Опубликовано: 10.02.2022 г.
Автор: Белешова Юлия Александровна,
воспитатель,
ДОУ 22
Цель: сформировать у детей обобщённое представление о зиме, как времени года.
Задачи: закрепить и систематизировать знания детей о признаках зимы: сезонных изменениях в состоянии живой и неживой природы; продолжать учить детей составлять предложения с помощью мнемокарточек; познакомить со свойствами льда; закрепить правила безопасного поведения со льдом; закрепить навыки работы с акварелью, вызвав эмоциональное удовольствие от деятельности;
-развивать умение объяснять, сравнивать, рассуждать и делать выводы; расширять кругозор детей, стимулируя познавательный процесс; развивать связную речь; способствовать развитию логического мышления, целостного восприятия;
- воспитывать у детей познавательный интерес к опытно-экспериментальной деятельности; любовь и бережное отношение к природе; доброжелательность по отношению друг к другу.
Интеграция образовательных областей:
-познавательное развитие;
- социально-коммуникативное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Предварительная работа: наблюдения за сезонными изменениями в природе зимой, беседы о жизни растений, птиц и животных зимой, знакомство с мнемокарточками, чтение стихов и рассказов о зиме, рассматривание иллюстраций с зимними пейзажами и забавами, рисование и лепка на зимнюю тематику.
Материалы и оборудование: письмо от Зимы, снежинки с заданиями, мнемокарточки с изображением разных времен года, теневой театр, лёд, подносы, цветная бумага, ёмкость с водой, камешки, соль, листы с рисунками свечой, оборудование для рисования красками.
Ход занятия:
Приветствие: Здравствуй, правая рука,
Здравствуй, левая рука,
Здравствуй, друг,
Здравствуй друг,
Здравствуй, весь наш дружный круг!
Сюрпризный момент. Воспитатель показывает детям «письмо» в необычном конверте:
В сад пришло одно письмо.
Было странное оно.
Вместо марок три снежинки
И конверт, как будто льдинка.
И письмо не на листке
На волшебном на снежке,
А на нём ещё загадка.
Отгадать сама я не смогла.
Может вместе мы, ребята,
Угадаем от кого оно?
Загадка: «Наступили холода,
Обернулась в лёд вода,
Длинноухий зайка серый,
Обернулся зайкой белым,
Перестал медведь реветь:
В спячку впал в бору медведь.
Кто же скажет, кто же знает,
Когда это бывает?
Дети отгадывают и воспитатель читает письмо от Зимы: «Здравствуйте, детишки: девчонки и мальчишки! Приглашаю в путь, друзья. Дорога будет нелегка! По следам моим идите, все снежинки соберите и тогда, в конце пути, сюрприз вы можете найти».
Снежинки с заданиями развешаны в разных местах группы. Дети идут по следами находят первую снежинку с заданием.
Организованная деятельность.
- Воспитатель читает на снежинке первое задание: «Карточки вы посмотрите, зимний признак вы найдите».
Дети выбирают из множества карточек, только те, где изображены признаки зимы. Каждый выбирает карточку и ставит на демонстрационный стенд, затем рассказывает о выбранном признаке зимы, в итоге получается рассказ-описание.
- Следующая снежинка - задание «Угадай по силуэту». Дети сидят на стульчиках и угадывают по силуэту тени (. Последняя тень - снежинка: «Быстро в круг вы становитесь и со мною порезвитесь! Долго вам ещё идти, чтобы мой сюрприз найти!»
- Снежинка. Физминутка.
Снег кружится и летает,
Ветер дует, снег взлетает.
Снег летит из синей тучки
Нам на ножки и на ручки.
А сугробы всё растут
Там и тут.
Чтобы не замёрзли ножки,
Мы поскачем по дорожке.
Снег с себя мы отряхнём
И в снежки играть начнём.
- Снежинка.
Загадка: Вот пришли морозы,
Птица не поёт,
Вся вода на речке
Превратилась в …..лёд.
Опытно-экспериментальная деятельность.
Опыты со льдом.
1.Твёрдый или мягкий.
2.Прозрачный (принимает цвет бумаги на которой лежит).
- Холодный и скользкий.
Воспитатель спрашивает - на что похожа льдинка (на конфетку-леденец), и почему нельзя брать лёд в рот, почему нельзя играть в снежки ледяными комками.
4.Лёгкий или тяжёлый.
5.Посыпать солью (таяние).
Пока лёд тает, воспитатель проводит пальчиковую гимнастику и физминутку.
Лёд мы с вами в руки брали, наши ручки замерзали.
Мы их будем растирать, мы их будем согревать.
Сильно-сильно их потрём, каждый пальчик разотрём,
К щёчкам их приложим, согреем щёчки тоже.
Ножки тоже мы погреем и попрыгаем скорее,
А теперь потопаем и ещё похлопаем.
- Снежинка.
На ней задание: «Вот и пятая снежинка
И конец заданиям.
Здесь сюрприз найдёте вы,
Раскрасив белые листы!»
Дети закрашивают широкой кистью листы с заранее нанесёнными свечой рисунками – появляются картинки на зимнюю тему.
Рефлексия.
Воспитатель подводит итог, выясняет, кому и что больше всего понравилось и запомнилось; сообщает, что впереди ещё много зимних дней и у ребят будет много новых интересных открытий и дел.