Опубликовано: 26.01.2022 г.
Автор: Следкова Марина Петровна,
преподаватель,
ГБПОУ Самарской области
«Чапаевский губернский колледж им. О. Колычева»
Учебно-исследовательской деятельностью студенты Чапаевского губернского колледжа им. О. Колычева начинают заниматься с первого курса, когда пишут рефераты продуктивного характера, выражая авторскую, личную позицию, выделяя проблематику рассматриваемого вопроса, определяя цели и задачи работы, что непосредственно подготавливает их к исследовательской деятельности. Также все студенты младших курсов занимаются проектной деятельностью, т.к. в учебных планах отводятся часы на подготовку исследовательских проектов по общеобразовательным дисциплинам. В проектах студенты определяют проблему, объект, предмет, цели, задачи, а также прогнозируемый результат - продукт, который является неотъемлемой частью проектирования. Этот вид работы также способствует подготовке студентов к будущей научно – исследовательской деятельности.
Очень важно на первоначальном этапе подготовки учебно-исследовательских работ научить студентов правильно выполнять требования к написанию и защите рефератов и проектов, чему способствуют и Методические рекомендации, которые разработаны в нашем колледже, и методические консультации преподавателей – руководителей работ. Ведущая роль преподавателя в обучении студентов исследовательской деятельности определяется на начальном – подготовительном этапе при формулировке темы.
Так, при выборе тем проектов по литературе, я как преподаватель литературы руководствуюсь, во – первых, обращением к знаменательным датам биографий писателей или поэтов; во – вторых, определением проблемы и соответствующим продуктом, способствующим её решению.
2019-2020 учебный год богат юбилейными событиями известных литераторов, по творчеству которых были составлены темы и результаты (продукты) проектной работы:
№ |
Тема |
Продукт |
1. |
«Тема героических страниц истории в романе М. Шолохова «Они сражались за Родину» |
сценарий читательской конференции по творчеству М.А. Шолохова |
2. |
«Голос блокадного Ленинграда» в творчестве Ольги Берггольц» |
сценарий внеклассного мероприятия «Ольга Берггольц – голос блокадного Ленинграда» |
3. |
«Тема любви и смысла жизни в романе Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго» |
сценарий внеклассного мероприятия о творчестве Б. Пастернака |
4. |
«Автобиографическое изображение Великой Отечественно войны в повести К. Воробьева «Это мы, Господи!...» |
сценарий внеклассного мероприятия «Это его честное слово о войне» по повести К Воробьева «Это мы, Господи!...» |
5. |
«Образ Демона в лирике М. Лермонтова и картинах М. Врубеля» |
доклад виртуальной экскурсии по музеям хранящим картины М. Врубеля к поэме Лермонтова «Демон» |
6. |
«Творчество А.П. Чехова в кинематографе» |
ретроспективный обзор художественных фильмов по творчеству А.П. Чехова |
Учебно-исследовательская работа по подготовке к защите рефератов, проектов способствует формированию компетенций в сфере работы с информацией, а также исследовательских навыков, т.к. студенты учатся определять методологические характеристики, проводить сравнительный анализ, который лежит в основе любого исследования; развитию познавательной активности, расширения кругозора и авторов работ, и слушателей, т.к. на заключительном презентационном этапе проходит защита при аудитории студентов нескольких групп. Таким образом, такие виды работ способствуют интеллектуальному развитию обучающихся и подготавливают их к разработке тем уже профессиональной направленности (Проект студентов 14 группы).
Научно-исследовательская работа студентов старших курсов предполагает подготовку курсовых и дипломных работ, в которых они осуществляют исследовательскую деятельность, связанную с их будущей профессией: анализируют источники информации по теме, дополняют методологические характеристики гипотезой, определяют теоретическую и практическую значимость работы.
Я также как преподаватель междисциплинарного курса Детская литература, являюсь руководителем такого рода работ, сразу определяем со студентами разработку того «продукта», который и является синтезом и теоретического исследования, и практической работы уже из опыта деятельности самих студентов.
В основном, это брошюры – Методические рекомендации, которые включают описание актуальности выбора данной темы, теоретическое обоснование выбора технологии, метода при ознакомлении детей с творчеством писателя, разработки конспектов непосредственно образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации или уроков в начальной школе по творчеству того или иного писателя; хронологию проведения мероприятия. В ходе практики и на защите студенты демонстрируют такие Методические разработки как: «Волшебный мир сказок Пушкина»; «Сочиняем вместе с Чуковским» (Проектная работа в дошкольном образовательном учреждении по творчеству писателей), «Детство вместе с Носовым» (Квест – игра в образовательной организации начального общего образования по творчеству писателя). Эти методические разработки могут использовать педагоги, воспитатели, сами студенты в дальнейшей работе.
С данными наработками студенты младших и старших курсов принимают участие в очно – заочных конкурсах, конференциях различного уровня, где занимают призовые места (Международная – г. Отрадный, областная – в ГБПОУ СОЧГК им. О. Колычева).
Таким образом, результаты практической самостоятельной деятельности студентов в ходе учебно-исследовательской, научно – исследовательской работы – несомненный показатель и мотивация их творческого, интеллектуального, профессионального развития.