0+



 

Опубликовано: 26.01.2022 г.

Автор: Пшенникова Марианна Иннокентьевна, педагог-организатор

Муниципальное бюджетное  образовательное учреждение

«Дабанская средняя общеобразовательная школа»  с.Дабан Олекминского района РС(Я)

 

Цель: познакомить детей с исторической личностью - древнерусским князем Александром Невским.

Задачи:

Образовательная: совершенствовать знания детей  о  детстве  и подвиге во имя Руси Александра Невского; дать представление о том, какими были защитники нашего отечества во времена Александра Невского.

Воспитательная: воспитывать уважительное отношение к родной стране, чувство гордости за славное историческое прошлое своего Отечества.

Развивающая: развивать коммуникативные навыки, умение вести диалог; вызвать эмоциональный отклик у детей.

Состав группы воспитанников: воспитанники старшей группы дошкольного учреждения

Актуальность:

Дошкольное детство – важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущение собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле.

Во все времена острым оставался вопрос о воспитании уважения и гордости к своей стране с самого раннего детства. Для этого необходимо знать историю, в которой немаловажную роль сыграли отдельные личности. Именно пример их отношения к Родине поможет гордиться и, самое главное, уважать свою родную землю. У каждого народа есть заветные имена, которые никогда не забываются, напротив, чем дальше развивается историческая жизнь народа, тем ярче, светлее  становится в памяти потомства нравственный облик тех деятелей, которые, отдав все силы на служение своему народу, успели оказать ему существенные услуги. Такие деятели становятся излюбленными народными героями, составляют его национальную славу, их подвиги прославляются в сказаниях и песнях.

Еще выше значение тех деятелей, жизнь которых озаряется ореолом святости, которые умели совершать дело служения своему народу в угождение Богу. Тогда они становятся ангелами-хранителями своего народа, предстателями за него пред Богом, к ним в тяжелые годы обращается народ с молитвою о помощи, их небесной защите приписывает счастливые события и случаи избавления от разных бедствий.

Имя Александра Невского — одно из самых  славных в истории нашей страны. И не только славных, но что, пожалуй, еще значительнее,— одно из самых светлых и любимых русским народом.

Изучая интервал истории, который касается жизни и свершений этого великого русского человека, мы понимаем, какой сильный русский дух, какая большая любовь к Родине была заключена в нем. Такие знания укрепляют и развивают чувство патриотизма, наполняют сердце гордостью за свое государство. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым и относится чувство патриотизма.

В толковом словаре В.И. Даля слово «патриот» означает «любитель Отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник».

Патриотизм как качество личности проявляется в любви к своему Отечеству, преданности, готовности служить своей Родине.

Это значит, что ребенка еще в дошкольном возрасте нужно «научить» быть привязанным к Родине, быть ответственным в его маленьких делах и поступках, научить сопереживанию вообще как человеческому чувству. Необходимо   сформировать  у   дошкольников первоначальные     достоверные      представления     об   истории    Родины, восхищение своим народом, пробудить гордость за принадлежность к этой стране.

Терпение, доброта, щедрость, милосердие, стремление к духовности, готовность встать на защиту Родины, отдать за нее жизнь - вот что всегда являлось сутью русского человека. Ценности эти истинные, унаследовав их, ребенок станет много богаче...

Форма проведения занятия: познавательная беседа.

Виды деятельности: просмотр фильма, работа с иллюстрациями, чтение стихотворения, обсуждение, размышление, составление «Заповеди Александра Невского», игра, музыка, беседа.

Дидактическое обеспечение:

Технологии и методики: игровая технология, технология проблемного обучения, здоровьесберегающие технологии, технология развивающего обучения, технология интегрированного занятия, технология коллективного способа обучения; методика эстетического, нравственного воспитания и методика стимулирования навыков художественного творчества,

 Дидактическое оснащение и оборудование:

проектор, мелодия “Моя Россия, фильм “Александр Невский”, оборудование для игры “Собери дружинника в поход” (наборное полотно с изображением Руси, конверты с элементами снаряжения воинов, фигурки дружинников), магнитная доска, магниты, стулья для детей,  «волшебная палочка», иллюстрация Александр Невский в доспехах, напечатанный текст «Заповедь Александра Невского», музыкальное сопровождение.

Ход организованной образовательной деятельности:

1.Организационный момент

Педагог: - Здравствуйте, ребята! Как вы себя сегодня чувствуете, всё ли у вас сегодня благополучно сложилось? Если всё отлично – хорошо, ну а если не очень, попробуем улучшить ваше настроение. Поможет нам в этом волшебная палочка. Вы скажете, она совсем обыкновенная? В общем-то, да! Но, передавая её, вы должны мысленно пожелать что-нибудь хорошее своему соседу, и тогда она сможет совершить чудо. Передавая палочку, вы ещё будете произносить  имя соседа, но такое, которое ему будет приятно услышать.

Дети стоят полукругом.

Дети приветствуют педагога.

Дети по кругу передают палочку, улыбаясь друг другу, называя друг друга любимыми  именами.                                                                                            

 Звучит мелодия “Моя Россия”.

 Педагог предлагает присесть на свои стульчики.

Дети садятся на стульчики полукругом.

II. Основная часть

Педагог читает стихотворение: С. Васильева «Россия».

 Россия… Как из песни слово —

Березок юная листва.

Кругом леса, поля и реки,

Раздолье, русская душа.

Люблю тебя, моя Россия,

За ясный свет твоих очей,

За ум, за подвиги святые,

За голос звонкий, как ручей.

Люблю, глубоко понимаю

Степей задумчивую грусть.

Люблю все то, что называю

Одним широким словом «Русь».

Дети слушают стихотворение: С. Васильева «Россия».

Сообщение темы.

Педагог: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о защитниках нашей Родины, Святой Руси. Мы познакомимся с человеком, который был не только воином, но и истинным хранителем нашей страны и нашей православной веры.

Работа с иллюстрацией: «Александр Невский в доспехах»

Педагог: -Посмотрите на экран. Кто здесь изображен?

Дети:  -Воин, он в доспехах.

Педагог: -Во что одет воин? Это современное или старинное снаряжение? -Дети: Снаряжение старинное. На нем металлическая кольчуга, рукавицы, плащ,  на ногах – высокие сапоги, на голове - шлем с защитной сеткой.

Педагог: -Посмотрите, чем вооружен князь? Какое оружие он держит в руках?  

Дети: У князя в руках оружие – меч.

Педагог: -Какое еще вооружение русских воинов вы знаете?

Дети: -Булава, палица, копье, лук и стрелы, для защиты – щит.

 Педагог: -Этот воин – русский князь Александр Невский. Святой князь был защитником Святой Руси, православной веры русских людей. И защищал свою страну самоотверженно, был честным и справедливым. Он всегда шел в бой со словами “Не в силе Бог, а в правде”. Александр Невский был настоящим героем. А кто такой герой?

Дети: -Это тот человек, который готов свою жизнь отдать за Родину.

Педагог: А чтобы лучше узнать о жизни князя предлагаю посмотреть фильм об А. Невском.

Просмотр фильма об Александре Невском.

Текст: Это было очень-очень давно. В семье русского князя родился мальчик. Его назвали Александром. Мальчик рос добрым и честным. Маленький Александр научился скакать на коне. В детстве его научили читать и писать, и владеть оружием. В 16 лет он стал княжить на Руси.

В то время на нашу землю напали враги. Сначала напали шведы. Они приплыли на огромных лодках по реке Неве. Эти лодки назывались ладьями.

Князь собрал всю свою дружину. Русские встали на защиту своей Родины. Они были смелые и отважные. И победили шведов! С тех пор Александра стали называть Невским.

Еще Александр победил немецких рыцарей. Была зима. Озеро покрылось льдом. Русских было мало. Но они не сдавались. И вот лед треснул. Немецкие рыцари упали под воду. Ведь у них были тяжелые доспехи.

Много подвигов совершил князь Александр. А главное – сохранил нашу Россию!

Беседа по фильму об Александре Невском

Педагог: -Ребята, вам понравился рассказ об Александре Невском? Что запомнилось? Ребята, хотели бы вы быть похожими на князя Александра Невского? Почему?

Ответы детей. 

Педагог: -Скажите, Александр Невский мог добиться победы над врагом один?

Дети:  -Нет. Ему помогали другие воины.

Педагог: -Конечно. Даже есть такая пословица - один в поле не воин. Ему помогали русские воины, а еще их называли дружинниками. Как вы думаете, почему их так называли? Какое слово похоже на слово дружинник?

-Дружинники – так назывались воины в Древней Руси. Они отличались особой доблестью.

Дети: -На слово дружба, дружить. Они сражались за свою родину дружно, вместе.

Физкультминутка: «Чтобы сильным стать и ловким».

Педагог: Тогда для начала разомнемся.

Чтобы сильным стать и ловким. Приступаем к тренировке. Носом вдох, а выдох ртом. Дышим глубже, а потом. Шаг на месте, не спеша. Как погода хороша! Вверх потянемся, пройдемся. И на место вновь вернемся.

Дети выполняют физкульт минутку: ходьба, вдох и выдох,руки на поясе, руки вверх, вниз,шаг, прыжки.

 Игра “Дружина Александра Невского”

Педагог: -В нашей старинной шкатулке для вас задание. Сначала нужно собрать дружинника в военный поход. Для этого в конвертах есть снаряжение воина и оружие. Необходимо выбрать только то, что подходит старинному воину?

 Дети за столами выполняют задание.

Игра: «Собери дружинника в военный поход».

Педагог: -Покажите, какая дружина у вас получилась. Теперь самое время отправить ее на защиту Руси!

Игра: «Назови как можно больше качеств воина».

Педагог: Только для этого вы должны назвать как можно больше качеств своего воина. 

Дети: Мой воин храбрый, отважный, смелый, любит свою Родину. (Те дети, которые назвали, помещают своих дружинников на наборное полотно).

Игра: «Богатырские заповеди».

Педагог: А какие вы знаете  богатырские военные заповеди?

-Сам погибай,а товарища выручай.

-Трудно в ученье, легко в бою.

-Слава не у того кто ищет,а кто в бою добывает.

-Богатырь от напасти не бежит,друзей в беде не покидает.  

-Богатырь на пирах не сидит,живот не растит.

-Слава идет не от роду-племени, а по богатырским делам, да по подвигам.

III. Заключительный этап

Педагог: -Ребята, о ком мы сегодня беседовали?

-Каким он был?

Дети: -Мы беседовали об Александре Невском.

-Сильным, смелым, отважным. 

 Педагог: Посмотрите, какая крепкая дружина Александра Невского у нас получилась! Защищать свою страну нужно всегда. Мы должны чтить славные традиции наших предков и стремиться вырасти сильными и отважными, умными, добрыми, чтобы тоже защищать нашу страну, заботиться о благополучии и процветании нашей Родины – России!

Рефлексия.

Составляем «Заповедь Александра Невского»

Знаете ли вы, что перед любым сражением Александр Невский произносил заповедь. Эта заповедь Александра дошла до наших дней. Но, чтобы узнать заповедь, нужно собрать эти части (на столе заранее приготовлены части заповеди Александра Невского)

Ребята с помощью педагога подбирают подходящие по смыслу части высказывания и составляют на магнитной доске «Заповедь Александра Невского»: 

"Нас немного, а враг силен. Но не в силе Бог, а в правде".

 

 

Как опубликовать статью?

Уважаемые педагоги, для того, чтобы разместить на страницах интернет-издания собственные работы необходимо сделать несколько простых шагов:

  1. Ознакомьтесь с требованиями к размещаемым материалам.
  2. Заполните заявку на публикацию (скачать Заявку).
  3. Оплатите за размещение материала (скачать квитанцию для оплаты) или пополните кошелек Яндекс Деньги 410015930905285.  Стоимость организационного взноса за изготовление диплома и свидетельства о публикации всего 150 рублей.
  4. На электронный адрес редакции 5.izmerenie@mail.ru отправьте письмо с темой «Публикация статьи».

    К письму должны быть прикреплены три файла:
    - статья для публикации,
    - заявка на публикацию (скачать Заявку).
    - копия оплаты оргвзноса (скан или фото).

  Как оплатить счет на сайте:

1. В личном кабинете выберите мероприятие (Педагогический электронный журнал «Пятое измерение» (Размещение публикаций) и нажмите "Оплатить".

2. Выберите способ оплаты: 

  • Оплата PayAnyWay (Монета) Возможные варианты оплаты:

- Банковские карты (VISA, MasterCard, СБП, Yandex Pay) 

- Электронные деньги (MONETA.RU, ЮМoney)

- Переводы (Почтовый перевод, Банковский перевод)

- Платежные терминалы (Московский кредитный Банк, Элекснет)

  • Оплата квитанцией через банк

 3. Укажите количество участников и нажмите "Оформить заказ".

 4. После оплаты организационного взноса,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отправьте на электронный адрес 5.izmerenie@mail.ru

 

Как оплатить по квитанции на оплату через банк:

1. Скачайте квитанцию на сайте.

2. Оплатите организационный взнос: изготовление диплома и свидетельства о публикации составляет всего 150 рублей (скачать квитанцию для оплаты) При перечислении можно воспользоваться услугами любого банка. Обязательно укажите фамилию, имя,  отчество плательщика оргвзноса!

4. После оплаты,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отсканированную или сфотографированную квитанцию необходимо отправить на электронную почту 5.izmerenie@mail.ru

 

На страницах нашего электронного журнала Вы сможете найти полезный для себя материал, обрести единомышленников, поделиться с более молодыми коллегами из других городов и регионов России своими наработками и опытом, а также опубликовать оригинальные статьи и материалы по педагогической тематике.

 Редакция сетевого издания Центра интеллектуального развития «Пятое измерение» всегда открыта к диалогу и рада сотрудничеству!

Желаем Вам успехов!

Войти

Регистрация