0+



 

Опубликовано: 27.02.2022 г.

Автор: Акалупина Татьяна Федоровна, музыкальный руководитель

МБДОУ «Детский сад №6» г. Калачинска Омской области

Ритм – это определенное чередование различных музыкальных длительностей звуков и пауз в музыке.

      Чувство ритма – это способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить.

    Ритмы окружают нас с самого детства. Взять, например, работу нашего организма: сердце, легкие, деятельность мозга.  Еще в утробе матери ритм её сердца успокаивает и убаюкивает ребёнка. В природе тоже многое подчинено ритму не существует. Больше всего понятно дошкольникам  смена времен года, тиканье часов.

     Развитию чувства ритма отводится особое место в процессе музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Развитие ритмических способностей является одной из самых сложных задач  музыкального воспитания детей. Ведь это требует внимания, концентрации памяти….

Создателем системы музыкального ритмического воспитания является Эмиль Жак - Далькроз (1856-1950) – швейцарский педагог, композитор, общественный деятель. Э. Жак-Далькроз был убежден, что обучать ритмике необходимо всех детей.

И действительно, дети с  развитым чувством ритма  двигаются ритмично, в танце хорошо чувствуют такт музыки, поют синхронно с музыкальным сопровождением, играют на музыкальных инструментах. Это способствует всестороннему развитию ребенка.

Любая музыкальная деятельность невозможна без развития чувства ритма, ведь это -  одна из основных музыкальных способностей ребенка.

Некоторые  дети с рождения хорошо слышат музыку,  без проблем могут шагать в ритм музыки и в такт проиграть на простом инструменте мелодию. Но есть дети, которым это дается сложно. Развить  чувство ритма, музыкальный слух очень сложный процесс.

Я работаю в МБДОУ «Детский сад №6» г. Калачинск  второй год. В течении первого года я старалась уделять внимание всем видам музыкальной деятельности. Но  при проведении мониторинга я сделала для себя вывод: недостаточно развито чувство ритма у ребят, они затрудняются при выполнении музыкально-ритмических движений, игре на музыкальных инструментах, повторе простых ритмических рисунков, музыкально-игровой деятельности. А это значит, что я что-то упустила в направлении ритмического развития воспитанников.

В настоящее время существует широкий выбор разнообразных программ по музыкальному развитию дошкольников. Я работаю по программе «Ладушки» И.М. Каплуновой и И.А. Новоскольцевой. Именно эта программа считается наиболее разработанной в отношении развития чувства ритма разнообразными средствами музыкально-двигательной деятельности. Но все же, этого оказалось недостаточно.

Я понимаю, что работу над ритмическим развитием нужно вести планомерно и системно в различных видах музыкальной деятельности. Поэтому, появилось необходимость в дополнительной работе, которая поможет мне в работе с детьми  по развитию чувства ритма.

Я поставила перед собой цель: создание условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста осознанного отношения к ритму во всех видах музыкальной деятельности, как к одному из средств музыкальной выразительности.

      Для этого в первую очередь я постаралась обогатить РППС для организации   деятельности по развитию чувства ритма; проанализировала научную и методическую литературу по вопросам развития чувства ритма у дошкольников в музыкально-двигательной деятельности.

    В сентябре 2021 года я провела мониторинг по развитию чувства ритма у ребят.  По результатам мониторинга составила для себя план работы по развитию ритмических способностей у своих воспитанников.

   Я использую многое из книги «Этот удивительный ритм» И. Каплуновой, И. Новоскольцевой.

    Важно подобрать музыку. Главное, чтобы в ней четко прослеживались музыкальные доли. Большинство детских мелодий такими и является. Поэтому подобрать музыку было легко.

  В  работе по знакомству детей с музыкальным ритмом я использую разные методы и приемы:

- музыкально-ритмические движения;

- пальчиковые игры;

- похлопывание ритма ладошками, палочками.

- игры с палочками «Палочки-игралочки», «Передай палочку соседу»;

- упражнения с предметами и без них;

- творческие сюжетные этюды «Листопад», «Метелица», «Туман», «Море шумит»…;

- Использование ритмических карточек: «Спой ритм (длительность звука)», «Прохлопай / простучи длительность», «Составь свой ритм» ;

- узнавание попевок по графическому изображению ритма или по отстукиванию ритма педагогом;

- пение по ритмическим карточкам;

- танцы (пляски). -  игры на музыкальных (шумовых) инструментах.

    Благодаря созданной мной РППС я могу разнообразить упражнения с предметами, танцы, (флажки, платочки, шарфы, ленты, ленточки на палочках, султанчики, конфеты…), упражнения с палочками (теперь ребята не просто стучат палочку о палочку, по и по самодельным барабанам, что им очень нравится). Я изготовила достаточное количество ритмических карточек (самодельных и скаченных из интернета), сделала шесть комплектов отдельных карточек с изображением разной длительности звука для составления своего ритмического рисунка (для удобства прикрепила их на палочки). Есть неплохая картотека музыкально-ритмических упражнений.

    Я планирую и дальше разнообразить материал для работы по развитию чувства ритма. Особенно мне не хватает материала для творческих сюжетных этюдов (пока использую только шарфы разной расцветки).

    К сожалению, в наше сложное время пандемии общение с родителями ограничено. Но можно общаться через родительские группы, сайт детского сада. Поэтому с помощью интернета я продолжаю общение с ними.

Консультации для родителей:  «Игры по развитию чувства ритма в музыкальной деятельности»,

 «Изготовление шумовых инструментов на дому»

Папки-передвижки:  «Слушаем музыку вместе с детьми», «Каждый ребенок талантлив с рождения», «Музыкально-ритмические упражнения».

Конечно, нельзя сказать, что все запланированное удалось, были определенные трудности и проблемы, часть из которых я старалась решать в течение года и которые еще предстоит решить в дальнейшем. Тем не менее, считаю, что данная работа дает положительные результаты в развитии музыкальных способностей детей и в частности музыкально-ритмического слуха.

При анализе своей работы я могу сделать вывод о том, что обучение в системе детей чувству ритма способствует развитию ритмических способностей. Ребята стали более  уверенными  в своих силах, с интересом выполняют упражнения, ритм стал более точным в хлопках, в работе с палочками, в игре на музыкальных инструментах.…  А значит, планомерная работа по развитию у детей чувства ритма дала свои положительные результаты.

Используемая литература.

  1. Бабаджан Т. С. и др. Музыкально-ритмическое воспитание в дошкольных учреждениях. — М., 1930
  2. Буренина А.И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей. Санкт-Петербург, 2000.
  3. Далькроз Э. Жак. Ритм // Театр и искусство. – 1922. – С.37.
  4. Дрожжина Е.Ю., Снежкова М.Б. Обучение детей танцам в детском саду// Дошкольное образование. - 2011. - № 14. - С. 9-17.
  5. Каплунова И.М., Новоскольцева И.А «Этот удивительный ритм». Композитор– Санкт-Петербург, 2005, серия «Ладушки»
  6. Колодницкий Г.А. музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей. Учебно-методическое пособие для педагогов. – М.: гном-Пресс, 2000 г. – 64 с. (Музыка для дошкольников.)
  7. Т.Э.Тютюнникова «Движение и музыка». 4/1999г. «Дошкольное воспитание».
  8. «Танцевальная ритмика» Суворовой «Топ, топ, каблучок!» И. Каплунова, И. Новоскольцева
  9. Материалы  с сайта http://ref.com.ua/
  10. URL: http://www.expeducation.ru/ru/article/view?id=11918

 

Создание развивающей предметно-пространственной среды.

5231

Упражнения с предметами под ритмичную музыку, сюжетные этюды

5232

5233

 

Как опубликовать статью?

Уважаемые педагоги, для того, чтобы разместить на страницах интернет-издания собственные работы необходимо сделать несколько простых шагов:

  1. Ознакомьтесь с требованиями к размещаемым материалам.
  2. Заполните заявку на публикацию (скачать Заявку).
  3. Оплатите за размещение материала (скачать квитанцию для оплаты) или пополните кошелек Яндекс Деньги 410015930905285.  Стоимость организационного взноса за изготовление диплома и свидетельства о публикации всего 150 рублей.
  4. На электронный адрес редакции 5.izmerenie@mail.ru отправьте письмо с темой «Публикация статьи».

    К письму должны быть прикреплены три файла:
    - статья для публикации,
    - заявка на публикацию (скачать Заявку).
    - копия оплаты оргвзноса (скан или фото).

  Как оплатить счет на сайте:

1. В личном кабинете выберите мероприятие (Педагогический электронный журнал «Пятое измерение» (Размещение публикаций) и нажмите "Оплатить".

2. Выберите способ оплаты: 

  • Оплата PayAnyWay (Монета) Возможные варианты оплаты:

- Банковские карты (VISA, MasterCard, СБП, Yandex Pay) 

- Электронные деньги (MONETA.RU, ЮМoney)

- Переводы (Почтовый перевод, Банковский перевод)

- Платежные терминалы (Московский кредитный Банк, Элекснет)

  • Оплата квитанцией через банк

 3. Укажите количество участников и нажмите "Оформить заказ".

 4. После оплаты организационного взноса,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отправьте на электронный адрес 5.izmerenie@mail.ru

 

Как оплатить по квитанции на оплату через банк:

1. Скачайте квитанцию на сайте.

2. Оплатите организационный взнос: изготовление диплома и свидетельства о публикации составляет всего 150 рублей (скачать квитанцию для оплаты) При перечислении можно воспользоваться услугами любого банка. Обязательно укажите фамилию, имя,  отчество плательщика оргвзноса!

4. После оплаты,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отсканированную или сфотографированную квитанцию необходимо отправить на электронную почту 5.izmerenie@mail.ru

 

На страницах нашего электронного журнала Вы сможете найти полезный для себя материал, обрести единомышленников, поделиться с более молодыми коллегами из других городов и регионов России своими наработками и опытом, а также опубликовать оригинальные статьи и материалы по педагогической тематике.

 Редакция сетевого издания Центра интеллектуального развития «Пятое измерение» всегда открыта к диалогу и рада сотрудничеству!

Желаем Вам успехов!

Войти

Регистрация