0+



 

Опубликовано: 16.02.2022 г.

Автор:  Скоробогатова Ольга Ивановна,
учитель музыки
МАОУ «Лицей №37» город Саратов

Исполнение на самобытных народных музыкальных инструментах сегодня становятся все более популярными занятием среди детей и взрослых. Этот факт связан возрождением интереса в среде профессионалов и любителей к музыкальному фольклору, популяризации знаний о национальных инструментах. Сегодня звучание трещёток, коробочки, ложек,  стиральной доски, косы, пилы  можно услышать  на концертной сцене в профессиональном исполнении (оркестр народных инструментов), в исполнении музыкантов-любителей всех возрастов (самодеятельные фольклорные ансамбли).

Е.А. Каминская в пояснительной записке  к учебному пособию «Игра на ложках»   пишет, что «русские народные инструменты  – одна из областей музыкальной науки, до сих пор требующая пристального изучения. Неизученность русского народного инструментария восходит еще ко времени христианизации Руси, так как православный обряд не принял инструментальной музыки, а базировался исключительно на ее вокальных формах» [1, 4].

Классификацию народных инструментов исследователи проводят по нескольким основаниям:

  • струнные (ходорфоны), источником звука которых является натянутая струна, возбуждаемая щипком, трением, ударом;
  • духовые (аэрофоны), источником звука которых служит столб воздуха;
  • ударные (шумовые).

К ударным инструментам традиционно относят самозвучащие и мембранные. Самозвучащие народные инструменты –  это ложки, косточки, варган, било, бряцало, колокол, трещотки, рубель, рыкалка, бубенцы, коробочки, рогач, пастуший барабан, ухваты, коса, дрова. Мембранные – бубны, тулумбасы, накры, набат, барабан [1,6].

И.Г. Лаптев в книге «Детский оркестр в начальной школе» обращает внимание, что  основной формой  формирования эмоционально-личностного становления учащегося в школе является  пение детей в хоре. При этом обнаруживается, что у некоторых  детей музыкальные данные развиты настолько слабо, что они не могут интонировать и сразу включаться в процесс пения. Автор книги, являясь многолетним педагогом-практиком, выявляет интересную закономерность – «игра на детских музыкальных инструментах опосредованно, но существенно влияет на формирование певческого голоса, способствует увеличению певческого диапазона, становлению чистоты певческой интонации, развитию музыкально-творческих способностей» [4, 4].

Инструментальное музицирование на уроках музыки  частично нашло отражение в программе по музыке Д.Б. Кабалевского, Ю.Б. Алиева, в исследованиях А.А. Пиличяускаса, Ш.А. Амонашвили. Использованию детских музыкальных инструментов посвящен труд Н.А. Ветлугиной «Музыкальное развитие ребенка», в котором автор изучает проблему формирования музыкальных способностей детей в процессе инструментального музицирования.

Игре на музыкальных инструментах посвящена система детского музыкального воспитания, разработанная К. Орфом. В его исследовании элементарное музицирование являет собой синтез импровизаций  в игре на инструментах, ритмике, пении, декларации, движении.

Однако, несмотря позитивные теоретические и практические предпосылки, проблема использования  элементарных музыкальных инструментов в общеобразовательной школе остается малоизученной. Игра на простейших  музыкальных инструментах  не имеет широкого распространения из-за недостаточной разработанности и методической оснащенности.

 Одним из простых и доступных инструментов для музицирования с учащимися общеобразовательной школы являются ложки [5]. Несмотря на то, что искусство игры на ложках всецело зависит от мастерства, фантазии и юмора исполнителя, из поколения в поколение накоплен игровой опыт, который на раннем этапе обучения учитель передает ученику: движения рук, характер ударов, способы и приемы игры.

Игра на ложках формирует ряд музыкальных способностей  учащихся, развивает навыки и умение выразительно исполнять на инструменте, выстраивать музыкальную фразу.  У детей развивается восприимчивость и качеству звуков, звуковысотный, тембровый, гармонический слух, появляется осведомленность в ладотональных созвучиях – способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии, развивается чувство темпа исполняемого произведения, музыкальное мышление и память. Продуктивно развивается музыкально-ритмическое чувство через активную музыкально-двигательную деятельность.

Игра в ансамбле ложкарей вносит разнообразие в занятия урока музыки, в работу фольклорного кружка, привлекает внимание публики на общешкольных концертах и мероприятиях. Исполнение в ансамбле  прививает любовь к коллективному музицированию, стимулирует творческую инициативу.

Помимо формирования навыка игры на ложках, учащийся осваивает искусство ансамблевой игры, расширяет  знания в области музыкального фольклора.

Участие в ансамблевом исполнении ложкарей формирует  чувство причастности к культуре своего народа и культуре.

В рамках данной статьи  опишем опыт организации ансамбля ложкарей в Лицее №37 г. Саратова.

В основе организации ансамбля ложкарей в общеобразовательной школе является  формирование группы. Несмотря на то, что обучать игре на детских музыкальных инструментах рекомендуется всех учащихся, брать всех желающих в ансамбль не представляется возможным. Максимальное количество детей в группе не должно превышать 15 человек.  Поэтому учащиеся  2 класса начальной школы лицея прошли предварительное музыкальное прослушивание и учебные группы были сформированы 2 (по 15 человек в каждой).

На прослушивании учащихся  проверялись музыкальные способности: чувство ритма, звуковысотный слух, ладовое чувство, чувство темпа.

Чувство ритма – верное повторение ритмической структуры, прохлопанного педагогом, повторение ритма песни, исполненной на инструменте,  замечание различия в ритмах  простых попевок.

Звуковысотный слух –  правильное воспроизведение голосом  звуков, исполненных педагогом на инструменте, определение направления движения мелодии.

Ладовое чувство – верное определение на слух мажорного и минорного ладов музыки.

Чувство темпа – определение соответствия темпа характеру песни в исполнении учителя.

На первых занятиях ансамбля педагог начинает со знакомства с инструментом, что позволяет учащемуся грамотно и профессионально овладеть техникой игры. Учитель обращает внимание ансамблистов, что ложка, как музыкальный инструмент отличается от столовых и декоративных приборов. Они изготавливаются из прочных пород дерева в трех разновидностях: малая, средняя и большая игровая ложка.

На первых занятиях с учащимися преподаватель знакомит с историей появления инструмента, с названием основных ее частей (рукоять, головка ложки), обращает внимание учащихся на положение тела при игре сидя и стоя, показывает позиции расположения ложек в руках исполнителя. Традиционно в начале обучения дети овладевают исполнением  с парой ложек.

 Методика занятий ансамбля ложкарей с учащимися  строится на игровой основе. В процессе занятия с младшими школьниками необходимо чаще менять виды деятельности, комплексно подходить к процессу музыкальных занятий: игру сочетать с пением, притоптыванием, простукиванием ритма ручкой ложки, ладонями под аккомпанемент фортепиано или аккордеона, сочетать игру и рассказ, игру и пение, игру и танцевальные движения.

Главный педагогический принцип занятий с деться – движение от простого к сложному с постепенным усложнением изучаемого материала.

Интерес учащихся на занятиях необходимо поддерживать, вводя  различные творческие задания. Например: придумать свой ритмический рисунок и записать его, придумать слова на этот ритм. Ритмические задания могут быть связаны с воспроизведением на слух ритмической записи. Игра «музыкальные загадки» связана с угадыванием учащимися по ритмическому рисунку простейших попевок и песенок.

Немаловажной в работе с учащимися начальной школы  является объяснение принципов ансамблевого исполнения:

  • одновременный замах участников ансамбля, понятие «auftakt»;
  • амплитуда замаха рук;
  • ровность в силе удара;
  • слаженность и четкость;
  • умением играть по дирижерскому жесту руководителя;
  • «слышание» своей партии в контексте всей партитуры ансамбля;
  • единые темпо-ритмические основы исполнения;
  • единство участников в начале и окончании игры.

Воспитывая ансамблевое чувство у  детей, необходимо акцентировать внимание с первых занятий на коллективном характере деятельность, просить прислушиваться к игре партнеров, не заглушать друг друга, передавать настроения в музыке.

Основу репертуара детского ансамбля ложкарей составляют попевки, песни и танцы народов мира. Критериями отбора материала служат: доступность детской аудитории, художественная  ценность, яркость и образность, соответствие исполнительскими возможностям учащихся. Часто руководителю ансамбля приходится приспособлять материал к конкретным возможностям коллектива, упрощать фактуру,  аранжировать.

Произведения звучат ярче и красочнее при совместном исполнении детского ансамбля и педагога на инструменте (аккордеон или фортепиано). Когда в ансамбле включена партия, исполняемая музыкальным руководителем, то она берет на себя организацию ритмо-гармонического фона. Детям в этом случае учащимся поручается роль исполнение мелодии голосом и «заполнения» простых ритмических рисунков на ложках.

Примерный репертуарный план ансамбля ложкарей включает освоение учащимися пьес: «Светит месяц». Русская народная песня, «Теремок». Русская народная сказка игра, «Перепелочка». Белорусская народная песня, «На горе-то калина». Русская народная песня. Обработка С. Хмелува и А Лискина, «Вдоль да по речке». Русская народная песня. Обработка С. Губановой и И. Алферовой и др.

Многие детские песни и танцы можно инсценировать. К такой работе подключаются с большим интересом не только дети, но и родители: шьют соответствующие костюмы, придумывают танцевальные движения, превращая выступление в эффектное зрелище. В таком формате  в 2017 году в лицее прошло мероприятие «Покрова», посвященное встрече осени с зимой.

Немаловажной в работе с самодеятельным детским коллективом является установка репетиционной работы  ансамбля учащихся на концертное выступление, меняя характер учебно-познавательной деятельности учащихся. У детей формируется положительное  отношение к занятиям, усиливается мотивационная составляющая. Другим действенным стимулом творческого совершенствования самодеятельного коллектива является его участие в смотрах и конкурсах.

Таким образом, резюмируя изложенные в статье организационно-методические основы работы с ансамблем ложкарей в общеобразовательной школе  можно отметить, что совместное музицирование учащихся способствует формированию музыкальной культуры и развитию музыкальных способностей. Методика работы с самодеятельным ансамблем учащихся носит  творческий, экспериментальный характер и зависит от конкретных учебно-воспитательных задач и целей, определяя порядок  репетиций и форм занятий с детским ансамблем ложкарей в общеобразовательной школе.

Список использованных источников

  1. Каминская Е.А. Игра на ложках: учебное пособие. – 4-е издание. – СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «Планета музыки», 2016. 64 с.
  2. Кононова Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах: Кн. Для воспитателя и музыкального руководителя детского сада: из опыта работы. – М.: Просвещение, 1990. – 159 с.
  3. Космовская М.Л. Инструментальное музицирование на простейших духовых инструментах: от просвещения – к образованию// Материалы международной научно-практической конференции. Музыкально-просветительская работа в прошлом и современности. Издательство: Курский государственный университет (Курск), 2010 С. 341-349
  4. Лаптев И.Г. Детский оркестр в начальной школе: кн. Для учителя. – М. Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. 176. с
  5. Осипов А. Н. Как у наших у ворот: Методическое пособие по работе с ансамблем ложкарей в ДМШ и ДШИ. д. Губино Орехово-Зуевского района, 2007 г. Режим доступа: http://istoki.muzkult.ru/img/upload/887/documents/Iskusstwo_igri_na_loydka.pdf

Как опубликовать статью?

Уважаемые педагоги, для того, чтобы разместить на страницах интернет-издания собственные работы необходимо сделать несколько простых шагов:

  1. Ознакомьтесь с требованиями к размещаемым материалам.
  2. Заполните заявку на публикацию (скачать Заявку).
  3. Оплатите за размещение материала (скачать квитанцию для оплаты) или пополните кошелек Яндекс Деньги 410015930905285.  Стоимость организационного взноса за изготовление диплома и свидетельства о публикации всего 150 рублей.
  4. На электронный адрес редакции 5.izmerenie@mail.ru отправьте письмо с темой «Публикация статьи».

    К письму должны быть прикреплены три файла:
    - статья для публикации,
    - заявка на публикацию (скачать Заявку).
    - копия оплаты оргвзноса (скан или фото).

  Как оплатить счет на сайте:

1. В личном кабинете выберите мероприятие (Педагогический электронный журнал «Пятое измерение» (Размещение публикаций) и нажмите "Оплатить".

2. Выберите способ оплаты: 

  • Оплата PayAnyWay (Монета) Возможные варианты оплаты:

- Банковские карты (VISA, MasterCard, СБП, Yandex Pay) 

- Электронные деньги (MONETA.RU, ЮМoney)

- Переводы (Почтовый перевод, Банковский перевод)

- Платежные терминалы (Московский кредитный Банк, Элекснет)

  • Оплата квитанцией через банк

 3. Укажите количество участников и нажмите "Оформить заказ".

 4. После оплаты организационного взноса,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отправьте на электронный адрес 5.izmerenie@mail.ru

 

Как оплатить по квитанции на оплату через банк:

1. Скачайте квитанцию на сайте.

2. Оплатите организационный взнос: изготовление диплома и свидетельства о публикации составляет всего 150 рублей (скачать квитанцию для оплаты) При перечислении можно воспользоваться услугами любого банка. Обязательно укажите фамилию, имя,  отчество плательщика оргвзноса!

4. После оплаты,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отсканированную или сфотографированную квитанцию необходимо отправить на электронную почту 5.izmerenie@mail.ru

 

На страницах нашего электронного журнала Вы сможете найти полезный для себя материал, обрести единомышленников, поделиться с более молодыми коллегами из других городов и регионов России своими наработками и опытом, а также опубликовать оригинальные статьи и материалы по педагогической тематике.

 Редакция сетевого издания Центра интеллектуального развития «Пятое измерение» всегда открыта к диалогу и рада сотрудничеству!

Желаем Вам успехов!

Войти

Регистрация