Опубликовано: 24.02.2022 г.
Автор: Гомбоева Дари Дашеевна,
преподаватель биологии
ГБПОУ «Байкальский многопрофильный колледж», г.Улан - Удэ
Как повысить заинтересованность студентов в изучении предмета, улуч – шить успеваемость, нацелить студентов не на оценку, а на результат, то есть повысить мотивацию к обучению. Над этими вопросами задумывается каждый преподаватель.
Дейл Карнеги утверждает: «… на свете есть только один способ побудить людей что-то сделать — заставить человека захотеть это сделать». Для того чтобы студент по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были не только понятны, но и внутренне приняты им, т. е. чтобы они стали мотивацией к обучению.
Мотив – это побуждение к деятельности, то, ради чего обучается, тратит, время, силы и энергию ученик.
Доказано, что учебная деятельность формируется не одним мотивом, а целым комплексом, множеством мотивов. Между собой они способны взаимодействовать, дополнять один другой и находиться во взаимозависимости. Не все мотивы действуют на учебу со схожей эффективностью. Одни из них – ведущие, другие – второстепенные.
Мотивы подразделяются на 2 группы: одни из них порождаются самой учебой, непосредственно связаны с содержанием и процессом обучения, способами усвоения знания; другие лежат, за пределами учебного процесса и связаны лишь с результатами учения. Такие мотивы могут быть как широкими социальными (стремление хорошо окончить школу, поступить в вуз, хорошо работать в будущем и сделать успешную карьеру), так и узколичными: мотивы (выделиться в среде одногруппников, занять определенное положение в группе) (Матюхина:51, 1991).
Чтобы выяснить, какими мотивами руководствуются студенты в учебе я использовала методику диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению Спилберг-Андреевой.
Предлагаемый метод диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению основан на опроснике Ч.Д. Спилберга, направленном на изучение уровней познавательной активности, тревожности и гнева как актуальных состояний и как свойств личности (State-TraitPersonalityInventory). Модификация опросника для изучения эмоционального отношения к учению для использования в России осуществлена А.Д. Андреевой (1987).
Цель: исследование мотивации учения и эмоционального отношения к учению студентов I курса
Результаты исследований
Уровни мотивации учения таблица 1.
Группа |
Уровень мотивации |
Количество студентов, в % |
ЛКК -01 |
I |
1(1,75% ) |
II |
- |
|
III |
10(17,5%) |
|
IV |
14(24,56%) |
|
V |
5(8,77%) |
|
ООП -01 |
|
|
I |
- |
|
II |
- |
|
III |
11(19,3%) |
|
IV |
13(22,8%) |
|
V |
3(5,26%) |
Выделяются следующие уровни мотивации учения у первокурсников:
I уровень – продуктивная мотивация с выраженным преобладанием познавательной мотивации учения и положительным эмоциональным отношением к нему – выявлен только у 1 студента – 1,75%
II уровень – продуктивная мотивация, позитивное отношение к учению, соответствие социальному нормативу – ни у одного студента не проявляется – 0%
III уровень – средний уровень с несколько сниженной познавательной мотивацией – проявляется у 21 студента – 36,84%
IV уровень – сниженная мотивация, переживание «школьной скуки», отрицательное эмоциональное отношение к учению – показали 27 студента – 47,37%
V уровень – резко отрицательное отношение к учению – показали 8 студентов – 14,04%
В качестве дополнительного критерия я использовала качественный показатель - данные испытуемого по каждой шкале сравнила с нормативны-ми значениями.
Таким образом определяется степень выраженности каждого показателя (см. табл. 2)Таблица 2.
Показатели эмоционального отношения студентов к обучению
Шкала |
Уровень |
Девушки |
Юноши |
Познавательная активность |
Высокий |
6 (10,53%) |
|
Средний |
38 (66,67%) |
8 (14,03%) |
|
Низкий |
1 (1,75%) |
3 (5,26%) |
|
Тревожность |
Высокий |
13 (22,8%) |
1 (1,75%) |
Средний |
29 (51%) |
10 (17,54%) |
|
Низкий |
3 (5,26%) |
1 (1,75%) |
|
Гнев |
Высокий |
21 (36,84%) |
3 (5,26%) |
Средний |
16 (28,07%) |
7 (12,28%) |
|
Низкий |
8 (14,03%) |
2 (3,51%) |
Если проанализировать эмоциональное отношение студентов к обучению, то из данных таблицы видно, что наиболее ярко выражены они у девушек.
У них и познавательная активность выше, и тревожность высокая, и высокий гнев.
У юношей эмоциональное отношение к учебе оценивается, в основном, средни-ми показателями.
Таблица 3
Интерпретация данных
Шкала |
Интерпретация |
Количество, % |
||
Познавательная активность |
Тревожность |
Гнев |
||
Высокий |
Низкий, средний |
Низкий |
Продуктивная мотивация и позитивное эмоциональное отношение к учению |
1(1,75%) |
Средний |
Низкий, средний |
Низкий |
Позитивное отношение к учению |
|
Низкий |
Низкий, средний |
Низкий, средний |
Переживание «школьной скуки» |
3 (5,26%) |
Средний |
Низкий, средний |
Низкий, средний |
Диффузное эмоциональное отношение |
25 (43,86%) |
Средний |
Низкий, средний |
Высокий |
Диффузное эмоциональное отношение при фрустрированности значимых потребностей |
14 (24,56%) |
Низкий |
Низкий, средний |
Высокий |
Негативное эмоциональное отношение |
1 (1,75%) |
Низкий |
Низкий |
Высокий |
Резко отрицательное отношение к школе и учению |
|
Высокий |
Высокий |
Высокий |
Чрезмерно повышенная эмоциональность на уроке, обусловленная неудовлетворением ведущих социогенных потребностей |
3(5,26%) |
Высокий |
Высокий |
Средний |
Повышенная эмоциональность на уроке |
1(1,75%) |
Средний, низкий |
Высокий |
Средний, низкий |
Школьная тревожность |
6 (10,53%) |
Высокий |
Средний, низкий |
Высокий |
Позитивное отношение при фрустрированности потребностей |
3(5,26%) |
Высокий, средний |
Высокий |
Низкий, средний |
Позитивное отношение при повышенной чувствительности к оценочному аспекту1 |
По результатам диагностики мотивации обучения можно сделать следующие выводы: в основном преобладают показатели среднего уровня.
Познавательная мотивация: средний уровень - 82,7%, связана с содержанием учебной деятельности, к занимательным фактам, явлениям, стремлением развивать какие-либо способности, докопаться до истины.
Мотивация достижения: средний уровень - 53 %, связана с различным взаимодействием подростка с другими людьми: стремление быть полезным обществу , чувство ответственности перед родителями, учителем. Они прилагают усилия, чтобы хорошо учиться, стремятся показать свой ум и способности.
Тревожность: высокий уровень – 24,55% и средний уровень - 67,54%. Студенты чувствуют напряжение и неуверенность по отношению к учебному процессу, их волнуют возможные неудачи , они чувствуют себя неудачниками.
Гнев: высокий уровень 42,1% и средний 40,35%, низкий 36,3%. Это учащиеся, которые могут проявлять эмоциональную реакцию (стукнуть по столу, порвать тетрадь, хлопнуть дверью)на критику и замечания, неудачи в учебе.
Восточная мудрость гласит: «И один человек может привести лошадь к водопою, но даже сто не могут заставить ее пить воду».... Так и студента можно заставить сидеть на занятии, но невозможно принудительно чему-то научить и развить его способности. Конь пьет воду тогда, когда хочет пить, а студент учится, когда хочет учиться.
Рассмотрим некоторые способы повышения мотивации у учащихся профессиональных учебных учреждений.
Применение на занятиях активных и интерактивных методов обучения.
Суть активных методов обучения, направленных на формирование умений и навыков, состоит в том, чтобы обеспечить выполнение студентами тех задач, в процессе решения, которых они самостоятельно овладевают умениями и навыками.
Они способствуют развитию творческих способностей студентов, устной речи, умения формулировать и высказывать свою точку зрения, активизируют мышление.
Введение рейтинговой системы оценки.
В самом начале семестра ознакомить студентов с рейтинговой системой оценивания по предмету, т.е. какие баллы и за что может получить студент.
- Выполнение устных и письменные работ, выполнение практических работ).
- Выполнение домашних заданий.
- Посещаемость.
- Подготовка презентаций, сообщений.
- Ведение тетради.
- Внеаудиторная работа по предмету (участие в научно – практических конференциях, олимпиадах, конкурсах).
Введение в процесс обучения комплекса практико-ориентированных задач.
Введение в процесс обучения комплекса практико-ориентированных задач оказывают большое влияние на подготовку студентов к будущей профессиональной деятельности. Вооружают студентов основными знаниями, необходимыми специалисту в его квалификации, формируют профессиональные умения и навыки, т.к. для практики необходима теория, а для теории практика.
Одобрять успехи студентов.
Д.Карнеги советует: «…не скупитесь на комплименты, признавайте достоинства (даже не существующие). Тогда у вашего воспитанника будет больше возможностей стать таким, каким вы хотите его видеть. Дайте другому то, что вы хотите получить от него».
При применении перечисленных методов повышения мотивации к обучению у учащихся профессиональных учебных учреждений необходимо учитывать уровень развития и подготовленности студентов.
Так, у первокурсников, участвовавших в исследовании, оценка по предмету «Биология» за курс неполной средней школы, в основном - «3» (56%), «4» - 40%, «5» - 3 – 5,2%. У некоторых учеников оценка «4» не соответстует действительному уровню знаний по предмету.
Зная уровень подготовленности студентов, можно осуществлять индивидуальный подход при обучении.
Список литературы:
- Ильин Е.П. Мотивация и мотивы - СПб.: Питер, 2000. – 512 с.
- Ковалев В. И. Мотивы поведения и деятельности. – М.: Перемена, 1992. – 88
- Матюхина М.В., Михальчик Т.С., Прокина Н.Ф. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. по спец. No 2121.М., 1991.
- Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению Спилберг-Андреева