Опубликовано: 11.02.2022 г.
Автор: Бояринцева Мария Валерьевна,
Учитель-логопед,
МКДОУ детский сад «Колосок» с.Пасегово, город Киров
Основные компоненты устной формы речи: звукопроизношение, фонематические процессы, лексический запас, грамматический строй речи.
Недостатки звукопроизношения у детей дошкольного возраста проявляются в сигматизме, ламбдацизме и ротацизме, а также иногда в неправильном произношении звуков раннего онтогенеза.
Сформированность фонематических процессов – это умение ребенка:
- слышать и различать, дифференцировать все звуки родного языка;
- выделять на слух первый и последний согласный звук в словах;
- отбирать картинки, придумывать слова на заданный звук;
- делить слова на слоги;
- делить предложения на слова.
Следствия недостаточной сформированности фонематических процессов – это дисграфия (замена букв, пропуск букв и слогов, перестановка букв и слогов на письме, недописывание слов, слитное написание слов) и дислексия (пропуск букв и слогов, перестановка букв, слогов и слов при чтении).
Что касается лексического лексического строя речи, то если у ребенка хорошо развит лексический запас, то ребенок:
- умеет быстро подобрать наиболее точное слово;
- легко классифицирует и обобщает понятия (животные, обувь, транспорт и т.д.);
- легко подбирает слова-действия, определения к существительным;
- правильно называет детенышей всех животных, знает названия профессий;
- подбирает антонимы, синонимы к словам.
Если у ребенка нет проблем с грамматическим строем речи, то ребенок:
- правильно понимает сложные логико-грамматические конструкции;
- конструирует предложения из слов, предъявленных в начальной форме;
- по картинкам составляет сложные предложения с использованием союзов “потому что”, “так как”, “поэтому” и других. Составляет рассказы по картинкам;
- может найти и исправить грамматическую и смысловую ошибки в неверно составленном предложении;
- правильно использует конструкции с предлогами, может вставить в предложение пропущенный предлог;
- владеет как простыми, так и сложными формами словоизменения (изменение существительных по числам и падежам);
- согласовывает прилагательные с существительными, местоимения “мой”, “твой” с существительными, существительные с глаголами;
- правильно образует качественные, относительные и притяжательные прилагательные от существительных;
- правильно образует уменьшительно-ласкательные формы существительных и приставочные глаголы.
Следствия недостаточной сформированности лексико-грамматических средств языка:
- недостаточное понимание учебных заданий, инструкций учителя, условий задач;
- трудности овладения учебными понятиями, терминами;
- трудности формирования и формулирования собственных мыслей в процессе учебной работы;
- аграмматизмы на письме, т.е. написание вопреки правилам грамматики;
- недостаточное развитие связной речи.
Основные направления деятельности родителей по развитию речи
- рассказывать детям об увиденном, делиться воспоминаниями своего детства;
- рассказывать о своей работе;
- показывать детям различные предметы, используемые в хозяйстве, рассказывать об их свойствах;
- рассматривать и наблюдать с ребенком различные объекты и явления природы в разные времена года;
- ходить с детьми на экскурсии;
- объяснять ребенку требования, связанные с его безопасностью;
- заучивать с ребенком стихотворения, обсуждать детские передачи, прочитанные книжки;
- рассказывать детям об увиденном, делиться воспоминаниями своего детства;
- рассказывать о своей работе;
- показывать детям различные предметы, используемые в хозяйстве, рассказывать об их свойствах;
- рассматривать и наблюдать с ребенком различные объекты и явления природы в разные времена года;
- ходить с детьми на экскурсии;
- объяснять ребенку требования, связанные с его безопасностью;
- заучивать с ребенком стихотворения, обсуждать детские передачи, прочитанные книжки.
Нарушения звуковой культуры речи, возникшие в дошкольном возрасте, в дальнейшем могут повлечь за собой целый ряд вторичных нарушений речи: недоразвитие фонематического слуха, задержанное формирование навыков звукового, слогового и буквенного анализа слов, обеднение словарного запаса ребёнка, нарушение грамматического строя родной речи. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребёнка в целом. Поэтому важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание ее чистоте и правильности.
Речь – это путь к общению, новым впечатлениям и жизненному опыту, путь к расширению представлений об окружающем его мире. Не надо думать, что речевые дефекты исчезнут сами собой со временем. Для их преодоления необходима систематическая, длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль, поскольку большее время ребенок проводит дома с близкими ему людьми.
Дома чаще читайте стихи, сказки, загадки, пойте песенки. На улице наблюдайте за птицами, деревьями, людьми, явлениями природы, обсуждайте с детьми увиденное. Избегайте частого просмотра телевизора, компьютерных игр. Играйте вместе с ребенком, налаживайте речевой, эмоциональный контакт.
Важно, чтобы вы следили за правильной речью своих детей на этапе автоматизации звуков. До определенного момента звук произносится ребенком только изолированно или в слогах, словах. Введение звука в речь происходит постепенно. Как только исправленный звук мы закрепим в словах и перейдем к фразе, необходимо постоянно напоминать ребенку: «Ты умеешь правильно говорить!»; поправлять его речь, чтобы исключить неправильный стереотип произнесения, ввести чистый звук в речь.
В заключении хочу заметить, что положительный результат может быть достигнут только при условии комплексного воздействия на ребенка: требований как в детском саду, так и дома.