Опубликовано: 16.02.2022 г.
Автор: Кузнецова Светлана Николаевна,
воспитатель,
ГБОУ НСО «КШИ»
Данное внеурочное занятие проводилось по АООП для глухих обучающихся старшего школьного возраста. В рамках программы внеурочной деятельности трудового воспитания и профориентации.
Цель: формирование у обучающихся психологической готовности к осознанному профессиональному выбору и самостоятельному трудоустройству.
Задачи:
- Образовательные: информировать обучающихся о наиболее распространённых видах профессий, доступных выпускникам коррекционной школы и способах их получения.
- Развивающие: определить последовательность этапов трудоустройства; формировать умение составлять пакет документов, необходимых при приёме на работу; развивать коммуникативные навыки, способствующие успешному собеседованию при трудоустройстве.
- Воспитательные: воспитывать интерес и чувство ответственности к выбору профессии.
- Коррекционные: контролировать правильное произношение обучающимися звука [п], развивать самоконтроль над произношением, продолжать работать над активизацией словаря; совершенствовать диалогическую форму речи; развивать остаточный слух.
Материально-техническое обеспечение:
- Мультимедиа/экран, компьютер;
- компьютерная презентация;
- опорные тексты с мотивами профессионального выбора, карточки, листи бумага, ручки.
Содержание.
- Организационный момент.
- Фонетическая зарядка.
- Работа с дежурным звуком.
- IV. Основная часть.
- Итог занятия.
Ход занятия:
- I. Организационный момент.
- Встаньте, ребята! Сегодня у нас на занятии присутствуют гости, давайте поздороваемся с ними. (Здравствуйте).
- Садитесь, внимание на меня.
- II. Фонетическая зарядка (фразы произносятся за экраном):
- Объявление темы.
- Будем учиться хорошо говорить звук [п].
- Какой звук будем учиться говорить сегодня?
- ПА-ПА-ПА. Илья, ты меня слышишь?
- Арина, ты меня слышишь?
- Алёша, ты меня слышишь?
- Диана, ты меня слышишь?
- Саша, ты меня слышишь?
- Кирилл, ты меня слышишь?
- Алёша, какое сейчас время года? – ( Сейчас весна).
- Диана, какой сегодня день? – (Сегодня понедельник).
- Илья, какое сегодня число? – (Сегодня 20 марта).
- Саша, кто сегодня дежурный? – (Сегодня дежурит Диана).
- Илья, какой сегодня дежурный звук? – (Сегодня дежурный звук [п]).
- Проговаривание слогов.
- Послушайте меня: п, па, по, пу, пы.
- Хоровое проговаривание.
- Скажем вместе: п, па, по, пу, пы.
- Проговаривание по отдельности.
- Скажем слоги каждый по отдельности. (Алёша, Арина, Илья, ……… проговори слоги).
- Различение слов на слух и воспроизведение индивидуально.
- Будем говорить слова.
- Послушайте меня: профессия.
- Хоровое проговаривание.
- Скажем вместе: профессия.
- Индивидуальное проговаривание. – (Алёша, Арина, Илья…. скажи (профессия)).
- Назовите профессии, которые начинаются на звук [п]. – (повар, плотник, пилот, почтальон, провизор).
- Прочитайте пословицы внятно, с ударением:
- Терпенье и труд всё перетрут.
- Землю солнце красит, а человека - труд.
- Труд человека кормит, а лень – портит.
- Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
- IV. Основная часть.
- О чём эти пословицы? – (О труде). Что такое труд? – (Это работа, занятие, дело). Верно, и говорить сегодня на занятии мы будем о труде, профессиональном выборе, трудоустройстве.
Тема нашего занятия: «Мой путь в профессию».
- Ребята, сейчас вы учитесь в школе, но совсем скоро вы получите аттестаты об окончании среднего образования и вам предстоит продолжить обучение в других учебных заведениях нашей области, чтобы приобрести выбранную вами профессию. Это ответственный момент в вашей жизни, ведь профессию выбирают один раз и на всю жизнь, а профессий десятки тысяч. Существуют разные способы выбора профессии. Один из них – это метод «проб и ошибок», когда человек ищет вслепую, пробуя себя в различных сферах под влиянием людей, к мнению которых он прислушивается: родителей, друзей, педагогов, знакомых.
Другой путь – метод составления профессионального плана: выяснить предъявляемые профессией требования и соотнести их со своими личностными особенностями. Для этого нужно определить мотив вашего выбора профессии. В этом вам поможет следующее упражнение.
- 1. Упражнение по профориентации «Основной мотив моего выбора». Воспитатель раздаёт обучающимся опорные тексты с десятью мотивами.
Я выбираю эту профессию за то, что:
- За популярность профессии.
- За мнение воспитателей.
- За компанию с друзьями.
- Она находится близко к дому.
- Мне интересна эта профессия.
- Есть возможность поработать за границей.
- Моя будущая профессия хорошо оплачивается.
- Эта профессия, очень нужна людям.
- Это профессия родителей, близких людей, хороших знакомых.
- Эта профессия даёт власть над людьми.
- Ребята, перед вами перечень мотивов которыми руководствуются люди при выборе будущей профессии. Предлагаю вам сначала вычеркнуть пять из десяти мотивов наиболее не соответствующих вашему представлению о профессиональном выборе. (Обучающиеся вычёркивают).
- Теперь, хорошо подумав, из оставшихся пяти вычеркнуть ещё три. (Вычёркивают).
- Осталось два мотива, выберите один, являющийся, по вашему мнению, более важным.
- Давайте подведём итог этого упражнения. Попрошу каждого зачитать не зачёркнутый мотив.
Вывод: вы прекрасно справляетесь с проблемой выбора профессии, ваш уровень информированности о мире профессий и о том, как ее выбирать, высок.
Воспитатель:
- Ребята, что вы будете делать после окончания профессионального учебного заведения? – (Работать). Верно, вам необходимо будет устроиться на работу. Процедура поиска и устройства граждан на работу называется – трудоустройство и осуществляется государственными органами и общественными организациями.
Существуют несколько методов поиска работы:
- можно обратиться в службу занятости - государственнуюорганизацию,
целью, которой является содействие гражданам в получении в оптимально короткие сроки подходящего места работы с учетом их личных интересов и потребностей рынка труда путем профессионального и информационного консультирования, психологической поддержки.
- Искать работу по объявлениям в газете или интернете.
Для трудоустройства нужны следующие документы:
- паспорт;
- документ об образовании;
- резюме - документ, который применяется соискателем при поиске работы, представляет собой краткую (на 1-2 страницы) характеристику трудовой деятельности человека, его профессиональных навыков и знаний;
- трудовая книжка;
- ИНН (номер налогоплательщика);
- страховое пенсионное свидетельство;
- фотографии;
- заявление о приёме на работу;
- медицинская справка 86 у.
- Что бы устроится на работу необходимо поучаствовать в собеседовании – личной беседе с работодателем. Пройти собеседование не просто, нужно выполнить определённые условия. Какие - мы сейчас узнаем.
- Игра-ситуация «Встреча с работодателем».
В кабинет работодателя входит молодой человек неопрятного вида, с небрежной причёской, во рту - жевательная резинка. Присев к столу, он принимает вальяжную позу.
- Здрасьте! Вам нужен специалист? Возьмите меня!
- Здравствуйте! Можно посмотреть ваши документы?
- Нате.
- Простите, у вас нет медицинской справки.
- Да, ладно, потом принесу. Ну, пока!
Мы сообщим вам о нашем решении по телефону.
Следом входит девушка, опрятно одетая, с аккуратной причёской. Присев к столу, принимает строгую позу.
- Здравствуйте! Меня зовут Арина. Я получила в этом году диплом. Очень хотела бы у вас работать.
- Здравствуйте, Арина. Меня зовут Алексей Александрович. Покажите ваши документы.
- Вот, пожалуйста.
- У вас все документы в порядке. Я беру вас на работу.
- Спасибо, я очень рада.
Воспитатель подводит итоги:
- Как вы думаете, кого из молодых людей взяли на работу? – (На работу взяли Арину). Верно, молодому человеку отказали.
- Что было непривлекательно в поведении молодого человека для работодателя? – (У молодого человека вульгарная манера поведения, неопрятный внешний вид. Разговаривая, он жуёт жевательную резинку. У него грубоватая речь. Документы не в порядке.) Это неправильная манера поведения при трудоустройстве.
- Почему девушку с удовольствием приняли на работу? – (Арина одета в стиле делового человека, обладает высокой культурой поведения, она вежлива, все её документы в порядке.)
При трудоустройстве важно быть аккуратно одетым (деловой стиль), вежливо и доброжелательно общаться, уметь грамотно оформлять деловые бумаги. В первую очередь нужно уметь правильно написать заявление о приёме на работу.
Заявление – это документ, адресованный на имя руководителя и содержащий просьбу о приёме на работу. Заявление пишется на чистом листе бумаги, разборчивым почерком.
- Игровая разминка.
- Давайте представим, что вы закончили учебные заведения, получили специальности и вернулись в нашу школу трудоустраиваться. Люди, каких специальностей работают в нашей школе?
Ответы обучающихся: (учитель, воспитатель, директор, завуч, водитель, слесарь, медсестра, повар, уборщица, бухгалтер, электрик, инженер и др.)
- Для следующего упражнения выберете себе одну из специальностей.
- Упражнение «Учимся писать заявление».
- У каждого из вас на столе лежат листок бумаги и ручка, при помощи которых мы научимся писать заявление.
- Заявление начинаем оформлять с правого верхнего угла листа.
а) Пишем столбиком: кому адресуется заявление: название организации и фамилия, имя, отчество директора.
- Ребята, в каком падеже напишем фамилию, имя, отчество директора? – (В дательном падеже). Директору ГБОУ НСО «КШИ» (например) Ивановой М. И.
б) От кого пишется заявление (заявитель) – фамилия, имя, отчество без предлога.
- В каком падеже вы напишите собственные фамилию, имя, отчество? – (В родительном падеже). Каждый обучающийся пишет свои фамилию, имя, отчество, место проживания.
в) Ниже по центру листа пишется слово «заявление» без точки в конце. Под ним располагается основной текст, который пишется с красной строки и включает просьбу и её аргументацию: Прошу принять меня на работу в ГБОУ НСО «КШИ» на должность (обучающиеся пишут название профессии, выбранной ими перед выполнением упражнения) с …(дата).
г) Под основным текстом ставятся дата и личная подпись.
- Итак, наше заявление готово и теперь у каждого из вас есть свой образец.
- Ребята, в заключении хочу вам пожелать сделать верный профессиональный выбор, ведь от него зависит ваше будущее.
- V. Рефлексия.
- Назовите тему сегодняшнего занятия. – Тема сегодняшнего занятия: «Мой путь в профессию».
- Что вы сегодня делали? – Мы слушали, говорили, писали.
- Что нового вы узнали на занятии? – Мы узнали о трудоустройстве, о необходимых для этого документах, о том, как правильно написать заявление.
- Наше занятие окончено. Спасибо всем за внимание, активное участие в занятии. До новых встреч!