Опубликовано: 16.02.2022 г.
Автор: Скоробогатова Ольга Ивановна,
учитель музыки
МАОУ «Лицей №37» город Саратов
Исполнение на самобытных народных музыкальных инструментах сегодня становятся все более популярными занятием среди детей и взрослых. Этот факт связан возрождением интереса в среде профессионалов и любителей к музыкальному фольклору, популяризации знаний о национальных инструментах. Сегодня звучание трещёток, коробочки, ложек, стиральной доски, косы, пилы можно услышать на концертной сцене в профессиональном исполнении (оркестр народных инструментов), в исполнении музыкантов-любителей всех возрастов (самодеятельные фольклорные ансамбли).
Е.А. Каминская в пояснительной записке к учебному пособию «Игра на ложках» пишет, что «русские народные инструменты – одна из областей музыкальной науки, до сих пор требующая пристального изучения. Неизученность русского народного инструментария восходит еще ко времени христианизации Руси, так как православный обряд не принял инструментальной музыки, а базировался исключительно на ее вокальных формах» [1, 4].
Классификацию народных инструментов исследователи проводят по нескольким основаниям:
- струнные (ходорфоны), источником звука которых является натянутая струна, возбуждаемая щипком, трением, ударом;
- духовые (аэрофоны), источником звука которых служит столб воздуха;
- ударные (шумовые).
К ударным инструментам традиционно относят самозвучащие и мембранные. Самозвучащие народные инструменты – это ложки, косточки, варган, било, бряцало, колокол, трещотки, рубель, рыкалка, бубенцы, коробочки, рогач, пастуший барабан, ухваты, коса, дрова. Мембранные – бубны, тулумбасы, накры, набат, барабан [1,6].
И.Г. Лаптев в книге «Детский оркестр в начальной школе» обращает внимание, что основной формой формирования эмоционально-личностного становления учащегося в школе является пение детей в хоре. При этом обнаруживается, что у некоторых детей музыкальные данные развиты настолько слабо, что они не могут интонировать и сразу включаться в процесс пения. Автор книги, являясь многолетним педагогом-практиком, выявляет интересную закономерность – «игра на детских музыкальных инструментах опосредованно, но существенно влияет на формирование певческого голоса, способствует увеличению певческого диапазона, становлению чистоты певческой интонации, развитию музыкально-творческих способностей» [4, 4].
Инструментальное музицирование на уроках музыки частично нашло отражение в программе по музыке Д.Б. Кабалевского, Ю.Б. Алиева, в исследованиях А.А. Пиличяускаса, Ш.А. Амонашвили. Использованию детских музыкальных инструментов посвящен труд Н.А. Ветлугиной «Музыкальное развитие ребенка», в котором автор изучает проблему формирования музыкальных способностей детей в процессе инструментального музицирования.
Игре на музыкальных инструментах посвящена система детского музыкального воспитания, разработанная К. Орфом. В его исследовании элементарное музицирование являет собой синтез импровизаций в игре на инструментах, ритмике, пении, декларации, движении.
Однако, несмотря позитивные теоретические и практические предпосылки, проблема использования элементарных музыкальных инструментов в общеобразовательной школе остается малоизученной. Игра на простейших музыкальных инструментах не имеет широкого распространения из-за недостаточной разработанности и методической оснащенности.
Одним из простых и доступных инструментов для музицирования с учащимися общеобразовательной школы являются ложки [5]. Несмотря на то, что искусство игры на ложках всецело зависит от мастерства, фантазии и юмора исполнителя, из поколения в поколение накоплен игровой опыт, который на раннем этапе обучения учитель передает ученику: движения рук, характер ударов, способы и приемы игры.
Игра на ложках формирует ряд музыкальных способностей учащихся, развивает навыки и умение выразительно исполнять на инструменте, выстраивать музыкальную фразу. У детей развивается восприимчивость и качеству звуков, звуковысотный, тембровый, гармонический слух, появляется осведомленность в ладотональных созвучиях – способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии, развивается чувство темпа исполняемого произведения, музыкальное мышление и память. Продуктивно развивается музыкально-ритмическое чувство через активную музыкально-двигательную деятельность.
Игра в ансамбле ложкарей вносит разнообразие в занятия урока музыки, в работу фольклорного кружка, привлекает внимание публики на общешкольных концертах и мероприятиях. Исполнение в ансамбле прививает любовь к коллективному музицированию, стимулирует творческую инициативу.
Помимо формирования навыка игры на ложках, учащийся осваивает искусство ансамблевой игры, расширяет знания в области музыкального фольклора.
Участие в ансамблевом исполнении ложкарей формирует чувство причастности к культуре своего народа и культуре.
В рамках данной статьи опишем опыт организации ансамбля ложкарей в Лицее №37 г. Саратова.
В основе организации ансамбля ложкарей в общеобразовательной школе является формирование группы. Несмотря на то, что обучать игре на детских музыкальных инструментах рекомендуется всех учащихся, брать всех желающих в ансамбль не представляется возможным. Максимальное количество детей в группе не должно превышать 15 человек. Поэтому учащиеся 2 класса начальной школы лицея прошли предварительное музыкальное прослушивание и учебные группы были сформированы 2 (по 15 человек в каждой).
На прослушивании учащихся проверялись музыкальные способности: чувство ритма, звуковысотный слух, ладовое чувство, чувство темпа.
Чувство ритма – верное повторение ритмической структуры, прохлопанного педагогом, повторение ритма песни, исполненной на инструменте, замечание различия в ритмах простых попевок.
Звуковысотный слух – правильное воспроизведение голосом звуков, исполненных педагогом на инструменте, определение направления движения мелодии.
Ладовое чувство – верное определение на слух мажорного и минорного ладов музыки.
Чувство темпа – определение соответствия темпа характеру песни в исполнении учителя.
На первых занятиях ансамбля педагог начинает со знакомства с инструментом, что позволяет учащемуся грамотно и профессионально овладеть техникой игры. Учитель обращает внимание ансамблистов, что ложка, как музыкальный инструмент отличается от столовых и декоративных приборов. Они изготавливаются из прочных пород дерева в трех разновидностях: малая, средняя и большая игровая ложка.
На первых занятиях с учащимися преподаватель знакомит с историей появления инструмента, с названием основных ее частей (рукоять, головка ложки), обращает внимание учащихся на положение тела при игре сидя и стоя, показывает позиции расположения ложек в руках исполнителя. Традиционно в начале обучения дети овладевают исполнением с парой ложек.
Методика занятий ансамбля ложкарей с учащимися строится на игровой основе. В процессе занятия с младшими школьниками необходимо чаще менять виды деятельности, комплексно подходить к процессу музыкальных занятий: игру сочетать с пением, притоптыванием, простукиванием ритма ручкой ложки, ладонями под аккомпанемент фортепиано или аккордеона, сочетать игру и рассказ, игру и пение, игру и танцевальные движения.
Главный педагогический принцип занятий с деться – движение от простого к сложному с постепенным усложнением изучаемого материала.
Интерес учащихся на занятиях необходимо поддерживать, вводя различные творческие задания. Например: придумать свой ритмический рисунок и записать его, придумать слова на этот ритм. Ритмические задания могут быть связаны с воспроизведением на слух ритмической записи. Игра «музыкальные загадки» связана с угадыванием учащимися по ритмическому рисунку простейших попевок и песенок.
Немаловажной в работе с учащимися начальной школы является объяснение принципов ансамблевого исполнения:
- одновременный замах участников ансамбля, понятие «auftakt»;
- амплитуда замаха рук;
- ровность в силе удара;
- слаженность и четкость;
- умением играть по дирижерскому жесту руководителя;
- «слышание» своей партии в контексте всей партитуры ансамбля;
- единые темпо-ритмические основы исполнения;
- единство участников в начале и окончании игры.
Воспитывая ансамблевое чувство у детей, необходимо акцентировать внимание с первых занятий на коллективном характере деятельность, просить прислушиваться к игре партнеров, не заглушать друг друга, передавать настроения в музыке.
Основу репертуара детского ансамбля ложкарей составляют попевки, песни и танцы народов мира. Критериями отбора материала служат: доступность детской аудитории, художественная ценность, яркость и образность, соответствие исполнительскими возможностям учащихся. Часто руководителю ансамбля приходится приспособлять материал к конкретным возможностям коллектива, упрощать фактуру, аранжировать.
Произведения звучат ярче и красочнее при совместном исполнении детского ансамбля и педагога на инструменте (аккордеон или фортепиано). Когда в ансамбле включена партия, исполняемая музыкальным руководителем, то она берет на себя организацию ритмо-гармонического фона. Детям в этом случае учащимся поручается роль исполнение мелодии голосом и «заполнения» простых ритмических рисунков на ложках.
Примерный репертуарный план ансамбля ложкарей включает освоение учащимися пьес: «Светит месяц». Русская народная песня, «Теремок». Русская народная сказка игра, «Перепелочка». Белорусская народная песня, «На горе-то калина». Русская народная песня. Обработка С. Хмелува и А Лискина, «Вдоль да по речке». Русская народная песня. Обработка С. Губановой и И. Алферовой и др.
Многие детские песни и танцы можно инсценировать. К такой работе подключаются с большим интересом не только дети, но и родители: шьют соответствующие костюмы, придумывают танцевальные движения, превращая выступление в эффектное зрелище. В таком формате в 2017 году в лицее прошло мероприятие «Покрова», посвященное встрече осени с зимой.
Немаловажной в работе с самодеятельным детским коллективом является установка репетиционной работы ансамбля учащихся на концертное выступление, меняя характер учебно-познавательной деятельности учащихся. У детей формируется положительное отношение к занятиям, усиливается мотивационная составляющая. Другим действенным стимулом творческого совершенствования самодеятельного коллектива является его участие в смотрах и конкурсах.
Таким образом, резюмируя изложенные в статье организационно-методические основы работы с ансамблем ложкарей в общеобразовательной школе можно отметить, что совместное музицирование учащихся способствует формированию музыкальной культуры и развитию музыкальных способностей. Методика работы с самодеятельным ансамблем учащихся носит творческий, экспериментальный характер и зависит от конкретных учебно-воспитательных задач и целей, определяя порядок репетиций и форм занятий с детским ансамблем ложкарей в общеобразовательной школе.
Список использованных источников
- Каминская Е.А. Игра на ложках: учебное пособие. – 4-е издание. – СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «Планета музыки», 2016. 64 с.
- Кононова Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах: Кн. Для воспитателя и музыкального руководителя детского сада: из опыта работы. – М.: Просвещение, 1990. – 159 с.
- Космовская М.Л. Инструментальное музицирование на простейших духовых инструментах: от просвещения – к образованию// Материалы международной научно-практической конференции. Музыкально-просветительская работа в прошлом и современности. Издательство: Курский государственный университет (Курск), 2010 С. 341-349
- Лаптев И.Г. Детский оркестр в начальной школе: кн. Для учителя. – М. Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. 176. с
- Осипов А. Н. Как у наших у ворот: Методическое пособие по работе с ансамблем ложкарей в ДМШ и ДШИ. д. Губино Орехово-Зуевского района, 2007 г. Режим доступа: http://istoki.muzkult.ru/img/upload/887/documents/Iskusstwo_igri_na_loydka.pdf