0+



 

Опубликовано: 24.02.2022 г.

Автор: Гомбоева Дари Дашеевна,

преподаватель биологии

ГБПОУ «Байкальский многопрофильный колледж», г.Улан - Удэ

 

Как повысить заинтересованность студентов в изучении предмета, улуч – шить успеваемость, нацелить студентов не на оценку, а на результат, то есть повысить мотивацию к обучению. Над этими вопросами задумывается каждый преподаватель.

Дейл Карнеги утверждает: «… на свете есть только один способ побудить людей что-то сделать — заставить человека захотеть это сделать». Для того чтобы студент по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были не только понятны, но и внутренне приняты им, т. е. чтобы они стали мотивацией к обучению.

 Мотив – это побуждение к деятельности, то, ради чего обучается, тратит, время, силы и энергию  ученик.

Доказано, что учебная деятельность формируется не одним мотивом, а целым комплексом, множеством мотивов. Между собой они способны взаимодействовать, дополнять один другой  и  находиться во взаимозависимости. Не все мотивы действуют на учебу со схожей эффективностью.  Одни из них – ведущие, другие – второстепенные.

Мотивы подразделяются на 2 группы: одни из них порождаются самой учебой, непосредственно связаны с содержанием и процессом обучения, способами усвоения знания; другие лежат, за пределами учебного процесса и связаны лишь с результатами учения. Такие мотивы могут быть как широкими социальными (стремление хорошо окончить школу, поступить в вуз, хорошо работать в будущем  и сделать успешную карьеру), так и узколичными: мотивы (выделиться в среде одногруппников, занять определенное положение в группе) (Матюхина:51, 1991).

Чтобы выяснить, какими мотивами руководствуются студенты в учебе я использовала методику диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению Спилберг-Андреевой.

Предлагаемый метод диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению основан на опроснике Ч.Д. Спилберга, направленном на изучение уровней познавательной активности, тревожности и гнева как актуальных состояний и как свойств личности (State-TraitPersonalityInventory). Модификация опросника для изучения эмоционального отношения к учению для использования в России осуществлена А.Д. Андреевой (1987).

Цель: исследование мотивации учения и эмоционального отношения к учению студентов I курса

Результаты исследований

 

Уровни мотивации учения таблица 1.

Группа

Уровень мотивации

Количество студентов, в %

ЛКК -01

I

1(1,75% )

 

II

-

 

III

10(17,5%)

 

IV

14(24,56%)

 

V

5(8,77%)

ООП -01

 

 
 

I

-

 

II

-

 

III

11(19,3%)

 

IV

13(22,8%)

 

V

3(5,26%)

           

Выделяются следующие уровни мотивации учения у первокурсников:

I уровень – продуктивная мотивация с выраженным преобладанием познавательной мотивации учения и положительным эмоциональным отношением к нему – выявлен только у 1 студента – 1,75%

II уровень – продуктивная мотивация, позитивное отношение к учению, соответствие социальному нормативу – ни у одного  студента не проявляется – 0%

III уровень – средний уровень с несколько сниженной познавательной мотивацией –  проявляется у 21 студента – 36,84%

IV уровень – сниженная мотивация, переживание «школьной скуки», отрицательное эмоциональное отношение к учению – показали 27 студента – 47,37%

V уровень – резко отрицательное отношение к учению – показали  8 студентов – 14,04%

В качестве дополнительного критерия я использовала качественный показатель - данные испытуемого по каждой шкале сравнила с нормативны-ми значениями.

Таким образом определяется степень выраженности каждого показателя (см. табл. 2)Таблица 2.

Показатели эмоционального отношения студентов к обучению

 

Шкала

Уровень

Девушки

Юноши

Познавательная активность

Высокий

6 (10,53%)

 

Средний

38 (66,67%)

8 (14,03%)

Низкий

1 (1,75%)

3 (5,26%)

Тревожность

Высокий

13 (22,8%)

1 (1,75%)

Средний

29 (51%)

10 (17,54%)

Низкий

3 (5,26%)

1 (1,75%)

Гнев

Высокий

21 (36,84%)

3 (5,26%)

Средний

16 (28,07%)

7 (12,28%)

Низкий

8 (14,03%)

2 (3,51%)

 

   Если проанализировать эмоциональное отношение студентов к обучению, то из данных таблицы видно, что наиболее ярко выражены они у девушек.

У них и познавательная активность выше, и тревожность высокая, и высокий гнев.

У юношей эмоциональное отношение к учебе оценивается, в основном, средни-ми показателями.

Таблица 3

Интерпретация данных

 

Шкала

 

Интерпретация

 

Количество, %

Познавательная активность

Тревожность

Гнев

Высокий

Низкий, средний

Низкий

Продуктивная мотивация и позитивное эмоциональное отношение к учению

1(1,75%)

Средний

Низкий, средний

Низкий

Позитивное отношение к учению

 

Низкий

Низкий, средний

Низкий, средний

Переживание «школьной скуки»

3 (5,26%)

Средний

Низкий, средний

Низкий, средний

Диффузное эмоциональное отношение

25 (43,86%)

Средний

Низкий, средний

Высокий

Диффузное эмоциональное отношение при фрустрированности значимых потребностей

14 (24,56%)

Низкий

Низкий, средний

Высокий

Негативное эмоциональное отношение

1 (1,75%)

Низкий

Низкий

Высокий

Резко отрицательное отношение к школе и учению

 

Высокий

Высокий

Высокий

Чрезмерно повышенная эмоциональность на уроке, обусловленная неудовлетворением ведущих социогенных потребностей

3(5,26%)

Высокий

Высокий

Средний

Повышенная эмоциональность на уроке

1(1,75%)

Средний, низкий

Высокий

Средний, низкий

Школьная тревожность

6 (10,53%)

Высокий

Средний, низкий

Высокий

Позитивное отношение при фрустрированности потребностей

3(5,26%)

Высокий, средний

Высокий

Низкий, средний

Позитивное отношение при повышенной чувствительности к оценочному аспекту1

 

По результатам диагностики мотивации обучения можно сделать следующие выводы: в основном преобладают показатели среднего уровня.

Познавательная мотивация: средний  уровень -  82,7%, связана с содержанием учебной деятельности, к занимательным фактам, явлениям, стремлением развивать какие-либо способности,  докопаться до истины.

Мотивация достижения:  средний уровень -  53 %, связана с различным взаимодействием подростка с другими людьми: стремление быть полезным обществу , чувство ответственности перед родителями, учителем. Они прилагают усилия, чтобы хорошо учиться, стремятся показать свой ум и способности.

Тревожность: высокий уровень – 24,55%  и средний уровень - 67,54%. Студенты чувствуют напряжение и неуверенность по отношению к учебному процессу, их волнуют возможные неудачи , они чувствуют себя неудачниками.

Гнев:  высокий уровень 42,1%  и средний 40,35%, низкий 36,3%. Это учащиеся, которые могут проявлять эмоциональную реакцию (стукнуть по столу, порвать тетрадь, хлопнуть дверью)на критику и замечания, неудачи в учебе.

Восточная мудрость гласит: «И один человек может привести лошадь к водопою, но даже сто не могут заставить ее пить воду».... Так и студента можно заставить сидеть на занятии, но невозможно принудительно чему-то научить и развить его способности. Конь пьет воду тогда, когда хочет пить, а студент учится, когда хочет учиться.

Рассмотрим некоторые способы повышения мотивации у учащихся профессиональных учебных учреждений.

Применение  на занятиях активных и  интерактивных методов обучения. 

Суть активных методов обучения, направленных на формирование умений и навыков, состоит в том, чтобы обеспечить выполнение студентами тех задач, в процессе решения, которых они самостоятельно овладевают умениями и навыками.

Они способствуют развитию творческих способностей студентов, устной речи, умения формулировать и высказывать свою точку зрения, активизируют мышление.

Введение рейтинговой системы оценки.

В самом начале семестра ознакомить студентов с рейтинговой системой оценивания по предмету, т.е. какие баллы и за что может получить студент.

  1. Выполнение устных и письменные работ, выполнение практических работ).
  2. Выполнение домашних заданий.
  3. Посещаемость.
  4. Подготовка презентаций, сообщений.
  5. Ведение тетради.
  6. Внеаудиторная работа по предмету (участие в научно – практических конференциях, олимпиадах, конкурсах).

Введение в процесс обучения комплекса практико-ориентированных задач.

Введение в процесс обучения комплекса практико-ориентированных задач оказывают большое влияние на подготовку студентов к будущей профессиональной деятельности. Вооружают студентов основными знаниями, необходимыми специалисту в его квалификации, формируют профессиональные умения и навыки, т.к. для практики необходима теория, а для теории практика.

Одобрять успехи студентов.

Д.Карнеги советует: «…не скупитесь на комплименты, признавайте достоинства (даже не существующие). Тогда у вашего воспитанника будет больше возможностей стать таким, каким вы хотите его видеть. Дайте другому то, что вы хотите получить от него».

При применении перечисленных методов повышения мотивации к обучению у учащихся профессиональных учебных учреждений необходимо учитывать уровень развития и подготовленности студентов.

Так, у первокурсников, участвовавших в исследовании, оценка по предмету «Биология» за курс неполной средней школы, в основном - «3» (56%), «4» - 40%, «5» - 3 – 5,2%. У некоторых учеников оценка «4» не соответстует действительному уровню знаний по предмету.

Зная уровень подготовленности студентов, можно осуществлять индивидуальный подход при обучении.

Список литературы:

  1. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы - СПб.: Питер, 2000. – 512 с.
  2. Ковалев В. И. Мотивы поведения и деятельности. – М.: Перемена, 1992. – 88
  3. Матюхина М.В., Михальчик Т.С., Прокина Н.Ф. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. по спец. No 2121.М., 1991.
  4. Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению Спилберг-Андреева

 

Как опубликовать статью?

Уважаемые педагоги, для того, чтобы разместить на страницах интернет-издания собственные работы необходимо сделать несколько простых шагов:

  1. Ознакомьтесь с требованиями к размещаемым материалам.
  2. Заполните заявку на публикацию (скачать Заявку).
  3. Оплатите за размещение материала (скачать квитанцию для оплаты) или пополните кошелек Яндекс Деньги 410015930905285.  Стоимость организационного взноса за изготовление диплома и свидетельства о публикации всего 150 рублей.
  4. На электронный адрес редакции 5.izmerenie@mail.ru отправьте письмо с темой «Публикация статьи».

    К письму должны быть прикреплены три файла:
    - статья для публикации,
    - заявка на публикацию (скачать Заявку).
    - копия оплаты оргвзноса (скан или фото).

  Как оплатить счет на сайте:

1. В личном кабинете выберите мероприятие (Педагогический электронный журнал «Пятое измерение» (Размещение публикаций) и нажмите "Оплатить".

2. Выберите способ оплаты: 

  • Оплата PayAnyWay (Монета) Возможные варианты оплаты:

- Банковские карты (VISA, MasterCard, СБП, Yandex Pay) 

- Электронные деньги (MONETA.RU, ЮМoney)

- Переводы (Почтовый перевод, Банковский перевод)

- Платежные терминалы (Московский кредитный Банк, Элекснет)

  • Оплата квитанцией через банк

 3. Укажите количество участников и нажмите "Оформить заказ".

 4. После оплаты организационного взноса,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отправьте на электронный адрес 5.izmerenie@mail.ru

 

Как оплатить по квитанции на оплату через банк:

1. Скачайте квитанцию на сайте.

2. Оплатите организационный взнос: изготовление диплома и свидетельства о публикации составляет всего 150 рублей (скачать квитанцию для оплаты) При перечислении можно воспользоваться услугами любого банка. Обязательно укажите фамилию, имя,  отчество плательщика оргвзноса!

4. После оплаты,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отсканированную или сфотографированную квитанцию необходимо отправить на электронную почту 5.izmerenie@mail.ru

 

На страницах нашего электронного журнала Вы сможете найти полезный для себя материал, обрести единомышленников, поделиться с более молодыми коллегами из других городов и регионов России своими наработками и опытом, а также опубликовать оригинальные статьи и материалы по педагогической тематике.

 Редакция сетевого издания Центра интеллектуального развития «Пятое измерение» всегда открыта к диалогу и рада сотрудничеству!

Желаем Вам успехов!

Войти

Регистрация