуль: Культура межнационального общения или «Учусь общаться»: (предполагает):
- развитие у детей поведенческих, коммуникативных навыков общения с представителями иных культур и этносов.
МОДЕЛЬ СТРУКТУРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ и ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ МАУ ДО г. Хабаровска «НАРОДНЫЕ РЕМЕСЛА»
ЦЕЛЬ МАУ ДО «НАРОДНЫЕ РЕМЕСЛА»
Создание условий вариативного образования, направленного на развитие и свободный выбор различных видов деятельности, в которых происходит личностное и профессиональное самоопределение детей и подростков
|
|||||||||||||||||||||||||||
ЗАДАЧИ МАУ ДО «НАРОДНЫЕ РЕМЕСЛА» · Обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда. · Адаптация детей к жизни в обществе. · Формирование общей культуры. · Организация содержательного досуга.
|
|||||||||||||||||||||||||||
ФУНКЦИИ на основе осуществления антропо-социокультурной концепции социального воспитания: · Эмоциональной концепции · Содержательной концепции · Смысло-жизненной концепции |
|||||||||||||||||||||||||||
ПРИОРИТЕТНЫЕ ПРИНЦИПЫ: · Свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности. · Ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка. · Возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка. · Единство обучения, воспитания и развития. · Практико-деятельностная основа образовательного процесса.
|
|||||||||||||||||||||||||||
НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАУ ДО «НАРОДНЫЕ РЕМЕСЛА» |
|||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||
Управление |
Учебно-воспитательный процесс |
Внеклассные мероприятия и досуговая деятельность |
Психолого-педагогическое сопровождение |
Мониторинг эффективности внедрения образовательных технологий |
Совместная работа с родителями |
Взаимодействие и сотрудничество с внешними организациями |
|||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||
МИССИЯ МАУ ДО «НАРОДНЫЕ РЕМЕСЛА»
Создание условий формирования личности и развитие индивидуальных возможностей и способностей детей средствами освоения народной культуры в условиях многонационального дальневосточного региона
|
|||||||||||||||||||||||||||
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА |
|||||||||||||||||||||||||||
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ
|
|||||||||||||||||||||||||||
«Человек и семья» |
«Человек и природа» |
«Человек и здоровье» |
«Человек и искусство» |
«Человек и история» |
|||||||||||||||||||||||
Семейное воспитание
|
Экологическое образование |
Здоровый образ жизни |
Художественное, эстетическое образование |
Историческое, воспитание
|
|||||||||||||||||||||||
Инновационный проект «Духовно-нравственное воспитание детей средствами народной культуры в условиях дополнительного образования»
|
|||||||||||||||||||||||||||
Образовательная программа центра «Народные ремесла» «Поликультурное образование и межэтническое общение»
|
|||||||||||||||||||||||||||
Цель образовательной программы «Поликультурное образование и межэтническое общение»: Активизация и внедрение в образовательную систему инновационных воспитательных моделей, обеспечивающих формирование гражданской идентичности обучающихся в условиях полиэтнического общества |
|||||||||||||||||||||||||||
Задачи |
|||||||||||||||||||||||||||
Раздел 1. УЧУСЬ ПОНИМАТЬ СЕБЯ и СВОЮ КУЛЬТУРУ |
Раздел 2. УЧУСЬ ПОНИМАТЬ ДРУГИХ и ДРУГИЕ КУЛЬТУРЫ |
Раздел 3. УЧУСЬ ОБЩАТЬСЯ
|
|||||||||||||||||||||||||
· Приобщение к духовно-нравственным ценностям. · Освоение культуры своего народа.
|
· Формирование представлений о многообразии культур и их взаимосвязи и · Воспитание позитивного отношения к культурным различиям
|
· Развитие поведенческих, коммуникативных навыков общения с представителями иных культур и этносов.
|
|||||||||||||||||||||||||
Образовательная подпрограмма «ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ» |
Образовательная подпрограмма «ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» |
||||||||||||||||||||||||||
Цель: Создание условий, способствующих проявлению, раскрытию и сопровождению талантливых и одаренных детей в условиях дополнительного образования
|
Цель: Создание условий для учащихся с особыми образовательными проблемами реализовать свое право на получение качественного и доступного дополнительного образования
|
||||||||||||||||||||||||||
Задачи: · Диагностика, выявление склонностей и способностей детей к определенным видам деятельности. · Создание условий интеллектуального, профессионального и творческого развития детей в определенных видах деятельности. · Формирование мотивационного поведения детей. · Подбор и подготовка педагогических кадров к работе с одаренными детьми. · Сопровождение и продвижение талантливых и одаренных детей. · Содействие и помощь родителям. |
Задачи: · Организация и создание безбарьерной среды, атмосферы эмоционального комфорта, материально-технического обеспечения. · Создание и организация психолого-педагогических и методических условий реализации системы инклюзивного обучения и воспитания. · Обучение и формирование инклюзивной компетентности педагогов. · Определение критериев и оценки эффективности реализации инклюзивного образования. · Содействие и помощь родителям. |
||||||||||||||||||||||||||
Деятельность центра и результаты образовательных программ обсуждались на семи региональных и двух всероссийских научно-практических конференциях, при поддержке Правительства хабаровского края на тему: «Поликультурное образование и межэтническое общение».
В 2014-2020 годах был реализован экспериментальный, инновационный проект: «Духовно-нравственное и этнокультурное развитие детей в системе дополнительного образования средствами народной культуры», который получил положительную оценку. С 2020 года на основании Приказа управления образования Администрации города Хабаровска наш «Центр детского творчества стал «Муниципальным ресурсным центром поликультурного образования и межэтнического просвещения».
В учреждении дополнительного образования с проблемой социально-культурной и языковой адаптации детей-иммигрантов столкнулась относительно недавно. Наш центр расположен в месте компактного проживания граждан, приехавших из разных бывших республик. В центре детского творчества «Народные ремесла» сегодня получают образовательные услуги 224 ребенка из числа детей-инофонов, из которых 16 детей иностранных граждан (Корея). Инофон- носитель иностранного языка и соответствующей картины мира. Можно сказать, что инофон – это первая ступенька становления билингва (человек, владеющий двумя языками, живущий в двуязычии). Позднее инофоны переходят в разряд билингвов, если языки используются параллельно, и двуязычная среда сохраняется. Существует мнение, что билингвы – это, люди будущего, мосты межкультурной коммуникации, наилучший вклад во взаимопонимание между всеми народами и государствами. К настоящему моменту детский билингвизм охватывает почти половину маленьких жителей нашей планеты. Такие дети сегодня есть в каждой школе в каждом центре детского творчества. И в нашем центре не исключение.
С ними работают педагоги:
- Студия «Компьютерная графика» (работа с компьютером, изучение программного обеспечения на начальном уровне), педагог Енин Арсений Дмитриевич: 12 человек (Национальности: узбеки, цыгане, киргизы, таджики).
Педагог Храмцова Анна Дмитриевна 10 человек. Национальности: узбеки, таджики, армяне. Педагог Матковская Галина Игоревна. 15 человек. Национальности: узбеки.
- Студия «Берегиня» (изучение славянской культуры через изделия декоративно – прикладного искусства»), педагог Козупица Людмила Анатольевна. 16 человек. Национальности: узбеки.
- Студия «Город мастеров» (работа с бисером, фоамираном, бумагой), педагог Федорова Анастасия Викторовна. 16 человек. Национальности: узбеки, таджики.
- Студия «От самоопределения к самоуправлению в поликультурной образовательной среде», педагог Кулеш Жанна Васильевна. 15 человек. Национальности: узбеки, таджики.
- Студия «Кенари» (изучение корейской культуры), педагог Ким Ирина Секбоковна. 16 человек. Национальность: корейцы.
- Студия «МастерОк» (работа с деревом), педагог Боровой Виктор Владимирович. 15 человек. Национальность: узбеки, таджики.
- Студия «Деревообработка», руководитель Киле Андрей Владимирович. 13 человек. Национальности: узбеки
- Студия «Культура Дальнего Востока», педагог Арефьева Ирина Александровна. 9 человек. Национальности: узбеки.
- Студия «Уютный дом» (обучение кройки и шитью), педагог Перепечай Ирина Михайловна. 8 человек. Национальности: узбеки, армяне.
- Студия «Золотая ленточка» (вышивка атласными лентами), педагог Кудаковская Анжела Геннадьевна. 8 человек. Национальности: армяне, узбеки.
- Театральная студия, педагоги Самарина Анастасия Федоровна и Козьякова Оксана Андреевна: 9 человек. Национальности: узбеки, армяне, киргизы.
- Ансамбль народной песни «Яхонты», педагог Чернышова Ольга Александровна. 8 человек. Национальность: узбеки.
- Студия «Дальневосточная мозаика» (изучение орнаментов), педагог Чикирова Александра Владимировна. 8 человек. Национальности: узбеки, таджики.
- Студия «Архитектурная мастерская» (создание макетов, конструкций, архитектурных решений), педагог Онищенко Дарья Владимировна. 7 человек. Национальность: узбеки, армяне.
- Студия «Батик» (роспись по ткани), педагог Перкова Алена Дмитриевна: 6 человек. Национальности: узбеки, таджики.
- Студия «Приамурские узоры» (изучение нанайской культуры через декоративно – прикладное и изобразительное искусство). 10 человек. Национальности: узбеки, киргизы.
- Студия «Русские народные ремесла», педагог Жученко Ольга Григорьевна. 3 человека. Национальности: узбеки, корейцы.
- Студия «Керамика» (работа с глиной, на гончарных кругах), педагог Корытко Любовь Федоровна. 2 человека. Национальности: узбеки.
- Студия «Сэукен» (нанайский хореографический ансамбль), педагог Бирюлева Любовь Владимировна. 3 человека. Национальности: узбеки, корейцы.
- Ансамбль русских народных инструментов «Малахит», руководитель Кондратов Валерий Александрович. 2 человека. Национальности: узбеки.
- Ансамбль национальных инструментов «Хомус», руководитель Бондаренко Виктор Григорьевич. 4 человека. Национальности: узбеки.
- Студия «Акварелька», педагог Михеева Наталья Николаевна. 5 человек. Национальности: узбеки, армяне.
- Студия «Музейное дело», педагог Михненко Марина Михайловна. 2 человека. Национальности: армяне, китайцы.
- Студия «Этнос» (обучение игре на гитаре), педагог Горбачев Александр Иванович. Национальности: узбеки.
Общее количества человек из числа детей – инофонов: 224 человека, что составляет 15.75% от общего числа обучающихся в МАУ ДО «Народные ремесла»
Хотелось бы поделится успехами детей нашего центра.
Гайназарова Азиза (киргизка), обучающаяся театральной студии «Маска», педагог Козьякова Оксана Андреевна. прошла в Суперфинал международного конкурса юных чтецов «Живая классика», который проходил на Красной площади в Москве. Была награждена бесплатной путевкой в МДЦ «Артек» и памятными подарками. Победитель городского детского конкурса театрального творчества «Кулиска», лауреат 1 степени
Гайназарова Гульнур (киргизка), обучающаяся театральной студии «Маска», педагог Козьякова Оксана Андреевна. Участник городского конкурса декламации на русском языке «Таланты нашего района».
Тян Михайл (кореец), Студия «Русские народные ремесла», педагог Жученко Ольга Григорьевна. Победитель 4 Всероссийского конкурса детского и юношеского творчества «Базовые национальные ценности» - диплом победителя 3 степени.
Разиева Муниса (узбечка), студия «Компьютерная графика» Педагог Храмцова Анна Дмитриевна, победитель Краевого конкурса компьютерной графики «Мой город, мой край» - 2 место; Краевой конкурс экологических плакатов и рисунков «Водное богатство» - 2 место.
Разиев Абубакр (узбек), студия «Компьютерная графика» Педагог Храмцова Анна Дмитриевна, победитель Краевого конкурса компьютерной графики «Мамины ладошки» - 1 место;
Муминова Шухрона , Муминова Севинчхон (узбечки), Студия «Уютный дом», педагог Перепечай Ирина Михайловна, Победители Всероссийского творческого конкурса «Рассударики» - 1 место
Халикова Фотима (узбечка) Студия «Уютный дом», педагог Перепечай Ирина Михайловна, Победитель Всероссийского открытого конкурса поделок «Мастерская Деда Мороза» - 2 место.
Только признание этнического и религиозного многообразия, понимание и уважение культурных особенностей, присущих представителям других народов и религий, в сочетании с демократическими ценностями гражданского общества могут содействовать созданию подлинно толерантной атмосферы.
Таким образом, мы считаем, что создание условий для социокультурной адаптации детей-инофонов в поликультурной среде будет способствовать: положительному интересу к изучению русского языка, приобретению умений и навыков по культуре речи, снижению уровня тревожности, усвоению основных практических навыков рационального общения со сверстниками, стремлению к профессиональному обучению и формированию позитивного отношения к многообразию культур и их представителям.
Список литературы:
- Асмолов А.Г., Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А. О смыслах понятия «толерантность» [Текст] // Век толерантности: Научно-публицистический вестник - Москва: МГУ, 2001.- С. 8-18.
- Апанасюк Л.А. Этнокультурное воспитание в преодолении ксенофобии среди молодежи России [Электронный ресурс]. URL: http://www.rusnauka.com/29_NIOXXI_2012/Pedagogica/5_117083.doc.htm (дата обращения 29.12.2012).
- Афанасьева А.Б. Совершенствование этнокультурного образования современных педагогов [Текст] // Академ. вестн. ин-та образования взрослых Российской академии образования. 2008. № 4. С. 34.
- Блохина Л.В. Доклад «Национальные культуры народов России: Проблемы и перспективы» Российская культура: ее уникальность и значимость в прошлом и настоящем [Электронный ресурс]//URL: http://rudocs.exdat.com/docs/index-203347.html (дата обращения 06.03.2012).