0+



 

Опубликовано: 26.01.2022 г.

Автор: Хорькова Ольга Васильевна,
Воспитатель,
г.Лысково

Вопрос развития самостоятельности у детей считается одним из наиважнейших, так как самостоятельность – существенное качество, которое необходимо для будущей деятельности ребенка. Ответственная и серьёзная работа каждого педагога – это организация самостоятельной деятельности ребенка.

Многочисленные исследования советских педагогов и психологов, которые посвящены проблеме самостоятельности детей дошкольного возраста в их трудовой и игровой деятельности, в повседневном поведении, дают возможность более точно определить несколько признаков самостоятельности ребенка.

Самостоятельность ребенка не имеет ничего общего с его поведением. Руководящая роль и требования взрослого всегда стоят за самостоятельностью ребенка. Вынужденный постоянно находиться в подчинении требованиям взрослых, ребенок начинает ориентироваться на них как на определенные и общепризнанные нормы поведения. Только на основе соответствующих привычек, которые выработаны, т. е. стереотипов, которые сложились и отвечают требованиям старших, может быть воспитана настоящая самостоятельность. В случае, если привычки не сформированы, данная ребенку самостоятельность ведёт к обыденному поведению, абсолютному нарушению общественных требований.

Уровень самостоятельности детей увеличивается с их развитием, с возможностями осуществлять непростые физические и умственные действия, которые возрастают. Рассмотрим сущность трёх ступеней, которые могут быть обозначены в формировании самостоятельности.

Первая ступень — когда ребенок выполняет действия в обычных условиях, в которых вырабатывались основные привычки, в отсутствии напоминания, а также помощи со стороны взрослого.

Вторая ступень—ребенок самостоятельно применяет обыкновенные способы действия в новых, схожих ситуациях. К примеру, Маша самостоятельно взяла стул и предложила присесть на него соседке, зашедшей к маме. Предлагать стул гостям еѐ учили в детском саду.

На третьей ступени вероятен наиболее далекий перенос. Изученное и освоенное правило обретает обобщенный характер и становится критерием для установления ребенком собственного поведения в различных условиях и обстоятельствах.

Педагог является посредником между миром предметов, миром культуры и ребенком. Основная роль в том, чтобы сформировать условия для осуществления возможностей и внутреннего потенциала ребенка. Для этого педагог образует специально подготовленную среду, в которой ребенок  может выражать себя, действовать самостоятельно в согласованности со своими нуждами и потребностями, а также уровнем развития. Основное достижение ребенка, которое приобретается им в обстоятельствах независимой интенсивной деятельности, - это умение практического осуществления внутренней необходимости в саморазвитии.

Игра социальна по своей природе; в ней отражаются представления ребенка об окружающем мире: мире вещей, людей и человеческих отношений. Игра обеспечивает новые формы взаимодействия с миром, в котором "Я" ребенка реализует себя там, где это невозможно в реальной жизни.

Кроме того, она дает возможность формирования множества "Я-ролей" и "Я»- образов", ведущего к более полному осмыслению мира и типов взаимоотношений в нём. Ребенок, проигрывая разные варианты, вырабатывает собственную стратегию поведения, формирует внутренний план действия, который, как известно, лежит в основе мышления.

В настоящее время детская игра стала другой, поэтому и работу по развитию игровой деятельности детей необходимо строить с учетом современных тенденций в её развитии.

В дошкольном возрасте игра является важнейшей самостоятельной деятельностью детей и имеет большое значение для их физического и психического развития, становления индивидуальности и формирования детского коллектива.

Ценность и значимость игры заключается в том, что она представляет собой единую деятельность. В игре могут изменяться все формы человеческой активности: физической и интеллектуальной, творческой и репродуктивной. В игре формируются мыслительные и психологические структуры, соответствующие разноплановым задачам: коммуникативным, оздоровительным, адаптационным, стратегическим.

Для маленького ребенка игра – это жизнь. В игре формируются основы социального поведения, нравственные, эстетические, этические принципы будущей личности.

 Игра является основным средством физического, духовного и умственного развития . Игровая деятельность задается взрослым, который учит малыша играть, знакомит с общественно сложившимися способами игровых действий. Осваивая эти действия, ребенок обобщает игровые способы и переносит их в другие ситуации.

Игра ребенка приобретает творческий, управляемый и согласуемый с другими ее участниками характер. При таком развитии игровая деятельность максимально выполняет свои функции

Игра как ведущая деятельность дошкольников, является отличным средством для личностного развития детей. В игре можно формировать почти все полезные качества малышей. Самостоятельность в игре развивается непроизвольно. Ведь в игре ребенок предоставлен самому себе, находится в среде таких же малышей. Тут не нужны просьбы и указания взрослого. Дети сами знают, что делать с игрушками. А придумывая сцены и ситуации, дети незаметным для себя и других приобретают навыки самостоятельности. В игровых ситуациях у ребенка повышается активность. Игровая активность ведет к тому, что ребенок сам ведет игровой сюжет в том направлении, которое кажется ему наиболее интересным.

Развитие самостоятельности - работа очень тонкая и деликатная. Недаром один мудрый педагог однажды сказал: "Ребенок подобен бумажному змею - он жаждет свободного полета и вместе с тем нуждается в прочной веревке".

Самостоятельность – постоянно развивающееся личностное качество, первоосновы которого закладываются в дошкольном возрасте и является важной предпосылкой успешного обучения ребенка в школе и формирования личности в целом.

Как опубликовать статью?

Уважаемые педагоги, для того, чтобы разместить на страницах интернет-издания собственные работы необходимо сделать несколько простых шагов:

  1. Ознакомьтесь с требованиями к размещаемым материалам.
  2. Заполните заявку на публикацию (скачать Заявку).
  3. Оплатите за размещение материала (скачать квитанцию для оплаты) или пополните кошелек Яндекс Деньги 410015930905285.  Стоимость организационного взноса за изготовление диплома и свидетельства о публикации всего 150 рублей.
  4. На электронный адрес редакции 5.izmerenie@mail.ru отправьте письмо с темой «Публикация статьи».

    К письму должны быть прикреплены три файла:
    - статья для публикации,
    - заявка на публикацию (скачать Заявку).
    - копия оплаты оргвзноса (скан или фото).

  Как оплатить счет на сайте:

1. В личном кабинете выберите мероприятие (Педагогический электронный журнал «Пятое измерение» (Размещение публикаций) и нажмите "Оплатить".

2. Выберите способ оплаты: 

  • Оплата PayAnyWay (Монета) Возможные варианты оплаты:

- Банковские карты (VISA, MasterCard, СБП, Yandex Pay) 

- Электронные деньги (MONETA.RU, ЮМoney)

- Переводы (Почтовый перевод, Банковский перевод)

- Платежные терминалы (Московский кредитный Банк, Элекснет)

  • Оплата квитанцией через банк

 3. Укажите количество участников и нажмите "Оформить заказ".

 4. После оплаты организационного взноса,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отправьте на электронный адрес 5.izmerenie@mail.ru

 

Как оплатить по квитанции на оплату через банк:

1. Скачайте квитанцию на сайте.

2. Оплатите организационный взнос: изготовление диплома и свидетельства о публикации составляет всего 150 рублей (скачать квитанцию для оплаты) При перечислении можно воспользоваться услугами любого банка. Обязательно укажите фамилию, имя,  отчество плательщика оргвзноса!

4. После оплаты,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отсканированную или сфотографированную квитанцию необходимо отправить на электронную почту 5.izmerenie@mail.ru

 

На страницах нашего электронного журнала Вы сможете найти полезный для себя материал, обрести единомышленников, поделиться с более молодыми коллегами из других городов и регионов России своими наработками и опытом, а также опубликовать оригинальные статьи и материалы по педагогической тематике.

 Редакция сетевого издания Центра интеллектуального развития «Пятое измерение» всегда открыта к диалогу и рада сотрудничеству!

Желаем Вам успехов!

Войти

Регистрация