0+



 

Опубликовано: 11.02.2022 г.

Автор: Бояринцева Мария Валерьевна,
Учитель-логопед,
МКДОУ детский сад «Колосок» с.Пасегово, город Киров

Основные компоненты устной формы речи: звукопроизношение, фонематические процессы, лексический запас, грамматический строй речи.

Недостатки звукопроизношения у детей дошкольного возраста проявляются в сигматизме, ламбдацизме и ротацизме, а также иногда в неправильном произношении звуков раннего онтогенеза.

Сформированность  фонематических процессов – это умение ребенка:

  • слышать и различать, дифференцировать все звуки родного языка;
  • выделять на слух первый и последний согласный звук в словах;
  • отбирать картинки, придумывать слова на заданный звук;
  • делить слова на слоги;
  • делить предложения на слова.

Следствия недостаточной сформированности  фонематических процессов – это дисграфия (замена букв, пропуск букв и слогов, перестановка букв и слогов на письме, недописывание слов, слитное написание слов) и дислексия (пропуск букв и слогов, перестановка букв, слогов и слов при чтении).

Что касается лексического лексического строя речи, то если у ребенка хорошо развит лексический запас, то ребенок:

  • умеет быстро подобрать наиболее точное слово;
  • легко классифицирует и обобщает понятия (животные, обувь, транспорт и т.д.);
  • легко подбирает слова-действия, определения к существительным;
  • правильно называет детенышей всех животных, знает названия профессий;
  • подбирает антонимы, синонимы к словам.

Если у ребенка нет проблем с грамматическим строем речи, то ребенок:

  • правильно понимает сложные логико-грамматические конструкции;
  • конструирует предложения из слов, предъявленных в начальной форме;
  • по картинкам составляет сложные предложения с использованием союзов “потому что”, “так как”, “поэтому” и других. Составляет рассказы по картинкам;
  • может найти и исправить грамматическую и смысловую ошибки в неверно составленном предложении;
  • правильно использует конструкции с предлогами, может вставить в предложение пропущенный предлог;
  • владеет как простыми, так и сложными формами словоизменения (изменение существительных по числам и падежам);
  • согласовывает прилагательные с существительными, местоимения “мой”, “твой” с существительными, существительные с глаголами;
  • правильно образует качественные, относительные и притяжательные прилагательные от существительных;
  • правильно образует уменьшительно-ласкательные формы существительных и приставочные глаголы.

Следствия недостаточной сформированности лексико-грамматических средств языка:

  • недостаточное понимание учебных заданий, инструкций учителя, условий задач;
  • трудности овладения учебными понятиями, терминами;
  • трудности формирования и формулирования собственных мыслей в процессе учебной работы;
  • аграмматизмы на письме, т.е. написание вопреки правилам грамматики;
  • недостаточное развитие связной речи.

Основные направления деятельности родителей по развитию речи

  • рассказывать детям об увиденном, делиться воспоминаниями своего детства;
  • рассказывать о своей работе;
  • показывать детям различные предметы, используемые в хозяйстве, рассказывать об их свойствах;
  • рассматривать и наблюдать с ребенком различные объекты и явления природы в разные времена года;
  • ходить с детьми на экскурсии;
  • объяснять ребенку требования, связанные с его безопасностью;
  • заучивать с ребенком стихотворения, обсуждать детские передачи, прочитанные книжки;
  • рассказывать детям об увиденном, делиться воспоминаниями своего детства;
  • рассказывать о своей работе;
  • показывать детям различные предметы, используемые в хозяйстве, рассказывать об их свойствах;
  • рассматривать и наблюдать с ребенком различные объекты и явления природы в разные времена года;
  • ходить с детьми на экскурсии;
  • объяснять ребенку требования, связанные с его безопасностью;
  • заучивать с ребенком стихотворения, обсуждать детские передачи, прочитанные книжки.

Нарушения звуковой культуры речи, возникшие в дошкольном возрасте, в дальнейшем могут повлечь за собой целый ряд вторичных нарушений речи: недоразвитие фонематического слуха, задержанное формирование навыков звукового, слогового и буквенного анализа слов, обеднение словарного запаса ребёнка, нарушение грамматического строя родной речи. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребёнка в целом. Поэтому важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание ее чистоте и правильности.

Речь – это путь к общению, новым впечатлениям и жизненному опыту, путь к расширению представлений об окружающем его мире. Не надо думать, что речевые дефекты исчезнут сами собой со временем. Для их преодоления необходима систематическая, длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль, поскольку большее время ребенок проводит дома с близкими ему людьми.

Дома чаще читайте стихи, сказки, загадки, пойте песенки. На улице наблюдайте за птицами, деревьями, людьми, явлениями природы, обсуждайте с детьми увиденное. Избегайте частого просмотра телевизора, компьютерных игр. Играйте вместе с ребенком, налаживайте речевой, эмоциональный контакт.

Важно, чтобы вы следили за правильной речью своих детей на этапе автоматизации звуков. До определенного момента звук произносится ребенком только изолированно или в слогах, словах. Введение звука в речь происходит постепенно. Как только исправленный звук мы закрепим в словах и перейдем к фразе, необходимо постоянно напоминать ребенку: «Ты умеешь правильно говорить!»; поправлять его речь, чтобы исключить неправильный стереотип произнесения, ввести чистый звук в речь.

В заключении хочу заметить, что положительный результат может быть достигнут только при условии комплексного воздействия на ребенка: требований как в детском саду, так и дома.

Как опубликовать статью?

Уважаемые педагоги, для того, чтобы разместить на страницах интернет-издания собственные работы необходимо сделать несколько простых шагов:

  1. Ознакомьтесь с требованиями к размещаемым материалам.
  2. Заполните заявку на публикацию (скачать Заявку).
  3. Оплатите за размещение материала (скачать квитанцию для оплаты) или пополните кошелек Яндекс Деньги 410015930905285.  Стоимость организационного взноса за изготовление диплома и свидетельства о публикации всего 150 рублей.
  4. На электронный адрес редакции 5.izmerenie@mail.ru отправьте письмо с темой «Публикация статьи».

    К письму должны быть прикреплены три файла:
    - статья для публикации,
    - заявка на публикацию (скачать Заявку).
    - копия оплаты оргвзноса (скан или фото).

  Как оплатить счет на сайте:

1. В личном кабинете выберите мероприятие (Педагогический электронный журнал «Пятое измерение» (Размещение публикаций) и нажмите "Оплатить".

2. Выберите способ оплаты: 

  • Оплата PayAnyWay (Монета) Возможные варианты оплаты:

- Банковские карты (VISA, MasterCard, СБП, Yandex Pay) 

- Электронные деньги (MONETA.RU, ЮМoney)

- Переводы (Почтовый перевод, Банковский перевод)

- Платежные терминалы (Московский кредитный Банк, Элекснет)

  • Оплата квитанцией через банк

 3. Укажите количество участников и нажмите "Оформить заказ".

 4. После оплаты организационного взноса,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отправьте на электронный адрес 5.izmerenie@mail.ru

 

Как оплатить по квитанции на оплату через банк:

1. Скачайте квитанцию на сайте.

2. Оплатите организационный взнос: изготовление диплома и свидетельства о публикации составляет всего 150 рублей (скачать квитанцию для оплаты) При перечислении можно воспользоваться услугами любого банка. Обязательно укажите фамилию, имя,  отчество плательщика оргвзноса!

4. После оплаты,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отсканированную или сфотографированную квитанцию необходимо отправить на электронную почту 5.izmerenie@mail.ru

 

На страницах нашего электронного журнала Вы сможете найти полезный для себя материал, обрести единомышленников, поделиться с более молодыми коллегами из других городов и регионов России своими наработками и опытом, а также опубликовать оригинальные статьи и материалы по педагогической тематике.

 Редакция сетевого издания Центра интеллектуального развития «Пятое измерение» всегда открыта к диалогу и рада сотрудничеству!

Желаем Вам успехов!

Войти

Регистрация