Опубликовано: 26.01.2022 г.
Автор: Хорькова Ольга Васильевна,
Воспитатель,
г.Лысково
Вопрос развития самостоятельности у детей считается одним из наиважнейших, так как самостоятельность – существенное качество, которое необходимо для будущей деятельности ребенка. Ответственная и серьёзная работа каждого педагога – это организация самостоятельной деятельности ребенка.
Многочисленные исследования советских педагогов и психологов, которые посвящены проблеме самостоятельности детей дошкольного возраста в их трудовой и игровой деятельности, в повседневном поведении, дают возможность более точно определить несколько признаков самостоятельности ребенка.
Самостоятельность ребенка не имеет ничего общего с его поведением. Руководящая роль и требования взрослого всегда стоят за самостоятельностью ребенка. Вынужденный постоянно находиться в подчинении требованиям взрослых, ребенок начинает ориентироваться на них как на определенные и общепризнанные нормы поведения. Только на основе соответствующих привычек, которые выработаны, т. е. стереотипов, которые сложились и отвечают требованиям старших, может быть воспитана настоящая самостоятельность. В случае, если привычки не сформированы, данная ребенку самостоятельность ведёт к обыденному поведению, абсолютному нарушению общественных требований.
Уровень самостоятельности детей увеличивается с их развитием, с возможностями осуществлять непростые физические и умственные действия, которые возрастают. Рассмотрим сущность трёх ступеней, которые могут быть обозначены в формировании самостоятельности.
Первая ступень — когда ребенок выполняет действия в обычных условиях, в которых вырабатывались основные привычки, в отсутствии напоминания, а также помощи со стороны взрослого.
Вторая ступень—ребенок самостоятельно применяет обыкновенные способы действия в новых, схожих ситуациях. К примеру, Маша самостоятельно взяла стул и предложила присесть на него соседке, зашедшей к маме. Предлагать стул гостям еѐ учили в детском саду.
На третьей ступени вероятен наиболее далекий перенос. Изученное и освоенное правило обретает обобщенный характер и становится критерием для установления ребенком собственного поведения в различных условиях и обстоятельствах.
Педагог является посредником между миром предметов, миром культуры и ребенком. Основная роль в том, чтобы сформировать условия для осуществления возможностей и внутреннего потенциала ребенка. Для этого педагог образует специально подготовленную среду, в которой ребенок может выражать себя, действовать самостоятельно в согласованности со своими нуждами и потребностями, а также уровнем развития. Основное достижение ребенка, которое приобретается им в обстоятельствах независимой интенсивной деятельности, - это умение практического осуществления внутренней необходимости в саморазвитии.
Игра социальна по своей природе; в ней отражаются представления ребенка об окружающем мире: мире вещей, людей и человеческих отношений. Игра обеспечивает новые формы взаимодействия с миром, в котором "Я" ребенка реализует себя там, где это невозможно в реальной жизни.
Кроме того, она дает возможность формирования множества "Я-ролей" и "Я»- образов", ведущего к более полному осмыслению мира и типов взаимоотношений в нём. Ребенок, проигрывая разные варианты, вырабатывает собственную стратегию поведения, формирует внутренний план действия, который, как известно, лежит в основе мышления.
В настоящее время детская игра стала другой, поэтому и работу по развитию игровой деятельности детей необходимо строить с учетом современных тенденций в её развитии.
В дошкольном возрасте игра является важнейшей самостоятельной деятельностью детей и имеет большое значение для их физического и психического развития, становления индивидуальности и формирования детского коллектива.
Ценность и значимость игры заключается в том, что она представляет собой единую деятельность. В игре могут изменяться все формы человеческой активности: физической и интеллектуальной, творческой и репродуктивной. В игре формируются мыслительные и психологические структуры, соответствующие разноплановым задачам: коммуникативным, оздоровительным, адаптационным, стратегическим.
Для маленького ребенка игра – это жизнь. В игре формируются основы социального поведения, нравственные, эстетические, этические принципы будущей личности.
Игра является основным средством физического, духовного и умственного развития . Игровая деятельность задается взрослым, который учит малыша играть, знакомит с общественно сложившимися способами игровых действий. Осваивая эти действия, ребенок обобщает игровые способы и переносит их в другие ситуации.
Игра ребенка приобретает творческий, управляемый и согласуемый с другими ее участниками характер. При таком развитии игровая деятельность максимально выполняет свои функции
Игра как ведущая деятельность дошкольников, является отличным средством для личностного развития детей. В игре можно формировать почти все полезные качества малышей. Самостоятельность в игре развивается непроизвольно. Ведь в игре ребенок предоставлен самому себе, находится в среде таких же малышей. Тут не нужны просьбы и указания взрослого. Дети сами знают, что делать с игрушками. А придумывая сцены и ситуации, дети незаметным для себя и других приобретают навыки самостоятельности. В игровых ситуациях у ребенка повышается активность. Игровая активность ведет к тому, что ребенок сам ведет игровой сюжет в том направлении, которое кажется ему наиболее интересным.
Развитие самостоятельности - работа очень тонкая и деликатная. Недаром один мудрый педагог однажды сказал: "Ребенок подобен бумажному змею - он жаждет свободного полета и вместе с тем нуждается в прочной веревке".
Самостоятельность – постоянно развивающееся личностное качество, первоосновы которого закладываются в дошкольном возрасте и является важной предпосылкой успешного обучения ребенка в школе и формирования личности в целом.