Опубликовано: 28.02.2022 г.
Автор: Никитина Ирина Викторовна, учитель-дефектолог
МДОУ ЦРР «Детский сад №102» г. Магнитогорск
Цель: Систематизирование знаний детей о характерных признаках весны.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- расширять представления детей о весне;
- учить детей выделять характерные признаки весны;
- учить понимать причинно-следственные связи.
Коррекционно-развивающие:
- развивать внимание, память, логическое мышление, наблюдательность, связную речь;
- обогащать словарный запас детей понятиями из темы занятия;
- развивать общую и мелкую моторику (пальчиковая гимнастика, физминутка).
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать уважительное отношение к ответам сверстников;
- способствовать формированию интереса детей к природе;
- прививать навыки сотрудничества в игре; воспитывать активность, инициативность,
Словарная работа: капель, набухают почки, ручьи, вьют гнёзда, проталина, половодье.
Материал и оборудование: Кассета с записью птичьих голосов и весенней капели, магнитофон, конверт с письмом, домик весны (на листе нарисованный), квадраты синего, зеленого, черного цвета, нарисованное солнце, прищепки, раскраски, карандаши, мнемотаблицы, образ Весны, цветок.
Предварительная работа: Наблюдения в природе на улице во время прогулки, беседы о весне, пословицы и стихи о весне, наблюдение за почками в группе (ветки в воде), пальчиковая и физкультминутка о весне, игры: «Загадки-отгадки», «Что сначала, что потом», «Продолжи предложение…» и т.д.
Ход занятия:
Дети входят в кабинет.
Дефектолог
– Ребята, поздоровайтесь с гостями…
– А сейчас, мы поздороваемся со всем окружающим миром:
– Здравствуй небо голубое,
Здравствуй солнце золотое,
Здравствуй матушка Земля,
Здравствуйте мои друзья!
– Проходите, садитесь на свои места.
Дефектолог
– День сегодня необычный,
Удивить хочу я вас.
В путешествие большое
Мы оправимся сейчас.
– Вот послушайте стихотворение и отгадайте к кому в гости мы с вами отправимся:
Светает рано по утрам,
Проталины и тут, и там.
Всех солнышко тепло ласкает.
Кто это время года знает?
Дети – Это весна.
Дефектолог – Правильно. Мы ребята, отправимся в гости к весне. Весна – символом тепла, пробуждения, радости, надежд на будущий урожай и хорошую погоду.
– А вот и дом весны. Посмотрите, висит письмо давайте, прочтем его.
Читает письмо: «Ребята, для того чтобы весна к нам вышла, вы должны выполнить задания». Весна нам приготовила задания, давайте, все выполним их.
1-е задание.
– Скажите, как называются весенние месяцы? (март, апрель, май).
Март в народе называют «протальник», почему? (Проталины – это место, где растаял снег и появилась земля). Ставлю чёрный квадрат.
Апрель – «снегогон» почему? (Весь снег в апреле тает – апрель весна воды). Когда много- полно воды называют половодье. Ставлю синий квадрат.
Май – «травень» почему? (От слова трава, в мае уже зелено). Ставлю зелёный квадрат.
Дефектолог – В каком месяце весна ранняя?
Дети –В марте.
Дефектолог – В каком месяце поздняя?
Дети – В мае.
Задание 2. Назовите приметы весны (мнемотаблица):
- Весной солнце светит ярко!
- Тает снег, появились сосульки, капель.
- Бегут ручьи, можно пускать кораблики.
- День стал длиннее, а ночь короче.
- В проталинах появились первые весенние цветы – подснежники.
- На деревьях набухают почки.
- Медведь, еж проснулись после зимней спячки.
- Заяц поменял белую шубку на серую.
- Животные весной выводят потомство.
- Прилетают из теплых краев перелетные птицы: ласточки, грачи, журавли, скворцы, соловьи….
- Птицы вьют гнезда и откладывают яйца, скоро из них вылупятся птенцы.
- Весной просыпаются насекомые.
– Ребята, я что-то слышу, это весенние звуки. Сейчас мы расслабимся и послушаем (звуки – пение птиц, капель….)
Релаксация (весенние звуки).
– А, сейчас выходите в круг, немного разомнемся.
Физкультминутка.
Солнышко, солнышко, (идут на месте)
Золотое донышко.
Гори, гори ясно, (руки вверх)
Чтобы не погасло.
Побежал в саду ручей, (бегут на месте)
Прилетели сто грачей, («летят» по кругу)
А сугробы тают, тают, (приседают)
А цветочки подрастают (тянутся на цыпочках, руки верх)
3-е задание. Выберите весеннюю одежду для мальчика Вани.
– Давайте, поможем мальчику Ване выбрать весеннюю одежду. Какую одежду мы выбрали для Вани?
(Дети полным ответом по очереди) Для Вани мы выбрали весеннюю одежду.
– Посмотрите ребята, к нам заглянуло в гости солнышко, но оно грустное. Как вы думаете, почему оно грустное?
Дети - У него нет лучиков.
Дефектолог - Покажите, мне как солнышко грустит. Нужно сделать солнышку лучики. А лучик появится, если вы скажите про солнышко какое оно…(яркое, желтое, теплое, лучистое, красивое, хорошее, круглое, ясное, ласковое, доброе…)
Дефектолог - Посмотрите, солнышко заулыбалось. Это оно вас благодарит, за то, что вы помогли ему. Какое солнышко стало веселое, покажите мне.
Действительно, Солнце – самое большое и доброе чудо. Давайте еще с солнцем поиграем.
Игра «Сравни и назови», я начинаю фразу, а вы должны ее закончить.
- Солнце желтое, как… (одуванчик, цыпленок, лимон).
- Солнце круглое, как… (мячик, апельсин, колобок).
- Солнце ласковое, как… (бабушка, мама, ветерок, теплое море).
- Солнце веселое, как… (песенка, клоун).
- Солнце теплое, как …(печка, рукавички, свитер)
- Солнышко вас благодарит за лучики и за красивые слова. Прикрепим его над домиком, пусть «светит».
4-е задание
– Весна приготовила вам загадки. Отгадки вслух не надо говорить, вы их найдите у себя на листках и раскрасите, но сначала разомнем наши пальчики.
Пальчиковая:
Идет матушка-весна,
Отворяй-ка ворота…
Первый март пришел,
Белый снег сошел.
А за ним и апрель
Отворил окно и дверь.
А уж как пришел май,
Солнце в терем приглашай!
Загадки:
Он растет красивый, нежный,
Голубой иль белоснежный.
Первым вылез на проталинке
И мороза не боится хоть и маленький.
(Подснежник)
Между веток новый дом,
Нету двери в доме том,
Только круглое окошко,
Не пролезет даже кошка. (Скворечник)
Серебристая Морковка
Прицепилась к крыше ловко.
Уцепилась за карниз
И растёт, конечно, вниз. (Сосулька)
Кто живёт на небе чистом,
Называется лучистым?
Греет, светит, глазки «слепит»,
Его очень любят дети. (Солнышко)
Итог:
– Ребята, посмотрите мы все задания Весны выполнили, а вот и весна сама пришла к нам. Весна вам дарит каждому веселое солнышко – ведь яркое солнышко это самая главная примета у Весны.
Давайте поблагодарим весну за то, что она приходит к нам каждый год. Весной хочется говорить красивые слова, будем передавать друг другу цветок и говорить красивые слова о весне. Весна, какая?
Дети: – Солнечная, тёплая, весёлая, радостная, поющая, зелёная.
– О чем мы сегодня говорили на занятии? Что вам понравилось?
– Вы сегодня очень старались, справились со всеми заданиями.